Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:56, курсовая работа
Целью работы является исследование роли естественных монополий в экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- дать понятие естественной монополии;
- обобщить причины возникновения естественных монополий;
- проанализировать основные направления реформирования естественных монополий в России;
- рассмотреть основные отрасли промышленности Российской Федерации, относящиеся к естественным монополиям;
- обозначить методы государственного регулирования естественных монополий.
Следует выделить также и еще одну, особую причину, а именно национальную безопасность. Многие из отраслей естественных монополий являются стратегически важными сферами в экономическом развитии и национальной безопасности страны, в обеспечении единого территориального, экономического и оборонного пространства государства.
Эта причина не фигурирует в числе стандартных причин естественных монополий, но для такой страны, как Россия, она имеет исключительное значение.
1.2 Роль естественных монополий в экономике России.
Естественные монополисты - это предприятия, занимающие важное место в экономике страны и способные существенно влиять на экономический рост и увеличивать его темпы, например, за счет стабильности в стоимости энергоресурсов и транспортных перевозок железной дорогой.
Своевременное переоснащение основных средств этих отраслей (так, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды степень их износа в 2005 г. составила 55,6% причем их полная стоимость почти равна стоимости основных фондов во всей обрабатывающей промышленности России – более 3 трлн. руб.)6 будет мультиплицировать технологические процессы, что крайне важно для современной России.
Обновление основных средств естественных
монополистов вызовет рост производства
в смежных и зависимых
В производстве косвенно принимают участие дорожно-строительная (в начале 2000-х гг. стоимость прокладки гравийной дороги в районах Крайнего Севера составляла порядка 5 млн. руб. за километр) и строительная отрасли, то можно говорить о существенном увеличении ВВП, числа занятых и налогов, которые поступят в бюджет впоследствии.
Естественные монополии как налоговые агенты в современной России играют решающую роль, что особенно важно в условиях трансформации экономики. Поступления в бюджет от экспорта газа и нефти позволили сформировать колоссальный стабилизационный фонд, расплатиться с большей частью внешнего государственного долга, значительно поднять экономические рейтинги России7.
Также необходимо отметить тот факт, что естественные монополисты способны оказывать влияние на политическую и общественную жизнь страны. Этот факт нередко проявляется в решениях, принимаемых органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.
Но, как правило, интересы монополий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность за пределами страны, совпадают с интересами государства. Возможно оказание влияния на сопредельные страны в целях реализации национальных экономических и политических интересов страны, укрепления внешнеэкономических позиций крупных российских товаропроизводителей, усиления интеграционных процессов.
На мировой арене Россия все более заявляет о себе как об «энергетической державе», активно влияя на энергетические рынки. Правда, здесь кроется определенная опасность для России - стать сырьевым придатком развитых стран и попасть в зависимость от стран - импортеров.
Избежать такого положения в будущем поможет только грамотная комплексная диверсификация рынков сбыта, в которой отдельное место в поставках должно отводиться не одной стране, а группе стран.
Например, проект прокладки нефтепровода и газопровода с месторождений в Западной Сибири до Тихоокеанского побережья позволит газифицировать дальневосточные районы страны, построить ряд крупных нефтеперерабатывающих заводов на территории все того же Дальневосточного округа и поставлять энергоресурсы, как минимум, четырем странам (США, Япония, Южная Корея и быстро развивающийся Китай)8.
Соответственно возрастет
Данный проект позволит экспортировать российскую нефть потребителям напрямую, минуя территорию других государств. При этом уменьшаются издержки по оплате транспортировки через эти страны и издержки, связанные с незаконным подключением к нефтепроводам и газопроводам.
Немаловажной отличительной
Особая роль естественных монополий в России вызывается и целым набором специфических факторов, присущих нашей стране (природно-климатический, географический, геополитический и др.). Эти факторы обуславливают острую необходимость стягивания огромной территории России в единое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного, оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные хозяйственные комплексы в сферах естественных монополий. В силу этого они приобретают в России государствообразующий характер, становятся «становым хребтом» национальной экономики и государства.
1.3 Государственное регулирование
естественных монополий в
Наличие естественной монополии создает определенную дилемму: общество может выиграть от производства продукции с более низкими затратами, чему может способствовать наличие единственной фирмы в отрасли, но в то же время эта фирма, пользуясь своим монопольным положением, имеет возможность устанавливать более высокие цены и изымать часть излишка потребителей.
Регулирование естественных монополий предполагает применение государственными органами экономических и правовых инструментов для проведения социально-экономической политики, целью которой является исправление и предупреждение «провалов» рынка для поддержания и укрепления общественного благосостояния.
Причина существования государственного
регулирования естественных монополий
состоит в невозможности
Задача государственного регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объема продукции с меньшими затратами, при одновременном отказе (полном или частичном) от установления монопольных цен9.
Регулирование естественных монополий может проводиться в разной форме - от прямого установления цен на продукцию до продажи лицензий на право деятельности в данной отрасли при одновременном отказе от вмешательства в оперативное управление фирмы. Для выбора конкретного метода регулирования недостаточно одного только установления факта субаддитивности затрат.
В современной экономической
Ценовые методы регулирования выступают
основой регулирования
Неценовые методы по времени возникновения совпадают с ценовыми методами, но на практике и в распространенности применения уступают им.
Можно выделить следующие виды ценовых
и неценовых методов
К неценовым методам
Основной причиной для разработки
неценовых методов
Посредством неценовых методов формируются определенные условия, в которых монополист способен извлекать прибыль от ведения хозяйственной деятельности, не завышая цены или устанавливая их уровень на оптимальном для общества значении.
Исходя из необходимости государственного регулирования естественных монополий и недостатков ценовых методов регулирования, можно выделить следующие причины происхождения неценовых методов регулирования.
- способность перестраивать экономическую структуру и хозяйственные цели монополиста;
- повышение качества продукта и услуг;
- повышение прозрачности финансовых потоков и увеличение инвестиционной привлекательности отрасли;
- соблюдение общественных интересов и обеспечение национальной безопасности страны;
- сохранение контроля государства над отраслью;
- эффективность применения в долгосрочном периоде;
- эффективное управление без текущего вмешательства государства в хозяйственную деятельность монополист;
Дальнейшее развитие системы регулирования будет связано непосредственно с ходом реформирования естественных монополий.
На конкурентных рынках роль государства в ценообразовании будет снижаться и, в конечном счете, его основной задачей должно стать обеспечение свободного и равного доступа к инфраструктуре для потенциальных участников, а также лицензирование и контроль над соблюдением «правил игры».
Очевидно, чем ниже степень интеграции естественных монополий и чем больше субъектов в организуемых конкурентных рынках, тем меньше возможностей монополистического поведения, тем ниже предполагаемая степень регулирования. В настоящий же момент определяющее значение имеет политика государства по централизованному установлению тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки.
2 Естественные монополии в
2.1 Электроэнергетический комплекс
Электроэнергетика - одна из наиболее продвинутых в сфере российских естественных монополий. Она моделировалась по классическим принципам: отделение сетей от производственной составляющей (генерации) и развитие конкурентных отношений на стадии генерации и создание реально функционирующего рынка электроэнергии, последующая приватизация генерирующих мощностей с целью привлечения частных инвестиций в отрасль.
В российской электроэнергетике традиционно отпускные тарифы для населения существенно занижены по сравнению с объективно необходимым для нормального воспроизводства уровнем.
Тарифы же для промышленных потребителей, напротив, сильно завышены. Промышленность, таким образом, субсидирует население.
Предприятия стремятся найти для себя более благоприятные варианты. Перекрестное субсидирование реализуется в рамках конкретных территориальных энергосистем - нескольких десятков АО-энерго, объединяющих генерацию, передачу и распределение электроэнергии.
Промышленные
потребители прямо
На практике это поставило энергосистемы перед дилеммой - либо признать свое потенциальное банкротство, либо единовременно повысить в разы тарифы для населения11.
На оптовом рынке потребителя электроэнергии в обязательном порядке прикрепляют к определенному поставщику и устанавливают ему тариф. Руководство РАО ЕЭС полагает, что, прежде чем реально обеспечить недискриминационный доступ к сетям, необходимо четко определить на государственном уровне круг субсидируемых потребителей энергии (в их числе, конечно, и население).
При этом следует открыто обозначить категории субсидируемых и субсидирующих, зафиксировав для них соответствующие тарифы. Льготные же тарифы для субсидируемых должны быть ограничены официальной нормой потребления на одного человека (в киловатт-часах).
Одновременно на федеральном уровне нужно установить прямую надбавку к тарифу для субсидирующих. Такая система мер позволит перевести проблему перекрестного субсидирования с регионального уровня на федеральный, выработать ясную стратегию ее поэтапного решения, а также определить источники и направления расходования средств.