Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:56, курсовая работа
Целью работы является исследование роли естественных монополий в экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- дать понятие естественной монополии;
- обобщить причины возникновения естественных монополий;
- проанализировать основные направления реформирования естественных монополий в России;
- рассмотреть основные отрасли промышленности Российской Федерации, относящиеся к естественным монополиям;
- обозначить методы государственного регулирования естественных монополий.
Общие размеры убытков ОАО «РЖД» от организации пассажирского сообщения в 2006 году составили 43 млрд. рублей. Основным источником их покрытия являются доходы от организации грузовых перевозок.
В целом, размер перекрестного субсидирования составляет 6–10% от общей выручки железнодорожного транспорта от грузовых перевозок.
До 2007 года субсидии федерального бюджета на покрытие убытков в пассажирском сообщении не выделялись. Для сокращения перекрестного субсидирования пассажирских перевозок грузовыми правительство РФ начиная с 2007 года выделяет средства из федерального бюджета.
В бюджете России на 2007–2009 годы предусмотрены дотации на покрытие убытков пассажирских перевозок в дальнем следовании:
- в 2007 году — 10,9 млрд. рублей;
- в 2008 году — 16,4 млрд. рублей;
- в 2009 году — 22,0 млрд. рублей18.
Тарифная политика на железнодорожном транспорте, единственная из всех отраслей промышленности и естественных монополий, содержит прямое перекрестное субсидирование не только между населением и промышленными потребителями, но и между отраслями и предприятиями.
На практике это реализовано в структуре железнодорожных грузовых тарифов, которые сформированы на основании «платежеспособности груза».
Однако, запланированное дальнейшее сокращение сферы тарифного регулирования и упразднение инструментов государственного регулирования может привести к ухудшению социально-экономического положения в стране, вследствие существенного отклонения реального положения дел от прогнозов правительства РФ.
С 2011 планируется также рыночное регулирование вагонной составляющей тарифов на железнодорожные грузовые перевозки, которая составляет от 5 до 15% от всего тарифа (в сфере государственного регулирования останутся инфраструктурная и локомотивная составляющие тарифа).
При этом предусмотрено 100%-ное госрегулирование для населения цен на газ, электроэнергию и железнодорожных тарифов на пассажирские перевозки в плацкартных вагонах. В этой ситуации правительство планирует снижение к 2020 году темпов роста тарифов на услуги естественных монополий до 1–2% в год (рисунок 5).
Рис.5 – Динамика роста тарифов на железнодорожные перевозки
в 2004-2007гг.
Однако достижение таких показателей проблематично. Во-первых, рыночное ценообразование подразумевает сокращение до минимального уровня вмешательства государства в этот процесс, а недостаток электроэнергии и газа на рынке приведет к росту цен на них.
Во-вторых, необходимость реализации масштабных инвестиционных программ в естественно-монопольных отраслях может вызвать кратный рост инвестиционной составляющей в тарифе.
В-третьих, переход на ценообразование на газ по системе net back поставит внутренние цены на газ в зависимость от мировых, что может привести к их дальнейшему росту19.
В случае роста цен выше запланированного уровня у государства не будет эффективных инструментов влияния на ценообразование. Рост издержек естественных монополий в настоящее время превышает темпы роста инфляции.
У естественных монополий нет стимулов к снижению издержек, а у государства нет готовых инструментов заставить естественные монополии их снижать. А рыночное ценообразование и вовсе делает эту затею призрачной, так как в естественно-монопольных секторах рынка нет.
Фактически только ценообразование в пассажирских перевозках может быть ограничено конкурентными предложениями других видов транспорта и получить стимулы к снижению внутренних издержек при рыночном ценообразовании, поскольку уже в настоящее время существует эффективная конкуренция с другими видами транспорта.
Заключение
Естественные монополии
На предприятиях этих структур задействовано
4% занятых в экономике и
Эффективность функционирования естественных монополий определяет конкурентоспособность экономики России на международных рынках, не говоря уже об инфраструктурном обеспечении всей жизнедеятельности страны.
Именно несоответствие структур естественных монополий и системы их государственного регулирования достигнутой степени развития рыночных отношений и условий интеграции в мировое экономическое пространство обусловило необходимость реформирования этой области.
В реформах монополий тесно переплетаются
собственные экономические
- самих монополий, совмещающих в себе как естественно-монопольную сферу (инфраструктуру), так и потенциально конкурентные виды деятельности;
- независимых от монополий производителей, для реализации товаров и услуг которых необходима инфраструктура монополий и инвесторы;
- промышленных потребителей указанных товаров и услуг.
Государство достаточно жестко регулирует в настоящее время деятельность монополий, причем как в естественно-монопольном, так и в потенциально конкурентных секторах, что ограничивает получение желаемого уровня доходов и инвестиций.
Задача государства в этих условиях - сбалансировать интересы всех участников процесса, обеспечив при этом сохранение стабильности в экономике и устойчивого роста.
Литература
[ Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный.
1 Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономика. - 2003. - № 4. - С.274.
2 Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» // КонсультантПлюс: Версия Проф: Справочно-правовая система.
3 Дерябина М.Н. Реформирование естественных монополий: теория и практика, Изд-во ИНФРА-М, 2006. – С.38.
4 Естественные монополии России / под общ.ред. Ю.З.Саакяна; Институт проблем естественных монополий. – М.: ИПЕМ, 2007 – С.102.
5 Кононков П.Ф. «Естественные монополии: теория вопроса» // Проблемы рыночной экономики и права, М., 2005. – С.16.
6http://www.gks.ru/wps/portal/
7 Матин А.А.Регулирование естественных монополий как фактор экономического роста // Вопросы экономических наук.- М: Компания «Спутник +» - 2006.- №3. – С.10.
8 Бутыркин А.Я. Проблемы реформирования естественных монополий // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 12. - С.5.
9 Естественные монополии России / под общ.ред. Ю.З.Саакяна; Институт проблем естественных монополий. – М.: ИПЕМ, 2007 – С.116.
10 Янков Ю.П. К вопросу о совершенствовании системы государственного регулирования деятельности естественных монополий // Вестн. мол. ученых БГУЭП (Прилож. к «Изв. БГУЭП»). - 2002. - № 1(2). - С.65.
11Дерябина М.Н. Реформирование естественных монополий: теория и практика, Изд-во ИНФРА-М, 2006. – С.38.
12 Дерябина М.Н. Реформирование естественных монополий: теория и практика, Изд-во ИНФРА-М, 2006. – С.43.
13http://www.gks.ru/wps/
14 Дерябина М.Н. Реформирование естественных монополий: теория и практика, Изд-во ИНФРА-М, 2006. – С.81.
15 Дерябина М.Н. Реформирование естественных монополий: теория и практика, Изд-во ИНФРА-М, 2006. – С.73.
16 Дерябина М.Н. Реформирование естественных монополий: теория и практика, Изд-во ИНФРА-М, 2006. – С.75.
17 http://www.rostransport.com/in
18 Саакян Ю.З. Тарифное регулирование в естественно-монопольных секторах: состояние и перспективы // Транспорт Российской Федерации, 2007. - №12. – С.24.
19 Естественные монополии России / под общ.ред. Ю.З.Саакяна; Институт проблем естественных монополий. – М.: ИПЕМ, 2007 – С.82.