Естественные монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 20:13, реферат

Описание работы

В данной работе рассматривается сущность естественных монополий, способы их регулирования, а также проблемы реформирования этого вида монополий в экономике России. 

Содержание работы

• Введение…………………………………………………………………3
• Сущность естественных монополий…………………………………...4
• Проблемы реформирования естественных монополий в России……7
• Заключение……………………………………………………………...14
• Список использованной литературы…………………………………..15

Файлы: 1 файл

реферат Проблемы реформирования естественных монополий в России.docx

— 29.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

  • Введение…………………………………………………………………3
  • Сущность естественных монополий…………………………………...4
  • Проблемы реформирования естественных монополий в России……7
  • Заключение……………………………………………………………...14
  • Список использованной литературы…………………………………..15

 

 

Введение

Термин «монополия» в  современной экономике имеет  скорее негативную коннотацию. Монополия ассоциируется с вытеснением конкурентов с рынка, созданием барьеров на пути новых производителей, ценовым давлением на потребителей и поставщиков, в отдельных случаях – с попытками давления на государство. Чтобы предотвратить возникновение таких явлений, государство уделяет большое внимание антимонопольному регулированию.

Однако следует помнить  о том, что в ряде ситуаций монопольный контроль над рынком является единственным возможным вариантом обеспечения устойчивого развития соответствующей отрасли экономики и полностью соответствует интересам как потребителей, так и государства, тогда как конкуренция, напротив, привела бы к росту производственных издержек и вызвала бы увеличение расходов потребителей. Речь идет о так называемых естественных монополиях.

В данной работе рассматривается  сущность естественных монополий, способы  их регулирования, а также проблемы реформирования этого вида монополий  в экономике России. 

Понятие «естественная  монополия»

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [1].

Таким образом, естественная монополия соответствует той, и только той рыночной ситуации, когда эффективное производство и распределение любого объема продукции или услуги возможно лишь при наличии единственной фирмы-производителя. Этот критерий можно описать как субаддитивность издержек.

Издержки являются субаддитивными, если их величина для одной фирмы меньше, чем для двух и более, при определенном общественно обусловленном уровне производства. Наличие конкурентов в этой ситуации ведет к неоправданным затратам на создание параллельной инфраструктуры (например, на прокладку еще одной железной дороги).

Такая специфическая ситуация возникает в результате действия трех факторов:

1) особенности технологии. Если несколько обобщить, то можно констатировать, что существование естественной монополии обуславливается объективными физическими законами (которые лежат в основе используемой технологии);

2) уникальность продукции  и ресурсов. Уникальность товаров  или услуг, произведенных естественными монополистами, заключается в невозможности их замены на другие товары или услуги из-за особых потребительских свойствах. Большую роль играют также ресурсы, используемые естественными монополистами для выпуска товаров и услуг. К таким ресурсам можно отнести, в частности, инфраструктуру (производственный комплекс) и само сырье, из которого производится товар (например, контроль над определенным месторождением вполне способен породить естественную монополию);

3) высокие барьеры входа  на рынок. Хотя предполагается, что этот фактор имеет наибольшее значение не столько для формирования новых естественных монополий, сколько для сохранения уже сложившимися монополиями своего статуса (поскольку конкуренты не могут позволить себе инвестировать в проект со столь высокими издержками), однако это не совсем так. Высокий барьер входа на рынок автоматически делает естественным монополистом компанию, которая согласилась взять на себя соответствующие риски и успешно преодолела этот барьер. Иными словами, барьеры для входа на рынок позволяют естественным монополиям не только удерживать свой статус, но и получать его.

Если монополия возникла в результате действия хотя бы одного из перечисленных выше факторов, то она может быть отнесена к естественным.

Прочие факторы, обуславливающие  наличие монополии, типичны как  для естественных, так и для традиционных монополий, и критериями разграничения быть не могут. К этим факторам можно отнести:

1) экономия на разнообразии

2) вертикальная интеграция  деятельности

3) наличие секрета или  патента

4) соответствие требованиям  национальной безопасности.

Польза от естественной монополии  для национальной экономики заключается не только в том, что они обеспечивают более низкие издержки ведения определенной деятельности, но и в том, что будучи крупными по размеру компаниями и единственными операторами в какой-либо сфере, они способны аккумулировать значительные ресурсы для реализации общественно важных проектов с длительными сроками окупаемости. Например, ключевой для формирования геоэкономической роли России проект трансевразийского транспортного коридора [2] может быть реализован только действующей инфраструктурной монополией – Российскими железными дорогами.

 Очевидно, что естественные монополии играют стратегическую роль в экономике страны в силу своего масштаба (фактически охватывая целую отрасль) и значимости своей деятельности для обеспечения общественного благосостояния (поскольку иные компании вести тот же вид деятельности не в состоянии). По этой причине государство, желая создать для таких монополий благоприятные условия ведения бизнеса, но при этом, стремясь защитить своих граждан от возможного недобросовестного поведения естественного монополиста, берет на себя функцию регулирования и контроля естественных монополий.

 

Проблемы реформирования естественных монополий в России

Во многих публикация, касающихся естественных монополий, границы между понятиями «контроль» и «регулирование» часто неопределенны. Как правило, эти слова употребляются как синонимы. Согласно «Современному экономическому словарю» контроль – «составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами,  положениями, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями» [3]. Термин «регулирование», как правило, понимается как контроль над установлением тарифов и цен. Отмечается, что регулирование качества услуг, контроль соблюдения правил поведения на рынке, лицензирование, обеспечение доступа к инфраструктуре, к сожалению, недостаточно институционализированы. Кроме того, отсутствует понимание неразрывности комплекса регулирующих воздействий на те или иные сферы деятельности» [5]. Такой подход к регулированию оказывает влияние на деятельность естественных монополий и может привести к недостаточному удовлетворению спроса потребителей, снижению ВНП и другим негативным последствиям.

ФЗ РФ «О естественных монополиях»  предусматривает применение органами регулирования естественных монополий двух основных методов: ценового, осуществляемого установлением цен (тарифов) или их предельного уровня, и неценового, заключающегося в определении потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установлении минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Выбор метода регулирования  осуществляет сам регулирующий орган  и осуществляет применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности. При этом учитывается стимулирующая роль указанных методов в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них, а также оценивается обоснованность затрат. Во внимание принимаются:

  • издержки производства (реализации) товаров;
  • налоги и другие платежи; стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;
  • прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);
  • удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;
  • соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;
  • государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

Главным регулятивным органом  в России является Федеральная энергетическая комиссия, спектр полномочий которой достаточно широк.

В соответствии с Федеральным  законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» видами деятельности, относящимися к сфере естественной монополии, являются:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

На сегодняшний день в  Российской Федерации имеются три  крупнейших субъекта – естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газообеспечения и железнодорожного транспорта, которые могут быть квалифицированы как угрозы экономике государства в целом и развитию конкурентных отношений в частности:

1) Угроза сохранения власти  естественного монополиста в  потенциально конкурентных сегментах  и его экспансия на смежные  рынки.

Наличие этой угрозы обусловлено  созданием на базе субъектов естественных монополий вертикально-интегрированных  структур.

Субъекты естественных монополий  изначально стали формироваться  как вертикально-интегрированные  структуры (холдинги), в которых обособлены отдельные бизнес-процессы. Часть  таких подразделений должна была быть выведена на конкурентный рынок  в виде самостоятельных предприятий. Однако, одной из задач, поставленных перед естественными монополиями, стала задача обеспечения собственной  финансовой устойчивости. Поэтому естественные монополии не только сохранили контроль за своими дочерними компаниями, действующими на смежных рынках, но стали расширять сферу своих интересов и на непрофильные для этих компаний, но обещающие высокий доход, виды деятельности.

Являясь ключевым субъектом  рынка и зачастую выступая его  прямым или косвенным регулятором, и получив легитимную возможность  строить на своей базе посредством  создания дочерних обществ холдинговую  структуру, субъекты естественной монополии  начали активно распространять свое влияние на смежные рынки, расширяя свое присутствие на все звенья производственной цепочки. Так, например, по состоянию на 31.12.2007 г., в списке аффилированных с ОАО «РЖД» лиц было 117 хозяйствующих субъектов, включая, такие хозяйствующие субъекты, как ОАО «Порт Усть-Луга транспортная компания» и ОАО «РейлТрансАвто», взаимодействующие с грузовладельцами в качестве экспедиторов.

Одновременно, работающие в  потенциально конкурентных сегментах  рынка, дочерние общества ОАО «РЖД»  получают в свой уставной капитал  такие элементы инфраструктуры, как  пути для отстоя вагонов, ремонтные  предприятия, оборудование и сооружения грузовых станций.

В качестве примера участия  субъекта ЕМ в конкурентных секторах можно привести такие дочерние общества ОАО «РЖД», как ОАО «Рефсервис» и ОАО «Трансконтейнер». В частности, при образовании ОАО «Рефсервис» в его уставной капитал было передано три из пяти специализированных ремонтных депо, на которых разрешено осуществлять ремонт подвижного состава, специализированного под перевозки скоропортящихся грузов, а также станционные подъездные пути и пути для отстоя вагонов на ряде железных дорог. А ОАО «Трансконтейнер» получило контроль над контейнерными площадками на 47 грузовых станциях, открытых под погрузку крупнотоннажных контейнеров. Таким образом, указанные хозяйствующие субъекты изначально получили существенные конкурентные преимущества на своих целевых рынках.

Аналогично выглядит ситуация и с ОАО «Газпром», который  является материнской компанией  для доминирующего в России переработчика  попутного нефтяного газа – компании ОАО «Сибур Холдинг». При этом, в соответствии с условиями договора купли-продажи акций от 28 сентября 2005 г. 72,663% акций ОАО «Сибнефть» были переведены аффилированными структурами Millhouse Capital в адрес компании «Газпром Финанс Б.В.» (100% дочерняя компания ОАО «Газпром»). Учитывая то, что ранее «Газпром» приобрел 3,016% акций «Сибнефти» у АБ «Газпромбанк» (ЗАО), «Газпром» получил контроль над 75,679% акций ОАО «Сибнефть».

В этой же связи можно  упомянуть факт подписания в феврале 2007 года ОАО «Газпром» и ОАО  «Сибирская угольная энергетическая компания» (ОАО «СУЭК») Протокола о намерениях, в соответствии с которым стороны  заявляют о намерении создать  совместную компанию на основе имеющихся  у них электроэнергетических  и угольных активов.

Информация о работе Естественные монополии