Естественные монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 20:13, реферат

Описание работы

В данной работе рассматривается сущность естественных монополий, способы их регулирования, а также проблемы реформирования этого вида монополий в экономике России. 

Содержание работы

• Введение…………………………………………………………………3
• Сущность естественных монополий…………………………………...4
• Проблемы реформирования естественных монополий в России……7
• Заключение……………………………………………………………...14
• Список использованной литературы…………………………………..15

Файлы: 1 файл

реферат Проблемы реформирования естественных монополий в России.docx

— 29.17 Кб (Скачать файл)

Одновременно, усиливаются  позиции ОАО «Газпром» и в  сфере добычи энергоресурсов. Этому  способствует Распоряжение Правительства  РФ от 28 ноября 2007 г. N 1707-р, в котором  был дан перечень имеющих стратегическое значение для газоснабжения Российской Федерации месторождений газа, отнесенных к объектам федерального значения. По экспертной оценке, такое решение  Правительства фактически означает административное распределение наиболее привлекательных газовых месторождений, приоритет в котором будет  отдан ОАО «Газпром».

2) Угроза, связанная с  целевым инвестированием производственных  мощностей и инфраструктурного  комплекса естественной монополии.

В настоящее время в  Российской Федерации наблюдается  значительный износ основных фондов естественно-монопольных сегментов  экономики.

Так, экспертным сообществом  уже неоднократно отмечался недостаток в России имеющихся генерирующих мощностей в электроэнергетике. Так, по состоянию на 2005 г., 25% действующего основного электроэнергетического оборудования работало за пределами  установленного ему ресурса, а к 2010 году ожидается рост этого показателя до 37%. При этом износ энергосетей  в сельской местности может доходить до 75%.

Выдвинутые в процессе реформирования для естественных монополий  требования по достижению финансовой устойчивости и росту капитализации, создали предпосылки для смещения интересов финансово-инвестиционной политики указанных хозяйствующих  субъектов в сторону покупки  пусть непрофильных, но высокорентабельных активов. Затем, наиболее привлекательный для естественных монополий, механизм совместных инвестиций в развитие инфраструктуры (в т.ч. как государственно-частное партнерство) может получить наибольшее развитие в очень узких, не приоритетных для экономики РФ направлениях. Так, развитие электроэнергетических мощностей может, по экспертным оценкам, приобрести локальный характер, преимущественно под иностранного потребителя и ограниченный круг внутренних холдинговых структур. В тоже время, развитие железнодорожной инфраструктуры может пойти по пути усиления направлений «район добычи сырья – порт, пограничный переход», что в принципе противоречит стратегии промышленного развития РФ.

3) Угроза роста ценового  давления на экономику со стороны  естественных монополий, вследствие  их сохраняющейся неэффективности.

В настоящее время в  связи с тем, что у естественных монополий отсутствует эффективный  механизм снижения издержек, усугубляющийся ростом расходов по трансакционным операциям, связанным с большим числом имеющихся у них подрядчиков и дочерних структур, становится все более вероятной угроза ценового давления на экономику со стороны естественно-монопольных структур.

Естественные монополии  в Российской Федерации являются ключевым, базовым элементом для  всей экономики страны. С одной  стороны, это объясняется географической удаленностью субъектов производства и потребления внутри хозяйственного комплекса. С другой стороны, в структуре  промышленного производства Российской Федерации доминирует продукция  низких степеней переработки, в затратах на производство которой преобладают  расходы на услуги естественных монополий. Динамикой цен на услуги, предоставляемые  естественными монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в  хозяйственном комплексе Российской Федерации в целом, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности  экономики страны. Помимо указанной  роли, на естественные монополии возложена  нагрузка, связанная с исполнением  социальных функций. Устойчивость работы инфраструктуры и издержки по ее содержанию непосредственным образом сказываются на уровне жизни населения.

Реформы естественных монополий  должны стать составной частью общей  стратегии социально-экономического развития страны. Пока же складывается обратная ситуация: основными инициаторами реформ и их идейными наполнителями  являются монополии, борьба заинтересованных сторон вокруг концепций реструктуризации и содержания законов обостряется, а последствия реформ для экономики так никто и не оценил. Необходим комплексный анализ, который даст ответ, в том числе и на вопросы, каким образом динамика цен естественных монополий повлияет на региональную специфику производства, финансовое положение предприятий-потребителей и инвестиционные процессы. Пренебрежение этими вопросами в итоге может инициировать замедление экономического роста и усиление региональных диспаритетов.

 

Заключение

 

Естественные монополии  в Российской Федерации являются ключевым, базовым элементом для всей экономики страны. От их функционирования зависит развитие всей экономики страны и темпы экономического роста.

Но в России существует ряд проблем, связанных с естественными  монополиями. Поэтому необходимо, чтобы реформы естественных монополий стали составной частью общей стратегии социально-экономического развития страны.


Информация о работе Естественные монополии