Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 17:05, реферат
Изменение мира в конце XX в., развитие локальных конфликтов по — новому поставили вопрос о развитии международного сотрудничества и интеграционных процессов. Эти реальности также приобрели ряд новых черт на рубеже веков. Существенные изменения, связанные с сотрудничеством и интеграционными процессами, произошли как на глобальном, так и на региональном уровнях.
На глобальном уровне одна из наиболее интенсивно проявляющихся тенденций интеграционных процессов — развитие транснациональных организаций (международных неправительственных организаций).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3
Понятие международной экономической интеграции...…………….…..……...4
Европейский союз как модель современной интеграции…….…….…………..7
Мировой опыт интеграционных образований……….………………………….8
Евразийское экономическое сообщество………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………
ВВЕДЕНИЕ
Изменение мира в конце XX в., развитие локальных конфликтов по — новому поставили вопрос о развитии международного сотрудничества и интеграционных процессов. Эти реальности также приобрели ряд новых черт на рубеже веков. Существенные изменения, связанные с сотрудничеством и интеграционными процессами, произошли как на глобальном, так и на региональном уровнях.
На глобальном уровне одна из наиболее интенсивно проявляющихся тенденций интеграционных процессов — развитие транснациональных организаций (международных неправительственных организаций). Они не представляют государственные структуры и объединяют людей на основе профессиональных и иных интересов (например, обеспокоенности экологическим состоянием планеты). В рамках этих организаций происходит интенсификация контактов, что заставляет порой говорить об уменьшении роли государств на международной арене, ставит под сомнение механизмы межгосударственного сотрудничества, сложившиеся в прошлом. Прежде всего, усиливается критика международных организаций как недостаточно эффективного института международного сотрудничества. Критическим нападкам подвергается в первую очередь ООН. Однако на межгосударственном уровне усиливается тенденция сотрудничества в отношении глобальных проблем мира — таких, как борьба против терроризма, наркотиков, сотрудничество в области экологии. Эти проблемы интенсивно обсуждаются на множестве форумов самого разного уровня. В результате создаются дополнительные инфраструктуры, способствующие реализации сотрудничества в этих областях.
Говоря о сотрудничестве в современном мире, необходимо иметь в виду, что эти процессы идут достаточно противоречиво: они не исключают, а предполагают возникновение конфликтных ситуаций. Однако важнейшим моментом является то, как эти конфликты решаются. Сотрудничество и развитие интеграционных процессов предполагают, что такое разрешение будет осуществляться только путём переговоров.
Необходимость решения проблем, урегулирования международных конфликтов, развития международного сотрудничества и интеграции привела к тому, что во второй половине XX в. резко возросло число ведущихся переговоров, расширился круг обсуждаемых проблем, всё большее число людей стало вовлекаться в переговорный процесс в качестве участников, экспертов, переводчиков и т.п. усложнились проблематика и организационная структура переговорных процессов.
ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Интеграция (от лат. integer -- целый) - означает
объединение экономических субъектов,
углубление их взаимодействия, развитие
связей между ними. Экономическая интеграция
имеет место, как на уровне национальных
хозяйств целых стран, так и между предприятиями,
фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая
интеграция проявляется в расширении
и углублении производственно-
Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio - восстановление) - взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» - в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.
В настоящее время, международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.
Для более четкого понимания сути интеграции выделим ее наиболее характерные черты. Они суть следующие.
Во-первых, экономическую интеграцию отличает очень высокий уровень международного разделения труда и хозяйственной кооперации. Между связанными интеграцией странами развивается интенсивный, благодаря льготным условиям обмен товарами, услугами, капиталами и трудовыми ресурсами
Во-вторых, эти страны проводят общую согласованную внутреннюю и внешнюю политику в торговле, сельском хозяйстве транспорте, в валютной и других сферах.
В-третьих, в условиях экономической интеграции сферы сотрудничества стран постоянно расширяются, между ними осуществляются общие проекты, организуются совместные предприятия, банки, валютные союзы, коллективные валютные единицы и т.д.
Основными предпосылками интеграции являются:
1. Сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран. В случае несовместимости экономических параметров заключаются преференциальные соглашения либо между отдельными странами, либо между интеграционным объединением и страной. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам. Преференциальные соглашения рассматриваются как подготовительный этап интеграционного процесса. Действие данных соглашений продолжается до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы экономические условия, сопоставимые с условиями более развитых стран.
2. Территориальная близость интегрирующихся стран, наличие общих границ, признание территориальной целостности и сложившихся границ. Данный фактор позволяет минимизировать затраты на транспортные перевозки
3. Демонстрационный эффект: в интегрирующихся странах происходит ускорение темпов экономического роста, увеличивается занятость населения, наблюдается снижение инфляции и прочие положительные сдвиги, что оказывает стимулирующее воздействие на другие страны.
4. Политические режимы понимают выгодность интеграции, стремятся выработать общий курс и определить этапы интеграции, а также обеспечить постепенную передачу отдельных полномочий наднациональным органам. Появление таких органов является показателем ступеней интеграционного развития.
Интеграция, в свою очередь, может быть мирового и регионального масштабов. Интеграция мирового масштаба основывается на развитии мирового производства, мирового рынка и коммуникаций.
Международная экономическая интеграция позволяет странам получить следующие преимущества:
- дает более широкий доступ
к ресурсам: финансовым, материальным,
трудовым, к технологиям в масштабах
всего региона, а также позволяет
производить продукцию в
- экономическое сближение стран
создает привилегированные
- позволяет интегрирующимся
- углубление международного
- расширяется экономическое
- создается более стабильная
ситуация для развития
- страны имеют возможность
- расширенное экономическое
- создается благоприятная
- преодолевается фактор
Региональная интеграция в Западной Европе не является новым феноменом – первые крупные интеграционные инициативы относятся к XIX веку. Так, в 1828 г. был создан Таможенный союз Пруссии с Гессен-Дармштадтом, за которым последовали Таможенный союз Баварии и Вюртемберга, Северо-германский налоговый союз, Германский валютный союз и др. Эти интеграционные инициативы привели к образованию Германской империи.
Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции.
Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне, прежде всего для Германии, разделенной на несколько оккупационных зон, насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.
К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федеративный и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т. е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.
Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) вступило в действие с 1 января 1994 года на территории США, Канады и Мексики. Первой акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация «плана Эббота», целью которого было стимулирование инвестиций США в канадскую экономику. Этот план был принят в 1947 году, а в 1959 году США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство.
В 1988 году было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле, согласно которому в течение 10 лет между США и Канадой должна сформироваться зона свободной торговли.
Изменение политической и экономической ситуации в мире в конце 80-х гг. ХХ в., активизация интеграционных процессов в Европе и АТР, конкуренция со стороны Японии вновь подняли вопрос о создании НАФТА, которая, по словам Б. Клинтона, «должна была стать основой для продвижения к объединению Латинской Америки».
США, Канада и Мексика рассматривали значение НАФТА с различных позиций. В интересах Америки НАФТА было призвано обеспечить приращение экономической и геополитической мощи США. Оно было частью стратегической политики США, направленной на достижение доступа для американских инвестиций, объединения высоких технологий США с дешевой рабочей силой и богатыми природными ресурсами Мексики. НАФТА было хорошей возможностью развивать экономическую мощь, лидерство и всемирное влияние Америки. Участвуя в создании зоны свободной торговли с Канадой и Мексикой, США гарантировали себе беспрепятственный доступ к богатым ресурсам своих соседей.
Устранение таможенных тарифов привело к значительному увеличению экспорта Соединенных Штатов в Мексику, прорыву на обширный мексиканский потребительский рынок, который должен был «оказывать содействие созданию рабочих мест в США и значительно укрепить конкурентоспособность американских товаров во всем мире».
Кроме того, в условиях интенсификации глобальных интеграционных процессов Мексика должна была сыграть роль «коридора» к перспективным рынкам Южной Америки. В то же время для Мексики НАФТА открывает путь к созданию целостного рыночного пространства континентального масштаба. Речь идет о демонтаже не только торговых барьеров, но и о либерализации режима иностранных инвестиций, миграции рабочей силы и прочих аспектах обеспечения «прозрачности» границ между тремя странами Северной Америки. Подавляющее большинство этих барьеров уже устранено, полная их ликвидация и слияние трех национальных рынков возможно в ближайшие 12-15 лет. Развитие интеграционного комплекса в регионе происходит в направлении, которое отвечает интересам более сильной стороны – американских транснациональных компаний (ТНК), капитал которых занимает лидирующие позиции в целом ряде областей соседних стран. Для США канадский рынок является крупнейшим, его роль чрезвычайно велика.