Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 17:05, реферат
Изменение мира в конце XX в., развитие локальных конфликтов по — новому поставили вопрос о развитии международного сотрудничества и интеграционных процессов. Эти реальности также приобрели ряд новых черт на рубеже веков. Существенные изменения, связанные с сотрудничеством и интеграционными процессами, произошли как на глобальном, так и на региональном уровнях.
На глобальном уровне одна из наиболее интенсивно проявляющихся тенденций интеграционных процессов — развитие транснациональных организаций (международных неправительственных организаций).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3
Понятие международной экономической интеграции...…………….…..……...4
Европейский союз как модель современной интеграции…….…….…………..7
Мировой опыт интеграционных образований……….………………………….8
Евразийское экономическое сообщество………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………
Более того, значительные инвестиции США и Канады в экономику Мексики, с одной стороны, оказывают содействие развитию промышленности и повышению благосостояния населения страны, что дает им возможность потреблять товары американского производства. Но с другой стороны, ликвидация тарифов в определенной степени оказала содействие процессу массового перебазирования производств из США в Мексику, где рабочая сила намного дешевле (в 1990-х годах мексиканский работник в среднем получал до 1 доллара в час, американский – 10-11). Кроме того, отдельной темой является мексиканская нефть. Американская сторона использовала НАФТА как способ обойти конституцию Мексики, которая запрещает иностранные капиталовложения в нефтяную промышленность. Кроме того, намерения Клинтона относительно ратификации НАФТА объяснялись не только экономическими, но и политическими факторами. «НАФТА – необходимый элемент стратегии соперничества, который направлен на усиление влияния США как на континенте, так и за его пределами».
Мексике НАФТА было необходимо для успешного выполнения экономических реформ, модернизации экономики. Мексика добилась обеспечения доступа на крупнейший в мире рынок и надежного инвестиционного климата в стране. Она рассчитывает ускорить темпы своего развития и приблизиться по уровню к промышленно развитым странам.
Правительство Канады считало, что участие в НАФТА позволит более тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль. Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом обороте Канады составляла около 70 %, и наоборот, доля Канады – 20 %. Это высокий показатель, если учесть, что в ЕС доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20 %, а доля Франции – чуть выше 10 % .
НАФТА – первое соглашение, подписанное между развивающейся страной и двумя высокоразвитыми странами. По экономическому потенциалу США занимают первое место в мире, Канада – 6–7-е место, а Мексика не входит и во вторую десятку развитых стран мира.
Автором идеи формирования Евразийского союза и активным проводником возрождения евразийской цивилизации стал Н. А. Назарбаев. Началом в разработке и распространении евразийской стратегии Президента Н. А. Назарбаева стало его выступление в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова 29 марта 1994 года, где он выдвинул проект создания Евразийского союза (ЕАС). Практическим воплощением этой идеи стало учреждение 10 октября 2000 года Казахстаном, Россией, Беларусью, Кыргызстаном и Таджикистаном Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Евразийский союз является структурой, необходимой для построения жизнеспособного сообщества стран и народов, имеющих общие исторические судьбы, близкие геополитические и экономические интересы.
Согласно договору, ЕврАзЭС – международная организация, обладающая юридическим правом представлять интересы государств-членов в отношениях с другими государствами, международными организациями, в первую очередь с ВТО.
Правовой основой создания ЕврАзЭС является достигнутая в 1994 году между пятью странами договоренность об учреждении единого экономического пространства, а также подписание в 1995 году соглашения о создании Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Беларусью, к которому впоследствии присоединились Кыргызстан и Таджикистан.
Первоначальными задачами Таможенного союза являлись: полное снятие ограничений во взаимной торговле, установление единого торгового режима и таможенных тарифов, согласование мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран. Это должно было способствовать преодолению спада производства и улучшению финансово-экономического положения предприятий.
В рамках саммита глав государств – членов ЦАС, прошедшего 6 октября 2005 года в Санкт-Петербурге, было принято решение о слиянии данной организации с ЕврАзЭС, который теперь включает Казахстан, Россию, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан и Беларусь.
Органы Сообщества:
1. Межгосударственный совет является высшим органом ЕврАзЭС, в который входят главы государств и главы правительств государств-членов. Он решает вопросы сообщества, определяет стратегию, направления и перспективы развития ЕврАзЭС. Собирается не реже одного раза в год на уровне глав государств и не реже двух раз в год на уровне глав правительств. Принимает решения консенсусом, за исключением решений о приостановке членства и исключения из членов сообщества, которые принимаются по принципу: консенсус минус голос заинтересованного государства.
2. Интеграционный комитет – постоянно действующий орган ЕврАзЭС.
В его задачи входит:
- обеспечение взаимодействия
- подготовка предложений, проектов
решений, договоров для
- контроль за реализацией решений, принятых Межгосударственным Советом;
- контроль за формированием бюджета.
Интеграционный комитет состоит из заместителей глав правительств. Заседает не реже одного раза в три месяца. Межгосударственный совет и Интеграционный комитет возглавляются представителями одного государства (например, в 2001 году – Н. Назарбаевым и Д. Ахметовым), находится в Москве и Алматы. Решения принимаются большинством в 2/3 голосов. Количество голосов каждого государства соответствует его взносу в сообщество:
- Республика Беларусь – 20 голосов;
- Республика Казахстан – 20 голосов;
- Кыргызская Республика – 10 голосов;
- Российская Федерация – 40 голосов;
- Республика Таджикистан – 10 голосов.
3. Межпарламентская ассамблея – орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривает вопросы сближения национального законодательства, приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках сообщества. Состоит из парламентариев, делегируемых парламентами государств-членов. Находится в Санкт-Петербурге.
4. Суд сообщества. Обеспечивает единообразное применение государствами-членами договоров и решений, рассматривает споры экономического характера, дает разъяснения и заключения по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС. Состоит из представителей государств-членов в количестве не более двух представителей от каждой страны. Судьи назначаются Межпарламентской ассамблеей по представлению Межгосударственного совета. Находится в Минске.
Бюджет формируется за счет долевых взносов государств-членов. В случае если задолженность какого-либо государства превышает сумму его годичного долевого взноса, по решению Межгосударственного совета оно может быть лишено права голосования до полного погашения задолженности.
К числу успехов ЕврАзЭС можно отнести:
- отмену таможенных пошлин на товары во взаимной торговле;
- разработку новой товарной
номенклатуры
- формирование общего
- создание информационной базы по межгосударственным рынкам бумаг;
- право граждан стран – членов ЕврАзЭС въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории других стран без виз.
Интеграция – это совершенно новое явление в практике международных отношений, которое возникло во второй половине ХХ века, это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.
Сущность интеграции заключается в том, что она представляет собой не только объединение национальных экономик государств, но и подчинение их целому – Сообществу – на основе внутри- и межсистемных связей и взаимодействий между экономическими, политическими системами государств-членов, где рынку отводится центральная роль и который основан на добровольности участия сторон, субсидиарном характере наднациональных институтов и на взаимном учете интересов и доброжелательном отношении партнеров друг к другу. Это, в конечном счете, должно способствовать высокому экономическому росту государств-членов, созданию достойных условий жизнедеятельности человека.
Сегодня в условиях глобализации в мире обостряется конкуренция за природные ресурсы, за контроль над коммуникациями, идет процесс переформатирования мировой системы международных отношений, всего существующего после распада СССР миропорядка – исчезновение противоборства двух систем и появление на его бывшей территории новых государств.
В последние десятилетия интеграция становится все более усиливающейся тенденцией общего развития. При этом под региональной интеграцией понимается движение к формированию единых хозяйственных комплексов, стремление к политическому, научно-техническому, информационному объединению, предполагающему рациональное международное разделение труда и интенсивную кооперацию в экономической сфере, а также повышение степени национально-государственной безопасности.
Интеграция – это объективный, многогранный, сложнейший процесс, наполненный финансово-экономическими, социальными, правовыми, политическими и другими противоречиями. Интеграция представляет собой более высокую социально-экономическую, политическую, государственно-правовую и культурную степень развития мирового сообщества государств и народов. Региональная интеграция является наиболее эффективным механизмом нейтрализации негативных последствий глобализации и в то же время позволяет максимально использовать ее положительные стороны.
С обретением государственной независимости идея региональной интеграции обрела новый импульс, вызванный стремлением молодых суверенных государств облегчить процесс формирования своих экономик и использовать возможности международной экономической системы для повышения собственной конкурентоспособности.
Ориентируясь на вхождение в мировое сообщество, страны-участницы СНГ не могут не использовать преимущества, обеспечиваемые межгосударственным разделением труда, специализацией и кооперированием производства при достижении своих общих стратегических и текущих интересов.
Процессы интеграции востребованы жизнью. В одиночку поднять экономический потенциал каждого государства невозможно. На территории стран СНГ могут быть реализованы масштабные экономические проекты, которые позволяют эффективно развивать хозяйство каждого государства в отдельности и всех вместе.
Всемирное развитие показывает, что интеграция является велением времени, законом истории. Это не историческая случайность, а закономерное отражение объективных потребностей времени. Именно интеграция способствует объединению усилий государств в решении насущных глобальных проблем человечества.
1. Назарбаев Н. А. Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. – М.: Фонд содействия развитию социальных наук, 1997.
2. Назарбаев Н. А. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. – М.: Экономика, 2000. – 347 с.
3. Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. – Алматы: Атамура, 2003. – С. 183-184.
4. Токаев К. К. Дипломатия Республики Казахстан. – Астана: Елорда, 2001. – 49 с.
5. Токаев К. К. Преодоление. Дипломатические очерки. – Алматы, 2003. – 408 с.
6. Лаумулин М. Т. Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике. Т. I: Центральная Азия и Казахстан в современной политологии. – Алматы: КИСИ, 2005. – Т. І. – 704 с.; Т. ІІ, 2006. – 347 с.
7. Исингарин Н. К. Проблемы интеграции в СНГ. – Алматы: Атамура, 1998. – 216 с.
8. Шемятенков В. Г. Европейская интеграция. – М.: Международные отношения, 2003. – 400 с.
9. Ибрашев У. Ж. Анатомия европейской интеграции. – Алматы, 2003. – 210 с.
10. Шайхутдинов М. Е. Геополитика, глобалистика и теория национальной безопасности: методологические и прикладные аспекты. – Павлодар: ТОО «НПФ «ЭКО», 2005. – 528 с.
11. Шайхутдинов М. Е. Казахстан и Россия в новых геополитических координатах. – Павлодар: ТОО «НПФ «ЭКО», 2005. – 432 с.
12. Бурханов К. Н. Национальная безопасность центрально-азиатских стран в контексте новых геополитических реалий // Национальная и региональная безопасность центрально-азиатских стран в бассейне Каспийского моря. – Алматы: Ақыл кітабы, 2000. – С. 157–159.
13. Сулейменов Т. С. Казахстан и страны Восточной Европы: основные направления и перспективы сотрудничества: монография. – Астана: Академия государственного управления при Президенте РК, 2008.