Европейская валютная система. МВФ и Россия в начале экономического реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проанализировать: сущность и структуру мирового валютного фонда, причинам его появления и основным конструктивным элементам; положительные и отрицательные стороны взаимодействия России с МВФ;
Задачи: определить цели и принципы ЕВС;
изучить структуру и цели создания МВФ;
проследить отношения России и МВФ;
проанализировать ряд проблем в начале экономического реформирования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....3

1. Европейская валютная система………………………………………....
1.1. Понятие, цели создания и структурные принципы ЕВС……………5
1.2. Введение единой валюты……………………………………………..7
2. Международный Валютный Фонд………………………..……………
2.1.Основные цели и функциональные характеристики МВФ………… 11
2.2. Капитал и заемные ресурсы МВФ…………………………………..16
3. МВФ и Россия ………………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………25

Список использованной литературы………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Незамова Анна Курсовая работа.docx

— 72.82 Кб (Скачать файл)

 

МВФ (INTERNATIONAL MONETARY FUND, IMF) - предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН.

Он служит институциональной основой  мировой валютной системы. МВФ был  учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944 г.) в  Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир).9

  Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал в мае 1946 г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г.

  СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, однако в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифицировал Статьи Соглашения о МВФ. В условиях перехода к рыночной экономике в начале 90-х гг. бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Куба).10 Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г. В 2004 г. число стран - членов МВФ составляло 184. Местопребывание руководящих органов - Вашингтон (США). Имеются офисы в Брюсселе, Париже, Женеве, Токио и представительство при ООН в

Нью-Йорке.

Официальные цели МВФ:

1) «способствовать международному  сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;

2) «содействовать расширению и  сбалансированному росту международной  торговли» в интересах развития  производственных ресурсов, достижения  высокого уровня занятости и  реальных доходов государств-членов;

3) «обеспечивать стабильность валют,  поддерживать упорядоченные отношения  в валютной области среди государств-членов»  и не допускать «обесценения  валют с целью получения конкурентных  преимуществ»;

4) оказывать помощь в создании  многосторонней системы расчетов  между государствами-членами, а  также в устранении валютных  ограничений;

5) предоставлять  временно государствам-членам средства  в иностранной валюте, которые  давали бы им возможность «исправлять  нарушения равновесия в их  платежных балансах».11

По мере эволюции мировой валютной системы, а также трансформации  деятельности МВФ Статьи Соглашения трижды пересматривались. Первая серия  поправок (1968-1969 гг.) связана с выпуском СДР, вторая (1976-1978 гг.) определила принципы Ямайской валютной системы, третья поправка (1990-1992 гг.) предусматривала введение санкций в виде приостановки права  участвовать в голосовании в  отношении стран-членов, не выполнивших  свои финансовые обязательства перед  Фондом. Кроме того, в стадии ратификации  странами-членами находится принятая Советом управляющих в 1997 г. четвертая  поправка к уставу, касающаяся специального, разового выпуска СДР Структура  органов управления. Высший руководящий  орган МВФ -Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна- член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.12

В МВФ действует принцип «взвешенного»  количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за

каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.

           Самым большим количеством голосов в МВФ обладают (на 7 сентября 2004 г.): США - 17,14%; Япония - 6,15; Германия - 6,01; Великобритания - 4,96; Франция - 4,96; Италия - 3,26; Саудовская Аравия - 3,23; Канада - 2,95; Китай - 2,95; Россия - 2,75%. Доля 15 (до 1 мая 2004 г.) стран - участниц ЕС - 29,8%, 30 развитых стран - членов ОЭСР - 64,5% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих около 84% количества членов Фонда, приходится лишь 35,5% голосов. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов).13

Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно.14

На встрече руководителей Фонда  в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».15

Существенную роль в организационной  структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК (International Monetary and Financial Committee, IMFC). (C 1974 r. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы.) Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда Joint IMF - World Bonk Development Committee).

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (Executive Board), т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса. Исполнительный совет работает постоянно и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. С 1992 г. число исполнительных директоров доведено до 24. 5 из них назначены согласно уставу США, Японией, Германией, Великобританией и Францией, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 - представляют каждый одну страну - Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 - избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее число групп. Эти группы организуются на основе общности интересов, языка или географического положения. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. Однако в большинстве случаев решения в Исполнительном совете принимаются не путем голосования, а посредством достижения консенсуса его членов.16

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет  штат сотрудников Фонда (на сентябрь 2004 г. - около 2700 человек из более чем 140 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с мая 2004 г.) - Родриго Рато (Испания), его первый заместитель (с 2001 г.) - Энн Крюгер (США).

2.2. Капитал и заемные ресурсы  МВФ

МВФ устроен  по образцу акционерного предприятия: его капитал формируется из взносов  государств-членов по подписке. Каждая страна имеет квоту в СДР. Квота  – ключевое звено во взаимоотношениях стран-членов с Фондом - определяет:

1) сумму подписки на капитал;

2) возможности использования ресурсов Фонда;

3) сумму получаемых  страной - членом СДР при их  очередном распределении; 

4) количество  голосов страны в Фонде. 17

Размеры квот устанавливаются на основе удельного  веса стран в мировой экономике  и торговле с учетом следующих  показателей: ВВП; объем текущих  операций платежного баланса; официальные золото-валютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно. До 1978 г. до 25% квоты оплачивались золотом, ныне - резервными активами (СДР и валютами, входящими в валютную корзину СДР); 75% - национальной валютой. Последняя зачисляется на счет МВФ в центральном банке (или ином учреждении), назначенном государством-членом в качестве депозитария для всех авуаров Фонда в данной стране. 18

Пересмотр квот проводится не реже одного раза в пять лет. С 1947 по 1999 г. общие пересмотры квот проводились 11 раз (с учетом нерегулярного  пересмотра в 1958/59 г. - 12 раз). В результате расширения состава МВФ и увеличения квот государств-членов капитал Фонда  возрос с 7,7 млрд. СДР в 1947 г. до 212,8 млрд. СДР (308,9 млрд.долл.) на 30 апреля 2004 г., т.е. в 28 раз (в итоге 12-го пересмотра квот, который длился с декабря 2001 г. до февраля 2003 г., квоты, как это имело место в случае четырех других пересмотров, не были увеличены). Расширение ресурсов МВФ существенно отстает от роста совокупного. 19

  Курс СДР по отношению к доллару ежедневно пересматривается, и его колебания могут быть значительны (на конец 2002 г. - 1,35952 долл., 2003 г. - 1,48597 долл., на 30 апреля 2004 г. - 1,45183 долл. за 1 СДР). Поэтому приравнивание сумм в СДР к долларам имеет в известной мере условный характер мирового ВВП и в еще большей мере от динамики объема платежей по текущим операциям платежного баланса.

Для предоставления кредитов используются валюты ограниченного  круга государств-членов, состояние  платежных балансов и золотовалютных резервов которых признается Фондом достаточно прочным.

Состав таких  стран определяется ежеквартально (на 30 апреля 2004 г. - 45). Эти страны обязаны  при предоставлении Фондом кредита  за счет их взносов в капитал МВФ  конвертировать принадлежащие Фонду  авуары в национальных валютах в  «резервные активы», т.е. в одну из «свободно  используемых валют» (доллар США, евро, японская иена, фунт стерлингов). При  этом Фонд предоставляет кредиты  в основном в долларах.20

В 2003 г. МВФ  ввел специальный показатель, характеризующий  его способность кредитовать государства-члены в течение предстоящих 12 месяцев (на 31 июля 2004 г. - 62,1млрд СДР, или 91 млрд. долл., т.е. около 30% суммы квот всех государств-членов).

В связи с  изменением удельного веса и роли отдельных стран в мировой  экономике увеличение квот некоторых  стран (Японии, ФРГ, Саудовской Аравии и др.) опережало возрастание квот остальных государств. Поэтому повысились доли их квот в капитале Фонда.

 

В первую десятку  стран с наибольшими квотами  в МВФ (на 30 апреля 2004 г.) входят: США -17,5% общей суммы квот; Япония - 6,3; Германия - 6,1; Великобритания - 5,0; Франция - 5,0; Италия - 3,3; Саудовская Аравия - 3,3; Канада - 3,0; Китай - 3,0 и Россия - 2,8% (величина квоты - 5,9 млрд. СДР, или 8,6 млрд.долл.). На долю 30 развитых государств-членов ОЭСР приходится 65,5%О суммы квот, в  том числе 15 стран-участниц ЕС - 30,2%. Совокупная доля 154 развивающихся стран - 34,5%). Из них на страны СНГ и Балтии приходится 4,4%) (9,5 млрд. СДР, или 13,7 млрд.долл.).21

В дополнение к собственному капиталу МВФ привлекает заемные средства. Страны «группы  десяти» (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Соединенные  Штаты, Франция, Швеция, Япония)заключили с Фондом Генеральные соглашения о займах, ГСЗ (General Arrangements to Borrow, GAB), вступившие в силу с 24 октября 1962 г. В 1964 г. к ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарский национальный банк (с апреля 1984 г. участвует в полном объеме).22

ГСЗ предусматривали  открытие странами-участницами или  их центральными банками кредитных  линий Фонду на возобновляемой основе на сумму до 6,5 млрд СДР (8,9 млрд долл.). Средства предоставляются в тех  случаях, когда нужно «предотвратить или устранить расстройство мировой  валютной системы». МВФ, в свою очередь, может предоставлять кредиты  на 3-5 лет странам - участницам ГСЗ. Эти  средства могут использоваться для  оказания помощи и странам, не являющимся участниками ГСЗ, однако при соблюдении строгих критериев. МВФ платит проценты по заимствованиям в рамках этих соглашений и обязуется погашать их в течение  пяти лет. ГСЗ первоначально были заключены на четыре года, затем продлевались каждые пять лет. В ходе очередного их пересмотра в декабре 1983 г. участники ГСЗ увеличили лимит кредита до 17 млрд. СДР (около 24 млрд. долл.). Саудовская Аравия также открыла кредитную линию на аналогичных условиях на сумму 1,5 млрд. СДР (2,1 млрд.долл.). Для противодействия финансовым кризисам «семерка» предложила в июне 1995 г. удвоить кредитный лимит в рамках ГСЗ. Исполнительный совет МВФ 27 января 1997 г. одобрил Новые соглашения о займах, НСЗ (New Arrangements to Borrow, NAB), участниками которых стали 25 государств или центральных банков. Фонд может получать от этих государств при необходимости средства в размере до 34 млрд СДР (около 50 млрд долл.). Новые соглашения не заменяют собой ГСЗ. Однако максимальная величина средств, доступных Фонду в рамках обоих этих механизмов, не должна превышать 34 млрд. СДР. После 1998 г. ресурсы ГСЗ и НСЗ не использовались. Для увеличения своих кредитных ресурсов МВФ в 80-е годы получал займы также и на двухсторонней основе у министерств финансов и центральных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и других стран, а также у БМР. К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал, хотя устав не исключает такую возможность.23

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Россия и МВФ

В связи с  вступлением стран бывшего СССР в МВФ, для осуществления с ними взаимодействия в структуре Фонда в конце 1991 г. было специально создано новое крупное подразделение Европейский департамент II. В него вошли созданные ранее в рамках Европейского департамента I четыре отдела и вновь учрежденный Балтийский отдел. В настоящее время эти отделы и сфера их деятельности таковы: Балтийский - страны Прибалтики; Восточный - государства Средней Азии и Казахстан; Западный - Белоруссия и Украина; Центральный - Российская Федерация и межреспубликанские учреждения; Южный - республики Закавказья и Молдавия (табл. 1). Директором департамента назначен англичанин Дж. Одлинг-Сми.24

 

Таблица 1. Квоты 15 бывших республик СССР в МВФ

Страны

В соответствии с девятым пересмотром  квот

В млн. СДР

В %

Азербайджан

117,0

0,08

Армения

67,5

0,05

Белоруссия

280,4

0,20

Грузия

111,0

0,08

Казахстан

247,5

0,17

Киргизия

64,5

0,04

Латвия

91,5

0,06

Литва

103,5

00,07

Молдавия

90,0

0,06

Россия

4313,1

3,00

Таджикистан

60,0

0,04

Туркменистан

48,0

0,03

Узбекистан

199,5

0,14

Украина

997,3

0,69

Эстония

46,5

0,03

Всего

6837,3

4,76

Информация о работе Европейская валютная система. МВФ и Россия в начале экономического реформирования