Европейская валютная система. МВФ и Россия в начале экономического реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проанализировать: сущность и структуру мирового валютного фонда, причинам его появления и основным конструктивным элементам; положительные и отрицательные стороны взаимодействия России с МВФ;
Задачи: определить цели и принципы ЕВС;
изучить структуру и цели создания МВФ;
проследить отношения России и МВФ;
проанализировать ряд проблем в начале экономического реформирования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....3

1. Европейская валютная система………………………………………....
1.1. Понятие, цели создания и структурные принципы ЕВС……………5
1.2. Введение единой валюты……………………………………………..7
2. Международный Валютный Фонд………………………..……………
2.1.Основные цели и функциональные характеристики МВФ………… 11
2.2. Капитал и заемные ресурсы МВФ…………………………………..16
3. МВФ и Россия ………………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………25

Список использованной литературы………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Незамова Анна Курсовая работа.docx

— 72.82 Кб (Скачать файл)

Составлено  по: Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник  / Науч. ред. В.В.Круглов. М.: ИНФА-М, 1998 с.487

 

Россия вступила в МВФ 1 июня 1992 г. В ходе переговоров  о вступлении России в МВФ обсуждалось предоставление ей квоты в 4%, но было не ясно, рассматривать ли товарообмен России с другими бывшими республиками СССР как ее внешнюю торговлю или нет. В соглашении была зафиксирована квота в 3% (6,8 млрд. дол.). Россия обязана внести средства в твердой валюте в размере 136,6 млн. дол. в течение 10 лет.

Программа международной финансовой помощи России и другим странам бывшего  СССР от МВФ оценивается в 24 млрд. дол. 25

Вступление  в МВФ позволяет России пользоваться значительными кредитами для финансовой поддержки мер по осуществлению экономических реформ и восстановлению равновесия торгового и платежного балансов. Россия по ныне действующим нормам имеет возможность получать валютные средства в Фонде в виде резервных кредитов в пределах 4,0 млрд. дол. (68% от квоты) вплоть до достижения максимального уровня в 17,7 млрд. дол., т.е. 350% от квоты. Фактические размеры этих кредитов определяются в ходе переговоров с Фондом, с учетом реальной экономической ситуации в стране и политики ее властей, и чаще всего оказываются ниже максимально оцениваемых величин. 26

В 1995 г. было согласовано предоставление России резервных кредитов МВФ на сумму, близкую к российской квоте. В марте 1995 г. было подписано соглашение между правительством, ЦБ России и МВФ, которое стало основанием для выделения кредитов поддержки и составило основу сотрудничества с МВФ на будущее.

МВФ считает  определяющими следующие реформы  в России:

  • резкое снижение уровня инфляции (с 17 до 1% в месяц), ужесточение кредитно-денежной политики, замедление прироста денежной массы;
  • сокращение вдвое бюджетного дефицита, упразднение основной массы налоговых льгот;
  • перераспределение налогового бремени на топливно-энергетический комплекс, либерализация внешней торговли;
  • сокращение разброса ставок импортных пошлин;
  • завершение приватизации;
  • ускорение проведения земельной реформы, создание и укрепление механизмов социальной защиты населения. 27

По кредитному соглашению Россия приняла на себя следующие обязательства:

- Центральный банк России поддерживает  ставку рефинансирования на уровне, привязанном к ставке межбанковских  кредитов;

- бюджетное кредитование производства  правительством ведется в максимально  ограниченном масштабе и по  рыночным ставкам;

- осуществляется поквартальный  и ежемесячный контроль за  дефицитом консолидированного госбюджета, устанавливаются его квартальные  предельные значения; 28

- развиваются региональные рынки  государственных ценных бумаг,  проводится мобилизация сбережений, в том числе населения;

- начинаются консультации по  поводу обязательств, предусмотренных  в статье VIII Устава МВФ, т.е. о введении свободной обратимости рубля по текущим операциям;

- валютные резервы будут удерживаться  на достаточно высоком уровне  и составят на конец финансового года не менее 11 млрд. дол.;

- в отношениях с основными  кредиторами Россия будет добиваться  среднесрочной реструктуризации  внешнего долга под контролем  и в тесном взаимодействии  с МВФ;

- в перспективе будет установлен  национальный режим для иностранных  инвесторов, участвующих в денежной  приватизации;

- в рамках либерализации внешней  торговли должно быть достигнуто  снижение средневзвешенной ввозной  пошлины до 20% в 1998 г. и 15% к  2000 г., проведены консультации со  Всемирной торговой организацией (ВТО).29

МВФ и Россией  согласован конкретный механизм постоянного  взаимодействия: Россия регулярно предоставляет  МВФ текущую информацию об экономической  ситуации, для чего создана специальная экспертная группа из представителей Министерства финансов, Министерства экономики и Центрального банка РФ.

Кроме того, МВФ предоставляет России кредиты системной трансформации - на долю России приходится 60% (3,17 млрд. дол.) таких кредитов, предоставленных к 1996 г. странам с переходной экономикой. 30

МВФ оценивает  экономическую ситуацию в России с точки зрения целесообразности предоставления очередного кредита  системной трансформации по следующим  критериям: ограничение бюджетных  расходов и обеспечение устойчивых доходов бюджета, жесткая кредитно-денежная политика, положительный уровень  ставок рефинансирования и рынка  межбанковских кредитов, неинфляционное по преимуществу финансирование бюджетного дефицита, в том числе на основе развития рынка государственных долговых инструментов; структурная и институциональная реформа, жесткая финансовая дисциплина для предприятий, реализация правовой реформы, либерализация цен во внешней торговле, снижение внешнеторговых тарифов, социальная защита уязвимых слоев населения.31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

Характерная черта современности - развитие региональной экономической и валютной интеграции, прежде всего в Западной Европе. Причинами развития интеграционных процессов являются:

1) интернационализация и глобализация хозяйственной жизни, усиление международной специализации и кооперирования производства, переплетение капиталов;

2) противоборство  центров соперничества на мировых рынках и валютная нестабильность.

Процесс сближения, взаимосвязи национальных экономик,

направленный на образование единого  хозяйственного комплекса в

рамках группировок, нашел выражение  в ЕС. Европейское сообщество

- наиболее развитая региональная  интеграционная группировка стран Западной Европы; функционирует с 1 января 1958 г. на основе Римского договора, подписанного в марте 1957 г. шестью странами - ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом.

С 1973 г. в  ЕС вошли Великобритания, Ирландия, Дания, с 1981 г. - Греция; с 1986 г. - Португалия и Испания, затем Австрия, Швеция, Финляндия. С 1 мая 2004 г. состав Европейского экономического сообщества расширился с 15 до 25 за счет вступления новых членов - Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии.

Основными целями основания ЕВС является создание зоны стабильных валютных курсов в Европе, отсутствие которой затрудняло как сотрудничество стран-членов Европейского сообщества в области выполнения общих программ, так и во взаимных торговых отношениях, а также сближение экономических и финансовых политик стран-участниц. Страны ЕВС зафиксировали курсы своих валют по отношению к центральному курсу ЭКЮ; на основе центрального курса к ЭКЮ рассчитаны все основные паритеты между курсами валют стран-участниц; страны ЕВС обязаны поддерживать фиксированный курс валют с помощью интервенций на уровне +/- 2,5 % от паритетного, а в настоящее время в пределах +/- 15% от паритетного. Организационное звено международной валютной системы – МВФ.

Международный валютный фонд - специализированное учреждение ООН - создан в 1945 г. после ратификации  Соглашения, разработанного на Конференции Организации Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе (1944 г.) и вступившего в силу 27 декабря 1945 г.

Согласно  Уставу МВФ, государства-члены должны были на базе фиксированных курсов валют вводить их обратимость по текущим международным операциям и проводить политику по полному устранению валютных ограничений. На практике эти положения не могли быть выполнены многими странами (валютные ограничения отменены лишь в 60 странах).

Межгосударственное  регулирование валютных отношений  через МВФ не смогло предотвратить  нарастания противоречий Бреттон-Вудской  валютной системы в начале 70-х  гг., что привело к подрыву ее принципов и трансформации. В 1973 г. страны-члены МВФ отменили фиксированные паритеты и валютные курсы и ввели режим плавающих валютных курсов, юридически закрепленный серией поправок к Уставу МВФ, принятых 1 апреля 1978 г.

В соответствии с измененным Уставом МВФ был  заменен порядок валютного регулирования  Фонда: вместо права регулировать валютные паритеты установлено право "наблюдения" за функционированием мировой валютной системы и состоянием валютных курсов.

Устав МВФ  изменялся в 1969 г. (с введением  СДР), в 1976- 1978 гг. (с ликвидацией Бреттон-Вудской  валютной системы и созданием  Ямайской валютной системы) и в ноябре 1992 г. (с включением санкции - приостановлением права голосования - по отношению к государствам, не погасившим свою задолженность перед МВФ).

Экономическая политика российского руководства в 90-х гг. 20 века не во всех случаях рассматривалось специалистами МВФ как приемлимая, поэтому фонд не всегда выделял России обещанные кредиты . Тем не менее в целом в 1994-1998 гг. только по линии обычных механизмов кредитования Россия получила от МВФ около 17 млрд.долл. США.

Однако важность договоренностей с МВФ обусловлена не только тем, что они позволяют получить финансовые ресурсы, необходимые для преобразования экономики той или иной страны, а тем, что многие международные организации, такие как Парижский клуб, ориентируются в своей деятельности на наличие договоренности страны именно с МВФ.

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Список использованной литературы

 

  1. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник/ под редакцией Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова – 5-е издание, исправленное – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 304с.
  2. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие. – М. ИНФА – М, 2012 – 384с.
  3. Информационное агенство: РИАновости// Валютные фонды, 2013.
  4. Макроэкономика: Учебник/ Н.Грегори Мэнкью; под общей редакцией Р.Г. Емцова, И.М. Албеговой, Т.Г. Леоновой; Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 734с.
  5. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. 2. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. Учебное пособие для вузов. – М.: Междунар. Отношения, 2001.- 488с.
  6. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной.-3-е издание., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2005. – 576с.
  7. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Т.И. Канаева, Л.Т. Литвиненко и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013. – 485с.
  8. Мировая экономика в век глобализации: Учебник / О.Т.Богомолов – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007 – 359с.
  9. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник / кол. Авторов; под общ. ред. доктора экономических наук, проф. В.В. Полякова и доктора экономических наук Р.К. Щенина – 5-е изд., стер. – М: КНОРУС, 2008 – 688с.
  10. Мировая экономика: Учебник/ Раджабова З.К. – 2-е издание., испр. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 336с.
  11. Национальная экономика / Градов А.П., 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
  12. Организация и техника внешнеторговых операций: Учебное пособие / Ценина Т.Т. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 200с.
  13. Статистический сборник.2012: Официальное издание/ Росстат.- М, 2012.
  14. Статистический сборник: Госкомстат России. Международные алютные фонды.- М, 2012.

1 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной.-3-е издание., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2005. – с.16

2 Внешнеэкономическая деятельность: Учебник/ под редакцией Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова – 5-е издание, исправленное – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – с.191

3 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной.-3-е издание., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2005. – с.17

4 Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. 2. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. Учебное пособие для вузов. – М.: Междунар. Отношения, 2001.- 283с.

5Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Т.И. Канаева, Л.Т. Литвиненко и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – с.105.

6 Национальная экономика / Градов А.П., 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).- с.32.

7 Организация и техника внешнеторговых операций: Учебное пособие / Ценина Т.Т. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – с.111.

8 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной.-3-е издание., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 498-499.

9Мировая экономика и международный бизнес: Учебник / кол. Авторов; под общ. ред. доктора экономических наук, проф. В.В. Полякова и доктора экономических наук Р.К. Щенина – 5-е изд., стер. – М: КНОРУС, 2008 – с.364-365.

10 Внешнеэкономическая деятельность: Учебник/ под редакцией Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова – 5-е издание, исправленное – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – с.67.

11 Внешнеэкономическая деятельность: Учебник/ под редакцией Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова – 5-е издание, исправленное – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – с.68.

12 Макроэкономика: Учебник/ Н.Грегори Мэнкью; под общей редакцией Р.Г. Емцова, И.М. Албеговой, Т.Г. Леоновой; Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – с.589.

13 Мировая экономика: Учебник/ Раджабова З.К. – 2-е издание., испр. – М.: ИНФРА-М, 2006. – с.301.

14 Мировая экономика: Учебник/ Раджабова З.К. – 2-е издание., испр. – М.: ИНФРА-М, 2006. – с.303.

15 Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. 2. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. Учебное пособие для вузов. – М.: Междунар. Отношения, 2001.- с.409-410.

16 Мировая экономика: Учебник/ Раджабова З.К. – 2-е издание., испр. – М.: ИНФРА-М, 2006. – с.308.

17 Мировая экономика в век глобализации: Учебник / О.Т.Богомолов – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007 – с.86.

18 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной.-3-е издание., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2005. – с.487.

Информация о работе Европейская валютная система. МВФ и Россия в начале экономического реформирования