Европейский союз и Россия: возможности и формы партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ перспектив развития отношений между ЕС и Россией в контексте расширения ЕС.
Достижение поставленной цели связано с решением нескольких исследовательских задач, основными из которых являются следующие:
1. Анализ исторического процесса становления и развития Европейского Союза
2. Исследование основных институтов Европейского Союза, а также их деятельности
3. Изучение опыта взаимодействия Европейского Союза с Россией.
4. Рассмотрение перспективы взаимодействия РФ с Европейским Союзом.

Содержание работы

Введение……………………………………………...……………………………3
Глава I Общая характеристика истории становления Европейского Союза и начало взаимоотношений ЕС с Россией на постсоветском пространстве
п. 1.1 История возникновения и этапы расширения ЕС………………...5
п. 1.2 История становления взаимоотношений между ЕС и Россией...9
Глава II Правовые основы взаимоотношений Европейского Союза и России
п. 2.1 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве и
его реализация…………………………………...…………………12
п. 2.2 Общая стратегия ЕС по отношению к России…………………...23
Глава III Основные проблемы, мешающие взаимодействию ЕС и России поиск новой модели взаимоотношений
п. 3.1 Причины противоречий ЕС и России……………………………24
п. 3.2 Перспективы: поиск конкретных путей продвижения во
взаимоотношениях ЕС и России………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………...35
Библиография……………………………………………………………...……36

Файлы: 1 файл

Европейский союз и Россия.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)


              Федеральное агентство по образованию

                 Государственное образовательное учреждение

               высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет

им. Н.Г. Чернышевского».

 

 

Исторический факультет

 

Кафедра политологии

 

 

Курсовая работа

на тему:   «Европейский союз и Россия:

возможности и формы партнерства»

 

 

 

 

                                                                                    Выполнил: студент V курса

                                                                            

 

                                                                                   Проверил:

                                                                        

 

 

 

 

2009 г.

 

Содержание

 

Введение……………………………………………...……………………………3

 

Глава I Общая характеристика истории становления Европейского Союза и начало взаимоотношений ЕС с Россией на постсоветском пространстве

п. 1.1  История возникновения и этапы расширения ЕС………………...5

         п. 1.2   История становления  взаимоотношений между ЕС и Россией...9

 

Глава II Правовые основы взаимоотношений Европейского Союза и России

п. 2.1 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве и

          его реализация…………………………………...…………………12

п. 2.2 Общая стратегия ЕС по отношению к России…………………...23

 

Глава III Основные проблемы, мешающие взаимодействию ЕС и России поиск новой модели взаимоотношений

          п. 3.1 Причины противоречий  ЕС и России……………………………24

          п. 3.2 Перспективы: поиск конкретных путей продвижения во

                    взаимоотношениях ЕС и России………………………………….28

 

Заключение……………………………………………………………………...35

 

Библиография……………………………………………………………...……36

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Характерной чертой современных международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии этих процессов принадлежит международным организациям, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав.

Одной из таких международных региональных организаций является Европейский Союз (далее ЕС). Такая международная организация как Европейский Союз, привлекает особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского дома.

Европейский Союз - это наднациональная организация, так как его задача заключается в унификации территорий, политики и экономики государств-членов. С этой целью он наделяется полномочиями, аналогично государственным и использует их на территории государств-членов и в отношении их граждан[1].

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена целым рядом причин. Одной из основных, несомненно, является изменившаяся картина миропорядка. Уход из политической жизни СССР, коллапс биполярной системы, создание целого ряда новых государств и, следовательно, новых проблем - все это вместе взятое подвигло многие страны искать утерянную сбалансированность в новых формах коллективной безопасности и экономического сотрудничества так называемых региональных организаций. И одной из ярчайших примеров такой организации, безусловно, является ЕС.

Также актуальность темы данного исследования заключается и в том, что:

1. Расширение ЕС является ключевым международно-политическим

процессом в современной Европе.

2. ЕС является для России основным торгово-экономическим и очень

важным политическим партнером.

3. России необходимо постоянно вырабатывать и обновлять адекватную

политику в отношении расширяющегося Европейского Союза.

4. Ключевым элементом этой политики должна стать необходимость

обеспечения благоприятной европейской внешней среды для проведения внутренних реформ.

При написании данной работы, мной были использованы исследования  таких  авторов  как Э. Хаас, А. Этциони, К. Дойч, Д. Тоскано, Д. Сиджански С. Пистон, Э. Уистрич К.Ленартс, Х.Миклиц, С. Витерилл, Ж.-П. Жаке

Объектом исследования является комплекс политических отношений, характеризующих взаимосвязи России и Европейского Союза на этапе расширения последнего.

Предметом исследования является совокупность проблем, возникающих в рамках взаимосвязей России и Европейского Союза в процессе его расширения.

Целью курсовой работы является анализ перспектив развития отношений между ЕС и Россией в контексте расширения ЕС.

Достижение поставленной цели связано с решением нескольких исследовательских задач, основными из которых являются следующие:

1. Анализ исторического процесса становления и развития Европейского Союза

2. Исследование основных институтов Европейского Союза, а также их деятельности

3. Изучение опыта взаимодействия Европейского Союза с Россией.

4. Рассмотрение перспективы взаимодействия РФ с Европейским Союзом.

 

 

 

Глава I Общая характеристика истории становления Европейского Союза и начало взаимоотношений ЕС с Россией на постсоветском пространстве

п. 1.1 История возникновения и этапы расширения ЕС

 

Наиболее развитым на сегодняшний день интеграционным объединением является Европейский Союз (ЕС), объединяющий 15 государств с населением около 380 млн.чел. С мая 2004 года в Евросоюз включены еще 10 государств. В состав Евросоюза входят созданные еще в 50-ые годы Европейское экономическое сообщество (с 1993 г. называется Европейским сообществом), Европейское объединение угля и стали и Европейское сообщество по атомной энергии. В соответствии со статьей 9 Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества (1957 г.), «основой Сообщества является таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых равнозначных по последствиям сборов в торговых отношениях государств-членов, а также установление единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами»[1].

В последние годы интеграционные процессы в ЕС интенсивно развиваются вглубь. Это вызвано, во-первых, завершением формирования единого внутреннего рынка стран-членов, в рамках которого в основном обеспечено свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и граждан, и, во-вторых, подписанием в 1992 г. Договора о Европейском Союзе[2], предусматривающего, наряду с политическим союзом, образование в 1999 г. экономического и валютного союза и введение единой валюты - евро. В Западной Европе сообщество государств под названием Европейский Союз сформировалось как централизованное, мощное политическое и экономическое, в том числе и ведущее торговое объединение стран с перспективами дальнейшего его расширения. Внешняя торговля стран Европейского Союза как объект экономико-статистического анализа рассматривается в соответствии с международной отраслевой классификацией видов экономической деятельности. В соответствии с этим методологическим документом ООН внешняя торговля определена как предпринимательская деятельность предприятий, изготовляющих продукты и изделия, а также торговых предприятий, в результате осуществления которой происходит международный обмен товарами и услугами с учетом уровня международных цен и процентных ставок на коммерческие кредиты. Роль и значение внешней торговли возрастают в связи с расширением внешнеэкономических связей как дополнительного фактора экономического роста.

В нормативно-правовых документах Европейского Союза говорится о территории ЕС как об особой территории на континенте Европа. Формально это интеграционное объединение стран функционирует с 1 ноября 1993 года, т.е. с момента вступления в силу ее учредительного договора (Договор о Европейском Союзе 1992 г.)[1]. Границы его территории определяются в учредительных договорах Европейских сообществ, важнейшим среди которых является ст. 299 Договора 12 об учреждении Европейского Экономического Сообщества 1957 г. (сокращенно Договор о Европейском сообществе)[2]. Границы территории Европейского Союза (ЕС) постоянно изменялись, а территория сообщества увеличивалась. Так, государствами-основателями ЕС считаются шесть стран Европы: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. С 30 июля 1962 года в государствах-членах сообщества действует единая аграрная политика, она предусматривает выделение субсидий и поощрений аграрному сектору экономики стран-членов сообщества.

С 1 июля 1968 года образован таможенный союз Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), до этого действовала зона свободной торговли. Таможенный союз является тем основанием, на котором была возможна реализация четырех свобод (свобода передвижения товаров, свобода передвижения лиц, свобода предоставления услуг и свобода передвижения капиталов) в частности, так и практически общей политики Сообщества. Создание таможенного союза было закреплено ст.9 Договора о ЕЭС (ныне ст.23 Договора о ЕЭС). По определению ведущих экспертов «таможенный союз» — это экономическое пространство, участники которого согласились на основании договора отказаться от наложения друг на друга любых таможенных пошлин, сборов, имеющих равнозначный эффект, или количественных ограничений и принять внешний общий таможенный тариф в отношении «третьих» .Примером зоны свободной торговли может служить Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). В таможенном союзе в торговле между государствами-членами пошлины и квоты также не существуют, но также государства соглашаются применять к товарам, поступающим извне, общую таможенную пошлину. Эта пошлина именуется общим таможенным или общим внешним тарифом. В 1973 году в состав ЕЭС входило уже 9 стран (в сообщество вступили Великобритания, Дания и Ирландия). В 1977 году было подписано соглашение с ЕАСТ о зоне свободной торговли[1].

В 1972 и 1974 гг. вступает в действие единая политика в области охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. С 1979 года действует общая валютная система. Создается единая расчетная валютная единица ЭКЮ. В 1981 году произошло вступление Греции в состав ЕЭС. А в 1986 году в составе ЕЭС стало уже 12 стран (вступили Испания и Португалия). С 1987 года в Европейском Экономическом Сообществе действует общий рынок. И, наконец, в 1995 году в состав ЕЭС входит еще три страны: Австрия, Финляндия и Швеция (бывшие страны-члены ЕАСТ). Таким образом, с 1995 года в составе ЕЭС состоит 15 государств. Итогом интеграционных преобразований ЕЭС становится образование Европейского Союза и принятие единой европейской валюты, которая используется как в наличных, так и в безналичных расчетах по всему миру, это конвертируемая валюта[1].

Исходя из вышесказанного, нетрудно заметить, что фактически это объединение стран начало развиваться гораздо раньше и прошло несколько этапов, прежде чем был подписан учредительный договор о функционировании Евросоюза. На 30 апреля 2004 года в Европейский Союз входило 15 стран: • Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция Германия, Италия, Великобритания, Ирландия, Дания, Греция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Австрия. С 1 мая 2004 года в Европейский Союз вступили 10 новых членов стран Европы: • Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта, Кипр. Таким образом, на 1 мая 2004 года в составе Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС, Европейский Союз) состояло 25 европейских государств[2].

Таким образом, за время полувекового развития ЕС превратился в крупнейший экономический и политический центр, по многим параметрам вплотную приблизившийся к США.

 

 

 

 

 

п.1.2 История становления взаимоотношений между ЕС и Россией

 

В 90-е годы и Борис Ельцин, и премьер Виктор Черномырдин не раз говорили о возможности вступления России в Европейский союз. Этот же вопрос поднимался некоторыми российскими и европейскими политиками (например, главой российского правительства в 1998 г. Сергеем Кириенко, итальянским лидером Сильвио Берлускони) и в последние годы. Однако сейчас, видимо, необходимо признать, что различия велики и что вступление России в Европейский союз вряд ли возможно в обозримом будущем. Наиболее вероятно, что отношения России и ЕС будут и дальше развиваться на основе договоров и соглашений без ее официального вступления в Евросоюз.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанное на острове Корфу в 1994 г.[1], безусловно, является основой отношений России и Европейского союза. Оно в целом играло и продолжает играть положительную роль. Однако нельзя не отметить, что заложенный в нем потенциал реализуется лишь частично. Механизм консультаций и сотрудничества в политической области функционирует в основном нормально. А вот многие экономические статьи до сих пор не действуют. Их вступление в силу отложено до вхождения России во Всемирную торговую организацию, хотя формально они предусматривают возможность применения в отношениях между Россией и ЕС норм ВТО еще до получения ею членского статуса. Иногда предлагают пересмотреть соглашение или отдельные его статьи. Вряд ли это эффективный путь, ибо он потребует значительного времени.

Ясности по многим сюжетам можно достичь и без изменения соглашения. Прежде всего, это относится к понятию «стратегическое партнерство». В России даются самые различные его трактовки, но и в ЕС единого понимания также нет. (Термин «стратегическое партнерство» используется в соглашениях ЕС со многими странами в самых различных контекстах, нет единого подхода и к его толкованию применительно к России.) Прояснение этого вопроса, однако, требует не столько исправления СПС, сколько принятия политического документа — декларации или заявления, — в котором снимались бы возникшие недопонимания и недоразумения.

Информация о работе Европейский союз и Россия: возможности и формы партнерства