Европейский Союз как наивысшая форма интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы раскрыть не только сущность и цели экономической интеграции, но и рассмотреть её на примере Евросоюза. Задача работы исследовать особенности европейской интеграции и процесс ее развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…….3
Сущность, цели, задачи и основные факторы экономической интеграции……………………………………………………..…..4
1.1.Сущность и уровни интеграции……………………….…...4
1.2.Теории международной экономической интеграции……..9
II. Европейский Союз как интеграционное объединение…………11
2.1. Этапы формирования Европейского Союза……………..11
2.2. Институты Европейского Союза…………………………14
2. 3. Экономический и валютный союз………………………..17
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

интеграция ес1.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по мировой экономике и международным  экономическим отношениям на тему:

«Европейский  Союз как наивысшая форма интеграции»

 

.

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2012

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….…….3

    1. Сущность, цели, задачи и основные факторы экономической интеграции……………………………………………………..…..4

    1.1.Сущность и уровни интеграции……………………….…...4

    1.2.Теории международной экономической интеграции……..9

II.            Европейский Союз как интеграционное объединение…………11

2.1. Этапы формирования Европейского Союза……………..11

                    2.2.  Институты Европейского Союза…………………………14

                   2. 3.  Экономический и валютный союз………………………..17

Заключение……………………………………………………………………23

Список литературы…………………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Процесс интеграции является неотъемлемым для современного общества. Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. благодаря процессу интеграции произошли существенные изменения на мировой арене.  Она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. В данной курсовой работе мы рассмотрим европейскую экономическую интеграцию, ярким примером которой является Европейский союз.

Цель данной работы раскрыть не только сущность и  цели экономической интеграции, но и рассмотреть её на примере Евросоюза. Задача работы исследовать особенности  европейской интеграции и процесс ее развития.

В первой главе  моей курсовой работы речь пойдёт об экономической  интеграции как о явлении, я попытаюсь  раскрыть сущность этого понятия, предпосылки  образования интеграционных группировок, цели, с которыми они создаются. Во втором пункте первой главы будут перечислены разные направления теории экономической интеграции, такие как, неолиберализм, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство, дирижистские направления и др.

         Вторая глава будет посвящена Европейскому Союзу (ЕС) как интеграционному объединению. В первом пункте мы изучим постепенные шаги ЕС в процессе интеграции.  Второй пункт второй главы посвящен институтам Европейского Союза, с помощью которых осуществляется механизм интеграции.

           Третий пункт второй главы затрагивает Экономический и валютный союз, который перенес развитие интеграции в ЕС на новый уровень.

I. Сущность, цели, задачи и основные факторы экономической интеграции.

 

         1.1. Сущность и уровни интеграции

В экономической  литературе дается множество определений международной экономической интеграции. Приведем некоторые из них.

Международная экономическая  интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.

На микроуровне этот процесс  идет через взаимодействие отдельных  фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношении между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном (макро-) уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.1

Смитиенко Б.М. дает следующее определение: международная экономическая интеграция – это сближение, взаимодополнение экономик отдельных стран и постепенное «срастание» их в единое экономическое целое.2

Шкваря Л.В. рассматривает  международную экономическую интеграцию как комплекс форм сотрудничества стран в различных сферах деятельности, которое характеризуется глубоким проникновением экономики одной страны в экономику страны-партнера и ведет к долгосрочной технической, технологической и экономической взаимозависимости стран; интеграция предполагает максимальное объединение национальных экономик в одно целое с точки зрения поставленных задач, включение их в единый воспроизводственный процесс в рамках интегрируемых государств.3

           Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона. Формируется новое качество международных экономических отношений.

 

Б. Баласса различает  пять форм (стадий) экономической интеграции:

 

1. Зона свободной  торговли – означает отмену  торговых ограничений между странами-участницами  (таможенных тарифов и количественных ограничений). Требует минимальных изменений в политике государств. Происходит свободное перемещение товаров, капиталов, услуг и людей. Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ассоциация свободной торговли, существующая с 1960 года.

          2. Таможенный союз – межгосударственное формирование, в рамках которого действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа, отмене ограничений на торговлю для членов союза и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Появляется наднациональный таможенный орган. Завершено формирование таможенного союза ЕврАзЭс (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). В данном союзе предусмотрено формирование единого органа управления и единого бюджета, управляет Евразийская экономическая комиссия.

 

3. Общий рынок –  к 3-й форме добавляется свободное  перемещение капитала и труда,  а также согласование между  странами-участницами общей экономической  политики. Появляется определенная  политика, проводимая постоянно. Например, Европейская экономическая зона.

 

4. Экономический союз  – межгосударственное соглашение  между странами, разрешающее свободное  обращение капитала, рабочей силы, товаров и услуг, появляется  координация внутренней политики, унификация законодательства в ключевых областях (валютной, бюджетной, денежной). Правительство согласованно отказывается от части своих функций и тем самым уступает часть суверенитета в пользу надгосударственных органов. Эти органы получают право принимать решения без согласования с правилами стран-членов. Ярким примером является Европейский Союз, который на данный момент находится на этом этапе.

 

       5. Полная интеграция – Возможен политический союз, который привел бы передачу национальным правительствам большей части своих функций надгосударственным органам (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.). Это фактически означало бы появление конфедеративного государства. Пока ни одна из форм интеграции не ставит перед собой такой задачи.

 Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е, проходит первый и второй этапы интеграционного развития.

 

Развитие международной  экономической интеграции предполагает наличие определенных условий или предпосылок. Рассмотрим эти условия и предпосылки:

  1. Примерно одинаковый уровень экономического развития и зрелости рыночной экономики, который должен быть достигнут интегрирующимися странами.
  2. Географическая близость интегрирующихся стран, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений.
  3. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые стоят перед интегрирующимися странами.
  4. Политическая воля государств, наличие стран – лидеров интеграции или своеобразного инициирующего центра в виде интеграционного ядра.
  5. «Демонстрационный эффект». Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию.
  6. «Эффект домино».  Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран – членов на внутрирегиональное сотрудничество, остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение.

 

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных  и неблагоприятных условий для  взаимодействующих сторон.

Экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные  условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран; позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, например, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.

Вместе с  тем нельзя не упомянуть и о  проблемах, которые могут возникнуть в процессе интеграционного взаимодействия.

Взаимодействие  национальных хозяйств происходит с  разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах. Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.

       

          Существуют определенные цели международной экономической интеграции. Они зависят от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного союза страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран. Так же интеграция происходит в целях содействия модернизации; получения более широкого доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам для национальных производителей; укрепления добрососедских  отношений между странами по всем направлениям; усиления позиции участвующих стран на мировом рынке.

 

 

 

 

 

1.2.Теории международной экономической интеграции

 

В теории экономической интеграции выделяется ряд направлений, отличающихся прежде всего разными оценками интеграционного механизма. Это неолиберализм, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство, дирижистские направления и др.

Существуют  различные подходы к изучению теории международной экономической  интеграции.

Так, представители  раннего неолиберализма (В. Репке, М. Аллэ) представляли полную интеграцию как единое рыночное пространство в  масштабе нескольких стран, где действуют  стихийные рыночные силы независимо от политики государств и национальных и международных законодательных актов.

Сторонники  корпорационализма (С. Рольф, Ю. Ростоу) считали, что интегрирование международной  экономики способны обеспечить не рыночный механизм и государственное регулирование, а международные корпорации, функционирование которых способствует рациональному и сбалансированному развитию мирохозяйственных связей.

Представителями структурализма (Г. Мюрдаль) экономическая  интеграция рассматривалась как  процесс структурных преобразований в экономике стран с центрами развития интеграции – крупными фирмами и целыми отраслями промышленности. Результатом этих преобразований, по их мнению, становится качественно новое интегрированное пространство с более совершенным хозяйственным механизмом.

Неокейнсианцы (Р. Купер) считали, что для использования многообразных выгод широкого международного экономического взаимодействия с сохранением в то же время максимальной для каждой страны степени свободы необходимо согласование внутренней и внешней политики интегрирующихся сторон с целью достижения оптимального сочетания двух возможных вариантов развития экономической интеграции: а) объединение государств с последующей утратой ими суверенитета и взаимным согласованием экономической политики; б) интеграция с максимальным сохранением национальной автономии.

Теоретики дирижизма (Я. Тинберген, Р. Санвальд, И. Штолер), отрицая  решающую роль в интеграционных процессах  рыночного механизма, полагали, что  функционирование международных интегрированных  структур возможно на основе разработки их участниками общей экономической политики и согласованного социального законодательства с целью создания оптимальной структуры международного хозяйства, устраняющей искусственные преграды и сознательно вводящей желательные элементы координации и унификации.

Так же существенный вклад в теорию международной экономической интеграции внесли российские ученые – М. М. Максимова, Н. П. Шмелев, Ю. В. Шишков и др. В частности, М. М. Максимова отмечала, что появление интеграционных комплексов представляет собой более высокую ступень интернационализации производства и хозяйственной жизни. Н. П. Шмелев утверждает, что необходимым условием реальной международной интеграции выступает определенный достаточно высокий уровень экономического развития и политических отношений интегрирующих государств. В свою очередь Ю. В. Шишков приходит к выводу, что первым этапом международной экономической интеграции становятся прямые хозяйственные связи на уровне первичных субъектов экономики, то есть фирм. Затем в процессе развития происходит взаимоприспособление национальных правовых и прочих систем вплоть до определенного сращивания управленческих структур.

Классики экономической  теории (Смит, Риккардо, Милль) были сторонниками свободной торговли. В их подходе  к внешней торговле лежал классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена товарами на базе международного разделения труда.

Информация о работе Европейский Союз как наивысшая форма интеграции