Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:50, курсовая работа
Цель данной работы раскрыть не только сущность и цели экономической интеграции, но и рассмотреть её на примере Евросоюза. Задача работы исследовать особенности европейской интеграции и процесс ее развития.
Введение……………………………………………………………….…….3
Сущность, цели, задачи и основные факторы экономической интеграции……………………………………………………..…..4
1.1.Сущность и уровни интеграции……………………….…...4
1.2.Теории международной экономической интеграции……..9
II. Европейский Союз как интеграционное объединение…………11
2.1. Этапы формирования Европейского Союза……………..11
2.2. Институты Европейского Союза…………………………14
2. 3. Экономический и валютный союз………………………..17
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………..25
II. Европейский Союз как интеграционное объединение.
2.1. Этапы формирования Европейского Союза.
Как стало известно после проведенного исследования, тенденции развертывания процесса международной экономической интеграции начали проявляться уже в 50-60-е гг. 20 в. К началу 21 в. в мире действовало 85 различных региональных торговых и экономических организаций и союзов, но реально сути процесса международной экономической интеграции соответствовал, прежде всего, Европейский Союз. Идеологическая посылка западноевропейских стран основывалась на необходимости обеспечения международного экономического порядка, основанного на либерализации и сотрудничестве между странами.
Наиболее общей
причиной интеграционных процессов
в Западной Европе, по мнению Фаминского
И.П., является обострение противоречия
между значительно возросшей
степенью интернационализации
В 1973г. произошло первое расширение Европейского Экономического Сообщества до девяти членов (прибавились Великобритания, Дания и Ирландия)
В 1981г. в ЕЭС вошла Греция. По сравнению с ведущими странами Сообщества её экономика находилась на качественно более низком уровне.
В 1986г. с присоединением Испании и Португалии произошло очередное расширение Сообщества, которое обусловило очередное резкое обострение диспропорций.
Было решено созвать межправительственную конференцию, которая подготовила к подписанию новый документ - Единый европейский акт (ЕЕА). ЕЕА - это учредительный договор, содержащий изменения и поправки, вносившиеся в действующие акты европейских сообществ. Он был принят в 1986 году и довольно четко сформулировал трехэтапную программу построения единого внутреннего рынка.
ЕЕА, конечно, не решал всех вопросов создания экономического, валютного и политического союзов, но он предусматривал созыв международной конференции во исполнение ЕЕА. Такая конференция была созвана и ей был подготовлен договор о Европейском Союзе (ЕС). Этот договор был подписан 7 февраля 1992 года в Маастрихте двенадцатью странами и соответственно получил название “Маастрихтский договор” (МД). Главное, что характеризует этот договор: он оформил и положил начало существованию Европейского Союза.
Та структура ЕС, которая закреплена в МД, получила название структуры “трех опор”:
1) первую опору
образуют Европейские
2) вторую - сотрудничество
в области выработки и
3) третью - сотрудничество
полиции и судов в уголовно-
В сфере экономического и социального развития основная задача, которая определяется Маастрихтским договором - это задача создания экономического и валютного союза (ЭВС). В валютной сфере - это создание единого валютного союза.
Появление с 1995г. трёх новых членов - Австрии, Швеции и Финляндии снова требовало определенных изменений в Союзе.
В 1996 году созванная конференция подготовила учредительный документ, который был подписан в июле 1997 года в Амстердаме и получил название “Амстердамский договор” (АД).
Некоторые изменения, которые вносит АД в развитие ЕС:
Количество депутатов Европарламента не должно превышать 700 человек. АД также внес изменения в процедуру принятия решений, заметно упростив ее.
Если говорить о наиболее крупных достижениях АД, то уточнена структура и система институтов валютного союза, Европейский центральный банк (ЕЦБ) получает право издания нормативных актов.
1 мая 2004 г. в Европейский Союз
вошли следующие государства: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва,
13 декабря 2007 г. на саммите ЕС был подписан Лиссабонский международный договор. Он призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.
Принципы и цели ЕС по этому договору: новый договор изменяет ценности и цели Европейского союза - Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Союз ставит целью содействовать миру, своим ценностям и благосостоянию своих народов. Союз предоставляет своим гражданам пространство свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ (Ст. 2 и 3 Договора о ЕС).5 Договор о реформе изменяет название Договора об учреждении Европейских сообществ на Договор о функционировании ЕС, чем напрямую связывает его с Договором о ЕС и целями, которые он ставит перед объединённой Европой. Таким образом, принципы, рассматриваемые ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., — наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики ЕС.
2.2. Институты Европейского Союза
Источником права ЕС являются прежде всего три договора, учредившие Европейские сообщества, Единый Европейский Акт и Договор о Европейском союзе, а также договоры о присоединении к ЕС новых государств-членов.
В число основных институтов Союза входят: Европейский парламент; Совет; Комиссия; Европейский суд; Европейский совет.
Начнем их характеристику с Европейского совета, созданного в 1974 г. Созываемый на уровне глав государств и правительств, он принимает решения по ключевым вопросам жизни ЕС. Его решения не имеют обязательной силы, однако они дают политические импульсы развитию ЕС и определяют основные ориентиры, в соответствии с которыми действуют Комиссия и Совет министров.
Совет — орган принятия решений. Он собирается на уровне министров национальных правительств, в связи с чем иногда именуется Советом министров. Однако в отличие от национальных советов министров он выполняет законодательные функции; его решения, имеющие обязательную силу, образуют, вместе с основополагающими договорами, право ЕС. Другое отличие состоит в том, что он не имеет постоянного состава; фактически существует множество советов, состав которых зависит от сферы деятельности, к которой относится рассматриваемый вопрос: Совет министров экономики, Совет министров сельского хозяйства, Совет министров иностранных дел и т. д.
Уникальным институтом является Комиссия ЕС, имеющая наднациональный характер. Именно на нее приходится львиная доля повседневной рутинной работы, выполняемой многими тысячами функционеров во всех областях деятельности. Главное в работе Комиссии — подготовка решений и их исполнение, включая контроль над тем, как они исполняются национальными органами. Комиссия управляет финансами ЕС — бюджетом и структурными фондами.
Европейский парламент (ЕП) — избирается с 1979 г. прямым всеобщим голосованием граждан всех государств-членов один раз в пять лет (до этого депутаты ЕП избирались национальными парламентами). В отличие от национальных парламентов он не является законодательным органом. Ныне он осуществляет широкий контроль за деятельностью Комиссии, располагая, в частности, правом вынесения ей вотума недоверия, утверждает бюджет ЕС и отчет о его исполнении, участвует в процессах выработки и принятия новых законодательных актов, запрашивает и выслушивает Совет и Комиссию по различным вопросам их деятельности. Его одобрение обязательно при заключении договоров о вступлении новых членов в ЕС и соглашений ЕС с третьими странами.
Европейский суд призван обеспечивать единообразное толкование законодательства ЕС и сто примат над национальными законодательствами в пределах юрисдикции, установленной основополагающими договорами. В соответствии с этим он рассматривает и регулирует разногласия между государствами-членами, между ними и ЕС, между институтами ЕС, наконец, между ЕС и физическими либо юридическими лицами. Он также дает заключения по международным соглашениям и предварительным слушаниям дел, переданных ему национальными судами.
Кроме центральных в ЕС действуют рабочие органы: Палата аудиторов, Экономический и социальный комитет и Комитет регионов — консультативные органы, обеспечивающие соблюдение интересов различных экономических и социальных категорий граждан и регионов; Европейский инвестиционный банк, задачей которого является кредитование проектов, связанных со структурным переустройством в странах — членах ЕС; Европейский центральный банк, созданный в соответствии с Маастрихтским договором и с 1999 г. отвечающий в качестве независимого органа за кредитно-денежную политику в валютно-экономическом союзе.
Институциональная система ЕС не имеет исторических аналогов. ЕС сочетает в себе черты классической международной организации и государства двух типов — федеративного и конфедеративного.
Экономический и валютный союз (ЭВС; ЕМU; Есоnоmic аnd Моnetaгу union) – высшая форма экономической интеграции государств-членов Европейского Союза. Учреждён в 1992 г. Маастрихтским договором о Европейском Союзе, осуществляется в рамках Европейского сообщества. ЭВС состоит из двух компонентов – экономического и валютного. Основой экономического компонента ЭВС является внутренний рынок, на котором в полном объеме действуют свободы передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов и платежей, а также свобода учреждения. Другой составляющей экономического компонента ЭВС является координация экономических политик государств-членов Европейского Союза. Это предполагает не только простую координацию экономических политик, но и жесткий контроль со стороны институтов Союза за размером бюджетного дефицита государств-членов, а также за платежным балансом этих государств.
В 1988 г. Председатель Европейской
Комиссии Ж.Делор разработал План формирования
экономического и валютного союза
ЕС на поэтапной основе, который c некоторыми
изменениями был включен в Маастрихтский
договор о Европейском союзе. Его главная
цель - содействие экономическому и социальному
прогрессу и высокому уровню занятости
посредством учреждения ЭВС, имеющего
единую валюту.
На первом этапе (1990-1993 гг.) была проведена
либерализация движения взаимных капиталов;
сформирован единый внутренний рынок;
образован Европейский валютный институт
(ЕВИ) как координирующий орган в реализации
жесткой денежно-кредитной политики и
жесткой бюджетной дисциплины.
В рамках второго этапа (1994-1998 гг.) действия
стран были направлены на консолидацию
основных макроэкономических показателей
развития; был образован Европейский Центральный
банк на базе ЕВИ; определены страны- кандидаты
на переход к третьему завершающему этапу
формирования ЭВС с учетом принципов конвергенции.
Третий этап начался 1 января 1999г. введением
единой валюты евро (первоначально в Маастрихтском
договоре звучало название экю, но было
решено дать единой европейской валюте
обезличенное название) в безналичные
расчеты. Накануне (31.12.1998) были зафиксированы
курсы национальных валют стран между
собой и по отношению к единой валюте.
Экю были пересчитаны в евро в отношении
1 : 1, стали проводиться валютные торги
по евро; установлена двойная маркировка
цен, финансовых документов в национальной
валюты и в евро; стали выпускаться государственные
ценные бумаги в евро; началась чеканка
монет и печатание банкнот в евро. В 2002г.
евро был выпущен в наличные расчеты, в
эту валюту были переведены все расчеты
внутри ЕС и все сделки, в том числе внешнеторговые
и иные контракты; в течение первых двух
месяцев в наличном обороте имели хождение
национальные валюты и единая валюта,
постепенно произошло изъятие национальных
валют из обращения, а с 1 марта 2002г. евро
стал единственным платежно-расчетным
инструментом на территории зоны «евро»,
что стало свидетельством завершения
формирования экономического и валютного
союза ЕС – очередного важного этапа эволюции
западноевропейской интеграции.
Экономический и валютный союз имеет институциональную
структуру, называемую Европейской системой
центральных банков (ЕСЦБ). Она включает
два уровня. Высший уровень - Европейский центральный банк
(ЕЦБ). Он проводит эмиссию единой валюты,
единую валютно-финансовую и денежно-кредитную
политику, распоряжается официальными
валютными резервами зоны «евро», определяет
процентные ставки по кредитам зоны «евро».
Нижний уровень ЕСЦБ формируют национальные
центральные банки, которые вправе распоряжаться
сохраняющимися официальными валютными
резервами, представлять страну в международных
экономических организациях.
Первоначально
в зону «евро» вошли 11 стран
– ФРГ, Франция, Италия, Бельгия,
Нидерланды, Люксембург, Ирландия, Испания,
Португалия, Австрия и Финляндия.
Три страны – Великобритания, Дания
и Швеция не вошли по политическим причинам,
воспользовавшись системой временных
исключений Маастрихтского договора (дающих
право самостоятельно определить дату
присоединения к зоне «евро», но с учетом
разработанных критериев конвергенции).
По экономическим причинам (несоответствие
критериям конвергенции) Греция присоединилась
к зоне «евро» с 2001 г. С 2007г. участвует Словения.
В Маастрихтском договоре разработаны
критерии конвергенции, призванные оценить
готовность национальных экономик к вступлению
в единую валютную зону. К ним относятся:
(1) уровень инфляции не должен превышать
1,5%-ых пункта среднего показателя трех
стран, показывающих самый низкий уровень
инфляции; (2) дефицит государственного
бюджета не может превышать 3% ВВП страны;
(3) государственный внутренний долг не
должен быть выше 60% ВВП; (4) уровень процентных
ставок по долгосрочным кредитам не выше
2%-ых пунктов среднего показателя трех
стран, имеющих самый низкий уровень инфляции;
(5) национальная валюта в течение как минимум
двух лет участвует в Европейской валютной
системе и придерживается установленных
пределов колебаний валютных курсов (ныне+-15%).6
Перечисленные критерии сохраняют важность
и для стран-членов зоны «евро», так как
необходимо поддерживать стабильность
курса единой валюты и стабильность экономического
развития стран. В 1996г. утвержден Амстердамский
Пакт стабильности и экономического роста.
Его цель – сохранение бюджетного дефицита
на уровне не более 3% ВВП страны и отношения
внутреннего государственного долга к
ВВП на уровне не выше 60%.Страна, экономика
которой не соблюдает эти критерии, обязана
разработать программу выхода из сложившейся
экономической ситуации, в случае неудачи
ее реализации к стране применяют штрафные
санкции.
Введение единой валюты евро имело огромное
значение как для ЕС в целом, компаний
и населения Союза, так и для мировой экономики.
Для Союза единая валюта стимулирует стабильное
и динамичное экономическое развитие,
рост занятости за счет жесткой бюджетной
дисциплины, сдерживания инфляции, снижения
процентных ставок; сокращает объем оборотного
капитала благодаря снижению размера
накладных расходов, сокращения срока
перевода финансовых ресурсов, единой
валютно-финансовой и денежно-кредитной
политики; отсутствия необходимости обмена
валют при посещении других стран-членов
для населения, а значит, стали более дешевыми
поездки внутри Союза. Евро занял достойное
место в официальных валютных резервах
стран, несколько потеснил американский
доллар в качестве инструмента в международных
экономических расчетах.
Таким образом, эволюция интеграционных
процессов в Европейском союзе служит
уникальным для мировой практики примером
экономической интеграции. Вместе с тем,
последствия пятого и шестого этапов расширения
ЕС для эволюции и динамики европейской
интеграции далеко неоднозначны.
Информация о работе Европейский Союз как наивысшая форма интеграции