Европейский Союз как высшая форма региональной экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:25, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы показать читателю наивысшую ступень экономической интеграции на примере Евросоюза.

Осуществить эту цель попытаюсь посредством поставленных мною задач, таких как рассмотрение основных этапов развития интеграционных процессов в Европейском Союзе и причин объединения государств Европы. Так же покажу результат создания ЕС, развитие и функционирование союза.

Содержание работы

Введение.

I. Предпосылки, сущность и цели региональной экономической интеграции.

II. Этапы формирования Европейского Союза.

II.1. Образование Европейского Объединения Угля и Стали (ЕОУС).

II.2. Образование европейских сообществ.

II.3. «Маастрихтский договор». Европейский Союз.

II.4. Институты ЕС.

III. Элементы экономической интеграции в ЕС.


Заключение.


Список литературы.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ на сайт.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: 
Европейский Союз как высшая форма региональной экономической интеграции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010. 

Содержание: 

Введение. 

I. Предпосылки, сущность и цели региональной экономической интеграции.

          II. Этапы формирования Европейского Союза.

    II.1. Образование Европейского Объединения Угля и Стали (ЕОУС).

    II.2. Образование   европейских сообществ.

     II.3. «Маастрихтский договор». Европейский Союз.

    II.4. Институты ЕС.

III. Элементы экономической интеграции в ЕС. 

Заключение. 

Список  литературы. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Мы живем  в многосложном мире и повседневно  связаны с другими странами и  народами, в том числе и прежде всего в области экономики. Характерной  особенностью развития мировой экономики на современном этапе является международная экономическая интеграция. Ещё в ХХ в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных групп.

Тема  региональных интеграционных группировок интересует меня более других из курса мировой экономики. Европейский Союз (ЕС) является одной из старейших, наиболее зрелых и значимых группировок мирового сообщества. Как в Северной Америке — НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — АСЕАН, в Евразии-СНГ, так Евросоюз – ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран.

Данная проблема актуальна, важна и существенна в настоящее время, так как в мире все большие и большие обороты набирают процессы глобализации и интеграции, чьими агентами являются такие группировки, как Европейский Союз.

Цель работы заключается в том, чтобы показать читателю наивысшую ступень экономической интеграции на примере Евросоюза.

Осуществить эту цель попытаюсь посредством  поставленных мною задач, таких как рассмотрение основных этапов развития интеграционных процессов в Европейском Союзе и причин объединения государств Европы. Так же покажу результат создания ЕС, развитие и функционирование союза.

Относительно объекта и предмета исследования, известно, что предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное. Исходя из этого объект моего исследования – региональная экономическая интеграция, а предметом является Европейский Союз как одна из ее форм.

Прежде чем  приступить к раскрытию первого  вопроса, необходимо ввести читателя в курс дела и вкратце сказать о том, что же такое экономическая интеграция? Экономическая интеграция представляет собой процесс хозяйственно – политического объединения стран на основе взаимосвязанных, устойчивых, глубоких отношений, обусловленных разделением труда между национальными хозяйствами, а также хозяйствующими субъектами. Европейский Союз– политическое и экономическое интеграционное объединение 27 стран Европы: Германии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Франции, Италии, Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии, Швеции, Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии, Болгарии, Румынии.

В первой главе более подробно остановимся на вопросе международной экономической интеграции. 
 
 
 
 

I.Предпосылки, сущность и цели региональной экономической интеграции. 

Развитие  интеграционных процессов служит важнейшей  характеристикой мирового хозяйства. Процессы международной экономической  интеграции заметно активизировались во второй половине ХХ в. в различных  регионах земного шара.

Резкое  усиление межфирменной и межгосударственной конкурентной борьбы, новые сферы конкуренции и более жестокое соперничество на традиционных рынках становятся не под силу отдельному государству или корпорации. Это обуславливает необходимость кооперации как материально-финансовых, так и производственных усилий территориально сопряженных стран, позволяя укрепить свои позиции в глобализирующейся экономике, использовать потенциал крупного экономического пространства, наконец, выступать единой силой против общих конкурентов на мировом рынке. В результате происходит не просто определенная увязка национально-государственных интересов, но и их возвышение до уровня интересов региональных.

Следовательно, под международной экономической  интеграцией понимается высокая  степень интернационализации производства на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделение труда между национальными хозяйствами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур.

Процесс интеграции обычно начинается с либерализации  взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона.

Региональные объединения различаются по глубине и характеру выбранной интеграционной стратегии и институциональному устройству, по сферам и масштабам их деятельности, по числу государств – членов. Интеграция характеризуется некоторыми сущностными характеристиками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

  • устранение ограничений в движении товаров, услуг, капиталов, людских ресурсов между странами – участницами соглашения.
  • согласование экономической политики стран-участниц.
  • взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов, формированием в рамках региона технологического единства производственного процесса.
  • широкое развитие международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике.
  • сближение национальных законодательств, норм и стандартов.
  • целенаправленное регулирование интеграционного процесса, развитие органов управления хозяйственным взаимодействием.

Развитие международной  экономической интеграции предполагает наличие определенных условий или предпосылок. Рассмотрим эти условия и предпосылки:

  1. примерно одинаковый уровень экономического развития и зрелости рыночной экономики, который должен быть достигнут интегрирующимися странами.
  2. географическая близость интегрирующихся стран, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений.
  3. наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран.
  4. общность хозяйственных и иных проблем.
  5. политическая воля государств, наличие стран – лидеров интеграции или своеобразного инициирующего центра в виде интеграционного ядра.
  6. «демонстрационный эффект». Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию.
  7. «эффект домино». Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран – членов на внутрирегиональное сотрудничество, остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение.

Региональная  интеграция имеет вполне конкретные цели: повышение национальной конкурентоспособности; использование преимущества «экономики масштаба», позволяющая расширить  размеры рынка; содействие модернизации; получение более широкого доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам для национальных производителей; укрепление добрососедских  отношений между странами по всем направлениям; усиление позиции участвующих стран на мировом рынке.

Интеграция как  процесс развивается от простых  к более сложным формам. Это  позволило Б. Балассу осуществить  классификацию стадий интеграционного  процесса ( их пять): 

- Зоны свободной торговли, где отменяются все тарифы на товары стран-участниц соглашения, но при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность своей таможенной политики по отношению к внешнему миру. К зонам свободной торговли относятся: EFTA (1960г.); Европейская экономическая зона EEA (1994г.); Североамериканская зона свободной торговли NAFTA (1994г.) и др.

- Таможенный союз. Он характеризуется тем, что государства-участники отменяют национальные таможенные тарифы и вводят общую для всех стран-членов систему таможенных пошлин и методов нетарифного регулирования по отношению к третьим странам. Например, Центральноамериканский общий рынок САСМ (1961г.).

- Общий рынок. Он предусматривает не только общую таможенную политику и свободу перемещения товаров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства: труда и капитала. Например Андское сообщество.

- Экономический союз. При экономическом союзе кроме общей таможенной политики и свободы движения ресурсов проводится координация движения макроэкономической политики в ключевых областях, таких как валютная, бюджетная, и правительства уступают часть своих функций созданным межнациональным органам. Европейское сообщество 1957г., преобразовавшееся в Европейский союз в 1993г.; СНГ и др.

- Полная экономическая и политическая интеграция. 
 
 
 
 

II. Этапы формирования Европейского Союза.

II.1. Образование Европейского Объединения Угля и Стали (ЕОУС). 

Идея  создания объединенной Европы неоднократно выдвигалась в прошлом, особенно в связи с кровопролитными  конфликтами в истории европейского континента. Первые проекты объединения  Европы относятся к XIII-XV вв. и принадлежат французскому королевскому прокурору П.дю Бую и чешскому королю Й.Подебраду. Подобные же проекты предлагали англичане У.Пенн и Дж.Беллер, французы Ш.де Сен-Пьер и В.Гюго, великий немецкий философ И.Кант и многие другие. В ХХ в. в межвоенный период европеизм ассоциируется, прежде всего, с именем австрийского графа Р.Куденхове-Калерги, автора книги «Пан-Европа» и министра иностранных дел Франции А.Бриана. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха. Оно началось в целях предотвращения войны и сотрудничества европейских народов после второй мировой войны. Документы, подписанные в Ялте и Потсдаме создавали, казалось бы, определенные предпосылки для сотрудничества; но противостояние двух систем после войны привело к тому, что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая на 2 лагеря; началась очередная в истории Европы тридцатилетняя война в виде “холодной” войны.

В этой обстановке интеграционные процессы пошли различными путями:

-в Западной  Европе они привели к созданию различных объединений западноевропейских государств, нередко под эгидой США;

-в Восточной  Европе появились свои объединения,  в свою очередь, под руководством  в лице СССР. Противостояние между этими 2мя лагерями привели к созданию военно-политических организаций, например, Западноевропейский союз(на основе Брюссельского пакта 1947 года),вошедший в НАТО в 1949 году;

-в Восточной  Европе – военно-политическая  организация Варшавского договора. Целям экономической интеграции должно было отвечать создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). К сожалению, различные пути интеграции основывались на различных принципах, что и сыграло определяющую роль в их судьбе как на Западе, так и на Востоке. На Востоке Европы ни ОВД, ни СЭВ не выдержали проверки временем. Сам интеграционный процесс на Востоке развивался в рамках прямого принуждения, нередко в виде военной силы. Вместе с крушением тоталитаризма эти интеграционные объединения распались и прекратили свое существование.

Западные  государства пошли по следующему пути: кто не признает демократические  ценности, тот остается за рамками  интеграционных образований; чтобы  вступить в Союз, надо доказать, что  государство разделяет ценности и нормы в рамках Европейского права.

Если  исторические предпосылки после  второй мировой войны как на Западе, так и на Востоке были примерно одинаковы, то формы, способы и приемы объединения,

направленность интеграционных процессов- различны. На Западе идея создания военно-политического союза не была конечной целью интеграции; уже к началу 50ых годов возникла потребность в решении ряда новых проблем. С одной стороны - необходимость противостоять угрозе со стороны СССР, с другой - американское противостояние. Все это сказалось на особенностях интеграции на европейском континенте, но движение за объединение продолжало активно развиваться. В литературе часто вспоминают У.Черчилля (выступление в Олбрайте, Цюрихе - идея создания Соединенных Штатов Европы). Более конкретные предложения по интеграции поступали от французских деятелей: Жана Мане, Робера Шумана и др.

В условиях таких различных подходов была созвана  первая международная конференция, которая должна была разработать  первый акт. В результате противоречий на конференции осталось всего 6 участников: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, которые и подписали 8 апреля 1951 году в Париже договор о Европейском Объединении Угля и Стали (ЕОУС), который вступил в силу в 1952 году. Формально его цель была скромной: создание узкофункционального сообщества, обеспечивающего создание общего рынка угля и стали шести государств. Соответственно, ЕОУС наделялось для этого необходимыми полномочиями. С созданием ЕОУС также решались некоторые конкретные вопросы, связанные с подъемом производства в тяжелой промышленности этих шести государств. Однако значение этого договора выходит далеко за эти рамки. Главное то, что на основе ЕОУС отрабатывались те начала и принципы, которые следовало положить в основу европейской интеграции.

Информация о работе Европейский Союз как высшая форма региональной экономической интеграции