Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:25, реферат
Цель работы заключается в том, чтобы показать читателю наивысшую ступень экономической интеграции на примере Евросоюза.
Осуществить эту цель попытаюсь посредством поставленных мною задач, таких как рассмотрение основных этапов развития интеграционных процессов в Европейском Союзе и причин объединения государств Европы. Так же покажу результат создания ЕС, развитие и функционирование союза.
Введение.
I. Предпосылки, сущность и цели региональной экономической интеграции.
II. Этапы формирования Европейского Союза.
II.1. Образование Европейского Объединения Угля и Стали (ЕОУС).
II.2. Образование европейских сообществ.
II.3. «Маастрихтский договор». Европейский Союз.
II.4. Институты ЕС.
III. Элементы экономической интеграции в ЕС.
Заключение.
Список литературы.
Договор о ЕОУС, заключенный сроком на 50 лет, предусматривал создание 4-х институтов: верховный руководящий орган (где были представлены все государства-члены, но их представители были независимы от своих правительств); специальный совет министров; парламентская ассамблея; суд.
Ведущее
место в этой системе занимал
верховный руководящий орган, он
инициировал и принимал юридически
обязательные решения. Совмин обеспечивал
связь верховного руководящего органа
с национальными
II.2.
Образование Европейских
Сообществ.
В 1956 году состоялась встреча руководителей государств в Венеции; на конференции был одобрен доклад Спаака; затем начались переговоры о создании Европейского экономического сообщества.
Уже в 1957 году 2 акта, призванных сыграть важнейшую роль в развитии процессов интеграции, были готовы к подписанию. В 1957 году в Риме состоялась торжественная процедура подписания:
1)Договора
о создании Европейского
2)Договора
о создании Европейского
Оба договора вступили в силу с 1 января 1958 года.
Подписанные акты имели важное значение для развития процессов интеграции в Западной Европе. Евратом напоминал по своему функциональному назначению ЕОУС, т.е. регулировал сравнительно узкую, но очень важную (энергетическую) область международного сотрудничества.
В отличие от Евратома, создание Европейского экономического сообщества имело чрезвычайно важное не только энергетическое, но и политически-правовое значение. Речь шла о создании интеграционного объединения универсального характера. В состав Сообщества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом предопределило значительные темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет. В 1958г. среднемесячный доход на душу населения составлял 980 долларов в Нидерландах, 1170 в Бельгии и 800 долларов в Северной Италии. Разрыв, как видим, невелик. Сильно отставала лишь Южная Италия(360 долларов). За первые 15 лет разрыв по объёму ВНП на душу населения между странами сокращался: 26% в 1960г., 13.5% в 1970г. и 15% в 1973 г., что в целом свидетельствует о сближении уровней экономического развития участников Сообщества.
Выдвигалась задача создания общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, основанного на таможенном союзе. В ходе построения общего рынка должна была быть обеспечена экономическая интеграция государств, создана основа для будущего экономического и валютного сообщества, создан сам механизм для управления интеграционными процессами.
Договор предусматривал поэтапное строительство общего рынка.
Сообщества наделялись необходимыми институтами и материальными средствами.
Были предусмотрены 4 главных института:
1)Совет
(состоял из официальных
2)Комиссия (в отличие от Совета, состояла из международных чиновников, правда они назначались только при условии единогласного решения) состояла из независимых комиссаров. Т.о., Комиссия выступала в роли наднационального органа.
Договором о создании ЕЭС также предусмотрено учреждение:
3)Парламентской ассамблеи, чьи полномочия несколько расширены по сравнению с ЕОУС;
4)Суда Европейских сообществ.
Одновременно
с подписанием римских
В 1965 году был подписан договор о слиянии советов и комиссий трёх сообществ.
Также
следует отметить то, что органом
наднационального характера остается
Суд Европейских сообществ. Хотя
судьи назначаются с
Договор о ЕЭС также предусматривал:
-создание
материальных ресурсов, необходимых
для функционирования
-а равно
и права членов сообществ, т.е.
1)Бюджет
Европейских сообществ
2)Наличие
соответствующего
-регламентов;
-директив;
-решений.
В договорах о ЕЭС и Евратоме предусмотрено,что оба объединения являются юридическими лицами, они обладают юридической правосубъектностью.
Таким
образом, в лице ЕЭС была создана широкая,
универсальная международная организация,
которая приобрела черты и государственно-правовой,
и международно-правовой организации.
II.3.
«Маастрихтский договор».
Европейский Союз.
К началу 70-х годов стало ясно, что основные требования, связанные с созданием единого таможенного союза и формированием общего рынка были в основном выполнены. Необходимо было наметить дальнейшие рубежи сотрудничества.
В начале 80-х годов встал вопрос о программировании дальнейшего развития процесса интеграции. Под руководством де Лора была создана специальная комиссия, которая подготовила сборник проектов и предложений о переходе от общего к единому внутреннему рынку. Суть этих предложений, их главная цель – ликвидация препятствий и барьеров на пути свободного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.
В 1973г. произошло первое расширение ЕЭС до девяти членов (прибавились Великобритания, Дания и Ирландия). Это серьёзно усилило диспропорции по странам, прежде всего из-за относительно низкого уровня экономического развития Ирландии и старых промышленных районов Великобритании (Ланкашир, Йоркшир, Западный Мериленд). Если принять за 100 средний показатель ВНП на душу населения по Сообществу, то в 1974г. разрыв между странами составлял 1:3 (на первом месте Дания-148, на последнем Ирландия-50).
В 1981г. в ЕЭС вошла Греция. По сравнению с ведущими странами Сообщества её экономика находилась на качественно более низком уровне.
В 1986г. с присоединением Испании и Португалии произошло очередное расширение Сообщества, которое обусловило очередное резкое обострение диспропорций.
В этих условиях необходимо было урегулировать огромное число технических, количественных и качественных проблем.
Требовалось также решить и ряд проблем институционального характера, например, расширить юрисдикцию Европейских сообществ.
Для выполнения этих задач было решено созвать межправительственную конференцию, которая подготовила к подписанию новый документ - Единый европейский акт (ЕЕА). ЕЕА - это учредительный договор, содержащий изменения и поправки, вносившиеся в действующие акты европейских сообществ. Он был принят в 1986 году и довольно четко сформулировал трехэтапную программу построения единого внутреннего рынка. Оно должно было быть завершено к началу 1992 года. ЕЕА также подтвердил и закрепил расширение сферы ведения сообществ. Их полномочия теперь распространялись также на защиту окружающей среды, расширение сотрудничества в социальной сфере, научные исследования и создание новейших технологий, защиту прав потребителей. До подписания ЕЕА Европейские сообщества в той или иной мере осуществляли эти полномочия по решениям Европейского суда.
Был внесен ряд изменений: уточнялась процедура принятия новых членов в состав Европейских сообществ, также уточнялись условия членства, были приняты решения о расширении юрисдикции и уточнении структуры Суда Европейских сообществ.
ЕЕА, конечно,
не решал всех вопросов создания экономического,
валютного и политического
Главное, что характеризует этот договор: он оформил и положил начало существованию Европейского Союза. Согласно МД Европейский Союз основан на Европейских сообществах, дополненных политиками и формами сотрудничества, предусмотренными этим договором.
Речь шла о двух новых важных сферах сотрудничества государств-членов Европейских сообществ:
1)сотрудничество в области выработки и проведения единой внешней политики и политики безопасности;
2)сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел.
Что касается сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел, то эта общая формулировка была детализирована в Амстердамском договоре.
Та структура ЕС, которая закреплена в МД, получила название структуры “трех опор”:
1) первую опору образуют Европейские сообщества;
2) вторую - сотрудничество в области выработки и проведения единой ВП и политики безопасности;
3) третью- сотрудничество полиции и судов в уголовно-правовой сфере (как сформулировано в Амстердамском договоре).
В сфере экономического и социального развития основная задача, которая определяется МД - это задача создания экономического и валютного союза (ЭВС). В экономической сфере - это возрастание экономического единения, сотрудничества и сплоченности. В валютной сфере - это создание единого валютного союза. Валютный союз надлежало создать не позднее 1 января 1999 года с введением единой валюты (евро) и включением в союз государств, отвечающих требованиям ЕС (Греция этим требованиям не отвечала; Англия, Ирландия и Дания сразу выразили не совсем позитивное отношение к единому валютному рынку, они позднее и не вошли в него). Тут возникла проблема: не будет единогласия при принятии решений о ЭВС. В этом случае закрепляется интересная концепция “продвинутого” развития, т.е. определенное количество государств внутри союза могут пойти по пути ускоренного развития и формирования структур, и в таком ускоренном развитии могут участвовать не все государства-члены ЕС.
Другая не менее важная проблема, которая возникла с созданием ЕС - это проблема разнородности членов союза. Тем не менее, хотя многие успели раскритиковать МД за то, что он создал ЕС путем создания новых неопределенных структур, европейская интеграция сделала новый важный шаг вперед.
МД содержит
ряд важных положений и постановлений,
касающихся порядка функционирования
институтов. Теперь предусмотрена единая
институциональная система
Очередное третье расширение Европейского союза, как и каждое предыдущее, привнесло в него свою динамику, перемены в приоритетах. Появление с 1995г. трёх новых членов - Австрии, Швеции и Финляндии изменило политическую конфигурацию Союза. Хотя эти страны по своим экономическим и социальным параметрам сравнительно близки к “ядру” ЕС, однако, их подключение к группировке вновь со всей остротой поставило проблему сбалансированности между развитием интеграции “вглубь” и “вширь”, то есть между углублением объединительных процессов и расширением географических границ интеграционной зоны.
С приходом
двух северных стран и Австрии
количество членов ЕС возросло с 12 до 15,
а численность населения
Информация о работе Европейский Союз как высшая форма региональной экономической интеграции