Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 11:37, курсовая работа
Цель исследования. Рассмотреть проблему безработицы в РФ, государственную политику по данной проблеме, выработать рекомендации по решению данной ситуации.
Задачи исследования:
Выявить степень воздействия безработицы на социум России его причины, проанализировав нормативно правовую базу РФ.
Рассмотреть политику государства на рынке труда, механизм работы органов службы занятости.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретическое исследование безработицы 5
1.1.Классификация безработицы 5
1.2. Причины и формы безработицы 9
1.3.Нормативно-правовая база проблемы (исторические аспекты) 13
2. Государственная политика по сдерживанию роста безработицы 20
2.1.Анализ нормативно-правовых актов РФ 25
2.2. Предпосылки создания службы занятости населения 29
2.3. Государственная Служба Занятости Населения и ее функции 30
2.4 Технология социальной работы в области занятости населения 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
15
СОДЕРЖАНИЕ
cтр
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретическое исследование безработицы
1.1.Классификация безработицы
1.2. Причины и формы безработицы
1.3.Нормативно-правовая база проблемы (исторические аспекты)
2. Государственная политика по сдерживанию роста безработицы
2.1.Анализ нормативно-правовых актов РФ
2.2. Предпосылки создания службы занятости населения
2.3. Государственная Служба Занятости Населения и ее функции
2.4 Технология социальной работы в области занятости населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
С началом рыночных реформ в России неожиданно в полной рост встала проблема безработицы. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Меня заинтересовала эта тема курсовой работы именно своей важностью и распространенностью. В своей курсовой работе я рассмотрела ряд интересующих меня вопросов. До каких пределов будет повышаться уровень безработицы? Будет ли сокращение занятости явлением временным или постоянным? Какой должна быть политика в этой области? Должно ли правительство пытаться сдерживать безработицу, или же ему следует сконцентрировать усилия на оказании помощи безработным, поддерживать их доходы и по возможности помогать найти новую работу?
Так же в ходе написания курсовой работы мы подробно изучили ряд исследований, которые проводились на территории России. Изучив эти исследования, мы сделали для себя ряд важных выводов, которые мы подробно рассмотрели в курсовой работе:
1. отношение к безработице не является однозначным, оно зависит от возраста, пола и образования;
2. наиболее болезненно она воспринимается старшим поколением и женщинами, т.е. эта категория работников не выдерживает конкуренции с мужчинами, они становятся безработными в первую очередь.
Так же нас очень заинтересовал тот факт, что руководители воспринимают неизбежность безработицы с большей готовностью, чем другие работники. Это, скорее всего, объясняется возможностью получения собственной выгоды в этой ситуации. В то время как рабочие и служащие переходят на неполный рабочий день или неделю, уходят в отпуска без содержания, подвергаются сокращениям, испытывают все тяготы в связи с задержкой заработной платы, руководители предприятий, особенно высший персонал, зачастую непомерно повышают свое материальное благополучие. Это ведет ко многим проблемам, а именно:
1. Низкая эффективность труда;
2. Стагнация в экономике - Рост "серой" и " черной" экономики - Оттеснение России к странам третьего мира;
3. Потеря научного потенциала страны;
4. Рост девиантного поведения;
5. Рост социальной напряженности;
6. Рост правового нигилизма.
Объектом исследования является: безработица как проблема государства и общества и пути ее решения
Предметом исследования: безработица как асоциальный фактор общества.
Цель исследования. Рассмотреть проблему безработицы в РФ, государственную политику по данной проблеме, выработать рекомендации по решению данной ситуации.
Задачи исследования:
Выявить степень воздействия безработицы на социум России его причины, проанализировав нормативно правовую базу РФ.
Рассмотреть политику государства на рынке труда, механизм работы органов службы занятости.
1.Теоретическое исследование безработицы
1.1.Классификация безработицы
Активная политика занятости тесно связана с организацией профессионального обучения незанятого населения. Однако до сих пор не установлена четкая взаимосвязь между видами (типами) безработицы и содержанием, формами и технологиями профессионального обучения. Категория занятости характеризуется такими признаками как рациональность, продуктивность, эффективность.
Преодоление последствий безработицы возможно как путем социальной защиты людей, потерявших работу (выплачивая пособия по безработице, информируя о вакантных рабочих местах, общественных работах, предоставляя возможность переучиться), так и с помощью макроэкономического регулирования экономики и безработицы (ее уровня и продолжительности). Если в первом случае одним из обязательных условий является профессиональное обучение (подготовка, переподготовка и повышение квалификации) незанятого населения и безработных граждан, то во втором – взаимосвязь с профессиональным обучением напрямую не просматривается. И тогда упор следует делать на методы, обеспечивающие повышение совокупного спроса и деловой активности.
Отечественные и зарубежные специалисты по проблемам занятости выделяют естественную безработицу (фрикционную, институциональную, добровольную); искусственно низкую и вынужденную безработицу – открытую (технологическую, структурную, региональную, циклическую) и скрытую [17, cтр.45].
Естественная безработица характеризуется оптимальным для экономики резервом рабочей силы, способной быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебания спроса о потребностей производства, потому здесь профессиональное обучение незанятого населения в той или иной мере соответствует потребностям работодателей в рабочей силе. Вместе с тем, роль профессионального обучения не может быть пассивной. Оно должно формировать у потенциального безработного готовность к смене работы. При этом подразумевается, что профессиональное обучение адекватно специфике соответствующего вида безработицы.
Рассмотрим, каковы эти взаимосвязи прифрикционной, институциональной и добровольной безработицы [17, cтр.56].
1. Фрикционная безработица охватывает лиц наемного труда, находящихся в процессе перехода на новое место работы. Этот вид безработицы отличается добровольно низкой продолжительностью. В этом случае требование кардинального переобучения не выдвигается, поскольку их профессионально-
2. Институциональная безработица – следствие снижения трудовой активности населения, на которую отрицательно влияют некоторые механизмы, действующие на рынке рабочей силы, в частности, чрезмерная социальная защита и высокие ставки налогов. Данный вид безработицы не требует специфических содержания, форм и технологий профессионального обучения незанятого населения. Обучение же может оказывать, хотя и опосредованное, влияние на этот вид безработицы, поскольку является одним из методов активизации потенциала безработного, повышающим его мотивацию.
Здесь особое влияние следует обратить на профессиональную ориентацию и воспитывающую направленность обучения. Важно подчеркнуть, что эффективность процесса профессионального самоопределения человека в значительной степени определяется совпадением его психофизиологических возможностей и требований профессиональной деятельности, способности личности к профессиональному развитию, наращиванию индивидуальной профессиональной компетентности, оптимальному построению своей профессиональной карьеры. Подходы к профобучению в случае добровольной безработицы аналогичны тем, о которых говорилось применительно к институциональной.
3. Технологическая безработица, обусловленная научно-техническим прогрессом, требует адекватного изменения содержания и технологий профессионального обучения.
Несоответствие профессиональных возможностей работника требованиям производства, порождаемое НТП, является одним из показателей серьезных просчетов в содержании, организационных формах и технологиях общего и специального образования полученного ранее. Поэтому профессиональное обучение незанятого населения должно носить опережающий характер.
4. Структурная безработица также вызвана научно-техническим прогрессом. Зачастую она тесно переплетается с технологической безработицей. Структурная безработица возникает на начальном этапе развития технологического вытеснения рабочей силы и связана с несоответствием профессионально-
В отличие от «фрикционных» безработных, которые сразу могут продать свои умения и навыки, «структурным» требуется переквалификация.
5. Региональная безработица формируется под воздействием исторических, демографических, экономических и прочих обстоятельств. В ряде случаев именно профессиональное обучение незанятого населения может решить тупиковые проблемы. От него требуется гибкое приспособление к специфике региональной безработицы, что может быть достигнуто за счет региональной составляющей стандарта образования.
6. Циклическая безработица, возникающая как результат падения спроса на рабочую силу и роста предложения, также может быть смягчена путем профессионального обучения.
Некоторые условия для роста циклической безработицы создают системы социального обеспечения. Известно, что в большинстве случаев размер пособия по безработице прямо зависит от величины получаемой работником зарплаты. Вместе с тем, период выплат пособий ограничен. Поэтому и для работодателя и для работополучателя в некоторых случаях представляются предпочтительными периодические увольнения некоторых работников и последующий их наем, нежели снижение зарплаты занятых.
Этот вид безработицы затрагивает в основном работников с низкой квалификацией и часть тех квалифицированных специалистов, кто по своим профессиональным качествам является относительно более «слабым».
Молодежная безработица – возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в ВУЗ, техникум или ПТУ, устроиться на предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированного направления на работу, или оно не устраивает молодого человека).
Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из-за этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских политических течений.
Поэтому трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство.
Женская безработица – один из наиболее распространенных видов безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детдомами и т.п.).
Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными проблемами практически для всех стран, где развивается рыночная экономика.
В заключении следует подчеркнуть, что содержание организационные формы и технологии профессионального обучения незанятого населения необходимо рассматривать во взаимосвязи с спецификой того или иного вида безработицы, характерного для данного города, региона.
На основе всего вышеуказанного целесообразно строить прогнозы развития основных направлений по прогнозированию и методам борьбы с безработицей.
1.2. Причины и формы безработицы
Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по численности персонала) она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наемного труда. Ведь он не только, как правило, основной или существенный источник дохода, но одновременно и способ реализации определенных жизненных установок и интересов человека, в том числе и в области профессиональной карьеры. Наконец, особо важна стадия экономического развития. Одно дело, когда народное хозяйство функционирует в рамках устоявшейся экономической системы, и совсем другое, когда осуществляется переход, как это происходит сейчас в России, к принципиальной иной системе. Аналогично разнится ситуация в зависимости от того, наблюдаются ли в экономике застой, некоторый спад и тем более кризис или на лицо подъем производства.
Таким образом, безработица – это объективно существующий спутник наемного труда независимо от того, признается экономика рыночной или нет и, соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности и регистрация безработных.
Непропорционально высокий уровень средней заработной платы по отношению к производительности труда является лишь одной из причин возникновения безработицы. Существуют и другие причины, некоторые из которых имеют прямое отношение к России. Прежде всего, следует отметить, что в условиях рыночной экономики рынок труда прибывает в постоянном движении. Одни предприятия сокращают штаты, другие – увеличивают. Люди уходят на пенсию или покидают работу по иным причинам (Например, женщины уходят в декретный отпуск). На их место приходят новые работники, скажем, выпускники учебных заведений. Движение рынка труда по-разному влияет на уровень безработицы.