Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 11:37, курсовая работа
Цель исследования. Рассмотреть проблему безработицы в РФ, государственную политику по данной проблеме, выработать рекомендации по решению данной ситуации.
Задачи исследования:
Выявить степень воздействия безработицы на социум России его причины, проанализировав нормативно правовую базу РФ.
Рассмотреть политику государства на рынке труда, механизм работы органов службы занятости.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретическое исследование безработицы 5
1.1.Классификация безработицы 5
1.2. Причины и формы безработицы 9
1.3.Нормативно-правовая база проблемы (исторические аспекты) 13
2. Государственная политика по сдерживанию роста безработицы 20
2.1.Анализ нормативно-правовых актов РФ 25
2.2. Предпосылки создания службы занятости населения 29
2.3. Государственная Служба Занятости Населения и ее функции 30
2.4 Технология социальной работы в области занятости населения 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Однако на современном этапе для преодоления упрощенного подхода к решению проблем занятости, осуществления глубокого анализа тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и ее социально-политических последствий необходимы новые структуры управления занятостью, отвечающие потребностям общества. Современный рынок труда не является свободным, стихийным. Он регулируется посредством различных инструментов: законодательства, государственных программ занятости населения, соглашений между работодателем и профсоюзом, государственных и частных институтов, занимающихся трудоустройством населения. Если бы чрезвычайно жесткие законы (Гражданский кодекс, КЗОТ), регулирующие российский рынок труда исполнялись полностью, для социальной системы, экономического роста и обеспечения высокого уровня занятости в России это означало бы крах. К счастью, у нас законы блюдутся не столь строго и поэтому российский рынок труда существенно более гибкий, чем европейский). Это позволило даже в условиях кризиса предотвратить рост безработицы в масштабах каких можно было бы ожидать при таком спаде в экономике. Реальный уровень безработицы в России с учетом занятости в теневом секторе (в нем, как показывают социологические опросы, трудится не менее 30—40% зарегистрированных безработных (Эксперт №5 1998 г.) сейчас ниже, чем в среднем по ЕС [16, cтр.53].
Таким образом, становится очевидным что «неработающая» нормативно-правовая база РФ в области занятости населения в некоторых случаях, на уровне макроэкономики иногда, даже бывает полезной.
2. Государственная политика по сдерживанию роста безработицы
Сокращение экономической активности – отличительная черта российской экономики на протяжении всех лет реформ. Анализ статистических данных позволяет утверждать, что за годы реформы в экономике России наблюдается «наложение» трех процессов:
- более интенсивное сокращение занятости, и таким образом, лишение людей источника дохода в виде зарплаты;
- более высокий уровень скрытой безработицы, связанный с остановками производства обрабатывающей промышленности;
- более низкая реальная заработная плата.
Итогом являются более обширные и глубокие процессы обнищания и социальной «эксклюзии» населения.
Причем, анализируемый круг проблем можно обозначить термином «социальная эксклюзия».В Западной Европе этот термин в 80-е годы стал ключевым понятием у исследователей и политических деятелей, стремящихся к пониманию и устранению ряда негативных социальных явлений, связанных со структурными преобразованиями экономики. Этот термин (в переводе – «исключение из», «отторжение» как процесс и «отверженность» как состояние) используется как для описания, так и для анализа ситуации и процессов. Но, конечно, главные надежды в предотвращении бедности государство связывает с созданием постоянных рабочих мест. Положение осложняется тем, что государственная политика направлена на развитие топливно-энергетического комплекса страны, остальные отрасли рассматриваются по остаточному принципу. В настоящее время лишь предприятия частного сектора предъявляют спрос на рабочую силу. Понимая ситуацию, безработные самостоятельно обращаются в частный сектор в поисках работы. И несмотря ни на что, намерены продолжать поиск работы в частном секторе.
Таким образом, безработные, которые вытеснены из системы организованных трудовых отношений, вынуждены вступать в трудовые отношения с частными лицами (самые неустойчивые отношения, не защищенные нормами трудового права и институтом социального обеспечения). Ввиду того, что государство не способно так быстро восстановить промышленность страны. Также имеется явное несовпадение ожиданий безработных социальной защиты «человека труда» (действенная помощь в поиске работы со стороны учреждений инфраструктуры рынка труда, гарантии получения работы в нормальных условиях, своевременная выплата «хороших» денег за выполненную работу и т.д.) и официальной доктрины социальной защиты, направленной исключительно на оказание разовой материальной помощи отдельным категориям малоимущих (деньгами, продуктами, одеждой, предоставлением ночлега бездомным). Различные формальные социальные институты могли бы действовать как амортизаторы негативного действия на индивидов экономического коллапса и социальных и культурных шоков переходного периода. Реально государство могло бы помочь людям интегрироваться в рыночную экономику посредством организации системы переподготовки кадров, массовой, бесплатной, нацеленной на создание конкурентоспособной рабочей силы. В настоящее время система переподготовки является узкоутилитарной и доступна лишь для ограниченного круга официально зарегистрированных безработных. В арсенале правительства имеют три вида политики в отношении безработицы: социальная, макроэкономическая и в области занятости. Цель социальной политики – облегчить тяжелые последствия потери рабочего места для безработных и из семей. В каждой демократической высокоразвитой стране существует множество социальных программ помощи безработным, нацеленных на поддержание их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежных и бюджетно-налоговых мероприятий для сокращения безработицы. Но это не всегда осуществимо. Цель политики в области занятости – снизить уровень безработицы, вызванной структурным корректированием и несоответствием спроса и предложения рабочей силы, путем использования программ переподготовки, организации центров по трудоустройству и т. д. В этой области тоже не существует единого мнения о том, насколько эффективными могут быть правительственные программы такого типа. Эти проблемы невозможно решить за счет повышения цен посредством девальвации рубля, увеличения правительственных расходов и выделения дешевых кредитов Центрального банка. Безусловно, подобные меры могут вызвать повышение цен относительно зарплаты, а следовательно, и повышение занятости, однако вместе с тем они могут лишь еще сильнее раскрутить спираль инфляции, не сокращая при этом уровня безработицы. На практике высокая инфляция может создать такое неопределенное положение в экономике, что предприятия станут опасаться нанимать рабочих, и таким образом, безработица может даже вырасти. Следует упомянуть еще об одном виде макроэкономической политики – целевых кредитах и субсидиях государственной промышленности. Эта мера поможет предприятиям продолжать выплату зарплаты, и определенная часть рабочих сможет избежать увольнения. Однако главная проблема заключается в том, что субсидии предприятиям и без того привели к чрезвычайно высокой инфляции. Дотации могут спасти некоторое количество рабочих мест, но при этом наверняка повлекут сокращение занятости в других секторах экономики. На деле данные схемы не реализуются ввиду высокой коррупции в государственной аппарате, элементарном воровстве, несовершенстве законодательной базы. Таким образом, политика государства по борьбе со снижением безработицы на данном этапе явно дает сбои. Важно отметить, что в России не существует скоординированной политики правительства. В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы). Для этого придется немало поработать прежде всего над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный наем, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и в конечном счете уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы. Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров — это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике. Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы — это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы, таких как США. У нас сейчас минимальная зарплата составляет порядка 10% от среднего уровня. Но если Дума поддержит идею повысить ее до прожиточного минимума, то есть примерно до 50% средней заработной платы по стране, — это приведет к снижению занятости для России в целом и обернется настоящей катастрофой для многих бедных регионов. Скажем, в Дагестане минимальная оплата труда тогда будет на 50% выше средней заработной платы. Легальная экономика в регионе вообще перестанет существовать — просто по элементарным законам экономической реальности. Есть еще одна проблема, с которой российский рынок труда пока не справляется: межрегиональная мобильность. Насколько остро стоит проблема территориальной мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой — более 20 раз, второй — 12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная безработица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом в Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая безработица. Наличие таких диспропорций это тоже прямой вычет из экономического роста и фактор повышенной безработицы. Здесь не срабатывают в первую очередь экономические факторы, связанные с рынком жилья, — даже прописка в данном случае дело третьестепенное. Одно из основных препятствий для внутренней миграции — субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальное жилье оплачивается по цене ниже рыночной. Естественно, спрос на него во много раз превышает предложение. Это дефицит, административно распределяемый ресурс. Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не может получить его в другом. Значит, переехать он может, только поменявшись. А возможность обмена зависит от баланса миграции. Если этот баланс жестко асимметричен, обмен становится практически невозможен, что в свою очередь блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно 50% россиян. Следовательно, половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой регион в поиске работы. Другая половина населения — собственники жилья, это довольно высокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию, безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение, прежде, всего нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита, чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку в другом. Кроме, того необходимо проводить политику разумного протекционизма по отношению к отечественным производителям и рабочей силы.
Таким образом, становится очевидным, что политика государства по решению проблемы занятости населения является на сегодняшний день малоэффективной.
2.1.Анализ нормативно-правовых актов РФ
Укрепление рынка труда требует принятия как экономических, так и организационных мер. Такими мерами со стороны государства являются:
- гибкая налоговая политика и льготное кредитование в восстановлении старых рабочих мест и создание новых рабочих мест;
- экономическая и материальная поддержка малых и совместных предприятий, в первую очередь, которые используют трудовые ресурсы из числа безработных, социально уязвимых слоев, таких как: молодежь, мамы с малолетними детьми, инвалиды, лица предпенсионного возраста и другие.
Для улучшения общей ситуации на рынке труда, стимулирования экономических агентов в создании новых рабочих мест, Министерство на данный момент подготовил проект Закона о занятости трудовых ресурсов и социальной защите безработных, в котором предлагает предпринять активные политические меры на рынке труда, среди которых предусматривает меры для безработной молодежи и содержат [18, cтр.27]:
1. стимулирование юридических и физических лиц в приеме на работу по индивидуальному трудовому контракту на неопределенный период выпускников учебных заведений из расчета оплаты 70 % тарифа должности в течение первых 12 месяцев, и 18 месяцев для выпускников специальных учебных учреждений (людей со специальными нуждами), с обязанностью предоставлять им работу в течении минимум 3 лет;
2. консультация и помощь для организации самозанятости;
3. оплата расходов, связанных с регистрацией предприятий и получения патента на предпринимательство;
4. подготовка профессиональной молодежи по запросам экономических агентов.
Это дает возможность восстановить деятельность большого количества экономических единиц и развить развивать различные формы собственности, что позволит поднять уровень занятости населения РФ.
В соответствии с Законом РФ (Об организации административно-
1. усовершенствование законодательных актов, касающихся занятости населения;
2. приостановление дальнейшего роста бедности граждан, предотвращение массовой безработицы, улучшение социальной защиты безработных и др.
Снижение риска для трудоспособного населения оказаться за чертой бедности, обеспечит его эффективную занятость, которая будет достигнута, в первую очередь, проведением активной политики занятости посредством:
1. придания рынку труда гибкости на основе использования возможности постоянной и временной занятости, самозанятости, предпринимательства и др.;
2. повышения качества рабочей силы, формирования ее динамической структуры, в комплексе обеспечивающей увеличение конкурентоспособности работников на рынке труда путем приобретения новых и углубления имеющихся знаний и навыков;
3. принятия мер по сохранению эффективно функционирующих предприятий и стимулирование создание новых рабочих мест;
4. совершенствования организации общественных работ;
5. содействия трудоустройству слабо защищенных слоев населения (инвалидов, женщин. молодежи и др.);
6. развитие социального партнерства между Правительством РФ профсоюзами и работодателями для продвижения, внедрения и стабилизации политики занятости и социальной защиты населения4
7. реализации эффективных инвестиций, налоговой и фискальной политики, которые содействуют созданию рабочих мест;
8. разработки и совершенствования законодательства о занятости и социальной защите для обеспечения и реализации активной политики на рынке труда;
9. систематическое и оперативное информирование населения и вакантных рабочих местах;
10. регулирования процента профессиональной подготовки рабочих на рабочем месте, имея в виду, что повышение квалификации является задачей каждого предприятия и рабочего;
11. создать базу данных экономически активного населения, отдельно выделить следующие критерии: профессиональный аспект и уровень квалификации, для соответствующего изменения в имеющейся статистической отчетности;
12. создать банк данных о спросе и предложении на рынке труда Эти и другие мероприятия дадут возможность восстановить деятельность многих экономических агентов, а также развития разных форм собственности, что будет способствовать поднятию уровня занятости населения в РФ и регионах.
Национальные программы, как правило, имеют региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения практически не упоминаются национальные программы, не говоря уже об отражении показателей движении рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразно разрабатывать национальные и региональные программы содействия занятости на 3-х летний период и с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, территориальных и межтерриториальных программ, обеспечив при этом увязку показателей движения рабочих мест и рабочей силы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в РФ должен стать принцип достижения и поддержки эффективной занятости, допускающей безработицу в социально приемлемых пределах. Реализация этого принципа может способствовать оптимальному сочетанию экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в территориально-
Обусловленным переходом к рыночным отношениям кризисные явления в экономике сопровождаются массовым высвобождением работников и устойчивой хронической безработицей. Вместе с тем, получила развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при которой трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что сказывается на эффективности производства и уровне производительности труда. Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержки эффективной занятости при социальной допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям: финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджета системы(национального и местных уровней) обеспечив финансирование программ содействия занятости. При нынешней ставке (1 % фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит 2-3 %;
социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), не превышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой государственными и местными органами управления.
Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанными безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенного движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действующего организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составляющих звеньев – рынка рабочих мест, формирующих спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формируемого спрос на рабочие места. На современном этапе необходимо равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должен достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для РФ в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирования рынка рабочей силы может протекать по-разному. Анализ ситуации в сфере занятости РФ в предшествующие годы показал, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы. Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы. Целями Программы является увеличение уровня и изменения структуры занятости населения РФ на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.