Фактори виробництва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Существует множество определений понятию факторов производства: "особо важный элемент", "важный объект", "условия производственной деятельности", "параметры производственного процесса, включающие технологию, организацию, информацию, финансы и т.д.", "главные факторы" и ряд других. Не рассматривая по существу эти так называемые показатели и факторы производства, необходимо отметить, что ни один из них не характеризует собственно производственный процесс и не находится в функциональной зависимости от его эффективности.

Содержание работы

Введение
1. Экономическая сущность факторов производства
2. Классификация факторов производства
3. Пути повышения эффективности использования факторов производства в РФ и РТ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Факторы производства.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Коренная модернизация основных фондов тесно связана с их реструктуризацией. Успех этого процесса в значительной степени зависит от государственной политики, ее способности устанавливать приоритеты, выявлять слабости рынка, своевременно вносить изменения в юридическую и налоговую системы, разрешать конфликты между различными лоббирующими группами.

Широкомасштабное стимулирование модернизации необходимо осуществлять через налоговые льготы на закупку  технологического оборудования, отмену пошлин и НДС по его импорту, закупку  за рубежом оборудования по заявкам компаний через "институты развития" и предоставление его в лизинг.

Для радикального изменения  технологической базы страны необходимо [3, с.40]:

  • вывести из оборота старое советское оборудование в возрасте свыше 15 лет (в промышленности его доля достигает 74%); ввести штрафные санкции за использование устаревшего, несколько раз самортизированного оборудования (в Японии 70-80-х годов дала хорошие результаты государственная политика скрапирования, то есть уничтожения устаревших и малоэффективных фондов ) и плату за фонды старше, например, 15 лет;
  • разрешить ускоренную амортизацию для нового высокотехнологичного оборудования, расширить права предприятий в этой области;
  • создать условия для льготного целевого кредитования инвестиций в основной капитал и льготного импорта высокотехнологичных машин и оборудования (например, через государственные финансовые структуры и/или под государственные гарантии);
  • освободить от налогов ту часть прибыли, которая идет на высокотехнологичные инвестиции в активную часть основного капитала;
  • ввести налоговые инвестиционные кредиты и субсидии;
  • развивать практику размещения госзаказов на высокотехнологичных предприятиях.

Важную роль в технологическом  прорыве могут сыграть прямые иностранные инвестиции. Сейчас они  ориентированы либо на добычу и первичную переработку ресурсов, либо на удовлетворение конечного потребительского спроса в сегментах с ограниченной инновационной емкостью. Кажущееся исключение – машиностроение – только подтверждает общее правило: здесь инвестиции идут в основном в сборочное производство (автопром, бытовая электроника) [4, с.98].

В этой связи необходимо стимулировать не просто увеличение объема иностранных инвестиций, которые  часто приходят в форме репатриации  прибыли наших же компаний, а инвестиции ведущих транснациональных компаний в полноценные проекты при жестких условиях передачи передовых технологий.

В то же время не надо забывать, что капиталовложения в материальные активы – необходимое, но далеко не достаточное условие роста производительности. В отличие от индустриальной стадии, где физический капитал играл определяющую роль, современная экономика в значительной степени опирается на нематериальное накопление, на крупные объемы человеческого, организационного, управленческого капитала, а соответствие и взаимодействие технологических и нематериальных факторов становятся первостепенными условиями повышения продуктивности общественного производства.

В век информации главным  критерием оценки эффективности  компании в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста выступает человеческий капитал, определяемый как совокупность природных врожденных способностей; дарований; творческого потенциала; морально-психологического и физического здоровья; накопленных и усовершенствованных в результате инвестиций знаний и профессионального опыта, необходимых для целесообразной деятельности в той или иной сфере общественного воспроизводства, приносящей доход их обладателю.

Подобно обычному капиталу, способности, знания, навыки человека имеют свойство накапливаться. При этом их формирование и развитие требует как от самого индивида, так и от общества в целом довольно значительных затрат времени, труда, материальных и финансовых ресурсов.

Структура вложений в  человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций [5, с.75]:

  1. образование, подготовка на производстве;
  2. здравоохранение;
  3. мотивация;
  4. поиск информации и миграция;
  5. фундаментальные научные разработки;
  6. экология и здоровый образ жизни;
  7. культура и досуг.

Критическое значение для роста производительности приобретает качество человеческого капитала, его соответствие требованиям непрерывно меняющихся технологий и хозяйственной среды. В системе мер по повышению его отдачи важнейшая роль принадлежит росту уровня общего и профессионального образования. Особое внимание уделяется формам организации труда, стимулам и мотивации трудовой деятельности.

Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а, следовательно, увеличивают  объем и качество человеческого капитала. При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.

Еще с древних времен известно, что за сложный труд надо платить много кратно больше, чем  за неквалифицированный. К сожалению, в России этого правила не придерживаются. В результате молодежь не идет в сферу образования, науку, здравоохранение; квалифицированных рабочих кадров, инженеров и техников не хватает во всех отраслях, даже в оборонно-промышленном комплексе.

В стране существует дисбаланс  на рынке труда: дефицит одних  кадров при избытке других.

Причины этого известны: ликвидация ПТУ без замены их иными  учреждениями; падение престижа ранее  наиболее уважаемых профессий, в  том числе научных работников; бесконечные реформы школьного  и вузовского образования; свободное (без обязательной работы по профессии в течение двух-трех лет) распределение выпускников вузов, даже получивших образование на бюджетной основе, и многое другое. Главной же причиной такого положения является несогласованность между государством и бизнесом в том, кого и как готовить для народного хозяйства и за чьи средства [5, с.75].

Государство должно заниматься вопросами подготовки кадров не единолично, а с учетом мнения всех субъектов  собственности. Кроме того, не надо выстраивать перегородки между  государственным и частным обучением, что затем выражается в разном уровне зарплаты в важнейших секторах хозяйства. О каких равных возможностях можно говорить, если один и тот же специалист, просто перейдя из одного здания в другое, получает в два-три раза большую зарплату. Задача государства — приблизить оплату бюджетников к оплате работников частного сектора и поучиться у него мотивационным механизмам более или менее адекватной оплаты труда специалистов.

Чтобы устранить перекосы в балансе труда, нужно знать, специалисты каких профессий, какого уровня подготовки (начальное, среднее, высшее, послевузовское), по каким регионам потребуются в течение ближайших пяти-десяти лет; какие финансовые ресурсы необходимы для кадрового обновления и кто их может предоставить.

Одновременно следует  знать, какие работники, в каких секторах хозяйства и видах деятельности, в каких регионах, в какие сроки будут в результате роста производительности труда высвобождаться, каковы возможности их переподготовки на местах, какая понадобится помощь их семьям в части жилья, обучения детей, транспорта, мобильного трудоустройства.

По мнению бизнес-сообщества, необходимо вернуться к практике бесплатной для абитуриентов подготовки кадров по госзаказу с обязательным распределением по ключевым предприятиям и компаниям. В целях повышения качества образования, особенно технического, представляется целесообразным сократить число соответствующих институтов с обязательным бюджетным финансированием оставшихся, прошедших жесткий отбор по качеству. Государство, безусловно, должно , контролировать трудоустройство выпускников бюджетных отделений, подобно тому, как банки контролируют возврат кредитов, выданных на образовательные цели.

Очевидно, что назрела  реформа среднего профессионального  образования. Радикальный подход –  переместить его в прикладные факультеты вузов, готовящих выпускников на уровне бакалавриата. Противники такого подхода считают, что это может девальвировать само понятие "университет".

Второй подход – оставить эти учебные заведения в существующей системе среднего образования, но провести ребрендинг слова "ПТУ". В пользу такой точки зрения говорит опыт г. Москвы. Здесь ПТУ переименованы в колледжи, проведено перепрофилирование, укрупнение и оснащение их современными станками и оборудованием. Спрос на выпускников этих колледжей огромный.

Региональные власти, безусловно, должны организационно и  финансово поддерживать процесс  реформирования системы профобразования. На уровне регионов проще связать  его бюджетное финансирование с  конкретными целями государственной  промышленной политики по развитию тех или иных отраслей и производств.

Возрождение профессионально-технических  училищ также связано с уровнем  обеспечения их общежитиями, поскольку  в них, как правило, много иногородних  студентов. Компании и предприятия  должны получить возможность софинансирования, а также строительства жилья для своих рабочих (за счет льготного финансирования и землеотвода) без права коммерческой его перепродажи [5, с.75].

Сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на все еще сохраняющийся  высокий уровень образования, возникла острая нехватка среднего технического персонала и высококвалифицированных инженеров. На это жалуются 90% руководителей существующих в стране малых предприятий. Обучение по-прежнему оторвано от реальных запросов экономики, в результате чего выпускники учебных заведений плохо адаптируются к современной профессиональной деятельности.

Положение усугубляется еще и тем, что переход на двухуровневую  систему высшего образования  и европейские стандарты обучения существенно трансформирует структуру организационно-трудовых операций, требует корректировки лекционных курсов и переподготовки профессорско-преподавательского состава.

Поэтому переход на новую  модель обучения следует рассматривать  как следующий этап его модернизации. Именно данная модель позволяет западным странам, лидирующим на мировых рынках высоких технологий, своевременно обеспечивать экономику специалистами как среднего, так и высшего профессионального уровня. Этот опыт свидетельствует: результаты обучения определяются не его сроками, а тем, какие при этом используются технологии, каково содержание учебных программ, насколько оно соответствует требованиям динамично развивающихся рынка труда и экономики.

Один из важнейших  аспектов инновационной деятельности вузов - организация стратегического партнерства с производственным сектором, с бизнес-сообществом, совместная подготовка кадров для промышленности, а также ученых и специалистов высшего класса. Хрестоматийным стал опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ, где уже функционируют так называемые корпоративные университеты в рамках партнерства промышленности с учебными заведениями. Здесь студенты знают, где и на какой должности им предстоит работать по завершении учебы.

Наряду с образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека. Экономическая ценность и значимость здоровья для накопления человеческого капитала безусловны. Низкий уровень продолжительности жизни в стране автоматически включает в число приоритетных затрат инвестиции на поддержание здоровья, что способствует продлению жизни человека, а, следовательно, и времени функционирования человеческого капитала.

К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные  научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит пре образование самих людей, которые выступают носителями новых способностей и потребностей. В информационном обществе наука превращается в своеобразный генератор "человеческого капитала".

В последние десятилетия  с развитием информационных технологий резко возрастает зависимость производительности от систем организации и управления. В результате децентрализации многих производств и перехода к сетевой форме организации, горизонтальным, децентрализованным моделям управления взамен строго иерархической системы вертикальных связей открываются возможности для снижения издержек за счет структурной гибкости, быстрой реакции на изменения, большего простора для инноваций, инициативы, творческих подходов и решений.

В рамках развития российской и татарстанской экономики предполагается использование кластерного подхода.

Кластерный подход в  управлении экономическими процессами – необходимое условие для поступательного, прорывного развития экономики любой территории, любого государства. Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспособности территорий и производственных комплексов путем реализации кластероориентированной территориальной политики. Успешны кластеры в сфере малого и среднего бизнеса (производство мебели, обуви, продуктов питания), в инновационной сфере (биотехнологии, телекоммуникации), в крупном промышленном производстве (автомобилестроение), в области автоспорта.

Информация о работе Фактори виробництва