Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:33, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть особенности проведения факторинговых операций коммерческими банками и рассмотреть проблемы и перспективы развития факторинговых операций в России.
Достижение данной цели возможно при выполнении следующих задач:
1) раскрыть специфику факторинговых операций коммерческих банков, состав участников, виды факторинговых операций и типы заключаемых соглашений о факторинговом обслуживании;
2) рассмотреть международный опыт факторинга
3) Выявить недостатки факторинга в России и выявить пути их преодоления
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы факторинга………………………………....4
Сущность факторинга, факторинговые операции и их участники…..4
Виды факторинговых операций………………………………………………………………..10
Глава 2. Факторинговое соглашение……………………………………………………………………13
2.1. Заключение и содержание договора о факторинге……………………………………………………………………13
2.2 Типы факторинговых соглашений…………………………………………………………………..18
Глава 3. Опыт международного факторинга, проблемы и перспективы развития факторинга в России……………………………………………….21
3.1 Опыт российских и зарубежных банков в оказании факторинговых услуг………………………………………………………………………….21
3.2 Проблемы и перспективы развития факторинга в России…………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………38
Список литературы……………………………………………………………………40
Однако сдерживающим фактором развития товарного кредита является необходимость инвестирования поставщиком значительных денежных средств в дебиторскую задолженность, а также организационные вопросы построения продаж в кредит, начиная с того, кому продавать, как отслеживать приход платежей, что делать, если покупатель не платит, и т.д. Поэтому построение продаж в кредит требует не только инвестиций в оборотный капитал, но и большого объема ресурсов на построение технологии. Альтернативой самостоятельному развитию товарного кредита является факторинг. В дальнейшем мы более подробно будем сравнивать последние две формы.
Важным источником краткосрочного финансирования оборотных средств малых и средних предприятий служат краткосрочные банковские кредиты (до одного года), которые разделяют на средства овердрафта и краткосрочные банковские ссуды.
Факторинг и банковский кредит имеют различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Кредит характеризуется срочностью, что предполагает его погашение через определенный срок. Банковский кредит абсолютно неприемлем для финансирования поставок с отсрочкой платежа. Если шестимесячный кредит будет направлен на финансирование отгрузок товаров с отсрочкой платежа, то как изменятся условия работы компании в ситуации погашения товарного кредита и что будет, если поставщику не удастся получить новый кредит после его погашения? Сегодня в России большинство кредитов выдаются на срок до года, что как раз и приводит к подобным ситуациям. Факторинг же на сегодняшний день является единственным бессрочным пассивом в отечественной экономике и позволяет планировать программу развития на многие годы вперед.
Другая особенность кредита заключается в необходимости предоставления залога для его получения. Принципиальное отличие факторинга и кредита состоит в том, что кредит ориентирован на успехи компании в прошлом, на те активы, которые были заработаны вчера. Факторинг же ориентирован на будущие успехи в продажах, и даже если продажи возрастут в 5 раз, это не будет ограничением для финансирования в рамках факторинга.
Факторинговое финансирование сопровождается сервисом, который включает в себя: управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, связанных с поставками на условиях отсрочки платежа, консалтинг и многое другое
При кредитовании помимо предоставления средств клиенту и расчетно-кассового обслуживания банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг
При овердрафте помимо предоставления средств клиенту и расчетно-кассового обслуживания банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг
Несмотря на достоинства и преимущества факторинга, существуют недостатки и сложности, препятствующие более широкому его использованию в российской экономике. Наиболее существенным из них считается его относительная дороговизна. В настоящее время уровень факторинговой комиссии составляет до 3% от суммы уступленного денежного требования. В зависимости от срока оборачиваемости дебиторской задолженности эта комиссия при пересчете доходит до 20—30% годовых.
Более высокая стоимость
Специалисты отмечают, что банковские кредиты выступают основным конкурентом факторинга, однако в странах, где кредиты в меньшей степени доступны частному сектору, факторинг развивается достаточно высокими темпами.
Другой отрицательный момент в использовании факторинга связан с организационными проблемами, вызванными усложнением документооборота, следствием чего является снижение со стороны клиента оперативности управления своим предприятием.
Проведенное исследование использования факторинга малыми и средними предприятиями показало, что его привлекательность для них снижается из-за того, что факторинговые агенты, как правило, отказываются заключать договоры факторинга, если сумма сделки составляет менее 30 тыс. дол. Вместе с тем сами продавцы — малые и средние предприятия — большую часть товарных кредитов предоставляют своим покупателям в пределах от 5 до 30 тыс. дол.
Помимо финансирования оборотных средств при факторинге банк покрывает значительную часть рисков поставщика. Это риски:
— кредитные;
— ликвидные;
— валютные;
— процентные.
В то же время факторинг испытывает конкуренцию со стороны и иных финансовых инструментов, направленных на снижение кредитного риска.
Функцию принятия кредитного риска выполняют документарные аккредитивы и банковские гарантии.
Аккредитив представляет собой обязательство банка выплатить поставщику товара за счет заказчика-покупателя определенную сумму при условии, что поставщик предоставит банку в установлен» срок документы, подтверждающие исполнение обязательств перед заказчиком. Основная функция аккредитива — снижение недоверия) со стороны как покупателя, так и продавца, особенно когда они работают друг с другом впервые.
Банковская гарантия в отличие от аккредитива не является : платежным инструментом (платеж по ней наступает в исключительных случаях) и служит дополнительным обеспечением исполнения обязательств по сделке. В частности, гарантия позволяет не вносить предоплату, а произвести платеж по факту поставки или с рассрочкой. Иногда предоставление банковской гарантии есть непременное условие участия клиента в сделках либо операциях (например, таможенные или тендерные гарантии).
Оба инструмента — и аккредитивы, и банковские гарантии — пользуются предприятиями, как правило, работающими на внешнеэкономическом рынке, и объемы операций по ним зависят от внешнеторгового оборота страны. После кризиса 1998 г. многие иностранные компании сократили объем своей деятельности на российском рынке, что привело к отрицательной динамике операций по аккредитивам и гарантиям. Аккумулирование факторингом ряда функций является его основополагающим преимуществом перед другими формами финансирования. Особенно большое значение это имеет для предприятий малого и среднего бизнеса, которые не обладают достаточным объемом трудовых и финансовых ресурсов. С помощью факторинга они могут достигнуть одновременно нескольких целей:
— ускорение и упрощение процедуры получения платежа по сравнению с аккредитивной формой расчетов;
— более широкий спектр услуг для клиентов в более удобной; них форме;
— решение проблемы импортера, состоящей в приобретении товара (оказании услуги) у иностранного поставщика (юридическое лица, зарегистрированного на территории зарубежного государства на условиях отсрочки платежа, без открытия аккредитива или оформления банковской гарантии;
— упрочение связей между импортером и иностранным поставщиком и, как следствие, насыщение товарных рынков конкурентоспособной продукцией;
— сокращение временных и материальных затрат за счет аккумулирования различных функций одним финансовым агентом. Проанализировав изложенное выше, можно сделать вывод о том, что по сравнению с такими инструментами финансирования международной торговли, как аккредитивы, банковские гарантии и иные распространенные методы организации платежей, факторинг представляет собой более широкий спектр услуг для клиентов в более удобной для них форме.
Преимущество факторинга перед
обычным кредитованием
Проводить факторинговые операции в Российской Федерации на первом этапе необходимо с помощью специальных факторинговых отделов в банках, оборотные средства которых могут формироваться за счет собственных и заемных средств банка. По мнению исследователей, в дальнейшем эти отделы отделятся от банков в самостоятельные фактор-фирмы. Причинами этого могут послужить различия в категориях клиентов и во взаимоотношениях с ними фактор-фирм и банков (в первом случае клиентура более мелкая, а связь с ней более тесная и оперативная).
Внедрение факторинга невозможно без разработки действенной методики анализа финансовой деятельности предприятия, кредитоспособности его должников, а также самого поставщика, основанной на данных бухгалтерских отчетов и балансов, таких финансовых показателях, как величина прибыли, уровень рентабельности, объем и источники образования оборотных средств, соответствие, между потребностью в собственных денежных средствах и их наличием, состояние и формы расчетов с контрагентами, бюджетом, банком.
Исходя из опыта стран Восточной Европы (Венгрия, Чехия, Словакия) можно сделать вывод о том, что внедрение факторинга проще и логичнее начинать со сферы внешней торговли: от прямого экспортного факторинга к взаимному и импортному факторингу.
По мере совершенствования
Таким образом, можно выделить несколько направлений в перспективах развития факторинговых операций.
Во-первых, предоставление полного набора услуг в области международного факторинга. Потенциальный выход на международный рынок малых и средних предприятий-экспортеров приведет к повышению конкуренции, прежде всего неценовой, повышению доли экспорта на условиях открытого счета и соответственно к росту потреби ности в его факторинговом обслуживании.
Во-вторых, развитие внутреннего факторинга за счет использования различных вариантов факторингового обслуживания.
В-третьих, диверсификация деятельности фактор-фирм. Помимо операций с долговыми требованиями в перспективе фактор-фирмы будут оказывать консультационные услуги.
В-четвертых, использование фактор-фирмами нового, прогрессивного программного обеспечения для анализа и оптимизации собственных издержек, повышения качества обслуживания поставщиков и контроля за кредитом.
Рынок факторинга в ближайшее время будет по-прежнему весьма привлекательным. При этом естественно, что усиление конкуренции обернется повышением качества продуктов и сервиса. Будет возрастать число участников факторингового рынка за счет появления как российских, так и прихода иностранных компаний. Фактор-фирмы будут развивать неценовые конкурентные преимущества: сокращать сроки принятия решений о возможности финансирования, предоставлять факторинг клиентам вне зависимости от территориального расположения клиента и его дебиторов, расширять ассортимент услуг, повышать качество сервиса для клиентов.
Директор по маркетингу МФК «Траст» также отметил основные тенденции 2008 г. Будут присходить дальнейшая концентрация игроков факторингового рынка и усиление принадлежности к банковским группам, так как без постоянного притока финансирования факторинг развиваться не может. Продолжится ориентация на средний и малый бизнес, развитие сервиса и специальных предложений для данного
сегмента клиентов, а также ориентация на работу с регионами как на более перспективным рынком для развития факторинговых услуг.
Представители всех банков сходятся во мнении, что факторинг у очень перспективное направление. Хотя сам бизнес достаточно специфичен и трудоемок. Многие финансовые структуры начинают е но немногие в состоянии сделать его привлекательным.
Каждый банк по-своему планирует развивать эти услуги. Например, «НИКойл» намеревается с 2009 г. предложить своим клиент реверсивный факторинг — кредитование покупателя. Это даст ему возможность рассчитаться с ценным поставщиком, если тот вдруг откажется предоставить отсрочку по оплате товара. По такой схеме сегодня работают единицы (в частности, Балтийский Транзитный банк Остальные факторинговые компании «набивают руку» на классической схеме и пытаются завоевать доверие клиентов.
По оценкам специалистов, рынок факторинга в России растет сегодня на 20—30% в год. При этом ставки факторинговых компаний медленно, но верно снижаются: в сравнении с 2007 г. они упали на 10%. Все это говорит о том, что рынок постепенно стабилизируется (еще пять лет назад для него были характерны значительные колебания интерес к факторингу то возрастал, то снова падал).
Что касается будущего факторинга, то в ближайшее время участники рынка ожидают прихода в Россию западных игроков. Это означает, что появятся западные технологии и дешевые западные деньги. Одни специалисты (И. Покаместов из «НИКойла») считают, что в конечном итоге конкуренция усилится, а сам факторинг станет дешевле тогда как другие (В. Емельянов из «Диалог-оптим») уверены в том что, напротив, это приведет к повышению тарифов, поскольку на Западе факторинг вдвое дороже. К тому же стоимость тарифов может увеличиться еще и потому, что ряд банков, которые сегодня демпингуют, будут вынуждены покинуть рынок, поскольку выжить при таких условиях они попросту не смогут.