Факторинговые операции банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть особенности проведения факторинговых операций коммерческими банками и рассмотреть проблемы и перспективы развития факторинговых операций в России.
Достижение данной цели возможно при выполнении следующих задач:
1) раскрыть специфику факторинговых операций коммерческих банков, состав участников, виды факторинговых операций и типы заключаемых соглашений о факторинговом обслуживании;
2) рассмотреть международный опыт факторинга
3) Выявить недостатки факторинга в России и выявить пути их преодоления

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы факторинга………………………………....4
Сущность факторинга, факторинговые операции и их участники…..4
Виды факторинговых операций………………………………………………………………..10
Глава 2. Факторинговое соглашение……………………………………………………………………13
2.1. Заключение и содержание договора о факторинге……………………………………………………………………13
2.2 Типы факторинговых соглашений…………………………………………………………………..18
Глава 3. Опыт международного факторинга, проблемы и перспективы развития факторинга в России……………………………………………….21
3.1 Опыт российских и зарубежных банков в оказании факторинговых услуг………………………………………………………………………….21
3.2 Проблемы и перспективы развития факторинга в России…………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………38
Список литературы……………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 82.32 Кб (Скачать файл)

Однако сдерживающим фактором развития товарного кредита является необходимость инвестирования поставщиком значительных денежных средств в дебиторскую задолженность, а также организационные вопросы построения продаж в кредит, начиная с того, кому продавать, как отслеживать приход платежей, что делать, если покупатель не платит, и т.д. Поэтому построение продаж в кредит требует не только инвестиций в оборотный капитал, но и большого объема ресурсов на построение технологии. Альтернативой самостоятельному развитию товарного кредита является факторинг. В дальнейшем мы более подробно будем сравнивать последние две формы.

Важным источником краткосрочного финансирования оборотных средств малых и средних предприятий служат краткосрочные банковские кредиты (до одного года), которые разделяют на средства овердрафта и краткосрочные банковские ссуды.

Факторинг и банковский кредит имеют  различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Кредит характеризуется срочностью, что предполагает его погашение через определенный срок. Банковский кредит абсолютно неприемлем для финансирования поставок с отсрочкой платежа. Если шестимесячный кредит будет направлен на финансирование отгрузок товаров с отсрочкой платежа, то как изменятся условия работы компании в ситуации погашения товарного кредита и что будет, если поставщику не удастся получить новый кредит после его погашения? Сегодня в России большинство кредитов выдаются на срок до года, что как раз и приводит к подобным ситуациям. Факторинг же на сегодняшний день является единственным бессрочным пассивом в отечественной экономике и позволяет планировать программу развития на многие годы вперед.

Другая особенность кредита  заключается в необходимости  предоставления залога для его получения. Принципиальное отличие факторинга и кредита состоит в том, что кредит ориентирован на успехи компании в прошлом, на те активы, которые были заработаны вчера. Факторинг же ориентирован на будущие успехи в продажах, и даже если продажи возрастут в 5 раз, это не будет ограничением для финансирования в рамках факторинга.

Факторинговое финансирование сопровождается сервисом, который включает в себя: управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, связанных с поставками на условиях отсрочки платежа, консалтинг и многое другое

При кредитовании помимо предоставления средств клиенту и расчетно-кассового обслуживания банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг

При овердрафте помимо предоставления средств клиенту и расчетно-кассового обслуживания банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг

Несмотря на достоинства и преимущества факторинга, существуют недостатки и  сложности, препятствующие более широкому его использованию в российской экономике. Наиболее существенным из них считается его относительная дороговизна. В настоящее время уровень факторинговой комиссии составляет до 3% от суммы уступленного денежного требования. В зависимости от срока оборачиваемости дебиторской задолженности эта комиссия при пересчете доходит до 20—30% годовых.

Более высокая стоимость факторинговых операций по сравнению с банковским кредитованием не является отпугивающим фактором для пользователей факторинга. Средние ставки по нему превышают средние ставки по кредитам на 4—12% годовых. Однако в реальности ставки по факторинговым операциям не только определяются величиной бизнеса клиента и качеством передаваемой дебиторской задолженности, но и во многом зависят от дополнительного сервиса. На Западе, например, стоимость факторинга превышает стоимость кредита в 4 раза, но нельзя говорить о том, что эти деньги во столько же раз дороже. Соглашаясь на более высокую ставку, клиент получает набор услуг по управлению дебиторской задолженностью и страхованию связанного с ней риска. Факторинг берет на себя всю техническую работу по инкассации дебиторской задолженности и информированию клиента о состоянии его дебиторской задолженности, благодаря чему освобождаются ресурсы бухгалтерии клиента. Кроме того, факторинг может предоставлять клиенту независимую информацию о платежеспособности его дебиторов. То есть верно утверждение, что кредит предоставляет бизнесу лишь финансовые ресурсы, тогда как факторинг помимо финансирования позволяет обеспечить его дополнительным сервисом, поэтому весьма логична более высокая стоимость факторинга.

Специалисты отмечают, что банковские кредиты выступают основным конкурентом факторинга, однако в странах, где кредиты в меньшей степени доступны частному сектору, факторинг развивается достаточно высокими темпами.

Другой отрицательный момент в  использовании факторинга связан с организационными проблемами, вызванными усложнением документооборота, следствием чего является снижение со стороны клиента оперативности управления своим предприятием.

Проведенное исследование использования  факторинга малыми и средними предприятиями  показало, что его привлекательность  для них снижается из-за того, что факторинговые агенты, как правило, отказываются заключать договоры факторинга, если сумма сделки составляет менее 30 тыс. дол. Вместе с тем сами продавцы — малые и средние предприятия — большую часть товарных кредитов предоставляют своим покупателям в пределах от 5 до 30 тыс. дол.

Помимо финансирования оборотных  средств при факторинге банк покрывает значительную часть рисков поставщика. Это риски:

— кредитные;

— ликвидные;

— валютные;

— процентные.

В то же время факторинг испытывает конкуренцию со стороны и иных финансовых инструментов, направленных на снижение кредитного риска.

Функцию принятия кредитного риска  выполняют документарные аккредитивы и банковские гарантии.

Аккредитив представляет собой  обязательство банка выплатить  поставщику товара за счет заказчика-покупателя определенную сумму при условии, что поставщик предоставит банку в установлен» срок документы, подтверждающие исполнение обязательств перед заказчиком. Основная функция аккредитива — снижение недоверия) со стороны как покупателя, так и продавца, особенно когда они работают друг с другом впервые.

Банковская гарантия в отличие  от аккредитива не является : платежным инструментом (платеж по ней наступает в исключительных случаях) и служит дополнительным обеспечением исполнения обязательств по сделке. В частности, гарантия позволяет не вносить предоплату, а произвести платеж по факту поставки или с рассрочкой. Иногда предоставление банковской гарантии есть непременное условие участия клиента в сделках либо операциях (например, таможенные или тендерные гарантии).

Оба инструмента — и аккредитивы, и банковские гарантии — пользуются предприятиями, как правило, работающими на внешнеэкономическом рынке, и объемы операций по ним зависят от внешнеторгового оборота страны. После кризиса 1998 г. многие иностранные компании сократили объем своей деятельности на российском рынке, что привело к отрицательной динамике операций по аккредитивам и гарантиям. Аккумулирование факторингом ряда функций является его основополагающим преимуществом перед другими формами финансирования. Особенно большое значение это имеет для предприятий малого и среднего бизнеса, которые не обладают достаточным объемом трудовых и финансовых ресурсов. С помощью факторинга они могут достигнуть одновременно нескольких целей:

— ускорение и упрощение процедуры получения платежа по сравнению с аккредитивной формой расчетов;

— более широкий спектр услуг для клиентов в более удобной; них форме;

— решение проблемы импортера, состоящей в приобретении товара (оказании услуги) у иностранного поставщика (юридическое лица, зарегистрированного на территории зарубежного государства на условиях отсрочки платежа, без открытия аккредитива или оформления банковской гарантии;

— упрочение связей между импортером и иностранным поставщиком и, как следствие, насыщение товарных рынков конкурентоспособной продукцией;

— сокращение временных и материальных затрат за счет аккумулирования различных функций одним финансовым агентом. Проанализировав изложенное выше, можно сделать вывод о том, что по сравнению с такими инструментами финансирования международной торговли, как аккредитивы, банковские гарантии и иные распространенные методы организации платежей, факторинг представляет собой более широкий спектр услуг для клиентов в более удобной для них форме.

Преимущество факторинга перед  обычным кредитованием заключается в том, что участники сделки экономят время, а если принять во внимание, что ускорение имеет четкий материальный эквивалент, то суммарная экономия оказывается еще большей. Для производственников и мелких бизнесменов это имеет особое значение, поскольку первым приходится вести жесткую конкуренцию с наводнившими рынок импортными товарами, а малый бизнес пока не имеет действенной государственной поддержки и вынужден полагаться на собственные силы.

Проводить факторинговые операции в Российской Федерации на первом этапе необходимо с помощью специальных факторинговых отделов в банках, оборотные средства которых могут формироваться за счет собственных и заемных средств банка. По мнению исследователей, в дальнейшем эти отделы отделятся от банков в самостоятельные фактор-фирмы. Причинами этого могут послужить различия в категориях клиентов и во взаимоотношениях с ними фактор-фирм и банков (в первом случае клиентура более мелкая, а связь с ней более тесная и оперативная).

Внедрение факторинга невозможно без  разработки действенной методики анализа  финансовой деятельности предприятия, кредитоспособности его должников, а также самого поставщика, основанной на данных бухгалтерских отчетов и балансов, таких финансовых показателях, как величина прибыли, уровень рентабельности, объем и источники образования оборотных средств, соответствие, между потребностью в собственных денежных средствах и их наличием, состояние и формы расчетов с контрагентами, бюджетом, банком.

Исходя из опыта стран Восточной  Европы (Венгрия, Чехия, Словакия) можно сделать вывод о том, что внедрение факторинга проще и логичнее начинать со сферы внешней торговли: от прямого экспортного факторинга к взаимному и импортному факторингу.

По мере совершенствования международного факторинга развитие получит и внутренний, факторинг в виде полного обслуживания (открытый факторинг без права регресса), которое будет предусматривать предоплату, полное страхование сомнительных долгов, обеспечение гарантированного притока денежных средств и учет реализации продукции поставщика. Кроме того, будет производиться факторинговое обслуживание не только платежных поручений, но и других долговых инструментов, в первую очередь коммерческих векселей.

Таким образом, можно выделить несколько  направлений в перспективах развития факторинговых операций.

Во-первых, предоставление полного  набора услуг в области международного факторинга. Потенциальный выход на международный рынок малых и средних предприятий-экспортеров приведет к повышению конкуренции, прежде всего неценовой, повышению доли экспорта на условиях открытого счета и соответственно к росту потреби ности в его факторинговом обслуживании.

Во-вторых, развитие внутреннего факторинга за счет использования различных вариантов факторингового обслуживания.

В-третьих, диверсификация деятельности фактор-фирм. Помимо операций с долговыми требованиями в перспективе фактор-фирмы будут оказывать консультационные услуги.

В-четвертых, использование фактор-фирмами нового, прогрессивного программного обеспечения для анализа и оптимизации собственных издержек, повышения качества обслуживания поставщиков и контроля за кредитом.

Рынок факторинга в ближайшее время  будет по-прежнему весьма привлекательным. При этом естественно, что усиление конкуренции обернется повышением качества продуктов и сервиса. Будет возрастать число участников факторингового рынка за счет появления как российских, так и прихода иностранных компаний. Фактор-фирмы будут развивать неценовые конкурентные преимущества: сокращать сроки принятия решений о возможности финансирования, предоставлять факторинг клиентам вне зависимости от территориального расположения клиента и его дебиторов, расширять ассортимент услуг, повышать качество сервиса для клиентов.

Директор по маркетингу МФК «Траст»  также отметил основные тенденции 2008 г. Будут присходить дальнейшая концентрация игроков факторингового рынка и усиление принадлежности к банковским группам, так как без постоянного притока финансирования факторинг развиваться не может. Продолжится ориентация на средний и малый бизнес, развитие сервиса и специальных предложений для данного

сегмента клиентов, а также ориентация на работу с регионами как на более перспективным рынком для развития факторинговых услуг.

Представители всех банков сходятся во мнении, что факторинг у очень перспективное направление. Хотя сам бизнес достаточно специфичен и трудоемок. Многие финансовые структуры начинают е но немногие в состоянии сделать его привлекательным.

Каждый банк по-своему планирует развивать эти услуги. Например, «НИКойл» намеревается с 2009 г. предложить своим клиент реверсивный факторинг — кредитование покупателя. Это даст ему возможность рассчитаться с ценным поставщиком, если тот вдруг откажется предоставить отсрочку по оплате товара. По такой схеме сегодня работают единицы (в частности, Балтийский Транзитный банк Остальные факторинговые компании «набивают руку» на классической схеме и пытаются завоевать доверие клиентов.

По оценкам специалистов, рынок  факторинга в России растет сегодня на 20—30% в год. При этом ставки факторинговых компаний медленно, но верно снижаются: в сравнении с 2007 г. они упали на 10%. Все это говорит о том, что рынок постепенно стабилизируется (еще пять лет назад для него были характерны значительные колебания интерес к факторингу то возрастал, то снова падал).

Что касается будущего факторинга, то в ближайшее время участники рынка ожидают прихода в Россию западных игроков. Это означает, что появятся западные технологии и дешевые западные деньги. Одни специалисты (И. Покаместов из «НИКойла») считают, что в конечном итоге конкуренция усилится, а сам факторинг станет дешевле тогда как другие (В. Емельянов из «Диалог-оптим») уверены в том что, напротив, это приведет к повышению тарифов, поскольку на Западе факторинг вдвое дороже. К тому же стоимость тарифов может увеличиться еще и потому, что ряд банков, которые сегодня демпингуют, будут вынуждены покинуть рынок, поскольку выжить при таких условиях они попросту не смогут.

Информация о работе Факторинговые операции банков