Факторный анализ: определение, виды. Классификация факторов. Способы моделирования детерминированных факторных моделей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:54, контрольная работа

Описание работы

Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.

Содержание работы

1. Факторный анализ: определение, виды. Классификация факторов. Способы моделирования детерминированных факторных моделей……………………..3
2.Анализ дебиторской и кредиторской задолженности………….…………….9
3.Задача 1…………………………………………………………………………12
4.Задача 2…………………………………………………………………………15
5.Анализ показателей деловой активности……….……………………………18
5.1. Методика анализа показателей деловой активности……………………..18
5.2.Анализ показателей деловой активности с данными предприятия…...….22
Список использованной литературы……………………………………………24

Файлы: 1 файл

экономический анализ 1.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Анализ дебиторской  задолженности представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации товаров и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременного ее погашения [5, с. 126]. 

 

3.Задача 1

Провести анализ изменения запаса финансовой прочности.

 

Показатели

Предыдущий  год

Отчетный год

Изменение

Выручка от продаж, тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

Удельный вес  постоянных затрат в себестоимости  продукции, %

10 000

 

8 000

 

25

12 000

 

10 000

 

30

+2000

 

+2000

 

+5


 

Решение

 

1) Сначала дадим  теорию к выполнению задания. 

Безубыточный (критический) объем производства рассчитывается из уравнения, основанного на равенстве выручки от реализации продукции и суммы постоянных и переменных издержек, вытекающем из определения безубыточности:

  

где р - цена единицы  продукции; Q - количество единиц произведенной (реализованной) продукции; СF - постоянные издержки в затратах на единицу продукции; СV — переменные издержки в затратах на единицу продукции.

Формулой точки  безубыточности:

где R' — пороговая выручка; FC — постоянные издержки; К — коэффициент покрытия.

Коэффициент покрытия равен доле суммы покрытия (выручка  минус переменные издержки) в выручке  от реализации.

 

С понятием «безубыточный  объем» тесно связано понятие  «запас финансовой прочности». Запас  финансовой прочности (зона безопасности) представляет собой разность между фактическим и безубыточным объемами.

 

Т.е. формула  финансовой прочности :

 

Финансовая  прочность = Выручка – Точка безубыточности

Финансовая  прочность = Выручка – 

 

            Для предыдущего года :

 

Постоянные  издержки = 8000 * (1-0,25) = 6000

Переменные  издержки = 8000 * 0,25 = 2000

 

Финансовая  прочность :

 

10000 - = 10000 – 7500 = 2500

 

Для отчетного  года :

 

Постоянные  издержки = 10000 * (1-0,3) = 7000

Переменные издержки = 10000 * 0,3 = 3000

 

Финансовая  прочность :

 

12000 - = 12000 – 9333 = 2667

 

Изменение финансовой прочности = 2667 – 2500 = + 167 тыс.руб.

 

Используя факторный  анализ (метод цепной подстановки), определим влияние каждого фактора.

 

Предыдущий  год : 10000 - = 10000 – 7500 = 2500

 

Определяем  влияние изменения выручки (подставляем  выручку отчетного года) :

 

Условие 1 : 12000 - = 12000 – 7200 = 4800 

Влияние : 4800 – 2500 = + 2300

 

Определяем  влияние изменения постоянных расходов (подставляем постоянные расходы  отчетного года) :

 

Условие 2 : 12000 - = 12000 – 8400 = 3600 

Влияние : 3600 - 4800 = - 1200 

 

Определяем  влияние изменения переменных расходов (подставляем переменные расходы отчетного года) :

Условие 3 : 12000 - = 12000 – 9333 = 2667

Влияние : 2667 - 3600 = - 933  

 

Общее влияние = 2300 – 1200 – 993 = + 167.

Вывод :

За отчетный год выручка выросла на 2000 тыс.руб., себестоимость выросла на 2000 тыс.руб., удельный вес постоянных затрат вырос на 5%.

В результате этого  произошло изменение финансовой прочности на +167тыс.руб.

На изменение  финансовой прочности повлияли :

- изменение  выручки увеличило ФП на 2300 тыс.руб. 

- изменение  постоянных расходов сократило  ФП на 1200 тыс.руб. 

- изменение  переменных расходов сократило  ФП на 933 тыс.руб.   

 

 

 

 

 

 

 

4.Задача 2

 

На основе маржинального  дохода проанализировать влияние на изменение прибыли от реализации одного вида продукции:

  • постоянных затрат,
  • объема реализованной продукции,
  • удельных переменных затрат;
  • цен на реализованную продукцию.

 

Показатели

Предшеств. период

Отчетный период

Изменение

Объем реализованной  продукции, тонн

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

В том числе   переменные затраты

Выручка от продажи  продукции (за минусом НДС и акциза), тыс. руб.

995

 

403057

230221

 

592400

1030

 

447885

255626

 

719260

+35

 

+ 44828

+25405

 

+126860


 

Решение

 

Маржинальный  доход определяется как разность между выручкой и переменными издержками.

Прибыль же равна  разности между маржинальным доходом  и постоянными затратами.

          В итоге получаем факторную  модель :

          Прибыль = Маржинальный доход  – Постоянные затраты = (Выручка  – Переменные затраты) – Постоянные затраты

 

Пр = (P*Q – CF) – (P*Q * Cv)

 

Где

Пр – прибыль,

P*Q – выручка, 

CF – общие  постоянные затраты,

Cv – удельные  переменные затраты. 

 

1) Определяем  цену продукции 

             Цена = Выручка / Объем 

             Цена предшеств. = 592400 / 995 = 595,38 тыс.руб.

   Цена отчетного = 719260 / 1030 = 698,31 тыс.руб.

         2) Определяем постоянные затраты 

            Постоянные затраты = Себестоимость  – переменные затраты 

            Постоянные затраты предшеств. =  403057 – 230221 = 172836

  Постоянные затраты отчетного = 447885 – 255626 = 192259

         3) Определяем удельные переменные  затраты

            Удельные переменные затраты  = Переменные затраты / Выручка 

            Удельные переменные затраты предшеств. = 230221 / 592400 = 0,389

  Удельные  переменные затраты отчетного = 255626 / 719260 = 0,355

         4) Рассчитываем прибыль 

            Прибыль предшеств. = (595,38 * 995 - 172836) – (595,38 * 995 * 0,389) = 189343 тыс.руб.

            Прибыль отчетного = (698,31 * 1030 - 192259) – (698,31 * 1030 * 0,355) = 271375 тыс.руб.

 

За отчетный период прибыль выросла на 82032 тыс.руб.

         5) Используя факторный анализ (метод  цепной подстановки), определим влияние  каждого фактора.

            Предшествующий год : 189343 тыс.руб.

 

5.1. Определяем влияние изменения цены (подставляем цену отчетного года) :

 

Условие 1 : (698,31 * 995 - 172836) – (698,31 * 995 * 0,389) = 251698 тыс.руб.

Влияние : 251698 - 189343 = + 62355 тыс.руб.

 

5.2. Определяем  влияние изменения объема (подставляем  объем отчетного года) :

           Условие 2 : (698,31 * 1030 - 172836) – (698,31 * 1030 * 0,389) = 266632 тыс.руб.

  Влияние : 266632 - 251698 = + 14934 тыс.руб.

         5.3. Определяем влияние изменения постоянных затрат (подставляем постоянные затраты отчетного года) :

           Условие 3 : (698,31 * 1030 – 192259) – (698,31 * 1030 * 0,389) = 247209тыс.руб.

 Влияние : 247209 - 266632 = - 19423 тыс.руб.

         5.4. Определяем влияние изменения удельных переменных затрат (подставляем удельные переменные затраты отчетного года) :

           Условие 4 : (698,31 * 1030 - 192259) – (698,31 * 1030 * 0,355) = 271375 тыс.руб.

 Влияние : 271375 - 247209 = + 24166 тыс.руб.

           Общее влияние : 62355 + 14934 - 19423 + 24166 = 82032 тыс.руб.

 

Вывод :

За отчетный период объем реализованной продукции  вырос на 35 тонн, себестоимость выросла  на 44828 тыс.руб., переменные затраты  выросли на 25405 тыс.руб., выручка от продажи выросла на 126860 тыс.руб.

Прибыль за отчетный период выросла на 82032 тыс.руб.

На изменение  прибыли повлияли :

- изменение  цены увеличило прибыль на 62355 тыс.руб.

- изменение  объема увеличило прибыль на 14934 тыс.руб.

- изменение  постоянных затрат сократило  прибыль на 19423 тыс.руб.

- изменение  удельных переменных затрат увеличило прибыль на 24166 тыс.руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Анализ показателей  деловой активности.

 

5.1. Сначала приведем  методику анализа показателей  деловой активности.

 

В широком смысле понятие «деловая активность» означает спектр усилий, направленных на продвижение организации на рынке. С точки зрения анализа под этим термином понимается текущая коммерческая деятельность организации. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижения ей поставленных целей, эффективном использовании своего финансового потенциала.

Для оценки деловой  активности используют качественные и  количественные показатели. Оценка деловой  активности на качественном уровне может  быть получена в результате сравнения  деятельности самой организации  с организациями той же отрасли. К качественным критериям относят: широту рынков сбыта, деловую репутацию организации, ее конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей. Анализ деловой активности на количественном уровне осуществляется по следующим направлениям:

- Анализ степени выполнения плана по основным показателям и анализ причин отклонений.

- Анализ и обеспечение приемлемых темпов наращивания объемов финансовой деятельности организации. В рамках данного направления осуществляют анализ выполнения «золотого правила экономики», характеризующего экономическую деятельность организации:

Тп > Тв > Та > 100 %, где

Тп – темп роста прибыли, %

Тв – темп роста объемов реализации, %

Та – темп роста активов (имущества), %

Экономический смысл данного правила состоит в том, что размер активов (имущества) должен увеличиваться (т.е. организации должна развиваться), при этом темп роста объемов реализации должен превышать темпы роста активов, что означает более эффективное использование ресурсов организации, а темп роста прибыли должен опережать темпы роста объемов реализации, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства.

Коэффициент экономического роста показывает, какими темпами  в среднем увеличивается собственный  капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности, а не за счет привлечения дополнительного акционерного капитала, не меняя уже сложившихся соотношений между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства, дивидендной политикой и т.п.

Рп – чистая прибыль (прибыль, доступная к распределению  среди акционеров); D – дивиденды, выплачиваемые акционерам; E – собственный  капитал.

 

- Коэффициентный анализ интенсивности и эффективности использования материальных и финансовых ресурсов.

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько оперативно и эффективно организация использует свои средства. Как правило, к этой группе относят различные показатели оборачиваемости. Эти показатели имеют большое значение для оценки финансового состояния организации, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность организации. Кроме того, увеличение скорости оборота средств, при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала организации. При проведении анализа используют показатели, характеризующие:

- скорость оборота (оборачиваемость) – количество оборотов капитала организации и его составляющих;

- период оборота – средний срок, за который возвращаются средства, вложенные производственно-коммерческие операции организации.

Продолжительность одного периода оборота в днях рассчитывается как отношение длительности анализируемого периода к коэффициенту оборачиваемости анализируемого показателя.

Коэффициент оборачиваемости  активов:

 

В – выручка от реализации товаров;

А – средняя стоимость активов за отчетный период.

Показатель  характеризует эффективность использования  организацией всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, т.е. показывает сколько раз за отчетный период совершается полный цикл производства, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов.

Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача):

 

В – выручка от реализации товаров;

ОС – средняя стоимость основных средств за отчетный период.

Повышение фондоотдачи, помимо увеличения объема реализованной  продукции, может быть достигнуто как  за счет относительно невысокого удельного веса основных средств, так и за счет их более высокого технического уровня. Низкий уровень фондоотдачи свидетельствует либо о недостаточном объеме реализации, либо о слишком высоком уровне вложений в эти активы.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала:

 

В – выручка от реализации товаров;

СК – средняя стоимость собственного капитала за отчетный период.

Показатель  характеризует активность собственного капитала, и показывает сколько выручки  содержится в каждом рубле собственного капитала. Рост показателя в динамике означает повышение эффективности использования собственного капитала. Низкое значение показателя означает бездействие части собственных средств и указывает на необходимость вложения собственных средств в другой, более подходящий источник доходов.

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности:

 

В – выручка от реализации товаров;

ДЗ – средняя стоимость дебиторской задолженности за отчетный период.

Показатель  характеризует число оборотов, совершенных дебиторской задолженностью, за анализируемый период. С помощью данного коэффициента можно рассчитать, во сколько раз объем реализованной продукции превышает дебиторскую задолженность. При ускорении оборачиваемости происходит снижение значения показателя, что свидетельствует об улучшении расчетов с дебиторами. Этот показатель полезно сравнивать с коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности поскольку появляется возможность сравнить условия коммерческого кредитования, которыми организация пользуется у других организаций, с теми условиями, кредитования, которые организация сама предоставляет другим организациям.

Информация о работе Факторный анализ: определение, виды. Классификация факторов. Способы моделирования детерминированных факторных моделей