Факторный анализ в системе анализа хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

В сегодняшних экономических условиях предприятие вынуждено самостоятельно определять перспективу своего развития. Успешное решение насущных экономических проблем, безусловно, зависит от развития теории анализа деятельности, позволяющей определять эффективность экономической деятельности предприятия, выявлять закономерности изменения основных результатов его деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы факторного анализа хозяйственной деятельности предприятия…………5-20
Содержание факторного анализа, его виды, задачи и назначение..5
Классификация и систематизация факторов в анализе хозяйственной деятельности……………….7
Построение факторной системы……………………………………..
Глава 2. Факторный анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………..21-47
2.1. Применение методов факторного анализа……………………………
2.2. Характеристика многофакторной модели Дюпон…………………..
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованной литературы ………………………………………….51

Файлы: 1 файл

курс тэа.docx

— 38.31 Кб (Скачать файл)

По уровню соподчиненности (иерархии) различают факторы первого, второго, третьего и последующего уровней  подчинения. К факторам первого уровня относятся те, которые непосредственно влияют на результативный показатель. Факторы, влияющие на результативный показатель косвенно, при помощи факторов первого уровня, называют факторами второго уровня и т. д. Понятно, что при изучении влияния на работу предприятия какой-либо группы факторов необходимо их упорядочить, то есть проводить анализ с учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и соподчиненности. Это достигается с помощью систематизации. Систематизация - это размещение изучаемых явлений или объектов в определенном порядке с выявлением их взаимосвязи и подчиненности.

Систематизация факторов в анализе хозяйственной деятельности обусловлено системным подходом в анализе хозяйственной деятельности, и означает размещение изучаемых  факторов в определенном порядке  с выявлении их взаимосвязи и подчиненности. Одним из способов систематизации факторов является создание детерминируемых факторных систем, что означает представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы частного или произведения нескольких факторов, определяющих его величину и находятся с ним в функциональной зависимости. Создание факторных систем является одним из способов такой систематизации факторов.

 

 

1.3 Построение факторной  системы

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий  находятся во взаимозависимости. Связь экономических явлений - это совместное изменение двух или более явлений. Среди многих форм закономерных связей важную роль играет причинно-следственная (детерминистская), при которой одно явление порождает другое.

В хозяйственной деятельности предприятия некоторые явления непосредственно связаны между собой, другие - косвенно. Например, на величину валовой продукции непосредственное влияние оказывают такие факторы, как численность рабочих и уровень производительности их труда. Множество других факторов косвенно воздействует на этот показатель.

Кроме того, каждое явление  можно рассматривать как причину  и как следствие. Например, производительность труда можно рассматривать, с  одной стороны, как причину изменения  объема производства, уровня ее себестоимости, а с другой - как результат изменения  степени механизации и автоматизации  производства, усовершенствования организации  труда и т. д.

Количественная характеристика взаимосвязанных явлений осуществляется с помощью показателей. Показатели, характеризующие причину, называются факторными (независимыми); показатели, характеризующие следствие, называются результативными (зависимыми). Совокупность факторных и результативных признаков, связанных причинно-следственной связью, называется факторной системой.

Моделирование какого-либо явления - это построение математического выражения существующей зависимости. Моделирование - это один из важнейших методов научного познания. Существуют два типа зависимостей, изучаемых в процессе факторного анализа: функциональные и стохастические.

Связь называется функциональной, или жестко детерминированной, если каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного  признака. Связь называется стохастической (вероятностной), если каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака, т. е. определенное статистическое распределение.

Модель факторной системы - это математическая формула, выражающая реальные связи между анализируемыми явлениями.

Таким образом, каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. В основе экономического анализа и его  раздела - факторного анализа - лежат выявление, оценка и прогнозирование влияния факторов на изменение результативного показателя. Чем детальнее исследуется зависимость результативного показателя от тех или иных факторов, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы предприятий. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Факторный анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия

2.1. Применение методов  факторного анализа 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Характеристика многофакторной модели Дюпон

Разработки в области  факторного анализа, которые ведутся  с начала 20 века, имеют большое  значение для расширения возможностей использования аналитических коэффициентов  для внутрифирменного анализа и  управления.

Прежде всего, это относится  к разработке в 1919 году схемы факторного анализа, предложенной специалистами  фирмы Дюпон (The DuPont System of Analysis). К этому времени достаточно широкое распространение получили показатели рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Однако эти показатели использовались сами по себе, без увязки с факторами производства. В модели фирмы Дюпон впервые несколько показателей были увязаны вместе и приведены в виде треугольной структуры, в вершине которой находится коэффициент рентабельности совокупного капитала ROA как основной показатель, характеризующий отдачу, получаемую от средств, вложенных в деятельность фирмы, а в основании два факторных показателя – рентабельность продаж NPM и ресурсоотдача TAT.

В теоретическом плане  специалисты фирмы Дюпон не были новаторами; они использовали оригинальную идею взаимосвязанных показателей, высказанную впервые Альфредом  Маршаллом и опубликованную им в 1892 году в книге “Элементы отраслевой экономики”. Тем не менее, их заслуга  очевидна, так как ранее эти  идеи на практике не применялись.

В дальнейшем эта модель была развернута в модифицированную факторную модель, представленную в  виде древовидной структуры, в вершине  которой находится показатель рентабельности собственного капитала (ROE), а в основании  – признаки, характеризующие факторы  производственной и финансовой деятельности предприятия. Основное отличие этих моделей заключается в более дробном выделении факторов и смене приоритетов относительно результативного показателя. Надо сказать, что модели факторного анализа, предложенные специалистами фирмы Дюпон, довольно долго оставались невостребованными, и только в последнее время им стали уделять внимание.

 Рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры авансированного капитала. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику, в частности бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает форму №2 “Отчет о прибылях и убытках”, второй – актив баланса, третий – пассив баланса.

Теперь охарактеризуем каждый из основных показателей, входящих в  модель Дюпон.

Рентабельность  собственного капитала. В практике анализа применяется множество показателей эффективности работы предприятия. Показатель рентабельности собственного капитала выбран потому, что он является наиболее важным для акционеров компании. Он характеризует прибыль, которую собственники получают с рубля вложенных в предприятие средств. Этот коэффициент учитывает такие важные параметры, как платежи по процентам за кредит и налог на прибыль.

Оборачиваемость активов (ресурсоотдача). Этот показатель можно интерпретировать двояко. С одной стороны, оборачиваемость активов отражает, сколько раз за период оборачивается капитал, вложенный в активы предприятия, т. е. оценивает интенсивность использования всех активов независимо от источников их образования. С другой стороны, ресурсоотдача показывает, сколько рублей выручки предприятие имеет с рубля, вложенного в активы. Рост данного показателя говорит о повышении эффективности их использования.

Рентабельность  продаж. Рентабельность продаж также является одним из важнейших показателей эффективности деятельности компании. Этот коэффициент показывает, какую сумму чистой прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах.

Рентабельность  активов - это показатель эффективности оперативной деятельности предприятия. Он является основным производственным показателем, отражает эффективность использования инвестированного капитала. С точки зрения бухгалтерской отчетности этот показатель связывает баланс и отчет о прибылях и убытках, то есть основную и инвестиционную деятельность предприятия, поэтому он является весьма важным и для финансового управления (виды деятельности предприятия мы подробно рассмотрим в следующей главе).

Финансовый рычаг (леверидж) - данный показатель отражает структуру капитала, авансированного в деятельность предприятия. Он рассчитывается как отношение всего авансированного капитала предприятия к собственному капиталу. Уровень финансового левериджа можно трактовать, с одной стороны, как характеристику финансовой устойчивости и рискованности бизнеса, и с другой стороны, как оценку эффективности использования предприятием заемных средств.

Прежде чем перейти  собственно к факторному анализу, сделаем  ряд важных оговорок, касающихся сферы  применения модели Дюпон.

Анализируя рентабельность собственного капитала в пространственно-временном  аспекте, необходимо учитывать три  важные особенности этого показателя, существенные для формулирования обоснованных выводов.

Первая связана с временным  аспектом деятельности коммерческой организации. Коэффициент рентабельности продаж определяется результативностью работы отчетного периода; вероятный и  планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Например, когда коммерческая организация совершает переход  на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших  инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, и  в этом случае снижение рентабельности в отчетном периоде не означает низкой эффективности работы предприятия.

Вторая особенность определяется проблемой риска. Одним из показателей  рисковости бизнеса является коэффициент финансовой зависимости – чем выше его значение, тем более рисковым с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов является данный бизнес.

Таким образом, необходимо учитывать  взаимосвязи между факторами, которые  прямо не отражены в модели Дюпон. Например, исходя только из математической формулы модели, может показаться, что бесконечное увеличение финансового  рычага будет приводить к столь  же бесконечному увеличению рентабельности собственного капитала. Однако при  увеличении доли заемных средств  в авансированном капитале возрастают и выплаты за пользование кредитами. Вследствие этого уменьшается чистая прибыль и повышения рентабельности собственного капитала не происходит. Кроме того, нельзя не учитывать финансовый риск, сопровождающий использование заемных источников.

Третья особенность связана  с проблемой оценки. Числитель  и знаменатель коэффициента рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способности. Прибыль – динамичный показатель, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен  на товары и услуги в основном за истекший период. В отличие от прибыли, собственный капитал складывается в течение ряда лет. Он выражен  в учетной оценке, которая может  сильно отличаться от текущей рыночной стоимости.

Кроме того, учетная оценка собственного капитала не отражает будущих  доходов предприятия. Далеко не все  может быть отражено в балансе, например, престиж фирмы, торговая марка, новейшие технологии, высокая квалификация персонала  не имеют адекватной денежной оценки в отчетности (если речь не идет о  продаже бизнеса в целом). Таким  образом, рыночная цена акций предприятия  может сильно превышать учетную  стоимость, и в этом случае высокое  значение рентабельности собственного капитала не означает высокой отдачи на инвестируемый в фирму капитал. Поэтому следует принимать во внимание рыночную стоимость фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Назначение модели Дюпон  – выявить факторы, определяющие эффективность функционирования бизнеса, оценить степень их влияния и  складывающиеся тенденции в их изменении  и значимости. Эта модель используется и для сравнительной оценки риска  инвестирования или кредитования данного  предприятия.

Всем факторам модели и  по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика, которую аналитик должен учитывать. Так, показатель ресурсоотдачи может иметь относительно невысокое значение в высокотехнологичных отраслях, отличающихся капиталоемкостью, напротив, показатель рентабельности хозяйственной деятельности в них будет относительно высоким. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за свою продукцию. Это же относится к предприятиям, имеющим большую долю ликвидных активов (предприятия торговли и сбыта, банки). Следовательно, в зависимости от отраслевой специфики, а также конкретных финансово-хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.

Факторный анализ - является одним из сильнейших методических решений  в анализе хозяйственной деятельности компаний для принятия решений. Основной задачей, которую решают разнообразными методами факторного анализа, включая  и метод главных компонент, является сжатие информации, переход от множества  значений по элементарным признакам  с объемом информации к ограниченному множеству элементов матрицы факторного отображения или матрицы значений латентных факторов для каждого наблюдаемого объекта.

Информация о работе Факторный анализ в системе анализа хозяйственной деятельности предприятия