Факторы деловой активности в российской промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: исследовать характер деловой активности в российской промышленности, а также факторы, ограничивающие деловую активность предприятий
Исходя из поставленной цели, следует выделить задачи:
• составить теоретическую базу, изучить текущую экономическую ситуацию в мире, обозначить важность исследования деловой активности предприятий
• обозначить основные факторы, ограничивающие деловую активность российских промышленных предприятий
• выделить индикаторы деловой активности, подробно изучить, что собой представляет каждый из них
• построить графики, наглядно показывающие динамику деловой активности, выявить наличие зависимостей в данных, дать экономическую интерпретацию полученным результатам.

Содержание работы

Введение 3
Деловая активность и новая инновационная экономика 5
Деятельность предприятий российской промышленности. Факторы, ограничивающие деловую активность. 10
Методология исследования. 15
Практическая часть работы. 18
Заключение 26
Список использованной литературы: 27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Стефанова Анастасия.doc

— 492.00 Кб (Скачать файл)

В заключение данной главы, я бы хотела выделить основные характеристики новой экономики. Итак, новая экономика – это «  совокупность отраслей, характеризующихся:

  1. большим вкладом человеческого капитала и интеллектуального капитала по сравнению с материальными элементами;
  2. высокой специфичностью и даже уникальностью нематериальных активов
  3. очень большой инновационной составляющей и высоким темпом обновления»6

По мнению Кузьминова, развитие инновационной экономике представляется чрезвычайно важным. «В условиях низкой монетизации затрат, отсутствия «длинных денег» преимущество объективно получают проекты с невысоким уровнем стартовых капитальных затрат. НЭ, как сфера «мягких технологий», опирается в значительной мере на инвестиции человеческого капитала», - пишет он. Между тем, научный потенциал в России на данный момент находится на достаточном уровне, следовательно, текущей задачей является инвестирование в его развитие. «Речь идет об относительно небольших дополнительных вкладах государства и предприятий, призванных обеспечить необходимую модернизацию накопленного потенциала и его «производительную конфигурацию»»7, - отмечает Я.Кузьминов.

Таким образом, развитие новой экономики является приоритетом для всех стран, в том числе, так как позволяет повысить экономическую привлекательность страны, увеличить конкурентоспособность отраслей экономики, а также значительно улучшить качество производимой продукции. Однако, российские предприятия столкнулись с немалыми трудностями при переходе к новым экономическим условиям, о которых речь пойдет в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность предприятий российской промышленности. Факторы, ограничивающие деловую активность

Итак, прежде чем приступить к особенностям текущей деятельности российских промышленных предприятий, необходимо изначально оценить сложившуюся экономическую ситуацию в исторической перспективе.

Советская промышленность, несомненно, была гордостью народа. Она развивалась, показывала высокие темпы роста. Однако, по большей части это касалось только крупной, а точнее военной промышленности. За время Великой Отечественной войны вся российская армия была полностью вооружена российской техникой, военное производство за этот период увеличилось в огромное количество раз. Такая сверхмилитаризованная промышленная политика Советского Союза привела к тому, что была сформирована система, которая отвечала только интересам военно-ориентированных производств.

Однако, несмотря на это, развитие промышленности было практически основным приоритетом государственной политики СССР. В промышленности был сосредоточен огромный объем человеческих ресурсов и материальных средств. «На финансирование исследований и разработок в Советском Союзе исторически направлялось до 15% мировых затрат на аналогичные цели. 4 миллиона человек работали в советских научно-исследовательских институтах, более 80% от их числа – в России»8

Более того, в СССР огромное внимание уделялось развитию НИОКР, в научно-исследовательских институтах работало около 2 млн сотрудников, что превышало показатели западных стран. Несмотря на то, что основным направлением разработок являлась тяжелая промышленность и вооружение, исследования также проводились и в других различных областях науки. Однако при этом общественным и гуманитарным наукам проявлялось слишком мало внимания, таким образом, достижения российских научных сотрудников не были доступны населению и не удовлетворяли нуждам и потребностям общества.

Еще одним ограничивающим фактором являлась господствующая командная системы экономики, в рамках которой запрещалась свободная конкуренция, существенно ограничивался экспорт и импорт, что приводило к дефициту некоторых необходимых населению товаров, за счет того, что большинство промышленных предприятий было нацелено на производство крупной техники. Таким образом, экономика СССР была сверхмилитаризирована, на военные предприятия направлялось большинство бюджетных денег (порядка 5% ВВП), но при этом она не отвечала спросу потребителей.

Ситуация изменилась в ходе 1990-х годов. Кризисные явления, переход от командной экономики к рыночной привел к тому, что государство перестало финансировать научно-исследовательские центры в должном количестве. Кроме того, под влиянием многих факторов, в том числе политической нестабильности, многие известные научные сотрудники предпочли переехать работать в другие страны. Оставшиеся научные сотрудники в большинстве своем перешли работать в коммерческие предприятия. В дополнение к этому, необходимо заметить, что рынок был занят по большей части крупными корпорациями, которые в какой-то мере имели зависимость от государства. Таким образом, инновационный процесс определялся только сильными и крупными участниками рынка и был изолирован от других потенциальных участников.

Нельзя сказать, что на данный момент ситуация кардинально изменилась. Основу инновационного процесса по-прежнему составляют крупные монополии. Но большую  опасность на данный момент стране представляет огромная зависимость России от мировой конъюнктуры рынка. Экономический рост, ВВП – эти важнейшие показатели напрямую зависят от нефтегазового сектора, а точнее от экспорта данного сырья. Как сказал премьер-министр Д.А.Медведев, «привычка жить за счет экспорта по-прежнему тормозит инновационное развитие». Россия живет за счет сырья, но не за счет развития наукоемкой промышленности.

Таким образом, текущая деятельность российских промышленных предприятий  обладает следующими особенностями:

  • неблагоприятные условия второй половины XX века значительно отбросили российскую экономику, поэтому в текущее время инновационный климат в промышленности не является благоприятным
  • плохо развитые НИОКР приводят к тому, что российским предприятиям приходится заимствовать большинство идей и технологий у других, более развитых в этом плане, стран, а не генерировать свои собственные идеи и вкладываться в новые разработки
  • наличие множества факторов, ограничивающих деловую активность предприятий

Для подтверждения слабой развитости инновационного процесса в российских промышленных предприятий, достаточно взглянуть на приведенные ниже диаграммы, на которых показаны доли предприятий, осуществляющих маркетинговые и организационные инновации

9

Таким образом, наблюдается следующая  ситуация. Среди маркетинговых инноваций  преобладают стратегии, направленные на расширение состава потребителей или рынков сбыта, на использование новых приемов по продвижению товаров, а также на использование новых ценовых стратегий при продаже товаров и услуг. «На подавляющем большинстве предприятий технологии управления знаниями и информацией выстроены в цепочку ИДС самым упрощенным способом – по принципу «в меньшей степени работать с самим продуктом, в большей степени – со способами продвижения на рынок». Этот наименее затратный способ консервирует производства, закрепляя их на второстепенных рыночных нишах, снижает шансы завоевать перспективные рынки».10 Действительно, маркетинговые стратегии, связанные с модернизацией самих товаров используются намного реже.

Что касается применения различных  организационных стратегий, можно заметить, что наибольшей популярностью пользуется такой инструмент, как внедрение современных методов управления на основе информационных технологий. Значительно меньше внимания уделяется созданию специализированных подразделений по проведению НИОКР и практической реализации научно-технических достижений, реализации новых форм стратегических альянсов, партнерств и прочих видов кооперационных связей с потребителями продукции, поставщиками и производителями, внедрению корпоративных систем управления знаниями.

На графике изображена деловая  активность промышленных предприятий  России, измеренная с использованием индекса предпринимательской уверенности  за период с 2005 по 2010 год. То есть на данном графике присутствует как докризисный, так и посткризисный период.

Глядя на динамику индекса, можно заметить, что в докризисный период колебания  были минимальными и скорее вызваны  колебаниями цен на нефть на мировом  рынке. Однако кризис 2008 года негативно  сказался на настроении руководителей  промышленных предприятий. Страх девальвации рубля, рекордное падение цены на нефть, снижение спроса на продукцию привело к серьезным последствиям во всех отраслях промышленности.

Так что же мешает российским промышленным предприятиям использовать новые технологии, выйти на новый уровень производства? Какие факторы ограничивают их деловую активность?

Росстатом был выделен следующий ряд факторов:

  1. Недостаточный спрос на продукцию организации на внутреннем рынке
  2. Недостаточный спрос на продукцию организации на внешнем рынке
  3. Конкурирующий импорт
  4. Высокий уровень налогообложения
  5. Изношенность и отсутствие оборудования
  6. Неопределенность экономической ситуации
  7. Высокий процент коммерческого кредита
  8. Недостаток финансовых средств
  9. Недостаток квалифицированных рабочих
  10. Отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы

 

Исходя из предоставленной  диаграммы, можно сделать вывод о том, какие факторы наиболее сильно ограничивают деловую активность предприятий: недостаток финансовых средств, недостаточный спрос на продукцию организации на внутреннем рынке, неопределенность экономической ситуации, высокий уровень налогообложения. Однако, обобщенные данные не представляют особого интереса, наиболее детально факторы, влияющие на деловую активность и характер их влияния будут рассмотрены в практической части работы.

 

 

 

 

 

 

 

Методология исследования

Итак, ранее были описаны проблемы, с которыми сталкиваются российские промышленные предприятия и факторы, которые ограничивают такую важную составляющую, как деловая активность. Однако простое описание фактов не предоставляет возможности для анализа характера влияния факторов на деловую активность. Поэтому, в практической части работы, используя различные методы, необходимо оценить:

  • связи различных индикаторов деловой активности, их корреляцию между собой
  • характер влияния представленных выше факторов на деловую активность промышленных предприятий по видам деятельности.

Для того чтобы  определить уровень деловой активности российских предприятий используются различные индексы, такие как: индекс предпринимательской уверенности, а также индекс промышленного  производства.

Рассмотрим  более детально, что представляют собой индикаторы деловой активности российских промышленных предприятий.

  1. Индекс промышленного производства – показатель, который характеризует изменение масштабов производства на том или ином промышленном предприятии в различных периодах. Таким образом, показатели данного индекса предоставляют возможность оценить увеличение или снижение выпуска продукции по отношению к предыдущим периодам, однако не дают возможности на основе этих данных проанализировать деловую активность данного предприятия, что является важной частью моей работы.
  2. Индекс предпринимательской уверенности. Согласно Росстату, «индекс предпринимательской уверенности - качественный показатель, позволяющий по ответам руководителей о прогнозе выпуска продукции, остатках и спросе на нее охарактеризовать экономическую деятельность организаций с видами деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" (без малых предприятий) и дать упреждающую информацию об изменениях экономических переменных»11. Ежемесячно проводятся опросы около 4 тысяч предприятий (не включая малые предприятия), в которых руководителям следует ответить на вопросы, касающиеся ожидаемого выпуска продукции, а также фактическом спросе и текущих остатках готовой продукции:
    • занятость в организации
    • производственная деятельность в организации
      • общий спрос на продукцию
      • спрос на продукцию на внешнем рынке
      • выпуск продукции в натуральном выражении
      • выпуск инновационной продукции в натуральном положении
      • запасы готовой продукции
      • запасы сырья и материалов
    • использование производственных мощностей
    • обеспеченность производственными мощностями относительно спроса в ближайшие 6 месяцев
    • цены
      • на сырье и материалы
      • на реализуемую продукцию

Информация о работе Факторы деловой активности в российской промышленности