Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 09:02, курсовая работа
Актуальность этой темы заключается в том, что экономический рост является ключевым фактором повышения уровня благосостояния. Именно он позволяет увеличивать потребление благ, сокращать рабочую неделю и т.п. И хотя год от года подобные улучшения происходят почти незаметно, небольшие различия в темпах ежегодного прироста приводят к заметной разности в скорости роста. Экономисты утверждают, что когда экономика растет на 2,5 % в год, то реальный ВНП будет удваиваться каждые 28 лет: если же темпы роста повысятся до 3 % в год, то удвоение ВНП будет происходить раз в 24 года.
Введение ………………………………………………………………….......
Глава 1. Теоретические основы воспроизводства экономики……………..
1.1.Сущность общественного воспроизводства………………………
1.2. Содержание воспроизводственных циклов
1.3.Типы воспроизводства экономики………..……………….……...
1.4. Факторы воспроизводства экономики……………………..….....
Глава 2. Факторы, динамика и темпы воспроизводства
российской экономики…………………………………………….
2.1. Современное состояние экономики РФ………………………….
2.2. Анализ воспроизводства экономики РФ
2.3.Характеристика типа воспроизводств российской экономики…..
2.4 Анализ инновационного развития российской экономики………
2.5. Предложения по воспроизводству экономики ……………………
Заключение ……..……………………………………………………………...
Список использованных источников ……..………………………………
Экономическая наука действует через различение и нахождение определенной системы в структуре экономики. Исследуя ее как целое, экономисты подходят к анализу такой структуры, подразделяя экономику на секторы — домохозяйства, бизнес, госсектор. С этой точки зрения, экономика представляет собой сложные связи между сельским хозяйством, промышленностью, финансовым рынком и многими другими секторами. Для адекватной оценки и анализа происходящих в этой системе процессов используются агрегированные макроэкономические показатели. Конечно же, важнейшим условием здесь является адекватное соответствие этих характеризующих величин описываемым процессам при нахождении взаимосвязи между ними. Появляющаяся таким образом возможность анализа и прогнозирования ситуации в экономике чрезвычайно важна и объясняется во введении в макроэкономику.
Глава 2. Факторы, динамика и темпы воспроизводства
российской экономики
2.1. Современное состояние экономики РФ
«В майских указах 2012 года были обозначены конкретные меры, призванные обеспечить динамичное развитие страны во всех сферах…указы составили единую программу действий, аккумулировав волю миллионов людей, стремление России к лучшей жизни…Я считаю, что нельзя строить политику по формальному принципу…экономическая конъюктура может меняться, она и меняется, но это не повод говорить о ревизии целей…нужно заниматься делом и искать решения, чётко расставлять бюджетные и другие приоритеты…нацелить ресурсы на содержательные изменения в конкретных секторах – вот что нужно», - сказал президент РФ В.В. Путин Федеральному Собранию, 12 декабря 2013 года.[6]
Далее В.В. Путин указал на необходимость оптимизации бюджетной сети - : «…нужно реализовать целый комплекс других мер…это переход на эффективный контракт и проведение аттестации специалистов… внедрение подушевого финансирования…это развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы НКО и социально ориентированного бизнеса…это оптимизация бюджетной сети за счёт сокращения неэффективных расходов и звеньев, снятие барьеров для самостоятельности бюджетных учреждений…». [6]
«Важнейшая задача, – отметил президент - создание системы независимой оценки качества социальных учреждений. Этот механизм позволит увязать их финансирование с результатами работы, а значит привести эффективную оптимизацию бюджетной сети». [6]
Об экономическом росте и задачах Российского научного фонда, В.В.Путин сказал: «…мы испытываем последствия глобального кризиса, но основные причины замедления носят не внешний, а внутренний характер…по объёмам ВВП Россия вошла в пятёрку крупнейших экономик мира, но по ключевому показателю, как производительность труда, мы отстаём от ведущих стран в два – три раза…необходимо форсировано преодолеть этот разрыв…для этого – в полную силу задействовать новые факторы развития: высокое качество профессионального образования и гибкий рынок труда, благоприятный инвестиционный климат и современные технологии…что касается прикладных исследований, то эта работа должна быть сосредоточена на базе технологических платформ…сегодня у нас в среднем из 265 полученных научных результатов только один – становится объектом правовой охраны…вклад добавленной стоимости, которая образуется от оборота интеллектуальной собственности, в ВВП России – менее одного процента -это очень мало…в США этот показатель 12 процентов, в Германии – 7-8, а у наших соседей в Финляндии – 20». [6]
«…Необходимо формировать внутренний спрос на высокие технологии. Это чрезвычайно важное обстоятельство – внутренний спрос нужен на эти технологии. Использовать для этих целей необходимо систему государственных закупок, инвестиционные программы госкомпаний…провести серьёзную инвентаризацию институтов развития…восстановить в их работе стратегический вектор на технологический прорыв…чтобы очистить экономику от устаревших, неэффективных, вредных технологий, необходимо, наконец, отстроить современную систему технического и экологического регулирования…»[6] Указал президент и предложил создать систему статистической оценки уровня технологического состояния отраслей экономики, чтобы иметь объективную картину нашей конкурентоспособности.
О крупных инвестиционных проектах глава РФ сообщил Федеральному Собранию: «Ресурсы и государства, и частного бизнеса должны идти на развитие, на достижение стратегических целей, таких как, Сибирь и Дальний Восток…мы уже приняли решение по льготной ставке налога на прибыль и ряду других налогов для новых инвестпроектов на Дальнем Востоке…для новых предприятий ,размещённых в таких зонах, в таких территориях, должны быть предусмотрены…пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ, налогу на землю, имущество, льготная ставка страховых взносов».[6]
Федеральный закон о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов после трёх чтений был принят Государственной Думой 22 ноября 2013 г., одобрен Советом Федерации 27 ноября 2013 г., подписан Президентом РФ В.В. Путиным 2 декабря 2013 г. и вступил в силу.
Основные характеристики федерального бюджета на годы очередной трёхлетки установлены исходя из прогнозируемого объёма валового внутреннего продукта. На 2014 год – в размере 73,3 трлн. руб. и уровня инфляции, не превышающего 5% (декабрь 2014 г. к декабрю 2013 г.). Прогнозируемые общие доходы федерального бюджета оцениваются в сумме 13,57 трлн. руб., включая ожидаемые дополнительные нефтегазовые поступления в федеральный бюджет в сумме 615,6 млрд. рублей. Общий объём расходов федерального бюджета определён в сумме 13,96 трлн. рублей. Дефицит бюджета не должен превысить 390 млрд. рублей. [6]
Общий объём доходов федерального бюджета на 2015 г. прогнозируется в сумме 14,6 трлн. руб. и на 2016 г. – в сумме 16.4 трлн. руб., а общий объём расходов федерального бюджета на 2015 г. прогнозируется в сумме 15,36 трлн. руб. и на 2016 г. – 16,39 трлн. руб. Дефицит федерального бюджета составит в 2015 г. 796,6 млрд. руб. и в 2016 г. – 486,5 млрд. рублей. [6]
Федеральный бюджет на 2014- 2016 годы содержит ряд новаций. Впервые бюджет был сформирован на основе программно- целевого принципа, предусматривающего формирование расходов исходя из целей, установленных государственными программами. Хотя возможности программно- целевого метода в бюджетном процессе полностью ещё далеко не исчерпаны, доля «программных» расходов федерального бюджета весьма значительна и в дальнейшем будет возрастать.[6]
2.2. Анализ воспроизводства экономики РФ
«Трёхлетка экономии» так министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов назвал федеральный бюджет на 2014 год и плановый период 2015- 2016 годов, представляя его проект на парламентских слушаниях в Совете Федерации 8 октября 2013 года. Открывая заседание, председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко отметила, что проект бюджета разрабатывался в условиях напряженной макроэкономической ситуации. В связи с этим необходимо решить две основные задачи: ограничить бюджетные расходы по некоторым направлениям и выполнить все принятые социальные обязательства не только в полном объёме, но и с учётом индексации. По её мнению, для повышения экономического роста требуются, новые нестандартные подходы.
Спикер СФ подчеркнула, что необходимо чётко определить приоритеты расходов. Бюджетные средства должны работать не только на решение важных текущих государственных задачах, но и стимулировать экономический рост, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Впервые бюджет на 2014-2016 годы имеет программную структуру, а доля расходов, распределяемых через государственные программы, составляет в нем 58% отметила В.И. Матвиенко. При этом госпрограммы рассматриваются как основной инструмент реализации намеченных планов социально- экономического развития. Однако насколько эти программы способны выполнять целевые показатели – это предмет отдельного обсуждения. И здесь, по её мнению не обойтись без уточнений и доработок. В связи с этим в октябре – ноябре комитет Совета Федерации по бюджету совместно со Счетной палатой планирует провести несколько совещаний по обсуждению госпрограмм.
Совет Федерации как палата регионов особо придирчиво анализировал статьи, касающиеся межбюджетных отношений и обеспечения сбалансированности бюджетных отношений и обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Федерации, отметила спикер СФ. Она обратила внимание на то, что сокращение федеральной помощи регионам происходит на фоне замедления роста их доходов, увеличения расходных обязательств и дефицита региональных бюджетов. По прогнозам экспертов, в 2014 г. он может составить уже 220 млрд. руб., в связи с чем многим субъектам Федерации придется прибегать к дорогостоящим заимствованиям у банков.
Федеральный центр, считает В.И. Матвиенко, не должен оставаться в стороне от решения проблемы роста долговой нагрузки на региональные бюджеты. Поэтому она предложила разработать комплекс мер, нацеленных на повышение эффективности долговой политики регионов и сокращение объёма их долговых обязательств. В первую очередь, речь идёт о реструктуризации бюджетных кредитов, снижении доли банковских кредитов в структуре долга регионов.
Для повышения доходной части бюджета правительство предусматривает, во-первых, снизить экспортные пошлины на нефть и мазут и увеличить НДПИ, что даст дополнительно около 40-50 млрд. руб. ежегодно. Во-вторых, использовать серьёзные резервы, которые существует в теневом секторе – вместе с ФНС Минфин собирается ужесточить меры по борьбе с « серыми» зарплатами и таким образом повысить доходы от налога на доходы физических лиц. Наконец, планируется увеличить изъятие в бюджет дивидендов компаний с государственным участием до 25, а к 2016 г.- до 35%.
2.3 Характеристика типа воспроизводства
российской экономики
«Размеры экономики России в рамках мирохозяйственной системы таковы, пишет в своей статье «Какой будет траектория развития экономики России?» Д.Е. СОРОКИН (профессор, д. э. н., первый заместитель директора Института Макроэкономическое регулирование» Финансовой академии при правительстве Российской Федерации) что она вряд ли сможет не только сыграть роль одного из локомотивов глобального экономического роста, но и чем либо существенно помочь (если не считать интеллектуальной помощи) тем, кто может стать такими локомотивами. [9]
рис. 2.1. «Таблица 1. Доля ведущих стран в мировой экономике в 2007 г. (%)»
Источником российского кризиса является сложившаяся структура российской экономики. Мировой экономический кризис лишь обнажил диспропорции, неминуемо ведущие к ее деградации, которые были лишь временно «купированы» мировым экономическим ростом первой половины 2000-х гг. [9]
Прежде всего, речь идет о том, что в Программе антикризисных мер правительства Российской Федерации на 2009 год названо основной проблемой российской экономики – «очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов... Ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов». [9]
Иллюстрацией этого положения служит рис. 2.2.
рис. 2.2 «Таблица 2. Динамика восстановления экономики России»
Восстановление докризисного (1990 х гг.) объема ВВП России произошло при отставании базовых отраслей экономики (промышленность и сельское хозяйство) на пятую часть, а объема инвестиций в основной капитал – на треть от докризисного уровня. Главным же источником роста ВВП и, соответственно, благополучия граждан (реально располагаемые денежные доходы населения составили по отношению к базовому 1991 г. 140,5%) стали благоприятные конъюнктурные изменения мировых рынков на традиционные сырьевые и полу-сырьевые продукты российского экспорта. Если в ходе кризиса 1990 х гг. среднегодовая цена барреля нефти марки Urals снизилась с $ 19,0 в 1991 г. до $ 11,9 в 1998 г. (низшая точка кризиса), т. е. на 37,4%, то к 2007 г. она составила $ 69,3 за баррель, т. е. приросла по отношению к 1998 г. в 5,8 раза. Однако в ходе нынешнего кризиса с середины 2008 г. началось падение нефтяных цен, в результате чего цена нефти марки Urals в четвертом квартале оказалась на 54,3% меньше, чем во втором. Соответственно, проявилась зависимость роста ВВП от экспортной цены нефти (см. рис. 2.3).
рис. 2.3 « Таблица 3. Поквартальная динамика прироста ВВП (2008 г. в % к 2007 г.) и цены на нефть марки Urals ($ / баррель) [9]
Дело не в якобы гипертрофированном развитии энергосырьевого комплекса. Темпы его роста отражают естественные конкурентные преимущества российской экономики. Дело в том, что одновременно не происходит адекватное потребностям устойчивого роста развитие перерабатывающих отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, и прежде всего машиностроительных производств.
Доля продукции машиностроения и металлообработки в развитых странах составляет 30–50% объема продукции промышленности, в то время как в России – 19%. При этом динамика производства машин и оборудования характеризуется крайней неравномерностью.
Наконец, речь идет о серьезной диспропорции в объемах внешнего и внутреннего финансирования экономического роста. В выступлении главы Минэкономразвития России на заседании Президиума Правительства 19 марта 2009 г. отмечалось, что «приток капитала из за рубежа финансировал… до 15% общего объема инвестиций в основной капитал... За счет иностранных заимствований в настоящее время профинансировано около 30% суммарной кредитной задолженности российских предприятий и граждан». При этом следует иметь в виду, что дело здесь не в абсолютном дефиците финансовых ресурсов. За годы экономического роста в стране были накоплены третьи по размерам в мире финансовые резервы.
Однако сложившаяся система финансовых институтов привела к тому, что, как отмечается в Программе антикризисных мер, многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования — меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом.
В результате высокими темпами росла задолженность российских компаний перед зарубежными кредиторами. На заседании Президиума Правительства 19 марта 2009 г. отмечалось, что за последние 3 года внешний долг российских компаний и банков вырос со $ 175,1 до $ 497,8 млрд.
Хотя, как отмечалось на заседании, «по сравнению с другими странами внешняя задолженность частного сектора (почти 30% ВВП) относительно невелика, а в государственном секторе и вообще минимальна (2% ВВП). Тем не менее даже такой объем накопленных долгов в условиях прекращения внешнего рефинансирования и обесценения активов стал существенным кризисным фактором в российской экономике».
В выступлении главы Минэкономразвития России отмечалось, что «мировой кризис вновь обнажил системную уязвимость нашей модели экономического развития — чрезмерную зависимость от экспорта сырья и колебаний цен на топливо и сырье, дефицит «длинных денег» внутри страны, компенсируемый заимствованиями за рубежом. Это стало одной из основных причин того, что спад в России сильнее, чем в большинстве развитых стран».
Информация о работе Факторы, динамика и темпы воспроизводства российской экономики