Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение факторов и моделей экономического роста.
В рамках поставленной цели нужно решить следующие задачи:
определить понятие экономического роста
охарактеризовать типы экономического роста
рассмотреть факторы и модели экономического роста
определить противоречия экономического роста
дать оценку государственному регулированию экономического роста
Введение………………..………………………………………………..…………3
1 Экономический рост: понятие, типы, факторы………………….……….……5
1.1 Понятие экономического роста……………….……………………………....5
1.2 Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста……………….7
1.3 Факторы (ресурсы) экономического роста……………..…………………...13
2 Модели экономического роста………………………………….……..……….19
2.1 Модели экономического роста…………………….………….……….……..17
2.2 Противоречия экономического роста……………………....………..............24
2.3 Государственное регулирование экономического роста….…………….….26
Заключение…………..…………………………………………………………....30
Глоссарий………………..………………………………………………...............32
Список использованных источников…….……………………………………...34
Список сокращений ………………………………….……………………….…..35
Взаимоотношение государства и экономики является одной из центральных проблем в обществе. Важнейшие функции в хозяйственной системе выполняет государство. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства. Существующая сегодня роль государства является итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. Особенно наглядно роль государства проявляется в так называемые переломные, переходные периоды независимо от того, происходят ли эти изменения мирным или немирным путём. Можно вспомнить «кровавое законодательство» Англии в конце XVв., направленное против крестьян; законы Петра I в России в конце XVI – начале XVII в.; Кодекс Наполеона во Франции в начале XIX в. и т.д..
Исключительную роль в формировании инструментария государственного вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг., так называемая Великая депрессия. Объём производства в это время упал почти вдвое в главных странах капитализма. Замерла международная торговля, безработными оказались миллионы людей, государства были вынуждены взять на себя широкие экономические функции в борьбе с кризисом. Неэффективность политики нерегулируемого рынка заставила президента США Ф.Д. Рузвельта, руководителя страны с рыночной системой хозяйствования, пойти на активное вмешательство государства в управление экономикой. Пришло понимание того, что рыночный механизм развития необходимо дополнить мерами государственного регулирования. Вмешательство государства в рыночную экономику возникло из-за того, что рыночный механизм порождает ряд негативных последствий. Да и сама общественная жизнь требует вмешательства государства как особого инструмента, имеющего исключительное и общепризнанное право принуждать. Теоретическим обоснованием вмешательства стала работа Д. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».
Государство, как и другие общественные подсистемы (мораль, право, культура и др.), испытывает на себе влияние господствующей подсистемы – экономики. Это усложняет выполняемые им функции. Для поддержания целостности общественной системы государство должно обеспечить сбалансированное развитие всех подсистем общества. При этом, не допуская гипертрофии или угасания какой-либо из них. С другой стороны, оно, так или иначе, отражает главенство экономики, поддерживая ту форму связи между экономическими агентами, которая превалирует на данном этапе экономического развития и распространяется на все сферы общественной жизни. Исходя из этого, можно выделить основные направления действий государства в сфере экономики.
Первое, неоклассическое, направление стоит на позициях автоматического саморегулирования рыночной системы.
Второе направление,
Экономисты – неоклассики, исходя из гибкости цен заработной платы, процентной ставки, т.е. из того, что зарплата и цены могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая баланс между спросом и предложением, утверждают следующее: экономическая политика государства может воздействовать лишь на уровне цен, а не на объём производства и занятость. Поэтому вмешательство государства в регулирование объёма производства и занятости нежелательно.
Кейнсианская теория полагает, что государство может регулировать развитие экономики, воздействую на совокупный спрос (объём производства). Последователи Кейнса полагают, что правительство может способствовать росту ВВП и росту занятости, увеличивая правительственные расходы, что повысит спрос. Увеличение объёма ВНП будет способствовать и повышению занятости населения.
Экономисты разных теоретических
направлений рекомендуют и
Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Можно было бы увеличить расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.
Условием устойчивости и стабильного экономического развития является равновесие, сбалансированность между общественным производством и потреблением, совокупным спросом и совокупным предложением.
Из всего вышеизложенного
экономический рост можно определить
как рост реального ВНП или
рост реального ВНП на душу населения.
Он обеспечивает прирост производства,
используемый для решения внутренних
и внешних социально-
Экономический рост определяется следующими факторами:
Экономический рост определяется факторами различного рода.
К экстенсивным факторам относятся: увеличение основного капитала (фондов); увеличение занятых работников; увеличение материальных затрат (природного сырья, материалов, энергоносителей). При экстенсивном экономическом росте достигается сокращение уровня безработицы, достижение полной занятости, которая позволяет увеличить темпы роста. Но так как явление полной занятости не может выполняться ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же, то это явление временное. Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооружённость работников.
Интенсивный тип экономического роста ведёт к качественному обновлению всего процесса расширенного производства и является наиболее перспективным.
При интенсивном типе развития экономический рост достигается за счёт широкого использования НТП и высококвалифицированных рабочих.
Государственное регулирование экономикой и принятие мер для ее постоянного роста необходимо для осуществления социальной политики любого государства. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей человечества (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций. Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильном проведении гибкой бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой политике и политике инвестирования.
Современный экономический
рост – системообразующий и
Основные современные модели экономического роста, как и любые модели, представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост. Экономика нашей страны описывается общепринятыми экономическими категориями и подчиняется классическим законам развития рыночного хозяйства.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Доход |
В самом общем виде представляет собой поток денежных и иных поступлений в единицу времени. |
2 |
Капитал |
Средства производства и различные ресурсы, используемые для производства товаров и услуг; всё, что способно приносить доход |
3 |
Потребность |
Нужда в чём-либо, объективно необходимом
для поддержания |
4 |
Прибыль |
Экономическая величина, определяемая как разница между выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами. |
5 |
Кейнсианское направление экономической теории |
Теоретическое обоснование государственного регулирования развития рыночной экономики путём увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы |
6 |
Мультипликатор Кейнса |
Характеристика соотношения |
7 |
Рынок |
Форма организации экономических взаимосвязей между экономическими агентами по поводу обмена разнообразными благами путём их купли-продажи |
8 |
Ресурсы производства |
Совокупность ценностей, которые могут быть направлены на производство экономических благ |
9 |
Труд |
Совокупность всех физических и умственных способностей людей, которые они применяют в производстве; процесс целесообразной деятельности человека |
10 |
Эконометрика |
Научная дисциплина, изучающая количественные процессы в экономике. |
11 |
Факторы производства |
Реально вовлечённые в процесс производства ресурсы |
12 |
Экономический рост |
Увеличение реального ВНП за некоторый период времени на душу населения |
13 |
Экстенсивный тип |
Увеличение национального продукта осуществляется за счёт привлечения дополнительных факторов производства |
14 |
Интенсивный тип экономического роста |
Увеличение за счёт применения более совершенных факторов производства и технологии, т.е. за счёт НТП |
15 |
Основные факторы |
|
1 |
Экономическая теория. [Текст]: Учебное пособие / М.Н.Базылева, Н.И.Базылев. - Минск. Современная школа, 2008. – 640 с. |
2 |
Экономика. [Текст]: Учебник для вузов./ И.В.Липсиц - М.: Омега-Л, 2006 г. – 656 с. |
3 |
Макроэкономика. [Текст]: Учебное пособие./ Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева. - М.: ИНФРА – М , 2004 г. – 194 с. |
4 |
Экономическая теория. [Текст]: Учебник./ Е.Ф.Борисов. М.: Юрайт, 2005 г. – 399 с. |
5 |
Экономикс: Принципы, проблемы и политика. [Текст]: Учебник/ Кэмпбелл Р. , Макконнелл, Стэнли Л.Брю. М.: «ИНФРА – М» 2003 г – 972 с. |
6 |
Экономическая теория. [Текст]: Учебное пособие. /Бродская Т.Г. , Видяпин В.И. и др. М.: «РИОР» 2008 г – 208 с. |
7 |
Экономическая теория. [Текст]: Зубко Н.М. Минск НТЦ «АПИ» 1998 г – 311 с. |
8 |
Макроэкономика. [Текст]: Учебник./ Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. М.: «Дело и Сервис» 2004 г - 447с. |
9 |
Курс экономической теории. [Текст]: Учебник под ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А. КОГУП «Кировская областная типография» 1999 г – 624 с. |
10 |
Экономическая теория. [Текст]: Учебник для бакалавров. / Под редакцией Е.Н. Лобачёвой. М.: «Юрайт» 2012 г – 516 с. |
ВВП – валовой внутренний продукт;
ВНП – валовой национальный продукт;
НТП – научно-технический прогресс
НТР – научно-техническая революция
т.п. – тому подобное
США – Соединённые Штаты Америки
т.е. – то есть
гг. - годов
А |
|
Б |
|
1 Экономическая теория. [Текст]: Учебное пособие / М.Н.Базылева, Н.И.Базылев. Минск. Современная школа, 2008
2 Экономика. [Текст]: Учебник для вузов./ И.В.Липсиц - М.: Омега-Л, 2006 г.
3 Макроэкономика. [Текст]: Учебное пособие./ Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева. - М.:. ИНФРА – М , 2004 г.
4 Экономическая теория. [Текст]: Учебник./ Е.Ф.Борисов. М.: Юрайт, 2005 г.
5 Экономикс: Принципы, проблемы и политика. [Текст]: Учебник/ Кэмпбелл Р. , Макконнелл, Стэнли Л.Брю. М.: «ИНФРА – М» 2003 г
6 Экономическая теория. [Текст]: Учебное пособие. /Бродская Т.Г. , Видяпин В.И. и др. М.: «РИОР» 2008 г
7 Экономическая теория. [Текст]: Зубко Н.М. Минск НТЦ «АПИ» 1998 г