Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:44, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в выявлении основных факторов экономического роста.
Задачами курсовой работы являются: рассмотреть сущность экономического роста, его основные показатели и типы; изучить особенности современного экономического роста в России; исследование тенденций и перспектив экономического роста в России; проанализировать темпы экономического роста в России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА……
1.1 Сущность экономического роста, его типы и показатели……………………………………………………………………………………...
1.2 Темпы и эффективность экономического роста……………
1.3. АНАЛИЗ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ……………………………………………………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ…………………………………………………………………………………
2.1 Основные итоги рыночных преобразований и их влияние на социально-экономическое развитие России……………..
2.2 Совершенствование темпов экономического роста в России……………………………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..
Другая сфера, где мы не позволяем импорту пройти, - сотовая связь. На отечественном сотовом рынке три игрока - МТС, «ВымпелКом» и «Мегафон». Иностранного капитала в них почти нет. И к декабрю этого года количество сотовых телефонов превысило количество стационарных и составило 35 млн трубок. Больше 25% российского населения имеет сотовые телефоны. В Москве эта цифра близка к 70%. Телефонизация распространяется на периферию темпом от 40 до 80% в год, поскольку на регионы крупные игроки вышли только три года назад.
Поэтому есть несколько развивающихся отраслей, но в целом темпы промышленности пошли вниз. И с 11-12% среднегодового темпа в 1999-2000 гг. промышленность снизилась до 5% в 2001 г., до 4% - в 2002 г. Немного более 6% прогнозируется в 2003 г. Темпы упали в 2-3 раза. На самом деле они упали существенно больше! За счет чего поддерживаются такие темпы? За счет топливных отраслей. Если в 1999-2000 гг., как я говорил, темпы роста топливной промышленности были небольшими, то в 2001 г. - 6%, в 2002 г. - 7, в 2003 г. - 10*%, что почти вдвое превышает рост промышленного производства. Топливные отрасли - это треть промышленности, и они завышают общий рост. А растет эта отрасль исключительно из-за благоприятной конъюнктуры. Смотрите, как растет добыча нефти: 0,4% в 1999 г., 6 - в 2000 г., 8 - в 2001 г., 9 - в 2002 г., 11,5% - в 2003 г. Феноменальные темпы! Со времен освоения Западной Сибири таких темпов не было. Но если этот фактор исключить, то снижение темпов общего роста промышленности очень существенное.
Таким образом, мы приходим к очень неутешительному выводу о том, что факторы экономического роста, которые толкают нас вперед, исчерпываются. Фактор восстановительного роста прекратился, фактор девальвации прекратился, остался только фактор высокой конъюнктуры. Но высокая конъюнктура не бывает вечной. Ее причина сегодня - проблема Ирака. Была война, нефтяная промышленность перестала экспортировать, теперь ее нужно восстановить. Но возможности для этого есть. Запасы нефти в Ираке превышают запасы в России, Ирак занимает второе место в мире по разведанным запасам нефти после Саудовской Аравии. Нефть в очень хороших месторождениях, добыча экономически эффективна, и уже со 2-й половины следующего года Ирак начнет резко увеличивать добычу нефти и экспорт ее в США. Цены начнут падать. Средняя цена барреля нефти за длительный период - 16-18 дол. По мнению экспертов, она будет достигнута в 2005 г., а дальше может даже понижаться - до 14, а то и 12 дол. Тогда нас ждет стагнация. Если мы не мобилизуем новые факторы экономического роста.
Перспективы
Поэтому страна стоит на перепутье.
Можно скатиться под гору, если
продолжать ту же экономическую политику,
или начать идти в гору, если мобилизовать
рукотворные факторы
Президент РФ В. В. Путин в своем послании Федеральному собранию (май 2003 г.) попытался изложить некото¬рые стратегические подходы. Прежде всего, он попытался сформулировать цель долговременного развития России: Россия должна войти в состав самых развитых стран мира.
Это означает, что нужно в исторически обозримый срок, например за 20-30 лет, войти в клуб развитых стран по основным экономическим и социальным показателям. Развитые страны - те, где валовой внутренний продукт на душу населения (сейчас он считается основным экономическим показателем) в среднем превышает 10 тыс. дол. К таким странам относятся: Чехия, Словения, Португалия, Греция, Израиль, Южная Корея и Тайвань - это нижняя группа стран, до 15 тыс. дол. К ней близко подошли Польша и Венгрия.
Затем средняя группа - 15-25 тыс. дол. : Испания, Италия, Франция, Великобритания, Бельгия и др. И верхняя группа, выше 25 тыс. дол.: Германия, Япония и США (31 тыс.), Швейцария и еще ряд стран.
Где Россия? Есть два метода счета валового внутреннего продукта России в долларах. Первый: берем ВВП в рублях и делим на курс рубля и доллара. Получаем 400 млрд. дол. ВВП России в следующем году - 500 млрд. (15 трлн. руб.). Делим эти 400 или 500 млрд. дол. на 144 млн чел. российского населения, получаем 3 тыс. дол. на человека. Это один метод. Но он не характеризует объем валового продукта в долларах США, потому что основан на валютном курсе, а валютный курс - это рыночная категория, он «плавает» в обе стороны, тем более что речь идет об отношении слабого, неконвертируемого рубля страны с 13-15%-й инфляцией, к самой сильной валюте мира, валюте страны с 1%-й инфляцией и т. д. Пользоваться валютными курсами для такого сравнения некорректно. Это видно из курса доллара и евро: не так давно он был 0,8 дол. за евро, а сейчас 1,2 - изменился на 30%. Но в соотношениях ВВП на душу на населения за эти полтора года не изменилось ничего. Это чисто рыночные колебания, обновленные другими вещами.
Поэтому есть другой метод -
по паритету покупательной способности
(ППС). Эксперты Мирового банка сравнивают
объемы валового внутреннего продукта
по составным частям 180 крупных стран
мира с учетом цен соответствующих
стран. При таком сравнении
Развитые страны - это 35 стран мира. Россия по ВВП уступает как этим странам, так и постсоциалистическим странам Европы (Хорватии, Словакии, Болгарии, Румынии, Польше, балтийским странам), а также Мексике, Бразилии, Аргентине, Арабским Эмиратам, и занимает почетное 54-е среди 180 стран мира, то есть входит в первую треть. Но если мы хотим войти в так называемый «золотой миллиард» (так называют население наиболее развитых стран), то нужно за 20-30 лет развиваться в 1,5 раза быстрее, чем развитые страны. Последние наращивают свою экономику в среднем по 3% в год за длительный период, нижняя группа развитых стран - по 4% в год. При 6%-м росте ВВП на душу населения где-то через 20 лет мы бы догнали Португалию, Грецию, Тайвань. Но чтобы войти в круг самых развитых стран, нужно лет 30. Это по основному экономическому показателю, который во многом определяет и общий уровень жизни, потому что 80% ВВП - это материальные блага для жизни.
Во многом низкая продолжительность жизни объясняется очень плохим состоянием нашего здравоохранения. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, мы находимся где-то на 120-м месте. По грубым оценкам, мы тратим на здоровье по 3 дол. в месяц, а в Америке - по 300. По образованию мы, по-видимому, входим в первую двадцатку, но каждый год отступаем назад. В целом по индексу социального развития Россия на 73-м месте (а не на 54-м, которое страна занимает по объему ВВП на душу населения).
Поэтому чтобы войти в клуб развитых стран, России необходимо не просто экономически развиваться, а развиваться с креном в социальные показатели.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1 Основные итоги рыночных преобразований и их влияние на социально-экономическое развитие России
Рыночные преобразования,
начатые с надеждой на улучшение
условий жизни, так и не увенчались
успехом. В ходе смен правительств и
реформаторов были забыты как цели
реформирования, так и средства достижения
изначально поставленных целей. При
объективном анализе
В сфере экономики проводилась
политика увеличения налогов, сокращения
расходов в государственном бюджете,
предпринимались настойчивые
Замедление спада
Они предлагают сократить государственные расходы до уровня как минимум 31% ВВП, а чтобы добиться устойчивого экономического роста в 5-7% в год требуется, по мнению авторов этих рекомендаций, сокращение до 24-25% ВВП.
При рассмотрении государственных расходов необходимо прежде всего подходить с позиций целесообразности их сокращения или увеличения в разрезе элементов затрат. Так, судя по публикациям, в настоящее время расходы на содержание управленческого аппарата всех уровней сегодня в России в несколько раз превышают аналогичную статью в бюджете всего Советского Союза. Рост бюрократического чиновничьего аппарата при одновременном ослаблении контроля за его деятельностью служит одним из основных факторов развития коррупции в постсоветской России. неоправданные и ссылки на структуру расходной части бюджетов западных стран: сопоставляются иные доходные базы, отражающие иной уровень развития экономики и налоговых поступлений. Почти 10-летний период экономических преобразований в России не привел к перелому в экономической сфере. Из всех стран Восточной Европы, входивших в социалистическую систему, Россия и Украина имеют самые неблагоприятные результаты экономического роста. Разочаровывающие экономические итоги системной трансформации в России преимущественно рукотворны, т.е. обусловлены, прежде всего, попытками исполнительной власти реализовать именно эту стратегию и лишь во вторую очередь предопределены неблагоприятными стартовыми условиями. К такому выводу приходит большинство не только отечественных, но и западных аналитиков. По мнению Дж. Стиглица, причины неудач в непонимании реформаторами самих основ рыночной экономики, чрезмерном доверии к неоклассическим теориям, «почерпнутым из учебников, которые могут быть весьма удобными для обучения студентов, но на них нельзя опираться при консультировании правительств, пытающихся воссоздать рыночную экономику».
С самого начала рыночных преобразований в России была сделана ставка на всесилие «экономической свободы» при неумении разумно ею пользоваться, разрушении всех прежних государственных структур и игнорировании необходимости создания новых. Так движение к внешней открытости экономики сочеталось с постепенной отменой ограничений, со строгим контролем за внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов, со взвешенной и поэтапной политикой отмены валютных ограничений, строгим контролем за экспортом национального капитала и т.д. Как показала оценка сравнительной эффективности государственной и частной форм собственности, массовая приватизация - не лучший способ формирования подлинно рыночных субъектов. Более того, в определенной ситуации приватизация ведет к формированию нерациональной системы корпоративного управления, способствующего возникновению антирыночного поведения предприятий, что фактически и проявилось в России. Объективный анализ функционирования переходной экономики показал, что вопреки распространенному мнению прямой зависимости между масштабами частного сектора и темпами экономического роста нет. В большинстве постсоциалистических стран (прежде всего в Польше) наибольший экономический эффект был достигнут на этапе коммерциализации деятельности государственных предприятий, т.е. при наличии конкурентной среды, эффективной экономической политики и институциональных преобразований.
Следует подчеркнуть, что
как хозяйственная практика стран
с развитой рыночной экономикой, так
и западная экономическая теория
свидетельствовали о
Так, некоторые уроки реформирования
касаются самого политического процесса
реформирования: «...группы интересов
не просто находятся в гуще процесса
реформы. Реформы способствуют возникновению
новых политических сил. Ранние реформы
в стиле «срывания низко
В условиях абсолютного сокращения национального дохода за последнее 10-летие более чем в 2 раза оставшаяся от разрухи половина производимого в России национального дохода оказалась присвоенной менее чем 8-10% населения страны [4, c.56]. Пожалуй, это главный социальный итог экономических изменений в России, последствия которого оказывают и будут оказывать негативное влияние на социально-экономическое развитие России, выступающего сегодня объективно необходимым условием эффективного экономического роста. Без подъема отечественного производства и его экономически эффективного развития, Россия не может выйти из системного кризиса, продолжить рыночные преобразования и создать условия для формирования социально ориентированной рыночной экономики.
2.2 Совершенствование темпов экономического роста в России
С самого начала 2002 г. вопросы
совершенствования ускорения
К весне 2002 г. экономика России
вновь продемонстрировала рост, однако
темп его был ниже, чем в предыдущие
два года. Если в 2000 г. ВВП вырос
на 9%, в 2001 г. - на 5%, а в 2002 г. уже 4,3% [9,
c.20]. И хотя темп роста российской
экономики все равно превышал
показатели ЕС и Северной Америки, его
параметры стали поводом для
жесткой критики правительства
со стороны различных групп
Вопрос, впрочем, не может
быть ограничен и узко-политическим
аспектом проблемы роста, каким бы важным
он не представлялся. В 2002 г. была четко
сформулирована ключевая задача предстоящих
лет (или даже десятилетий): преодоление
разрыва между Россией и
Информация о работе Факторы и перспективы экономического роста в России