Факторы и перспективы экономического роста в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении основных факторов экономического роста.
Задачами курсовой работы являются: рассмотреть сущность экономического роста, его основные показатели и типы; изучить особенности современного экономического роста в России; исследование тенденций и перспектив экономического роста в России; проанализировать темпы экономического роста в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА……
1.1 Сущность экономического роста, его типы и показатели……………………………………………………………………………………...
1.2 Темпы и эффективность экономического роста……………
1.3. АНАЛИЗ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ……………………………………………………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ…………………………………………………………………………………
2.1 Основные итоги рыночных преобразований и их влияние на социально-экономическое развитие России……………..
2.2 Совершенствование темпов экономического роста в России……………………………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.61 Кб (Скачать файл)

Другая сфера, где мы не позволяем импорту пройти, - сотовая  связь. На отечественном сотовом  рынке три игрока - МТС, «ВымпелКом»  и «Мегафон». Иностранного капитала в них почти нет. И к декабрю  этого года количество сотовых телефонов  превысило количество стационарных и составило 35 млн трубок. Больше 25% российского населения имеет сотовые телефоны. В Москве эта цифра близка к 70%. Телефонизация распространяется на периферию темпом от 40 до 80% в год, поскольку на регионы крупные игроки вышли только три года назад.

Поэтому есть несколько развивающихся  отраслей, но в целом темпы промышленности пошли вниз. И с 11-12% среднегодового темпа в 1999-2000 гг. промышленность снизилась  до 5% в 2001 г., до 4% - в 2002 г. Немного более 6% прогнозируется в 2003 г. Темпы упали  в 2-3 раза. На самом деле они упали существенно больше! За счет чего поддерживаются такие темпы? За счет топливных отраслей. Если в 1999-2000 гг., как я говорил, темпы роста топливной промышленности были небольшими, то в 2001 г. - 6%, в 2002 г. - 7, в 2003 г. - 10*%, что почти вдвое превышает рост промышленного производства. Топливные отрасли - это треть промышленности, и они завышают общий рост. А растет эта отрасль исключительно из-за благоприятной конъюнктуры. Смотрите, как растет добыча нефти: 0,4% в 1999 г., 6 - в 2000 г., 8 - в 2001 г., 9 - в 2002 г., 11,5% - в 2003 г. Феноменальные темпы! Со времен освоения Западной Сибири таких темпов не было. Но если этот фактор исключить, то снижение темпов общего роста промышленности очень существенное.

Таким образом, мы приходим к  очень неутешительному выводу о  том, что факторы экономического роста, которые толкают нас вперед, исчерпываются. Фактор восстановительного роста прекратился, фактор девальвации  прекратился, остался только фактор высокой конъюнктуры. Но высокая  конъюнктура не бывает вечной. Ее причина  сегодня - проблема Ирака. Была война, нефтяная промышленность перестала экспортировать, теперь ее нужно восстановить. Но возможности  для этого есть. Запасы нефти в  Ираке превышают запасы в России, Ирак занимает второе место в мире по разведанным запасам нефти  после Саудовской Аравии. Нефть в  очень хороших месторождениях, добыча экономически эффективна, и уже со 2-й половины следующего года Ирак начнет резко увеличивать добычу нефти  и экспорт ее в США. Цены начнут падать. Средняя цена барреля нефти  за длительный период - 16-18 дол. По мнению экспертов, она будет достигнута в 2005 г., а дальше может даже понижаться - до 14, а то и 12 дол. Тогда нас ждет стагнация. Если мы не мобилизуем новые  факторы экономического роста.

Перспективы

Поэтому страна стоит на перепутье. Можно скатиться под гору, если продолжать ту же экономическую политику, или начать идти в гору, если мобилизовать рукотворные факторы экономического роста. Теперь все зависит от политики. Как говорят журналисты, наступил «момент истины». Сейчас и в политическом плане время выборов, а это  всегда время разработки стратегии  и оценки перспектив. Больше всего  мы сейчас нуждаемся в стратегии. Известно изречение Сенеки, что для  корабля, который не знает, в какую  гавань плыть, ни один ветер не будет  попутным. И для страны, которая  не знает, чего она хочет, ничего хорошо предсказать нельзя.

Президент РФ В. В. Путин в  своем послании Федеральному собранию (май 2003 г.) попытался изложить некото¬рые стратегические подходы. Прежде всего, он попытался сформулировать цель долговременного развития России: Россия должна войти в состав самых развитых стран мира.

Это означает, что нужно  в исторически обозримый срок, например за 20-30 лет, войти в клуб развитых стран по основным экономическим  и социальным показателям. Развитые страны - те, где валовой внутренний продукт на душу населения (сейчас он считается основным экономическим  показателем) в среднем превышает 10 тыс. дол. К таким странам относятся: Чехия, Словения, Португалия, Греция, Израиль, Южная Корея и Тайвань - это нижняя группа стран, до 15 тыс. дол. К ней близко подошли Польша и Венгрия.

Затем средняя группа - 15-25 тыс. дол. : Испания, Италия, Франция, Великобритания, Бельгия и др. И верхняя группа, выше 25 тыс. дол.: Германия, Япония и США (31 тыс.), Швейцария и еще ряд стран.

Где Россия? Есть два метода счета валового внутреннего продукта России в долларах. Первый: берем  ВВП в рублях и делим на курс рубля и доллара. Получаем 400 млрд. дол. ВВП России в следующем году - 500 млрд. (15 трлн. руб.). Делим эти 400 или 500 млрд. дол. на 144 млн чел. российского населения, получаем 3 тыс. дол. на человека. Это один метод. Но он не характеризует объем валового продукта в долларах США, потому что основан на валютном курсе, а валютный курс - это рыночная категория, он «плавает» в обе стороны, тем более что речь идет об отношении слабого, неконвертируемого рубля страны с 13-15%-й инфляцией, к самой сильной валюте мира, валюте страны с 1%-й инфляцией и т. д. Пользоваться валютными курсами для такого сравнения некорректно. Это видно из курса доллара и евро: не так давно он был 0,8 дол. за евро, а сейчас 1,2 - изменился на 30%. Но в соотношениях ВВП на душу на населения за эти полтора года не изменилось ничего. Это чисто рыночные колебания, обновленные другими вещами.

Поэтому есть другой метод - по паритету покупательной способности (ППС). Эксперты Мирового банка сравнивают объемы валового внутреннего продукта по составным частям 180 крупных стран  мира с учетом цен соответствующих  стран. При таком сравнении получается, что ВВП России немножко больше 1 трлн руб. На первом месте ВВП США - 10 трлн дол., на втором месте Китай - 4 трлн дол., потом Япония, Индия, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Бразилия и на почетном десятом месте - Россия. Если подсчитать ВВП на душу населения, получается 7 тыс. дол. Значит, уровень России в 1,5 раза ниже нижней планки таких стран, как Греция, Португалия, Израиль и др.

Развитые страны - это 35 стран  мира. Россия по ВВП уступает как  этим странам, так и постсоциалистическим странам Европы (Хорватии, Словакии, Болгарии, Румынии, Польше, балтийским странам), а также Мексике, Бразилии, Аргентине, Арабским Эмиратам, и занимает почетное 54-е среди 180 стран мира, то есть входит в первую треть. Но если мы хотим войти в так называемый «золотой миллиард» (так называют население  наиболее развитых стран), то нужно  за 20-30 лет развиваться в 1,5 раза быстрее, чем развитые страны. Последние наращивают свою экономику в среднем по 3% в год за длительный период, нижняя группа развитых стран - по 4% в год. При 6%-м росте ВВП на душу населения  где-то через 20 лет мы бы догнали  Португалию, Грецию, Тайвань. Но чтобы  войти в круг самых развитых стран, нужно лет 30. Это по основному  экономическому показателю, который  во многом определяет и общий уровень  жизни, потому что 80% ВВП - это материальные блага для жизни.

Во многом низкая продолжительность  жизни объясняется очень плохим состоянием нашего здравоохранения. По оценкам Всемирной организации  здравоохранения, мы находимся где-то на 120-м месте. По грубым оценкам, мы тратим на здоровье по 3 дол. в месяц, а в Америке - по 300. По образованию мы, по-видимому, входим в первую двадцатку, но каждый год отступаем назад. В целом по индексу социального развития Россия на 73-м месте (а не на 54-м, которое страна занимает по объему ВВП на душу населения).

Поэтому чтобы войти в  клуб развитых стран, России необходимо не просто экономически развиваться, а  развиваться с креном в социальные показатели.

 

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

2.1 Основные итоги рыночных преобразований и их влияние на социально-экономическое развитие России

Рыночные преобразования, начатые с надеждой на улучшение  условий жизни, так и не увенчались успехом. В ходе смен правительств и  реформаторов были забыты как цели реформирования, так и средства достижения изначально поставленных целей. При  объективном анализе предпринимаемых  правительством решений и их практическом воплощении видно, что вопрос об экономическом  росте в 1992-1997 гг. даже не поднимался. Все эти годы в России делили собственность  и власть.

В сфере экономики проводилась  политика увеличения налогов, сокращения расходов в государственном бюджете, предпринимались настойчивые усилия по получению внешних кредитов и  т.п. При этом забывалось, что расходы  государственного бюджета это лишь оборотная сторона его доходов - налоговых поступлений от предприятий и населения. И если отечественная экономика «не работает», то и налоговых поступлений также нет. Сколько не сокращай бюджетные расходы, от этого ситуация не улучшится. Это лишь означает отказ выплаты заработной платы всем работающим в социальной сфере, оборонной промышленности, военнослужащим. Снижение же заработной платы работникам отраслей социальной сферы и прямая невыплата даже мизерных ее размеров -- это ничто иное, как разрушение условий для подъема отечественной экономики.

Замедление спада отечественного производства в 1995-1996 гг. ряд экономистов прямо связывает с сокращением государственных расходов.

Они предлагают сократить  государственные расходы до уровня как минимум 31% ВВП, а чтобы добиться устойчивого экономического роста  в 5-7% в год требуется, по мнению авторов  этих рекомендаций, сокращение до 24-25% ВВП.

При рассмотрении государственных  расходов необходимо прежде всего подходить с позиций целесообразности их сокращения или увеличения в разрезе элементов затрат. Так, судя по публикациям, в настоящее время расходы на содержание управленческого аппарата всех уровней сегодня в России в несколько раз превышают аналогичную статью в бюджете всего Советского Союза. Рост бюрократического чиновничьего аппарата при одновременном ослаблении контроля за его деятельностью служит одним из основных факторов развития коррупции в постсоветской России. неоправданные и ссылки на структуру расходной части бюджетов западных стран: сопоставляются иные доходные базы, отражающие иной уровень развития экономики и налоговых поступлений. Почти 10-летний период экономических преобразований в России не привел к перелому в экономической сфере. Из всех стран Восточной Европы, входивших в социалистическую систему, Россия и Украина имеют самые неблагоприятные результаты экономического роста. Разочаровывающие экономические итоги системной трансформации в России преимущественно рукотворны, т.е. обусловлены, прежде всего, попытками исполнительной власти реализовать именно эту стратегию и лишь во вторую очередь предопределены неблагоприятными стартовыми условиями. К такому выводу приходит большинство не только отечественных, но и западных аналитиков. По мнению Дж. Стиглица, причины неудач в непонимании реформаторами самих основ рыночной экономики, чрезмерном доверии к неоклассическим теориям, «почерпнутым из учебников, которые могут быть весьма удобными для обучения студентов, но на них нельзя опираться при консультировании правительств, пытающихся воссоздать рыночную экономику».

С самого начала рыночных преобразований в России была сделана ставка на всесилие «экономической свободы» при  неумении разумно ею пользоваться, разрушении всех прежних государственных  структур и игнорировании необходимости создания новых. Так движение к внешней открытости экономики сочеталось с постепенной отменой ограничений, со строгим контролем за внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов, со взвешенной и поэтапной политикой отмены валютных ограничений, строгим контролем за экспортом национального капитала и т.д. Как показала оценка сравнительной эффективности государственной и частной форм собственности, массовая приватизация - не лучший способ формирования подлинно рыночных субъектов. Более того, в определенной ситуации приватизация ведет к формированию нерациональной системы корпоративного управления, способствующего возникновению антирыночного поведения предприятий, что фактически и проявилось в России. Объективный анализ функционирования переходной экономики показал, что вопреки распространенному мнению прямой зависимости между масштабами частного сектора и темпами экономического роста нет. В большинстве постсоциалистических стран (прежде всего в Польше) наибольший экономический эффект был достигнут на этапе коммерциализации деятельности государственных предприятий, т.е. при наличии конкурентной среды, эффективной экономической политики и институциональных преобразований.

Следует подчеркнуть, что  как хозяйственная практика стран  с развитой рыночной экономикой, так  и западная экономическая теория свидетельствовали о незначительном влиянии формы собственности  на экономический рост и эффективность хозяйствования. В сложившейся в России политической и социально-экономической ситуации возобладали узкокорыстные личные и клановые экономические интересы. Между тем, как отмечает Дж Стигме, «давно признано, что рыночная система не может действовать исходя только из узкокорыстных интересов». Обобщая 10-летний опыт рыночных преобразований в постсоциалистических странах, Дж. Стигмид приходит к выводу, который непосредственно относится к российской действительности.

Так, некоторые уроки реформирования касаются самого политического процесса реформирования: «...группы интересов  не просто находятся в гуще процесса реформы. Реформы способствуют возникновению  новых политических сил. Ранние реформы  в стиле «срывания низко висящих  плодов» могут, и во многих случаях  так и происходило, создавать  новые группы интересов (часто связанные  с реформаторами), которые затем  используют свои возможности, чтобы  заблокировать последующие реформы».

В условиях абсолютного сокращения национального дохода за последнее 10-летие более чем в 2 раза оставшаяся от разрухи половина производимого  в России национального дохода оказалась  присвоенной менее чем 8-10% населения  страны [4, c.56]. Пожалуй, это главный  социальный итог экономических изменений  в России, последствия которого оказывают  и будут оказывать негативное влияние на социально-экономическое  развитие России, выступающего сегодня  объективно необходимым условием эффективного экономического роста. Без подъема отечественного производства и его экономически эффективного развития, Россия не может выйти из системного кризиса, продолжить рыночные преобразования и создать условия для формирования социально ориентированной рыночной экономики.

 

2.2 Совершенствование темпов экономического роста в России

С самого начала 2002 г. вопросы  совершенствования ускорения темпов роста стали предметом острейшего обсуждения. Первоначально это было связано со стагнацией в зимние месяцы. В принципе, осенне-зимняя стагнация  прослеживается в российской экономике  уже на протяжении ряда лет, однако каждый раз аналитиками ставится один и тот же вопрос: является ли эта остановка вновь сезонным явлением или же страна оказывается  перед угрозой полномасштабной  рецессии? Вопрос этот стоял тем  более остро, что в 2001 г. наметились негативные тенденции в развитии мировой экономики и, естественно, возникли опасения, не является ли российская стагнация частью общемировых процессов.

К весне 2002 г. экономика России вновь продемонстрировала рост, однако темп его был ниже, чем в предыдущие два года. Если в 2000 г. ВВП вырос  на 9%, в 2001 г. - на 5%, а в 2002 г. уже 4,3% [9, c.20]. И хотя темп роста российской экономики все равно превышал показатели ЕС и Северной Америки, его  параметры стали поводом для  жесткой критики правительства  со стороны различных групп политиков  и экономистов. Суть критики состояла в том, что такими темпами Россия очень нескоро достигнет нынешнего  уровня даже наиболее бедных стран  ЕС и уж точно проиграет в соревновании с быстрорастущим Китаем. В. Путин  также несколько раз в течение  весны высказывался на эту тему, призывая правительство ставить  перед собой «более амбициозные задачи». Таким образом, проблема роста в этой дискуссии выступила не столько как экономическая, сколько как политическая. Главным здесь была оценка эффективности деятельности правительства и, соответственно, вопрос об альтернативах - как проводимому курсу, так и осуществляющим этот курс персоналиям.

Вопрос, впрочем, не может  быть ограничен и узко-политическим аспектом проблемы роста, каким бы важным он не представлялся. В 2002 г. была четко  сформулирована ключевая задача предстоящих  лет (или даже десятилетий): преодоление  разрыва между Россией и наиболее передовыми странами мира. Такого рода проблемы достаточно хорошо известны из экономической истории последних  двух столетий как «догоняющее развитие». Решение этой проблемы может стать  объединяющей общество идеей, на отсутствие которой нередко жаловались представители  российской элиты в 1990-е гг. Однако принципиальной особенностью стоящей  перед Россией задачи является необходимость  осуществления прорыва в условиях постиндустриального мира, прорыва  от индустриального общества к постиндустриальному. Такой задачи пока еще никому решать не приходилось. Признание названной проблемы в качестве ключевой уже в исходном пункте позволяет выделить некоторые характеристики роста, который необходимо обеспечить для современной России. Во-первых, необходим устойчивый рост в средне- и долгосрочной перспективе, а потому важно не допускать принятия популистских решений, которые приводят к краткосрочным эффектам, то есть обеспечивают красивые цифры роста в ближайшие годы, за чем следует тяжелый кризис. Во-вторых, рост должен сопровождаться прогрессивными структурными сдвигами. В-третьих, радикальные структурные сдвиги предполагают формирования такой институциональной системы, которая обеспечивает высокую адаптивность экономики и отдельных экономических агентов к постоянно меняющимся вызовам времени. Экономический рост - проблема многоаспектная, тем более, когда речь идет о стране, только выходящей из длительного периода революционных потрясений и стоящей перед необходимостью решать задачи глубокой структурной трансформации своей экономики. Разные экономические и политические группировки, участвующие в такой ситуации в дискуссии о росте, пытаются решать в ней свои, причем существенно различные задачи.Проблема консолидации роста имеет несколько аспектов, которые следует принимать во внимание при выработке решений практической политики. Во-первых, это особенности современного этапа технологического развития, когда перед страной стоит, как было отмечено выше, задача постиндустриального прорыва. Во-вторых, существуют некоторые особенности роста, совпадающего с решением задач глубокой структурной трансформации национальной экономики. В-третьих, в условиях глобализации и открытости российской экономики ее состояние не может не реагировать на состояние мировой конъюнктуры (было бы странно ожидать высоких темпов роста в условиях мировой рецессии). В-четвертых, на рост влияет и специфика постреволюционной ситуации. Все четыре перечисленные обстоятельства непосредственным образом влияют на современный российский экономический рост, а их переплетение в значительной мере предопределяет специфику решения стоящих перед страной социально-экономических проблем. Ключевой проблемой при выработке политики роста является признание постиндустриального характера стоящих перед современной Россией вызовов. Механизм решения задач догоняющего развития в постиндустриальном мире существенным образом отличается от решения аналогичных проблем в эпоху индустриализации, к которой привыкли апеллировать критики проводившейся в 2000-2003 гг. экономической политики. Главной особенностью современных производительных сил является резкое повышение динамизма и разнообразия (вплоть до индивидуализации) потребностей, с одной стороны, и возможностей их удовлетворения с другой. Это означает, в свою очередь, резкое сужение временных горизонтов, на которые можно делать ответственные прогнозы относительно особенностей и приоритетных направлений технологического развития стран и отдельных секторов. Если в индустриальную эпоху можно было наметить приоритеты роста на 20-30 лет и при достижении их действительно войти в ряды передовых стран, то теперь приоритеты быстро меняются. И сейчас можно попытаться превзойти весь мир по производству компьютеров на душу населения, разработать программы производства самых лучших в мире самолетов и телефонов, но к моменту их успешного осуществления выяснится, что мир ушел далеко вперед. Причем ушел в направлении, о возможности которого при разработке программы всеобщей компьютеризации никто и не догадывался.

Информация о работе Факторы и перспективы экономического роста в России