Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 14:39, реферат
Определение понятия рынка зависит от целей и задач исследования, масштабов разрешаемой проблемы. Например, рынок гидроэнергетических ресурсов выступает как объект исследования эффективности политики в области энергетики и как элемент долгосрочных контрактов в вертикальной интеграции в обеспечении водой
орошаемых сельскохозяйственных земель и получении устойчивых урожаев. Определение внутренней структуры рынка требует четкого указания его границ:
− продуктовых;
− пространственных;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. ФИНАНСЫ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР СТРУКТУРЫ РЫНКА……………………………………………………………………..…..4
1 .1 Рынки капитала, их роль в развитии структуры рынков...5
1.2 Функции рынков капитала………..………………………………….7
1.3 Банковское дело и рынки акций………………………………...10
2. СЛИЯНИЕ ФИРМ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР СТРУКТУРЫ РЫНКА……………………………………………………...18
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……………………………28
Барьеры для вступления в банковские рынки весьма высоки; вступающие должны обеспечить себе привилегию штата или федеральную, а эти привилегии даются очень ограниченно и взвешенно. Вступающий должен доказать, что местность не обслуживается банками, что, естественно, сделать весьма затруднительно, поскольку противодействие со стороны имеющихся банковских структур будет значительным. Необходимо отметить, что и банковские разветвления во многих штатах ограничены.
Банковская структура несколько стабилизировалась после 1930-х г.г.; волна банковских слияний в 1950-е г.г. увеличила концентрацию. Интересно, что длинные названия многих лидирующих банков отражают историю их слияния; после 1960 г.г. средняя степень концентрации существенно снизилась. Банковские отношения. Ответственная гипотеза. Связи между банками и их важнейшими клиентами играют важную роль в стабилизации их деятельности. Банки предпочитают спокойных, солидных, уверенных клиентов рискованным, малоприбыльным, предпочитают иметь дело с ясными, благоприятными, ситуациями.
В стремлении избежать рисков, благоприятные условия договора для банков более значимы, чем заманчивые клиенты.
Благоприятные условия договора означают более длительный срок кредита с более низкими процентами, что повышает гарантии клиентам, их прибыль и означает более благоприятные перспективы. В связи с этим банковские факторы могут усилить неравенство в рыночной позиции. Получение банковской поддержки является часто критическим фактором для основания или расширения фирмы, вступления в рынок или для принятия стратегических решений против конкурентов. Условия договора могут определить результат фирмы в достижении его определенных перспектив. Рассмотренные аспекты в значительной степени относятся к идеальным рынкам, в которых все обладатели ценных бумаг оцениваются альтернативными поставщиками капитала, а источники капитала не имеют отношения к рыночной позиции. Если предположить, что банковское дело является монополией и один кредитор как у господствующей фирмы, так и у мелких фирм, действующих или вступающих на рынок, то поддержка банком монопольной власти фирмы делает степень её риска минимальной. Но монопольный банк ссужает средства и некоторым конкурентам из господствующих фирм или малым фирмам, которые вмешиваются в прибыль лидирующей фирмы и угрожают гарантированным доходам банков по их ссудам. По этой причине банковская монополия имеет тенденцию сохранять свою власть и на других рынках и удерживать на рынке существующие фирмы и вновь вступающие на рынок фирмы. Банковская монополия стремится к объединению конкурирующих фирм. Тесная банковская рыночная структура достаточна для создания ограниченной промышленной структуры, даже если бы другие причины отсутствовали. Банковские структуры имеют тенденции к копированию себя через другие рынки. Степень тесноты банковских отношений продолжает оставаться наименее исследованным вопросом в связи с особой конфиденциальностью этой сферы. Систематизированных фактов из этой сферы никогда не публиковалось никакими официальными агентствами. Однако некоторые общие выводы все же можно сделать. Банковские взаимоотношения, как правило, стабильные и длительные. Лидирующие банки имеют тенденцию объединяться с лидирующими фирмами на их рынках. Вокруг определяющих банков концентрируются группы лидирующих фирм. Связи между банками и фирмами являются двусторонними, несущими выгоду как для банка, так и для фирмы, которые могут получать более крупные кредиты на более выгодных условиях, чем в других случаях. Более того, фирмы получают ценные советы и информацию от банка и уверенность в перспективе. Вместе с этим, банк минимизирует затраты на получаемую информацию и принимаемые решения, поскольку имеет дело со знакомым клиентом, состоянием его дел и стратегией руководства. Более того, банк стремится добиваться непрерывности и надежность операций. Если банк имеет дело с новым клиентом, то для него необходимо создавать лучшие условия – более выгодные проценты, лучший совет и повышенный риск за менее эффективное владение информацией о новом клиенте.
Предложение капитала и характер этого процесса во многом связаны с тем, что существующие банковские рынки отличаются от идеальных, но не являются высокомонополистичными, с тенденцией к большей конкуренции, особенно в крупных городах. Существенная доля местных и региональных банков действует в условиях олигополии. Предложение капитала проявляется в предоставлении больших средств с низкими процентами надежным фирмам с хорошими банковскими взаимоотношениями – банковские взаимоотношения сами по себе снижают риски и стоимости сделок. Власть монополии больших фирм – клиентов позволяет извлечь из банковской сделки благоприятные условия именно потому, что рынки капитала не являются идеальными.
Международные сравнения. Основные различия между США и иностранными рынками проявляются в следующих сферах:
- банковская структура;
- банковские взаимоотношения;
- фондовые биржи.
В промышленных развитых странах банковская структура значительно более тесная (Великобритания, Франция, Германия, Швейцария, Япония, Италия и др.) – в них существует меньше доминирующих банков с высокой долей. Обычно в странах существует 3-5 действительно национальных банков. Структуры достаточно стабилизированы и имеют незначительную тенденцию к концентрации; вступление новых банков ограничено, поведение менее агрессивно и конкурентно, чем в США. В условиях Европейского Сообщества может несколько возрастать конкуренция, но это следствие развития интеграционных процессов, которые еще далеки от завершения.
Банковские взаимоотношения теснее за границей. Банкам разрешается иметь пай в промышленных фирмах, они нередко (и неформально) присваивают себе контроль, который идет дальше моделей США. Дойче Банк, самый большой банк в Германии, владеет 25% (или больше) акций фирм в коммунальном хозяйстве, на автомобильном, судоходном, торговом, машиностроительном рынках. Его администрация выполняет обязанности председателей или вице - председателей в крупнейших индустриальных фирмах. Банки часто выполняют брокерские и коммерческие банковские функции. Однако такие связи приводят к возможности установления прямого контроля политики фирм и административного выбора и уменьшают конкуренцию на промышленных рынках. Фондовые биржи везде имеют тенденцию к усилению функции надсмотрщиков. С позиции обеспечения справедливости они имеют тенденцию к усилению роли и значимости внутренних проблем в зависимости от «своих» людей и профессиональных инвесторов. Чрезвычайно высокая степень злоупотреблений на зарубежных рынках имела сопоставимый масштаб с массовыми манипуляциями на рынке США 1983-1987 г.г.: скупка товаров монополистами по спекулятивным ценам; аферы с ценовыми изменениями; обман, введение в заблуждение являются типичными манипуляциями. Злоупотребление внутренней информацией является привычным делом. Общественные ограничения этих процессов весьма ограничены, видимо, потому, что они не затрагивают интересы крупного капитала.
2СЛИЯНИЕ ФИРМ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР СТРУКТУРЫ РЫНКА
Любая фирма стремится использовать накопленные ею средства для того, чтобы избежать ограничений присущей ей структуры, затрат и доли рынка. Она имеет возможности:
- инвестировать средства в
- вкладывать ресурсы в
- тратить средства на маркетинг продукции.
В каждом данном случае фирма приобретает и организует новые ресурсы.
Однако имеется одна из радикальных альтернативных возможностей приобретения уже организованных ресурсов в виде фирмы или части фирмы путем ее поглощения или слияния с нею. Процессы поглощения или слияния фирм относятся к традиционным возможностям рыночной экономики и выступают как потенциальная возможность наиболее рационального использования активов. Важно, чтобы эти процессы, особенно поглощения, происходили в условиях широкой и добросовестной информированности общества, что позволяет избежать озабоченности и слухов, неизбежно негативно действующих на акционеров и инвесторов. Поглощения и слияния характеризуют некоторую общую тенденцию к глобализации процессов экономики. Основные принципиальные подходы в развитии крупных компаний в 80-е годы ХХ в. – экономия, гибкость, маневренность и компактность – во второй половине 90-х годов сменились четко выраженной ориентацией на агрессивную экспансию и рост. Крупные компании стремятся изыскивать дополнительные интергративные источники расширения сфер своей деятельности, среди которых одним из наиболее популярных является слияние и поглощение компаний [1, 4].
Слияния и поглощения компаний – это объективная реальность, масштабы и значимость которой обусловливают необходимость исследовать, анализировать и делать соответствующие выводы, позволяющие обобщать опыт и изыскивать новые возможности. По прогнозам специалистов, реформируемой российской экономике в ближайшее время не грозит бум корпоративных слияний, подобный по масштабам западным или американским аналогам. Необходимо отметить, что в настоящее время существуют определенные различия в трактовке понятия «слияние компаний» в зарубежной теории и практике и в российском законодательстве. В соответствии с общепринятой зарубежной практикой, под слиянием подразумевается любое объединение из двух или более ранее существовавших структур, в результате которого образуется новая экономическая единица. В соответствии же с российским законодательством, под слиянием понимается реорганизация юридических лиц, при которой их права и обязанности каждого из них в соответствии с передаточным актом переходят ко вновь возникшему юридическому лицу. Новая компания берет под свой полный контроль и управление все активы и обязательства перед клиентами компаний – своих составных частей, после чего последние распускаются. В зарубежной же практике под слиянием принято понимать объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование.
Поглощение представляет собой объединение двух (или нескольких) юридических лиц, при котором одно лицо (поглощающее) сохраняется как юридическое, к нему переходят как активы, так и обязательства поглощаемых юридических лиц. При этом поглощаемые юридические лица либо прекращают свое существование, либо контролируются путем владения контрольным пакетом их акций или долей капитала. Поглощение компании можно также определить как подконтрольность одной компанией другой, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее.
Поглощение компании нередко осуществляется путем скупки контрольного пакета акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия.
Естественно, что в российской экономике необходимо основательно изучать не только экономические, но и организационно - правовые, информационно – аналитические, социально – психологические и другие аспекты процессов слияния и поглощения в зарубежных экономиках. Приобретения могут классифицироваться различным способом, рассмотрим наиболее общие и распространенные классификационные подходы.
Чаще всего выделяются следующие четыре группы:
- согласованные слияния – одна фирма приобретает другую в соответствии с рекомендациями держателей акций второй фирмы;
- оспариваемые поглощения, когда первая фирма делает предложения акционерам второй фирмы, минуя ее руководство (которое, собственно, и может попытаться защитить эту фирму);
- отторжение, когда первая
фирма может купить у второй
фирмы принадлежащую ей
- выкуп управляющими – филиал продается не другой фирме, а управляющим этой фирмой.
В современной теории и практике отраслевых рынков можно классифицировать разнообразные типы слияния и поглощения компаний. В качестве наиболее важных признаков классификации этих процессов можно назвать следующие:
• характер интеграции компаний;
• национальную принадлежность объединяемых компаний;
• отношение компаний к слияниям;
• способ объединения потенциала;
• условия слияния;
• механизм слияния.
В зависимости от признаков интеграции компаний целесообразно выделять следующие виды:
• горизонтальные слияния – объединение компаний, действующих на одном и том же рынке, т.е. одной и той же отрасли, производящих одно и то же или близкие изделия или осуществляющих одни и те же технологические стадии производства;
• вертикальные слияния – объединение компаний разичных отраслей, связанных единым технологическим процессом производства продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья (отстающая интеграция), либо на последующие – до конечного потребителя (опережающая интеграция). Например, слияние геологоразведочных, горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний;
• родовые слияния – объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные (взаимодополняющие) товары. Например, фирма, производящая аудио- или видеотехнику, компьютеры, объединяется с фирмой, производящей носители информации;
• конгломератные слияния – объединение компаний различных отраслей без наличия горизонтальной или вертикальной интеграции (производственной общности), т.е. слияние фирм одной отрасли с фирмами другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем. Объединяемые компании могут не иметь ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-поглотителя.
В свою очередь, можно выделить следующие три разновидности конгломератных слияний:
- слияния с расширением продуктовой линии - соединение продуктов, схожих между собой по процессу производства и каналам реализации, но не конкурирующих друг с другом;
- слияния с расширением рынка - приобретение дополнительных каналов реализации продукции в ранее не обслуживаемых географических районах;
- чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности.
Примером конгломератного можно привести производства оборудования для бензоколонок.
В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний выделяют два вида слияния компаний:
- национальные слияния – объединение компаний, находящихся в границах одного государства;
- транснациональные слияния – слияние, приобретение компаний, находящихся в различных странах.
В условиях интеграции и глобализации экономической деятельности характерной особенностью становится усиление тенденций слияния и поглощения не только компаний разных стран, но и транснациональных корпораций. В зависимости от отношения управленческого персонала компаний к слиянию или поглощению можно выделить:
- дружественные слияния – слияния, при которых руководящий состав и акционеры участвующих компаний поддерживают данную сделку;
Информация о работе Факторы, определяющие структуру отраслевого рынка