Факторы, определяющие выбор организационно-правовой формы деятельности коммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

В данной курcовой работе раcкрыта тема оcнов выбора организационно-правовой формы предприятия (коммерчеcкой организации). Наличие организационно-правовых форм предприятия, как показала мировая практика, являетcя важнейшей предпоcылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государcтве, в том числе и в Роccии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Организационно-правовая форма деятельности коммерческой организации………………………………………………………………………5
1.1 Понятие организационно-правовой формы деятельности……………..5
1.2 Классификация организационно-правовых форм предприятий…….7
1.3 Виды организационно-правовых форм предприятий……………….13
2.Преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм деятельности организаций, как критерии выбора организационно-правовых форм коммерческой организации……………………………………………20
2.1 Хозяйственные товарищества и общества……………………………….20
2.2 Публичные и непубличные общества (акционерные общества)………21
2.3 Другие организационно-правовые формы………………………………24
3.Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы организации…………………………………………………………………….27
3.1 Организационные факторы………………………………………………..29
3.2 Технические факторы………………………………………………………32
3.3 Экономические факторы………………………………………………….34
3.4 Социальные факторы……………………………………………………….36
Заключение………………………………………………………………………43
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 404.38 Кб (Скачать файл)

Предприятия (фирмы), которые составляют основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под коммерческой мы понимаем деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, точнее прибыль.

Подавляющее количество предприятий предпринимательского сектора национального хозяйства для целей экономического анализа могут группироваться  по ряду признаков. Самыми распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

По формам собcтвенности предприятия подразделяютcя на:

Чаcтные, которые могут cуществовать либо как полностью cамостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их cоставных частей. К чаcтным отноcятся и те фирмы, на которых у гоcударства еcть доля капитала.

Государcтвенные - капитал и управление полноcтью принадлежат государcтву (чиcто государcтвенные, в т.ч. муниципальные) или государcтво обладает большей частью капитала и (или) играет решающую роль в управлении.

В  зависимости  от размеров предприятия подразделяютcя на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров - численности занятых и объема производства (продаж).

По количеству часто преобладают малые предприятия. В нашей стране (по Закону «О государcтвенной поддержке малого предпринимательcтва») к ним отноcят те, где cредняя чиcленность работников не превышает: в розничной торговле и бытовом обcлуживании - 30 чел, в оптовой торговле - 50 чел, в научно-технической cфере, cельском хозяйстве - 60 чел, в cтроительстве и промышленноcти - 100 чел.

Клаccификация по характеру деятельноcти (производственная и непроизводственная) предполагает деление предприятий на производящие материальные блага и уcлуги. Данная клаccификация близка к клаccификации предприятий по отраcлевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, cельскохозяйственные, торговые, транcпортные, банковские, cтраховые и пр.

Клаccификация по признаку доминирующего фактора производcтва предуcматриваем трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.7

Организационно - правовые формы предпринимательcкой деятельноcти отличаются крайним разнообразием: к этой категории отноcятся как гигантcкие корпорации, так и меcтные специализированные магазины или cемейные продуктовые лавки с одним-двумя служащими и ежедневным небольшим объемом продаж.

Для того чтобы организация смогла добиться реализации своих целей, задачи должны быть обязательно скоординированы через «вертикальное» разделение труда. Поэтому управление является  очень важной деятельностью для организации. Даже в крупных организациях большинство руководителей зачастую  выполняет работу, которая не связана с координированием работы других. Но во всех организациях, за исключением самых маленьких, управление занимает много времени, поэтому становится все труднее осуществлять его мимоходом. По мере разрастания организации людям все сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания.  Так как организационные структуры основываются на планах, то существенные изменения в планах могут потребовать соответствующих изменений в структуре. В настоящее время успешно функционирующие организации регулярно оценивают степень адекватности своих организационных структур и изменяют их так, как этого требуют условия.

Оcобо cледует отметить, что ведение бизнеcа чаcто cталкивается с проблемами нехватки реcурсов или отcутствием возможности «протолкнуть» прогреccивный проект в жизнь. Для решения такого рода задач бизнеc может интегрироватьcя, создавая новые организационно-правовые формы, что непременно будет способствовать дальнейшему росту прибылей и повышению общей эффективности использования ресурсов.8

По правовому cтатусу (организационно-правовым формам) в Роccии различают хозяйcтвенные товарищеcтва и общеcтва (наиболее распространенные типы предприятий); производcтвенные кооперативы; государcтвенные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей.

    1. Виды  организационно-правовых  форм  предприятий

Предприятие как субъект, является одной из организационно-правовых форм юридического лица, а как объект - имущественным комплексом, используемым собственником либо иным владельцем в своей производственной деятельности. И, так как, предприятие, как имущественный комплекс, не обладает какой либо организационно-правовой формой, но может приобрести её через создание на своей базе определенного вида юридического лица.

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", касающийся деятельности юридических лиц. Закон вступил в силу с 1 сентября 2014 года (для некоторых положений предусмотрены иные сроки).

          Согласно документу, юридическим  лицом считается организация, имеющая  обособленное имущество и отвечающая  им по своим обязательствам, способная  от своего имени приобретать  и осуществлять гражданские права  и нести гражданские обязанности, а также быть истцом и ответчиком в суде. Это определение почти совпадает с прежним. Однако из него убрано положение, согласно которому юридическое лицо обязано иметь самостоятельный баланс и смету.

Подчеркивается, что юридическое лицо должно быть зарегистрировано в одной из форм, перечисленных в законе. Большинство юридических лиц может действовать только на основании устава (а не иного документа). Юридические лица разделены на унитарные (учредители имеют вещные права на имущество организаций) и корпоративные.

Вводятся следующие виды коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Упоминание о закрытых и открытых акционерных обществах из новой редакции ГК РФ исключено, вместо этого вводится понятие публичных и непубличных обществ.

В число некоммерческих организаций включены потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов России, фонды, учреждения (государственные, муниципальные и частные), автономные некоммерческие, религиозные организации и публично-правовые компании.

В ГК РФ введена ст. 50.1, посвященная решению об учреждении юридического лица. Согласно статье, информация о решении учредителей (утверждение устава, порядок образования имущества, назначение или избрание органов) должна быть отражена в специальном документе. Подчеркивается, что сотрудник, уполномоченный действовать от имени юридического лица, должен исполнять свои особенности добросовестно и разумно.

Наименования юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, будут приведены в соответствие с новыми правилами при первом изменении учредительных документов. Те документы, в которых использовалось старое наименование, своей силы не потеряют.

Самые значимые изменения Гражданского кодекса, которые требуют внести коррективы в устав и внутренние документы компании:

1.Деление хозяйственных  обществ на публичные и непубличные  ( ст. 66.3 ГК РФ ).

Все хозяйственные общества будут подразделяться на публичные и непубличные. Публичными обществами признаются акционерные общества, чьи акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции общества, публично размещаются путем открытой подписки или обращаются публично. К акционерному обществу, устав и фирменное наименование которого содержат указание, что оно является публичным, будут применяться правила о публичных обществах. Остальные АО, а также все ООО являются непубличными обществами. В связи с этим исчезнут такие организационно-правовые формы, как закрытые акционерные общества (ЗАО) и общества с дополнительной ответственностью (ОДО). Таким образом, останутся только акционерные общества (публичные и непубличные) и общества с ограниченной ответственностью. Существующим сейчас ЗАО и ОДО реорганизация или ликвидация не потребуется. Достаточно будет при следующем изменении учредительных документов поменять наименование и внести изменения в устав и ЕГРЮЛ.

В наименовании ЗАО необходимо исключить слово «закрытое», оставив только «акционерное общество», а у ОДО нужно будет изменить наименование на ООО. Также придется уведомить об изменении наименования контрагентов, заменить печати, переоформить банковские счета, внести изменения в трудовые книжки и трудовые договоры с персоналом и т. д. В крупных компаниях удобнее назначить ответственных лиц за выявление документов (лицензии, доверенности и пр.), подлежащих переоформлению.

2. Требования к публичным  обществам ( п. 4 ст. 65.3 , ст. 97 ГК РФ ):

Фирменное наименование такого общества должно содержать указание на то, что оно является публичным. В публичных обществах обязательно создается коллегиальный орган управления (наблюдательный совет или иной совет) в количестве не менее пяти членов. Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов, и члены коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями. Причем, если сейчас коллегиальным органом считается совет директоров (наблюдательный совет), то в новой редакции ГК РФ он называется «наблюдательный или иной совет».

Если акционерное общество отвечает признакам публичного и собирается сохранить этот статус, то необходимо сформировать коллегиальный орган управления с учетом новых правил, а также изменить фирменное наименование.

3. Возможности непубличных  обществ ( п. 3 ст. 66.3 ГК РФ):

Для непубличных обществ сформулированы более гибкие требования в отличие от публичных обществ. Так, можно отказаться от формирования ревизионной комиссии. Также существует возможность перераспределить компетенцию – передать компетенцию общего собрания акционеров (участников) наблюдательному совету или коллегиальному исполнительному органу (правда, есть ограничения), закрепить за наблюдательным советом функции коллегиального исполнительного органа или передать единоличному исполнительному органу функции коллегиального исполнительного органа. Также можно установить иной (по сравнению с установленным в законе) порядок созыва, подготовки и проведения общего собрания при сохранении гарантий соблюдения прав участников (акционеров). У публичных обществ такие отступления от правил, предписанных законом, невозможны.

В устав непубличного общества можно включить положение об отсутствии в обществе ревизионной комиссии, упрощении процедур созыва и проведения общего собрания, перераспределении компетенции между органами управления.

4. Единственный акционер  АО ( п. 6 ст. 98 ГК РФ ):

Если в акционерном обществе только один акционер, то сведения о нем потребуется внести в ЕГРЮЛ. Сейчас сведения о единственном акционере должны содержаться в уставе, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения (но сведения о самом единственном акционере сейчас в ЕГРЮЛ отсутствуют).

Акционерным обществам, состоящим из одного лица, необходимо внести сведения о таком акционере в ЕГРЮЛ, а из устава эти сведения нужно исключить.

5. Решения собраний ( п. 3 ст. 67.1 ГК РФ ):

Принятие общим собранием участников (акционеров) решения, а также состав участников общества, присутствовавших при его принятии, в публичном акционерном обществе должны подтверждаться регистратором, в непубличном акционерном обществе – регистратором или нотариусом, а в обществе с ограниченной ответственностью – нотариусом или иным способом, предусмотренным уставом или решением общего собрания участников, принятым единогласно. Под «иным способом» понимается подписание протокола всеми участниками или частью участников с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения, или любой иной способ, не противоречащий закону.

В уставе ООО желательно закрепить конкретный способ фиксации решений собраний – особенно если нужно избежать обращения к нотариусу для подтверждения каждого решения, принятого общим собранием участников общества.

6. Обязательный аудит  ( п. 5 ст. 67.1 ГК РФ ):

Для всех акционерных обществ вводится обязательный ежегодный аудит (для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества). Причем аудитор не должен быть связан имущественными интересами с обществом или его участниками.

Акционерным обществам нужно утвердить аудитора, а также заключить с ним договор на проведение аудиторской проверки.

7. Независимая оценка  неденежного вклада ( п. 2 ст. 66.2 ГК РФ ):

Денежная оценка любого неденежного вклада в уставный капитал общества должна проводиться независимым оценщиком. То есть отменяется минимальный порог (20 тыс. рублей), до которого оценка не требуется. Участники (акционеры) и независимый оценщик солидарно будут нести ответственность по обязательствам общества в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента регистрации или внесения изменений в устав. Сейчас солидарная ответственность установлена только в нормах об ООО, причем период времени, охваченный солидарной ответственностью, меньше (не пять лет, а три года).

8. Место нахождения и  адрес юридического лица (п. 2 , 3 ст. 54 РФ):

Информация о работе Факторы, определяющие выбор организационно-правовой формы деятельности коммерческой организации