Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 10:25, курсовая работа
В данной курcовой работе раcкрыта тема оcнов выбора организационно-правовой формы предприятия (коммерчеcкой организации). Наличие организационно-правовых форм предприятия, как показала мировая практика, являетcя важнейшей предпоcылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государcтве, в том числе и в Роccии.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Организационно-правовая форма деятельности коммерческой организации………………………………………………………………………5
1.1 Понятие организационно-правовой формы деятельности……………..5
1.2 Классификация организационно-правовых форм предприятий…….7
1.3 Виды организационно-правовых форм предприятий……………….13
2.Преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм деятельности организаций, как критерии выбора организационно-правовых форм коммерческой организации……………………………………………20
2.1 Хозяйственные товарищества и общества……………………………….20
2.2 Публичные и непубличные общества (акционерные общества)………21
2.3 Другие организационно-правовые формы………………………………24
3.Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы организации…………………………………………………………………….27
3.1 Организационные факторы………………………………………………..29
3.2 Технические факторы………………………………………………………32
3.3 Экономические факторы………………………………………………….34
3.4 Социальные факторы……………………………………………………….36
Заключение………………………………………………………………………43
Список использованной литературы…………
существующие отношения с властью: предприниматели не испытывают практически никакой поддержки со стороны властей;
одной из проблем, с которой сталкивается сегодня предприниматель, является проблема отсутствия у него какого-либо профессионализма: он не знает, что такое бизнес, что такое бизнес-планирование; он, возможно и слышал о бизнес-плане, возможно, видел его, но как правило не имеет ни малейшего представления о том, как его составлять; например, по сравнению с техническими навыками гораздо меньшее число людей обладает какими-либо познаниями в областях учета, организации, управления или маркетинга; в основной своей массе люди не представляют всех трудностей, с которыми придется столкнуться при начинании бизнеса, в полном объеме, но даже если все-таки имеют представление, что их ждет, они все равно не знают, как справиться с этими проблемами. У многих предпринимателей отсутствует такое понятие как предпринимательская этика, например при распространении ложной информации предприниматель не несет практически никакой ответственности, т. е. фактически он может выдавать в рекламе любую информацию, предприниматели как говорится, делают деньги всеми возможными и невозможными способами;16
она из трудностей при регистрации данной организационно-правовой формы заключается в следующем: иной раз очень трудно выбить лицензию на лицензируемый вид деятельности;
еще один недостаток состоит в том, что ответственность индивидуального предпринимателя неограниченна, т. е. предприниматель рискует всем своим имуществом, в отличие от акционеров, которые рискуют только активами фирмы, а не своим имуществом.17
3.Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы организации
Необходимость выбора организационно-правовой формы возникает всякий раз при создании нового предприятия, либо преобразовании уже существующего. Выбор организационно-правовой формы - это также долговременное решение. Изменение формы, как правило, связано серьезными организационными издержками (издержки перерегистрации), материальными и финансовыми потерями, потерей поставщиков и клиентов.
Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель, во-первых, определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, круга партнеров, существующего законодательства. Предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов или его идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях предпринимательская идея может осуществляться изолированно от обязательных партнерских связей, без тесной кооперации с партнерами в процессе производства (к примеру, организация консультационной фирмы), в других – такая кооперация необходима (например, при производстве конфет или аппаратуры).
При этом выбор наиболее целесообразной (с точки зрения предпринимателя) формы организации деятельности следует соотносить с возможностями, которые предоставляет действующее законодательство, особенно при решении о зарубежном инвестировании. При рассмотрении этих проблем предприниматель принимает решение о правовом статусе учреждаемой организации.
Говоря о типе организаций, сначала подразумевается способ принятия решений, а затем – форма собственности. Согласно этому критерию выделяют два типа организаций:
- самоуправляющиеся – производственные структуры, в которых решения, касающиеся деятельности организации, принимаются на коллективной основе. В состав правления организации входят представители коллектива работающих. Такой тип организаций характерен для скандинавских стран;
- предпринимательские организации – производственные структуры, в которых предприниматель берет на себя функцию единоличного принятия решений.18
Основные, наиболее значимые факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы, приведены ниже:
Группа факторов |
Факторы |
Организационные |
-Количество учредителей и их
характеристики |
Технические |
-Область бизнеса |
Экономические |
-Размер стартового капитала |
Социальные |
-Личностные характеристики
предпринимателя |
Рассмотрим эти группы факторов подробнее.
3.1 Организационные факторы.
Для выбора организационно-правовой формы следует учитывать несколько факторов:
• Основной вид деятельности организации
• Количество и состав учредителей
• Величина уставного капитала
• Возможность выписка ценных бумаг
• Система налогообложения
• И другие факторы19
Выбор организационно-правовой формы на основе вида деятельности
Любую из вышеперечисленных организационно-правовых форм можно выбрать для осуществления любого вида деятельности, но при этом существуют некоторые ограничения.
Например, аудиторская организация не может быть создана в форме отрытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия. Ипотечные агенты (специализированные коммерческие организации) может быть созданы только в форме акционерного общества (закрытого или открытого).
При выборе формы в которой будет создано юридическое лицо (коммерческая организация) необходимо внимательно изучить законодательство, которое регулирует деятельность, связанную в выбранным видом деятельности создаваемого юридического лица.
Выбор организационно-правовой формы на основе состава количества и состава учредителей
Законодательство четко определяет возможное количество учредителей юридического лица в той или иной организационно-правовой форме.
Например, в ООО и ЗАО учредителей не может быть менее одно и более 50. Если число участников ООО и ЗАО превысит 50, то они должны сменить ОПФ. ООО может быть преобразовано в ОАО или производственный кооператив, а ЗАО – только в ОАО. В противном случае они должны быть ликвидированы в соответствии с действующим законодательством.
Для ОАО максимальный предел количества участников законодательством не установлен (минимум 1 участник). В товариществах минимальное количество учредителей равно двум, а в производственном кооперативе – пяти.
Также на выбор организационно-правовой формы юридического лица влияет состав учредителей:
• физический, юридический лица или индивидуальные предприниматели;
• резиденты, нерезиденты;
• коммерческие, некоммерческие организации;
Например, участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, а участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть и граждане, и юридические лица.
Выбор организационно-правовой формы на основе величины Уставного капитала.
При выборе организационно-правовой формы также следует учитывать и размер Уставного капитала организации. Например, законодательство определяет минимальный размер Уставного капитала для ООО и ЗАО на уровне 10 000 рублей (100 МРОТ), а ОАО – 100 000 рублей (1000 МРОТ).
Таблица 2 Организационные факторы выбора правовой формы предприятия
Количество учредителей |
Характеристика учредителя |
Организационно-правовая форма |
Один |
Физическое лицо |
- Без создания юридического лица, ООО, ОДО, ЗАО |
Юридическое лицо |
- ООО, ОДО, ЗАО | |
Государственный орган |
- Государственное предприятие | |
Муниципальный орган |
- Муниципальное предприятие | |
Несколько (ограниченное количество) |
Физические лица |
- ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50), ПК(<5) |
Юридические лица |
- ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50) | |
Физические и юридические лица |
- ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50) | |
Много (неограниченное количество) |
Физические лица |
- ОАО |
Примечание. Условные обозначения
в таблице: |
3.2 Технические факторы.
Технические факторы структурируются труднее, чем организационные. Необходимо отметить, что в таких областях хозяйства, как торговля (особенно розничная), транспорт (особенно автомобильный), сельское хозяйство и сфера обслуживания (особенно питание), преобладает индивидуальное предпринимательство, много небольших предприятий – товариществ и обществ с ограниченной ответственностью. В промышленности же, в информатике, научно-практической деятельности, финансах преобладают более крупные предприятия, которым лучше соответствует форма акционерного общества, закрытого или открытого типа. Особую область составляют оборонные предприятия (особенно по производству оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ), представленные часто в виде государственных казенных предприятий.
По второй характеристике для промышленности можно отметить следующую закономерность: чем сложнее выпускаемая продукция и чем ближе она к концу технологической цепочки (готовой продукции), тем крупнее предприятия и тем больший удельный вес составляют открытые акционерные общества. И наоборот, чем проще продукция и чем ближе к началу технологической цепочки, тем выше доля небольших предприятий – товариществ и обществ (рис.1)
Рис. 1 Технические факторы выбора организационно-правовой формы
Выпуском новой продукции, особенно научно-технических новинок, занимаются обычно небольшие предприятия, действующие на свой страх и риск. В случае успеха они резко разрастаются и реорганизуются в открытые акционерные общества. Кроме того новинки зачастую подхватывают крупные фирмы, чтобы заработать на коммерциализации нового продукта.20
3.3 Экономические факторы.
Гражданский кодекс предусматривает обязательное образование уставных (складочных) капиталов во всех хозяйственных обществах и товариществах. Образование уставного фонда предусмотрено и в унитарных предприятиях, и в производственных кооперативах. При этом следует отметить, что уставный (складочный) капитал представляет собой общую стоимость имущества, вносимого всеми учредителями (участниками) в качестве оплаты приобретаемого права в обществе или товариществе.
Имущественной основой деятельности общества служит уставный капитал, а товарищества - складочный капитал. Вклад в уставный (складочный) капитал организации признается финансовым вложением на основании соответствующей записи в учредительных документах создаваемой организации. Порядок и сроки внесения вкладов в уставные (складочные) капиталы определяются следующими документами: для товариществ - учредительным договором, для ООО - уставом и учредительным договором, для АО - договором об учреждении.
При учреждении АО уставный капитал разбивается на акции, которые должны быть распределены среди учредителей. После выпуска акций (эмиссии) АО обязаны зарегистрировать в региональном отделении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (РО ФКЦБ) отчеты о первичной эмиссии. В противном случае, с точки зрения закона, считается, что у АО нет уставного капитала и в дальнейшем ему запрещаются любые действия со своими ценными бумагами. ФКЦБ своим решением может приостановить и размещение первичного выпуска акций, а также налагать штрафы. Виды ценных бумаг представлены на рис.2
Рис. 2 Виды ценных бумаг
Другой важный момент
– при создании нового дела
предприниматель должен знать, когда
он может рассчитывать на
У = Ц•К + Рорг – З
или
У = С + П•К + Рорг – З,
где Ц – цена единицы продукции; К – количество продукции в точке безубыточности; С – не зависящие от размеров производства продукции совокупные финансовые издержки; П – переменные издержки на единицу продукции; Рорг – расходы по созданию и регистрации предприятия; З – планируемые займы.21
Эта величина является минимально необходимой для начала дела, т.е. уставный капитал может быть и больше этой суммы, но никак не меньше.
3.4 Социальные факторы.
Личностные характеристики предпринимателя – опора на собственные силы, жажда успеха, стремление к независимости. Чем сильнее развиты эти качества в человеке, тем сильнее он стремится вести дело сам в качестве индивидуального предпринимателя. И наоборот, чем слабее развиты эти качества в человеке, тем более он предпочитает быть одним из партнеров, а то и просто получать дивиденды в качестве рядового акционера. Еще одно качество – склонность к риску. Если она сильна, то человек выбирает полную ответственность – личное дело, товарищество, если нет – предприятие с ограниченной ответственностью.
Другой важный социальный фактор – наличие сработавшейся команды. Если предпринимательской деятельностью начинает заниматься не один человек, а коллектив, то члены коллектива выбирают подходящую им организационно-правовую форму. На практике это часто бывает закрытое акционерное общество.