Факторы производства в формировании национального дохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 07:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание и изучение роли факторов производства в формировании национального дохода.
Задачи курсовой работы следующие:
Раскрытие сущности национального дохода;
Изучение чистого экономического благосостояния общества;
Рассмотрение производства, распределение и использование национального дохода в Российской Федерации;
Проанализировать пути роста национального дохода в нашей стране.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА…………………………………………………………………………..4
1.1 Сущность национального дохода……………………………………………4
1.2 Характеристика национального дохода……………………………………..8
2. ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА………………………………………………….11
2.1 Производство и использование национального дохода…………………….11
2.2 Чистое экономическое благосостояние общества…………………………..16
3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………….......................19
3.1 Производство, распределение и использование национального дохода в Российской Федерации…………………………………………………………….19
3.2 Перспективы увеличения национального дохода в Российской Федерации. Источники роста……………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………

Файлы: 1 файл

снс курсовая.docx

— 88.68 Кб (Скачать файл)

Для расширенного производства требуется изготовить не только такое количество средств  производства, которое пойдет на обновление изношенных на протяжении года средств и предметов труда (фонд замещения), но и их определенный излишек для строительства новых фабрик, заводов и т. д. До 2000 года в России почти не сдавались в эксплуатацию новые фабрики или заводы, изношенность основных средств достигает 65-70%, и только с 2003 года идет частичное обновление фондов. Но данный процесс идет довольно медленно, и чтобы рост экономики нашего государства продолжался такими же ежегодными темпами как в период с 2003 по 2006 годы его надо форсировать.

Поскольку на построенные новые фабрики и  заводы, новые шахты необходимо привлекать дополнительное количество работников, то из фонда накопления часть средств  следует направить на производство дополнительных предметов потребления.

За счет фонда  накопления осуществляется производственное и непроизводственное накопление. Первое используется для строительства  новых заводов, электростанций, железных дорог, оснащения действующих предприятий  техникой и др. Благодаря этому  воспроизводится в расширенном  масштабе собственность на средства производства (количественный аспект этой категории). Второе осуществляется с целью строительства жилых  домов, учреждений образования, здравоохранения, культуры. Оно предусматривает также  производство дополнительных предметов  потребления для работников, которые  будут трудиться в этой сфере, а также затраты на их подготовку и переквалификацию.

Основным  элементом фонда накопления является производственное накопление, поэтому  его норма — важнейшая часть  валового (совокупного) накопления. В  структуре производственного накопления ведущая роль принадлежит амортизационному фонду.

В Российской Федерации в 90-е годы доля амортизации снизилась с 10-12 % от уровня ВВП (что считалось нормой в СССР) до 3—4 %. Такая ситуация сложилась не только вследствие глубокого экономического кризиса. Она обусловлена также устаревшим оборудованием и технологиями, унаследованными от бывшего СССР.

 

3.2 Перспективы увеличения национального дохода в Российской Федерации. Источники роста

 

Для поддержания устойчивых темпов роста экономики нашей страны (а значит и национального дохода) на уровне периода 2003-2006 годов (то есть в среднем 6% в год) нужно окончить формирование конкурентоспособной модели экономики, опирающейся на имеющиеся в стране глобальные преимущества и ресурсы развития. К ним, в первую очередь, относятся:

  • научно-технический, кадровый и природный потенциалы, составляющие сравнительные преимущества России в глобальной экономике;
  • геоэкономические преимущества, связанные с положением России на постсоветском пространстве, развитыми торгово-экономическими связями с лидерами мировой экономики, масштабным транзитным потенциалом;
  • значительный инвестиционный потенциал - валовые национальные сбережения, составляющие, по оценке, около 38% ВВП (2006 год), что в полтора раза превышает уровень накопления;
  • макроэкономическая стабильность и сформированная нормативно - правовая база экономики, создающие основу для притока инвестиций и развития бизнеса.

Для реализации имеющегося потенциала ускорения развития формируется  долгосрочная политика повышения конкурентоспособности  и эффективности российской экономики, интегрирующая:

  • социальную политику, содействующую преодолению бедности, росту уровня жизни и доступности социальных благ;
  • стратегический подход к развитию ключевых секторов экономики, определяющих качество человеческого капитала, уровень технологического развития, состояние производственной инфраструктуры;
  • действия по ускорению институциональных реформ, содействующих повышению конкурентоспособности российских компаний и развитию малого бизнеса;
  • региональную политику развития, нацеленную на повышение мобильности товаров и факторов производства, содействие развитию конкурентоспособных территориально-производственных кластеров;
  • обеспечение рациональной интеграции России в глобальное мировое сообщество, реализующей сравнительные преимущества российской экономики, и включение российских производителей в международные цепочки создания добавленной стоимости;
  • перестройку системы государственного администрирования, включая повышение прозрачности и эффективности федеральных органов исполнительной власти перед гражданским обществом, внедрение проектно-целевого подхода в их деятельность;
  • развитие механизмов частно-государственного партнерства.

Существуют  пути оптимизации фондов потребления  и накопления. Чрезвычайно важное значение для достижения оптимальной  нормы накопления имеет снижение материалоемкости, энергоемкости, проведение государством активной амортизационной  политики и т. д.

Современным методом ускорения научно-технического развития, оптимизации фонда накопления является широкое использование  лизинга. Лизинг — это долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств и т. д. В условиях развертывания НТР лизинг приобрел международный характер. Одно из условий лизинга — обязательство арендатора купить машины и оборудование после окончания срока аренды.

Лизинг получил  распространение в развитых странах  мира. Так, в 2005 г. его доля в инвестициях  в машины и оборудование составила  в США 31,7%, в Англии — 25 %. Среднегодовой  темп роста лизинговых операций в  США превышает 15, в Японии — 20 %. В  этих и некоторых других странах  сегодня арендуется около 90 % ЭВМ. Государство  должно стимулировать расширение лизинговых операций, предоставляя налоговые льготы лизинговым компаниям. На оптимизацию  фонда потребления и фонда  накопления существенно влияет процесс  интенсификации общественного производства.

Кроме лизинга  правительству Российской Федерации  важно произвести реструктуризацию промышленности страны. Россия, будучи в составе самого большого государства  мира обеспечивала его нужды в  размере от 50 до 75 % в различных  отраслях, но с обретением суверенитета такое масштабное производство стало  попросту ненужным и множество предприятий  мертвым грузом повисло на государственном  бюджете. К сожалению, за годы простоя  большинство из них пришло в непригодность  из-за морального устарения, разворовывания, либо экономической нецелесообразности производства той или иной продукции, но как показывает практика проведение реструктуризации старого предприятия  обходиться чаще всего дешевле, чем  строительство нового. Самым важным сейчас выступает выбор правильного  экономического направления в развитии отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Основными критериями выбора таких отраслей является их экспортный потенциал или возможность его наращивания, ускоренное развитие данных отраслей, которые содействовало бы повышению конкурентноспособности большинства других отраслей промышленности (их модернизации и повышению эффективности), возможность замены импорта.

К наиболее перспективным отраслям в Российской Федерации относятся: электроника, машиностроение, черная и цветная  металлургия, электроэнергетика (особенно атомная), судостроение, трубопроводный транспорт, аэрокосмические промышленность и транспорт, сельское хозяйство, пищевая промышленность, авиастроение.

Еще раз важно  отметить насколько важно возрождать потенциал собственного производства для нашей страны, ведь как известно импортирование товаров в конечном итоге приводит торможению внутреннего  производства, лишая его возможности  развития и производства конкурентноспособной продукции, и кроме этого начинает «съедать» долю национального дохода, которая могла бы быть направлена на развитие не только этой, но и других необходимых отраслей. Кроме этого  важно обратить внимание на необходимость  сокращения расходов на содержание государственного аппарата и других органов управления, снижение пенсионного обеспечения  и обеспечения льготами государственным служащим, постепенное сокращение вооруженных сил и т.д.

Повторимся, что важным фактором радикального изменения  в соотношении фонда потребления  и фонда накопления служит проведение активной структурной политики. Основными  критериями выбора перспективных наукоемких и высокотехнологичных отраслей являются их экспортный потенциал или  возможность его наращивания; ускоренное развитие данных .отраслей, которое  содействовало бы повышению конкурентоспособности  большинства других отраслей промышленности (их модернизации, повышению эффективности); возможность замены импорта.

Определенную  роль в улучшении структуры фонда  накопления играет уменьшение доли военных  накоплений, сокращение расходов на содержание государственного аппарата и др.

Для совершенствования  структуры фонда потребления  важное значение имеет повышение  качества продукции, сокращение расходов на ее хранение и потребление, расширение ее ассортимента и т. д. Важным направлением совершенствования фонда потребления  является сокращение общественных фондов потребления за счет отмены отдельных  льгот, чрезмерно высоких пенсий для государственных служащих и т. п.

Многие из вышеперечисленных мероприятий существуют в среднесрочной программе социально-экономического развития России и дадут основной результат после 2010 года. Так, потенциальный эффект реализации Стратегий развития оценивается в 1,0-1,4 п. п. роста ВВП в год в 2007-2010 годах и до 2,5 п. п. в год в 2011-2015 годах. Переломным для развития российской экономики в ее современной структуре может стать период 2009-2011 годов. Именно в эти годы резко обозначатся барьеры, связанные с недостатком конкурентоспособных мощностей и продуктов. Одновременно перестанут действовать защищающие внутренний рынок меры, предусмотренные на переходный период в рамках вступления в ВТО. Кроме того, вероятно существенное ухудшение мировой конъюнктуры. Если к этому времени зависимость экономики от экспорта топливно-сырьевых ресурсов в достаточной мере не сократится, неизбежной станет пауза роста. Она может сопровождаться значительными социальными издержками, которые будут усилены растущим дефицитом пенсионной системы.13

Возможность существенного ускорения  роста связана как с опережающим  развитием высокотехнологичной  и информационной компонент экономики, так и с коренной модернизацией  традиционного сектора, в котором  к 2015 году, по-прежнему, будет сосредоточена  основная часть занятости и доходов.

Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разработан на вариантной основе с учетом изменения  внешних и внутренних условий  и факторов экономического развития. Разрабатываемые варианты предусматривают  реализацию с 2007 года пакета инвестиционно-ориентированных  налоговых новаций.

Базовый сценарий (вариант 1) предполагает сохранение умеренно-консервативной динамики развития, характеризующейся снижением  конкурентоспособности отечественных обрабатывающих производств, недостаточным улучшением инвестиционного климата, и не предусматривает реализацию новых масштабных национальных проектов или стратегий. Государство обеспечивает стабильность бюджетной системы и поддержание инфляции на уровне целевых показателей.

В первом варианте прогноза предполагается стабильный долгосрочный рост экономики  со средним темпом роста ВВП около 5%, что обеспечит увеличение ВВП  за период 2007-2015 гг. (в сопоставимых ценах) в 1,6-1,66 раз.

Инновационно-активный сценарий (варианты 2 и 3) предполагает усиление инновационной  компоненты экономического роста на основе реализации пакета институциональных  преобразований и системы национальных проектов в рамках президентских  инициатив и долгосрочных стратегий  развития ключевых секторов экономики. Доля информационно-инновационного сектора  в производстве ВВП в 2015 году практически  сравняется с долей нефтегазового  сектора, тогда как сейчас она  более чем в трое уступает ему. Ускорение развития обрабатывающих высокотехнологичных секторов и  экономики знания позволяет компенсировать резкое торможение роста нефтегазового  сектора. При этих предпосылках объем  ВВП вырастет в 2006-2015 годах в 1,85-1,9 раза.14

В инновационно-активном сценарии темп роста экономики (ВВП) превышает  показатели базового сценария в среднем  на 1,3-1,5 п. п. и составляет 6,3-6,5% в год. Верхняя граница темпов роста  соответствует варианту 3, который  ориентируется на стабилизацию цены нефти "Urals" в реальном выражении  на уровне около 50 долларов за баррель. Нижняя граница - варианту 2, который  предполагает снижение мировой цены нефти до 37-40 долларов за баррель.

Интенсивные структурные преобразования в рамках инновационного сценария становятся возможными благодаря расширению созидательной  предпринимательской свободы и активным действиям государства, направленным на формирование эффективной системы институтов развития, а также капитализации позитивных возможностей вступления в ВТО, увеличения притока иностранного капитала и технологий.

Внутренние условия предполагают, что во всех сценариях экономическое  развитие будет происходить в  условиях финансовой стабильности. Темпы  инфляции понизятся с 12% в 2003-2004 годах  до 3-4% к 2009 году и 2-3% в 2012-2015 годах. Снижение темпов инфляции позволяет значительно  уменьшить темпы укрепления реального  курса рубля.

Негативным внутренним фактором экономического роста является ожидаемое сокращение численности населения на 4% к 2015 году, при этом наиболее интенсивно будет происходить уменьшение численности  населения трудоспособного возраста (к 2015 году - на 10,6%). Демографические  потери стоят экономике не менее 1,5-2 летнего периода роста.

Реализация целевого сценария экономического развития, обеспечивающего удвоение ВВП за десятилетие, с 2006 по 2015 год, предполагает значительно более высокую, чем  в первых двух вариантах интенсивность  структурных сдвигов в экономике  и инновационную активность, либо устойчивый позитивный рост трудоспособного  населения. В целевом сценарии экономического развития, со среднегодовым темпом роста ВВП не ниже 7,2% в год, частные  инвестиции должны прирастать не менее  чем на 15% в год. Объем притока  иностранных инвестиций должен возрасти примерно до 40 - 50 млрд. долларов в год  к 2010 году и выйти на уровень 3-4% ВВП  к 2015 году. При этом необходима переориентация иностранных инвестиций от сырьевого  сектора и сферы услуг к  сектору обрабатывающей промышленности, где импорт технологий и менеджмента  в наибольшей степени будет способствовать росту производительности.15

Информация о работе Факторы производства в формировании национального дохода