Федеральные целевые программы: основные цели и методы реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Разработка и осуществление федеральных целевых программ развития регионов занимают одно из важнейших мест в достижении целей государственной региональной политики, в число которых входит и сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов.
Программы, в отличие от других инструментов региональной политики, в силу своего преимущественно инвестиционного характера нацелены на решение не столько текущих, столько стратегических задач реформирования региональной экономики, ее структурной перестройки на основе инвестиционных процессов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….…3

1. ПОНЯТИЕ, цели и задачи ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Развитие водохозяйственного комплекса Российской
Федерации в 2012-2020 гг.»……………………………………….……….…...5

2. Мероприятия ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гг.»………………………..…………………………………..….……….9

3. Механизм реализации целевой программы……………….…..12

4. Оценка социально-экономической эффективности Программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гг.»…………………………….....14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………..…..16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..….….17

Файлы: 1 файл

разработка целевой федеральной прграммы.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ

 

Специальность: финансы  и кредит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Арсентьева Ирина Владимировна

 

Федеральные целевые  программы: основные цели и методы реализации

 

Контрольная работа по < Региональная экономика > студента

3-го курса заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Руководитель

                                                                               _______________________

                                                                                               (ученая степень, ученое звание)

                                                                               _______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….…3

 

1. ПОНЯТИЕ, цели и задачи ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Развитие водохозяйственного комплекса Российской

Федерации в 2012-2020 гг.»……………………………………….……….…...5

 

2. Мероприятия ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гг.»………………………..…………………………………..….……….9

 

3. Механизм  реализации целевой программы……………….…..12

 

4. Оценка  социально-экономической эффективности  Программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гг.»…………………………….....14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………..…..16

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..….….17

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Разработка и осуществление федеральных целевых программ развития регионов занимают одно из важнейших мест в достижении целей государственной региональной политики, в число которых входит и сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов.

Программы, в отличие  от других инструментов региональной политики, в силу своего преимущественно  инвестиционного характера нацелены на решение не столько текущих, столько  стратегических задач реформирования региональной экономики, ее структурной перестройки на основе инвестиционных процессов. По своему замыслу, они направлены на радикальное решение региональных проблем, в т.ч. проблем межрегиональной асимметрии, имея целью не только преодоление ее последствий, но и противодействие ряду факторов, ее порождающих.

 В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная  роль принадлежит государству.  Государство на протяжении всей  истории своего существования  наряду с задачами поддержания  порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

         Актуальность выбранной темы в том, что основные направления федеральной целевой программы ориентированы на долгосрочный период и направлены на улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий для развития предпринимательства, что благоприятно действует на экономику России в целом.

         Основной целью контрольной работы  рассмотрение реализации федеральной целевой программы.

       Основными задачами контрольной работы являются:

 

- отражение понятия.  Целей и задач федеральной  целевой программы  «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 гг.»

- отражение механизма реализации целевой федеральной программы.

        При исследовании вопросов программно-целевого подхода региональным хозяйством были учтены работы таких ученых как Семенюта О.Г., Сажина М.А., Шапкина И.Н. и др.

       Структура   контрольной работы  содержит введение, основную часть, заключительную часть, приложения. Основная часть состоит из  четырех  пунктов. Заключительная часть содержит выводы и предложения, раскрывающие основную цель данной работы.

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ, цели и задачи ФЕДЕРАЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020гг.»

 

 Федеральные целевые программы являются важным рычагом воздействия государства на экономику и позволяют комплексно и системно решать проблемы экономической и социальной политики страны на тех направлениях, где другие способы неэффективны или неприемлемы.1

  Федеральные целевые программы являются основным и эффективно действующим программно-целевым инструментом реализации приоритетных направлений развития экономики Российской Федерации.

  Рассмотрим федеральную  программу  «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020гг.». Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020гг." предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов при соблюдении интересов всех водопользователей, охраной водных объектов, в том числе реализацией мер и внедрением механизмов, способствующих улучшению качества сточных вод, а также с предупреждением негативного воздействия вод и обеспечением безопасности гидротехнических сооружений. Такой подход позволит объединить в систему отдельные мероприятия и добиться максимального социально-экономического эффекта, выраженного в гарантированном обеспечении потребностей экономики в водных ресурсах, сокращении уровня экологического воздействия на водные объекты, снижении заболеваемости и увеличении продолжительности жизни населения, сбалансированном развитии территорий и отраслей национальной экономики, повышении защищенности населения и территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод, а также в формировании и проведении единой государственной политики в области использования и охраны водных ресурсов и создании условий для эффективного взаимодействия всех участников водохозяйственного комплекса.

Проблемой, требующей  особого внимания, является сохраняющийся  высокий уровень негативного  антропогенного воздействия на водные объекты. В водные объекты Российской Федерации сбрасывается 52,1куб.километра в год сточных вод, из которых около 20 куб. километров вод подлежат очистке.

Более 70 % сточных вод, подлежащих очистке (13,7куб.км), сбрасываются недостаточно очищенными, почти 20 процентов (3,7куб.км) - загрязненными без очистки, и только 10 процентов (1,9куб.км) - очищенными до установленных нормативов.

Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты  Российской Федерации ежегодно поступает около 10-11 млн. т. загрязняющих веществ.

Свыше 60 % общего объема сброса загрязненных сточных вод в Российской Федерации составляют сточные воды, сбрасываемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод и прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков городских промышленных предприятий.

Отказ от использования  программно-целевого метода в условиях наблюдаемого в последние годы сокращения выделения бюджетных средств и частных инвестиций на поддержание и модернизацию водохозяйственной инфраструктуры будет характеризоваться нарастанием тенденций старения основных фондов, снижением уровня безопасности гидротехнических сооружений, увеличением количества и частоты возникновения локальных дефицитов, сохранением высокого уровня потерь воды при транспортировке, увеличением негативного антропогенного воздействия на водные объекты и ухудшением их экологического состояния.

Нарастание масштаба проблем в водохозяйственном  комплексе Российской Федерации  может стать одним из сдерживающих факторов на пути обеспечения благоприятных экологических условий жизни населения, достижения высоких темпов экономического развития, модернизации российской экономики и значительного повышения ее энергоэффективности.

Анализ возможных вариантов решения проблемы с использованием программно-целевого метода представлен в Концепции федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 г. N1316-р.При разработке Программы рассматривались 2 варианта развития водохозяйственного комплекса Российской Федерации, которые проанализированы в указанной Концепции.

С учетом снижения объема софинансирования из федерального бюджета  инвестиций, осуществляемых субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в объекты капитального строительства, темпы выбытия основных фондов водохозяйственной инфраструктуры превысят динамику ввода новых и реконструированных объектов.

При реализации Программы  в рамках инерционного сценария ожидается, что:

- непроизводительные потери воды при транспортировке сохранятся на уровне 9 - 10 % общего объема изъятия водных ресурсов;

- увеличится количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, а также возрастут риски возникновения аварий на таких объектах;

- произойдет существенное снижение рекреационного потенциала и ухудшение экологического состояния водных объектов, что негативно отразится на социально-экономических условиях жизни населения.

Учитывая, что Программой предусмотрено формирование системы  текущего и оперативного управления, контроля и мониторинга достижения целевых показателей, риск наступления негативных последствий от реализации мероприятий Программы будет минимален.

Основными целями Программы на период до 2020 г. являются:

- гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации;

- сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;

- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.

Для достижения гарантированного обеспечения водными ресурсами  устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации планируется  решить следующие задачи:

- ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных регионах Российской Федерации;

- повышение рациональности использования водных ресурсов.

Достижение этой цели позволит обеспечить в долгосрочной перспективе необходимыми водными  ресурсами макроэкономическую стабильность и конкурентоспособность экономики  Российской Федерации, будет способствовать сбалансированному развитию страны и поддержанию высокого уровня продовольственной, промышленной и энергетической безопасности.

В рамках сохранения и  восстановления водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, необходимо решить следующие задачи: значительное сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты; восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению.

Для обеспечения защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод будут решены следующие задачи: повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию; обеспечение населения и объектов экономики сооружениями инженерной защиты с учетом экономической целесообразности строительства таких сооружений на основе оценки и сопоставления альтернативных издержек.

2. Мероприятия ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гг.»

 

Достижение целей и решение  задач Программы Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гг.» осуществляются путем скоординированного выполнения взаимосвязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы.

Целевой программой «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гг.» предусмотрено целевое финансовое обеспечение реализации мер, направленных на ликвидацию дефицитов и повышение рациональности использования водных ресурсов, сокращение антропогенного воздействия и экологическую реабилитацию водных объектов, повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод, обеспечение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, модернизацию и развитие государственной наблюдательной сети, а также решение ряда общесистемных задач.2

Для обеспечения устойчивого развития водохозяйственного комплекса Программой предусмотрено выполнение следующих мероприятий:

- ликвидация дефицитов и повышение рациональности использования водных ресурсов;

- защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

- развитие и модернизация государственной системы мониторинга водных объектов;

- сокращение негативного антропогенного воздействия и экологическая реабилитация водных объектов.

Для ликвидации локальных  дефицитов водных ресурсов (прежде всего для обеспечения нужд питьевого  и хозяйственно-бытового водоснабжения), которые возникают в Республике Калмыкия, Белгородской и Курской областях, Ставропольском крае, отдельных районах Южного Урала и юга Сибири, на территории Саратовской и Астраханской областей, отдельных частей Волгоградской и Оренбургской областей и на Северном Кавказе, а также в целях надежного водоресурсного обеспечения перспективного развития территорий Российской Федерации в рамках Программы предусмотрена реализация 72 проектов по строительству новых водохранилищ и реконструкции гидроузлов действующих водохранилищ.

В течение 2012 - 2014 годов планируется реализация следующих инвестиционных проектов:

- строительство Элистинского водохранилища на балке Гашун-Сала (Республика Калмыкия);

- строительство водохранилища на балке "Шурдере" в Сулейман-Стальском районе на землях Хивского района (Республика Дагестан);

Информация о работе Федеральные целевые программы: основные цели и методы реализации