Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:53, контрольная работа
Важным участником валютного рынка является государство в лице Центрального банка или Министерства финансов. При этом государство может не только осуществлять валютные интервенции, но и устанавливать режим определения курса национальной валюты.
1. Фиксированные и плавающие валютные курсы. 3
2. Международная валютная система: сущность, основные этапы развития. 7
Задача 15
Литература 17
Содержание
Важным участником валютного рынка является государство в лице Центрального банка или Министерства финансов. При этом государство может не только осуществлять валютные интервенции, но и устанавливать режим определения курса национальной валюты.
Две альтернативные позиции государства в отношения режима установления валютного курса сводятся к следующему.
1. Государство жестко
фиксирует обменный курс
2. Государство позволяет
валютному курсу свободно
На практике две указанные
крайности редко встречаются
в чистом виде. Однако их нужно рассмотреть,
чтобы лучше уяснить
Исторически исходной формой фиксированного курса была система золотого стандарта, которая возникла в европейских странах сразу же после окончания наполеоновских войн и просуществовала вплоть до I мировой войны. В конце прошлого века к этой системе присоединились США и Япония.
Важнейшие черты золотого стандарта сводятся к следующему:
– государство фиксирует цену золота и устанавливает стоимость национальной денежной единицы в золотом выражении;
– в обороте находятся золотые монеты и банкноты, которые свободно размениваются на золото;
– государство располагает таким золотым запасом, который гарантирует 100 %-е обеспечение денег золотом.
В условиях данной системы валютный курс определяется на основе золотого паритета — соотношения весового содержания золота, зафиксированного законом, в национальных денежных единицах. Валютные курсы, рассчитанные на основе золотых паритетов, отличались стабильностью, их отклонения от объявленных значений были весьма незначительными и находились в пределах верхней и нижней «золотых точек».
Валютный курс не мог существенно отклоняться от золотого паритета до тех пор, пока правительство свободно конвертировало свою валюту в золото. Любое давление на обменные курсы, отклоняющее их от паритетного значения, корректировалось перемещением золота из одной страны в другую.
На принципе фиксированных курсов основывалось и Бреттон-Вудская денежная система, действовавшая с 1944 г. по 1973 г. В рамках этой системы каждая страна устанавливала паритет (отношение) своей валюты к золоту и доллару США и на этой основе определялся ее курс по отношению к валютам других стран. Цена на золото была установлена на уровне 35 долларов за унцию. Золото и доллары вне США выступали в роли официальных резервов (official reserves).
Однако при этой системе не соблюдалось одно из условий золотого стандарта, в соответствии с которым денежная масса должна формироваться исключительно под воздействием платежного баланса. Поэтому пропорциональность резервов и денежной массы могла быть нарушена, что таило в себе угрозу отклонения от паритета, а в дальнейшем неизбежно приводило к девальвации национальной валюты.
Для поддержания стабильности валютного курса правительства прибегали к валютным интервенциям, а в критических ситуациях осуществляли девальвацию (ревальвацию) валют. Изменение паритета или существенные отклонения валютного курса валют от него допускались только по согласованию с Международным валютным фондом.
Начиная с 1960-х годов, однако, многие страны стали стремиться к изменениям в составе своих резервов в пользу золота, возникла потребность в увеличении общего объема международных резервов. Стремясь разрешить это противоречие. Международный валютный фонд учредил специальные права заимствования (СПЗ), которые распределялись между странами — членами фонда для увеличения их официальных резервов. Однако это не решило проблему, и, когда в 1971 г. США официально прекратили обмен долларов на золото, мировое сообщество было вынуждено приступить к перестройке мировой монетарной системы.
Отказ от фиксированных валютных курсов и переход к плавающим курсам был официально признан в решениях Ямайской конференции в 1976 г. Решения этой конференции означали создание третьей по счету мировой денежной системы на основе гибких валютных курсов, которая сохраняется по настоящее время.
В рамках данной системы, по существу, предполагается наличие рынка совершенной конкуренции, где спрос на валюту и ее предложение определяют равновесный курс и равновесный объем валюты. Предложение иностранной валюты является суммой экспортных доходов, в то время как спрос на нее есть ничто иное как общий объем импорта. Рынок уравновешивается с помощью ценового механизма, т. е. за счет изменения курса валюты. Границы колебаний не регламентируются, а Центральные банки не обязаны вмешиваться в работу валютного рынка в целях поддержания стабильности национальных валют.
Международный валютный фонд предоставил право выбора режима установления валютных курсов самим странам — членам этого фонда с условием предоставления соответствующей информации.
Систематизируя полученные данные Международный валютный фонд в зависимости от сделанного выбора классифицирует страны на три категории:
1. Страны, валюты которых
привязаны к одной или ряду
валют. При таком выборе
2. Страны, валюты которых
ограниченно гибки в отношении
одной или ряда валют. Страны,
отнесенные к этой категории,
подразделяются на две группы.
Валюты стран первой группы
характеризуются ограниченной г
3. Страны, валюты которых характеризуются повышенной гибкостью (more flexibility). Повышенная гибкость проявляется либо в полной свободе изменения плавающего курса под воздействием спроса и определяют равновесный курс и равновесный объем валюты. Предложение иностранной валюты является суммой экспортных доходов, в то время как спрос на нее есть ничто иное как общий объем импорта. Рынок уравновешивается с помощью ценового механизма, т. е. за счет изменения курса валюты. Границы колебаний не регламентируются, а Центральные банки не обязаны вмешиваться в работу валютного рынка в целях поддержания стабильности национальных валют.
Международные валютные отношения представляют собой совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Международные валютные отношения опосредствуют международные экономические отношения, которые относятся как к сфере материального производства, (т.е. первичным производственным отношениям), так и к сфере распределения, обмена, потребления. Существует обратная и прямая связь между валютными отношениями и воспроизводством. Их объективной основой является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами. Состояние валютных отношений зависит от развития экономики – национальной и мировой, политической обстановки, соотношений между странами и тенденций, присущих международным отношениям, – партнерство и противоречия.
Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей. Валютная система – форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.
До 1914 года международное движение как долгосрочных, так и краткосрочных капиталов могло осуществляться практически без правительственного контроля, поскольку валютные отношения оставались сравнительно стабильными, а инфляционные процессы в международной сфере сдерживались. Происходило это благодаря тому, что межгосударственные расчеты постоянно корректировались механизмом золотого стандарта. При золотом стандарте существовал свободный международный оборот. Владельцы иностранной валюты могли свободно распоряжаться ею: продавать банку или любому третьему лицу по свободно складывающемуся курсу, колебания которого ограничивались золотыми точками1. Превращение национальной валюты в иностранную валюту или в золото (независимо от цели) никем и ничем не ограничивалось.
Колебания курсов на валютном рынке в условиях золотого стандарта обычно были незначительны. Механизм золотых точек не был абсолютно надежным регулятором валютных курсов. Например, всего три страны (Великобритания, США и Нидерланды) до 1914 года допускали свободный ввоз/вывоз золота.
Первая мировая война нарушила нормальное функционирование валютного рынка. Большинство государств ввело торговые и валютные ограничения. Золото повсеместно изъяли из обращения, а механизм золотого стандарта перерастал функционировать. В 1919 году власти ведущих стран прекратили поддержку своих валют, наступил период неконтролируемых колебаний их курсов.
Международная конференция 1922 года в Генуе попыталась установить некоторую переходную систему. Для нормализации функционирования валютной системы было рекомендовано восстановить частичную обратимость национальных валют в золото только в виде слитков (золото исчезло из внутреннего обращения). Основные мировые запасы казначейского золота оказались сосредоточены в США, Великобритании, Франции и Японии.
После кризиса 1929 года была сделана новая попытка достичь международного согласия. В июне 1933 года в Лондоне состоялась конференция, в которой приняли участие 66 стран. Обсуждались вопросы возврата к золотомонетному стандарту и установления тройственного перемирия (таможенного, валютного и, по возможности, международных долгов), повышения цен, способных оживить деловую активность.
Переход к золотодевизной системе означал резкое сокращение золота в международном обороте и требовал дальнейшего совершенствования международных кредитно-платежных отношений. В период между мировыми войнами получили развитие различные формы валютного клиринга. В 1932 году было заключено первое двустороннее клиринговое соглашение между Венгрией и Швейцарией, а к 1939 году насчитывалось уже 83 клиринговых, 53 платежно-клиринговых и 36 платежных соглашений между 38 государствами.
Вторая мировая война еще более усилила необходимость государственного регулирования хозяйственной жизни, в том числе внутренних и международных кредитных отношений, но она же неизбежно их и расстроила.
В послевоенные годы США вновь выступила кредитором Западной Европы, предоставив 17 млрд. долларов по «плану Маршалла». В Америке сконцентрировались основные запасы мирового казначейского золота, что обусловило неизбежность модификации золотодевизного стандарта в золотодолларовый. Валютная система, опирающаяся на одно только золото, усилила взаимозависимость национальных хозяйств.
Уже в 30-х, а особенно 40-х годах, государственное монополистическое регулирование начинает все активнее проникать в сферу межгосударственных отношений.
После второй мировой войны на базе довоенных валютных блоков оформились валютные зоны (группировки государств, валюты которых зависят от валюты возглавляющей зону страны). Входящие в валютную зону страны были связаны с возглавляющей страной единым валютно-финансовым режимом и в основном одинаковой системой валютных ограничений.
Насчитывалось шесть валютных зон: стерлинговая, долларовая, французского франка, португальского эскудо, испанской песеты и голландского гульдена.
Возглавляемая США, долларовая зона возникла в 1933 году (охватывала страны, не применявшие валютных ограничений, – Боливию, Венесуэлу, Гаити, Гватемалу, Гондурас, Канаду, Колумбию, Мексику, Никарагуа, Панаму, Сальвадор). Их территория составляла 1/5 земного шара. Основные признаки долларовой зоны таковы: поддержание неизменного соотношения между валютой своей страны и долларом США; отсутствие валютного контроля при международных расчетах с иностранными государствами; хранение большей части валютных резервов в виде долларовых вкладов в банках США, через которые и осуществлялись международные расчеты стран зоны. В качестве экономической основы долларовой зоны выступало господство американского капитала; подавляющая часть внешней торговли стран зоны была ориентирована на рынок США.
Зона французского франка была создана Францией для сохранения своих позиций в колониальных, зависимых странах (Алжире, Марокко, Тунисе, Мадагаскаре, Монако, Камеруне). Единый валютный и таможенный режим стран зоны, свободная обратимость валют внутри зоны, обеспечение французским франком и казначейскими обязательствами Франции позволяли французским монополиям осуществлять контроль над экономикой и кредитно-денежной системой данных стран и извлекать из этого прибыли. Все внешнеэкономические операции осуществлялись через уполномоченные французские банки и Стабилизационный валютный фонд французского банка. 1 октября 1959 года из зоны вышел Тунис, а с 1 марта 1960 года – Гвинейская республика. Для сохранения своего влияния Франция все шире использовала методы увеличения государственных капитальных вложений в странах зоны и бюджетные дотации.
Информация о работе Фиксированные и плавающие валютные курсы