Фиксированные и плавающие валютные курсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Важным участником валютного рынка является государство в лице Центрального банка или Министерства финансов. При этом государство может не только осуществлять валютные интервенции, но и устанавливать режим определения курса национальной валюты.

Содержание работы

1. Фиксированные и плавающие валютные курсы. 3
2. Международная валютная система: сущность, основные этапы развития. 7
Задача 15
Литература 17

Файлы: 1 файл

Международная экономика - 3.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

1. Фиксированные и плавающие валютные курсы.

 

Важным участником валютного рынка является государство в лице Центрального банка или Министерства финансов. При этом государство может не только осуществлять валютные интервенции, но и устанавливать режим определения курса национальной валюты.

Две альтернативные позиции  государства в отношения режима установления валютного курса сводятся к следующему.

1. Государство жестко  фиксирует обменный курс национальной  валюты на определенном уровне, беря на себя обязательства  по поддержанию ее стабильности. Фиксированные курсы (fixed rates) очень удобны для бизнеса, так как позволяют прогнозировать предпринимательскую деятельность.

2. Государство позволяет  валютному курсу свободно колебаться  под влиянием спроса и предложения.  В этом случае налицо гибкий  валютный курс (flexible rates) или, как его еще называют, плавающий курс (floating rates).

На практике две указанные  крайности редко встречаются  в чистом виде. Однако их нужно рассмотреть, чтобы лучше уяснить фактическое  положение дел в этой области.

Исторически исходной формой фиксированного курса была система золотого стандарта, которая возникла в европейских странах сразу же после окончания наполеоновских войн и просуществовала вплоть до I мировой войны. В конце прошлого века к этой системе присоединились США и Япония.

Важнейшие черты золотого стандарта сводятся к следующему:

– государство фиксирует цену золота и устанавливает стоимость национальной денежной единицы в золотом выражении;

– в обороте находятся золотые монеты и банкноты, которые свободно размениваются на золото;

– государство располагает таким золотым запасом, который гарантирует 100 %-е обеспечение денег золотом.

В условиях данной системы  валютный курс определяется на основе золотого паритета — соотношения  весового содержания золота, зафиксированного законом, в национальных денежных единицах. Валютные курсы, рассчитанные на основе золотых паритетов, отличались стабильностью, их отклонения от объявленных значений были весьма незначительными и находились в пределах верхней и нижней «золотых точек».

Валютный курс не мог  существенно отклоняться от золотого паритета до тех пор, пока правительство свободно конвертировало свою валюту в золото. Любое давление на обменные курсы, отклоняющее их от паритетного значения, корректировалось перемещением золота из одной страны в другую.

На принципе фиксированных курсов основывалось и Бреттон-Вудская денежная система, действовавшая с 1944 г. по 1973 г. В рамках этой системы каждая страна устанавливала паритет (отношение) своей валюты к золоту и доллару США и на этой основе определялся ее курс по отношению к валютам других стран. Цена на золото была установлена на уровне 35 долларов за унцию. Золото и доллары вне США выступали в роли официальных резервов (official reserves).

Однако при этой системе  не соблюдалось одно из условий золотого стандарта, в соответствии с которым денежная масса должна формироваться исключительно под воздействием платежного баланса. Поэтому пропорциональность резервов и денежной массы могла быть нарушена, что таило в себе угрозу отклонения от паритета, а в дальнейшем неизбежно приводило к девальвации национальной валюты.

Для поддержания стабильности валютного курса правительства  прибегали к валютным интервенциям, а в критических ситуациях  осуществляли девальвацию (ревальвацию) валют. Изменение паритета или существенные отклонения валютного курса валют от него допускались только по согласованию с Международным валютным фондом.

Начиная с 1960-х годов, однако, многие страны стали стремиться к изменениям в составе своих  резервов в пользу золота, возникла потребность в увеличении общего объема международных резервов. Стремясь разрешить это противоречие. Международный валютный фонд учредил специальные права заимствования (СПЗ), которые распределялись между странами — членами фонда для увеличения их официальных резервов. Однако это не решило проблему, и, когда в 1971 г. США официально прекратили обмен долларов на золото, мировое сообщество было вынуждено приступить к перестройке мировой монетарной системы.

Отказ от фиксированных  валютных курсов и переход к плавающим  курсам был официально признан в решениях Ямайской конференции в 1976 г. Решения этой конференции означали создание третьей по счету мировой денежной системы на основе гибких валютных курсов, которая сохраняется по настоящее время.

В рамках данной системы, по существу, предполагается наличие рынка совершенной конкуренции, где спрос на валюту и ее предложение определяют равновесный курс и равновесный объем валюты. Предложение иностранной валюты является суммой экспортных доходов, в то время как спрос на нее есть ничто иное как общий объем импорта. Рынок уравновешивается с помощью ценового механизма, т. е. за счет изменения курса валюты. Границы колебаний не регламентируются, а Центральные банки не обязаны вмешиваться в работу валютного рынка в целях поддержания стабильности национальных валют.

Международный валютный фонд предоставил право выбора режима установления валютных курсов самим  странам — членам этого фонда  с условием предоставления соответствующей  информации.

Систематизируя полученные данные Международный валютный фонд в зависимости от сделанного выбора классифицирует страны на три категории:

1. Страны, валюты которых  привязаны к одной или ряду  валют. При таком выборе режима  установления валютного курса  стоимость национальной денежной  единицы жестко или с минимальным  отклонением привязывается к какой-либо одной валюте, специальным правам заимствования или набору валют. Курс национальной валюты в этом случае автоматически изменяется в соответствии с колебаниями базового курса привязки. Так, около трех десятков стран определяют курс своей национальной валюты на основе привязки к доллару США, 14 стран — к французскому франку. К СПЗ привязаны валюты Ливии, Замбии, Ирана и Руанды. В качестве примера привязки к валютной корзине можно назвать шведскую крону, курс которой определяют 15 валют стран важнейших торговых партнеров Швеции.

2. Страны, валюты которых  ограниченно гибки в отношении  одной или ряда валют. Страны, отнесенные к этой категории,  подразделяются на две группы. Валюты стран первой группы  характеризуются ограниченной гибкостью (limited flexibility) по отношению к доллару США (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты). Вторую группу образуют страны, входящие в Европейскую валютную систему, созданную в 1979 г. в целях обеспечения валютной стабильности среди членов Европейского Сообщества. Курс каждой национальной денежной единицы в этой группе стран определяется в отношении экю. В ближайшем будущем планируется ввести единую европейскую валюту вместо отдельных национальных валют.

3. Страны, валюты которых характеризуются повышенной гибкостью (more flexibility). Повышенная гибкость проявляется либо в полной свободе изменения плавающего курса под воздействием спроса и определяют равновесный курс и равновесный объем валюты. Предложение иностранной валюты является суммой экспортных доходов, в то время как спрос на нее есть ничто иное как общий объем импорта. Рынок уравновешивается с помощью ценового механизма, т. е. за счет изменения курса валюты. Границы колебаний не регламентируются, а Центральные банки не обязаны вмешиваться в работу валютного рынка в целях поддержания стабильности национальных валют.

 

 

2. Международная валютная система: сущность, основные этапы развития.

 

Международные валютные отношения представляют собой совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Международные валютные отношения опосредствуют международные экономические отношения, которые относятся как к сфере материального производства, (т.е. первичным производственным отношениям), так и к сфере распределения, обмена, потребления. Существует обратная и прямая связь между валютными отношениями и воспроизводством. Их объективной основой является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами. Состояние валютных отношений зависит от развития экономики – национальной и мировой, политической обстановки, соотношений между странами и тенденций, присущих международным отношениям, – партнерство и противоречия.

Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей. Валютная система – форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.

До 1914 года международное  движение как долгосрочных, так и  краткосрочных капиталов могло  осуществляться практически без правительственного контроля, поскольку валютные отношения оставались сравнительно стабильными, а инфляционные процессы в международной сфере сдерживались. Происходило это благодаря тому, что межгосударственные расчеты постоянно корректировались механизмом золотого стандарта. При золотом стандарте существовал свободный международный оборот. Владельцы иностранной валюты могли свободно распоряжаться ею: продавать банку или любому третьему лицу по свободно складывающемуся курсу, колебания которого ограничивались золотыми точками1. Превращение национальной валюты в иностранную валюту или в золото (независимо от цели) никем и ничем не ограничивалось.

Колебания курсов на валютном рынке в условиях золотого стандарта  обычно были незначительны. Механизм золотых  точек не был абсолютно надежным регулятором валютных курсов. Например, всего три страны (Великобритания, США и Нидерланды) до 1914 года допускали свободный ввоз/вывоз золота.

Первая мировая война  нарушила нормальное функционирование валютного рынка. Большинство государств ввело торговые и валютные ограничения. Золото повсеместно изъяли из обращения, а механизм золотого стандарта перерастал функционировать. В 1919 году власти ведущих стран прекратили поддержку своих валют, наступил период неконтролируемых колебаний их курсов.

Международная конференция 1922 года в Генуе попыталась установить некоторую переходную систему. Для нормализации функционирования валютной системы было рекомендовано восстановить частичную обратимость национальных валют в золото только в виде слитков (золото исчезло из внутреннего обращения). Основные мировые запасы казначейского золота оказались сосредоточены в США, Великобритании, Франции и Японии.

После кризиса 1929 года была сделана новая попытка достичь международного согласия. В июне 1933 года в Лондоне состоялась конференция, в которой приняли участие 66 стран. Обсуждались вопросы возврата к золотомонетному стандарту и установления тройственного перемирия (таможенного, валютного и, по возможности, международных долгов), повышения цен, способных оживить деловую активность.

Переход к золотодевизной системе означал резкое сокращение золота в международном обороте и требовал дальнейшего совершенствования международных кредитно-платежных отношений. В период между мировыми войнами получили развитие различные формы валютного клиринга. В 1932 году было заключено первое двустороннее клиринговое соглашение между Венгрией и Швейцарией, а к 1939 году насчитывалось уже 83 клиринговых, 53 платежно-клиринговых и 36 платежных соглашений между 38 государствами.

Вторая мировая война  еще более усилила необходимость государственного регулирования хозяйственной жизни, в том числе внутренних и международных кредитных отношений, но она же неизбежно их и расстроила.

В послевоенные годы США  вновь выступила кредитором Западной Европы, предоставив 17 млрд. долларов по «плану Маршалла». В Америке сконцентрировались основные запасы мирового казначейского золота, что обусловило неизбежность модификации золотодевизного стандарта в золотодолларовый. Валютная система, опирающаяся на одно только золото, усилила взаимозависимость национальных хозяйств.

Уже в 30-х, а особенно 40-х годах, государственное  монополистическое регулирование начинает все активнее проникать в сферу межгосударственных отношений.

После второй мировой войны на базе довоенных валютных блоков оформились валютные зоны (группировки государств, валюты которых зависят от валюты возглавляющей зону страны). Входящие в валютную зону страны были связаны с возглавляющей страной единым валютно-финансовым режимом и в основном одинаковой системой валютных ограничений.

Насчитывалось шесть валютных зон: стерлинговая, долларовая, французского франка, португальского эскудо, испанской песеты и голландского гульдена.

Возглавляемая США, долларовая зона возникла в 1933 году (охватывала страны, не применявшие валютных ограничений, – Боливию, Венесуэлу, Гаити, Гватемалу, Гондурас, Канаду, Колумбию, Мексику, Никарагуа, Панаму, Сальвадор). Их территория составляла 1/5 земного шара. Основные признаки долларовой зоны таковы: поддержание неизменного соотношения между валютой своей страны и долларом США; отсутствие валютного контроля при международных расчетах с иностранными государствами; хранение большей части валютных резервов в виде долларовых вкладов в банках США, через которые и осуществлялись международные расчеты стран зоны. В качестве экономической основы долларовой зоны выступало господство американского капитала; подавляющая часть внешней торговли стран зоны была ориентирована на рынок США.

Зона французского франка была создана Францией для сохранения своих позиций в колониальных, зависимых странах (Алжире, Марокко, Тунисе, Мадагаскаре, Монако, Камеруне). Единый валютный и таможенный режим стран зоны, свободная обратимость валют внутри зоны, обеспечение французским франком и казначейскими обязательствами Франции позволяли французским монополиям осуществлять контроль над экономикой и кредитно-денежной системой данных стран и извлекать из этого прибыли. Все внешнеэкономические операции осуществлялись через уполномоченные французские банки и Стабилизационный валютный фонд французского банка. 1 октября 1959 года из зоны вышел Тунис, а с 1 марта 1960 года – Гвинейская республика. Для сохранения своего влияния Франция все шире использовала методы увеличения государственных капитальных вложений в странах зоны и бюджетные дотации.

Информация о работе Фиксированные и плавающие валютные курсы