Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:13, контрольная работа
В современном обществе организация и финансирование научных исследований и разработок (НИР) становятся все более существенным фактором поступательного развития экономики, повышения се конкурентоспособности. О внимании, которое уделяется в той или иной стране научным исследованиям и разработкам, можно судить по таким показателям, как объем расходов на НИР и их удельный вес в ВВП. По абсолютному объему средств, выделяемых на исследования и разработки, среди стран мира неизменно лидируют США. где затраты на эти цели составляют не менее 350 млрд долл. в год. В Японии на НИР ежегодно расходуется более 100 млрд долл.. в Германии - свыше 50 млрд долл.
Частно - государственное партнерство в финансировании НИР через венчурные фонды широко распространено также в европейских, особенно скандинавских, странах. Так. правительство Финляндии при участии частных фирм венчурного капитала содействует инновационной активности через Фонд поддержки изобретательства. Фонд оказывает изобретателям и предпринимателям финансовую и консультативную помощь в освоении инноваций, оценке новинок, патентовании и коммерциализации патентов и т.п. Если профинансированный фондом проект оказывается успешным, то фонд получает определенную долю от реализации нововведений. В случае неудачи возврата субсидии не предусматривается, ее списывают как убыток. Основные средства фонд получает от Министерства торговли и промышленности, и его годовой бюджет составляет около 5 млн евро. Небезынтересно отмстить, что Финляндия сегодня занимает одно из первых мест в мире по изобретательской активности, уступая лишь Японии. США и Германии. В последние десятилетия расширяется частно - государственное партнерство в финансировании объектов инновационной инфраструктуры: технополисов, технопарков, бизнес-центров, маркетинговых центров и др. Одним из распространенных объектов такого финансирования становятся технопарки. Они создаются но инициативе государств;» как опорные точки освоения и производства наукоемкой продукции. Основными функциями технопарков (в зависимости от специфики бизнеса) являются: выявление потребностей в инновациях; разработка инновационных идей и проектов: сертификация, патентование и продвижение инновационного продукта: создание опытных образцов инновационной продукции; финансовое сопровождение инновационного продукта; организация информационного взаимодействия и координация всех участников инновационного проекта. Обычно технопарк не занимается организацией массового производства, а фокусирует свою деятельность на разработке и коммерциализации инноваций. Среди технопарков наибольшую известность получили Силиконовая долина (США), София-Антиполис (Франция), Цукуба (Япония), Кембриджский парк (Великобритания) и др. В настоящее время технопарки стали существенным элементом инновационных систем не только развитых стран, но и многих развивающихся государств.
Общая черта «паркового»
движения в различных странах
мира состоит в том, что источником
инвестиций при их создании являются
бюджеты центральных, региональных
и местных органов власти совместно
с вложениями частного бизнеса. Чтобы
технопарки функционировали эффективно
и приносили общественную пользу,
вокруг их деятельности формируется
благоприятная экономико-
организационные (содействие
организации рекламных
страхование коммерческих рисков; гарантирование займов, предоставляемых негосударственными финансовыми структурами: ускоренная амортизация оборудования; предоставление льгот по ставкам арендной платы за помещения, по таможенным и иным обязательным платежам и сборам и др.).
Как и во многих странах мира, в России технопарки признаются перспективной организационной формой государственно-частного партнерства в инновационной сфере, им предоставляются разнообразные льготы (налоговые, таможенные, кредитные и др.). Кроме технопарков российское государство инициирует и поддерживает из средств федерального бюджета создание иновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, информационно-аналитических центров и других объектов инновационной инфраструктуры. В 1991 - 2007 гг. при государственной поддержке было создано более 280таких объектов по всем регионам России (в том числе около 60 технопарков).
Таким образом, развитие партнерства российского государства, бизнеса и вузов в организации и финансировании НИР находится в русле общемировых тенденций. Вместе с тем имеются и особенности. Отметим лишь некоторые из них.
Западные модели часто-государственного партнерства в развитии инновационной инфраструктуры предполагают, как правило, доминирование государственного финансирования на ранней стадии инновационного проекта, когда требуются «деньги для посева» («speed money») и надежные гарантии для старта. Например, в Германии. Франции, Нидерландах доля государства в общих инвестициях при создании объектов инновационной инфраструктуры составляет порядка 75%, в Великобритании -- 60%. На более поздних фазах эксплуатации и функционирования объектов ситуация меняется на противоположную -- роль частного сектора в софинансировании возрастает.
2 Отечественная модель частно - государственного финансирования объектов инновационной инфраструктуры
В отечественной модели частно - государственного финансирования объектов инновационной инфраструктуры акценты обычно расставляются иначе. Так, в проекте создания крупного технопарка в Дубне из бюджетных источников выделяется 2,6 млрд руб. (13,4 % общего объема затрат), тогда как объем частных инвестиций в рамках этого проекта должен составить 16.8 млрд руб. Такая модель, в отличие от европейской, обеспечивает меньшую мотивацию частного бизнеса к партнерству в развитии инновационной инфраструктуры. Нельзя также не признать, что степень интеграции российских вузов в новые организационные формы частно-государственного партнерства в инновационной сфере пока незначительна. В большинстве российских вузов нет ни кадров, ни оборудования, ни финансовых ресурсов для проведения серьезных научных исследований и разработок. По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008г. научной работой занимались не более 15% российских вузов.
Благоприятные предпосылки
для активизации научной работы
в российских университетах, более
тесного взаимодействия образования
и бизнеса формируются
Предполагается создание
национальных исследовательских
Заключение
Таким образом, мировой опыт
позволяет констатировать, что в
инновационной экономике
Важная функция государства
в этом взаимодействии состоит в
том, чтобы сбалансировать интересы
бизнеса с общенациональными
приоритетами, краткосрочные тактические
задачи с долгосрочными перспективами
развития общества. Другими словами,
государственное «
При этом рыночные механизмы
координации инновационной
Список использованной литературы
1) World population. Data Sheet. Washington, DC. 2008. P. 3 - 7; World economic outlook. IMF. Washington. April. 2010. P. 2. 72, 235, 242.
2) Research Policy. 2008. № 2. P. 806; Проблемы теории и практики управления. -- 2009. -- № I0.-C.6I.
3) World's Best R&D Companies // Research & Development. - 2008. -- № 10. P. 13. -- Table 1.
4) ОрешенковА. Государственная политика поддержки НИОКР в частном секторе // Проблемы теории и практики управления. -- 2010. -- N? 6. -- С. 39.
5) Сувориков А. В. Основные результаты и проблемные вопросы развития в Российской Федерации национальной инновационной системы Инновации. 2009. - № 9. С. 8.
6) G. Niosi. Canada's regional innovation systems. McGill-Quecn university press. Montreal& Kingston- London-Ithaca. 2007.
Информация о работе Финансирование научных исследований и разработок инновационной экономики