Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:33, реферат
Процесс по организации финансирования системы образования можно представить в виде последовательной цепочки состоящей из трех блоков:
1. определение объема бюджетного финансирования;
2. организация системы бюджетного финансирования;
3. организация системы отчетности по расходованию бюджетных средств.
Содержание
Введение 2
1. Финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации 3
1.1 Механизм финансирования системы общего образования: сущность и специфика 3
1.2 Концепция развития механизма финансирования общеобразовательных учреждений в условиях рыночных отношений 8
1.3 Нормативное бюджетное финансирование 11
2. Проблемы финансирования 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Министерство образования и науки Российской Федерации
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
(ВГСПУ)
Факультет иностранных языков
Кафедра международной коммуникации
Реферат
Финансирование
По дисциплине «Экономика Образования»
Волгоград 2013.
Содержание
Введение 2
1. Финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации 3
1.1 Механизм финансирования
системы общего образования:
1.2 Концепция развития
механизма финансирования
1.3 Нормативное бюджетное финансирование 11
2. Проблемы финансирования 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Введение
Социально-экономическая
ситуация в Российской Федерации
ставит задачу выработки новых подходов
в формировании ресурсного обеспечения
общеобразовательных
Изменение роли государства
в распределении финансовых средств,
направлении существующих денежных
потоков на уровне общеобразовательных
учреждений помогут избежать кризиса
системы, повысить эффективность распределения
финансовых ресурсов между различными
общеобразовательными учреждениями, что
сделает общее образование
В настоящий момент, на наш взгляд, нет четко сформулированной концепции создания механизма финансирования общеобразовательных учреждений и управления им, существует множество коллизий в законодательной базе. Недостаточная разработанность теоретических и методических аспектов рассматриваемого вопроса определяет актуальность данной темы.
1. Финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации
1.1 Механизм финансирования
системы общего образования:
Экономика образования как
специальная отрасль
Различные аспекты проблемы
финансово-экономических
На сегодняшний день средства
бюджета служат основным источником
финансового обеспечения
Процесс по организации финансирования
системы образования можно
В Законе РФ "Об образовании"
определено, что, основой государственных
гарантий получения гражданами страны
полного общего и профессионального
образования в пределах государственных
образовательных стандартов выступает
государственное и
До начала 90-х годов
финансирование учебных заведений
и системы образования в целом
характеризовалось
С переходом экономики
страны на рыночные начала хозяйствования
в организации финансового
При этом, в целях реализации
принципа бюджетного финансирования образовательного
стандарта на федеральном и региональном
(местном) уровнях ключевым является
решение вопроса распределения
бюджетных полномочий в сфере
образования и в какой
Здесь критериями разграничения расходных полномочий между властями разных уровней являются следующие.
Субсидиарностъ: максимальная близость органов власти, реализующих расходные полномочия, к потребителям соответствующих бюджетных услуг.
Территориальное соответствие: максимальное совпадение территориальной юрисдикции органа власти, реализующего расходные полномочия, и зоны потребления соответствующих бюджетных услуг.
Внешние эффекты: чем выше заинтересованность общества в целом в реализации расходных полномочий, тем, при прочих равных условиях, за более высоким уровнем власти они должны закрепляться.
Эффект территориальной дифференциации: чем выше региональные и местные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем, при прочих равных условиях, на более низких уровнях бюджетной системы они должны предоставляться.
Эффект масштаба: концентрация бюджетных расходов, при прочих равных условиях, способствует экономии бюджетных средств.
В связи с децентрализацией бюджетного процесса изменилась схема финансирования образования. Основным по объему источником финансирования является местный бюджет - 60% расходов на образование. При этом федеральные органы управления образованием не имеют реальных рычагов активного влияния на формирование фонда федеральной поддержки субъектов, из которого осуществляется субсидирование регионов.
Для сферы образования характерен своеобразный финансовый механизм .
Для проведения научного исследования
механизма финансирования системы
образования Российской Федерации
и связанных с его
Опираясь на результаты исследования научных взглядов на вопросы финансирования сформулируем определение механизма финансирования системы общего образования как совокупности условий, форм и методов создания, распределения и использования финансовых средств общеобразовательными учреждениями и органами просвещения в целях обеспечения выполнения государственного общеобразовательного стандарта и удовлетворения потребностей в общеобразовательных услугах физических и юридических лиц.
В рамках системы общего образования финансовый механизм включает четыре взаимосвязанных элемента : финансовые методы, финансовые рычаги, финансовые инструменты, обеспечивающие подсистемы (правовую, нормативную, информационную, технологическую, кадровую).
Под финансовыми методами чаще всего понимаются способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы воздействуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных средств.
Финансовые рычаги представляют собой показатели, при помощи которых субъект управления воздействует на денежные потоки: прибыль общеобразовательного учреждения, доход общеобразовательного учреждения, норматив на одного учащегося, норма, тарифы, амортизационные отчисления, финансовые санкции, арендная плата, налоги, дисконт (скидка), цена общеобразовательной услуги, формы расчетов, виды кредитов.
Законодательно механизм бюджетного финансирования образовательных учреждений определен в Главе 4 Закона РФ "Об образовании" ст. 41:
1.2 Концепция развития
механизма финансирования
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р, предполагалось в полном объеме восстановить ответственность государства в сфере общего образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики.
Опыт реализации программы модернизации обнаружил некоторые серьезные проблемы в исходной концепции, а также проблемы с осуществлением некоторых ключевых реформ. Несмотря на поставленную Президентом общую задачу разработки и введения новых механизмов финансирования общего образования в Российской Федерации, опыт регионов, взявшихся за ее решение, показывает, что единый простой путь реализации данного направления реформ пока не найден. Постоянные проблемы, связанные с нехваткой средств, привели к накоплению нерешенных проблем по всей системе образования. К числу самых острых из них относятся: ремонт и реконструкция школ, низкая заработная плата учителей, обновление содержания образования.
В настоящее время многие государственные гарантии приоритетности образования отменены. Статья. 40 Закона РФ "Об образовании" признана утратившей силу, что негативно сказывается на состоянии системы общего образования.
Необходимость государственного
бюджетного финансирования образования
определяется свойствами образовательных
услуг как общественного
На современном этапе
управлению образованием целесообразно
придать государственно-
Информация о работе Финансирование образовательных учреждений