Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:33, реферат
Процесс по организации финансирования системы образования можно представить в виде последовательной цепочки состоящей из трех блоков:
1. определение объема бюджетного финансирования;
2. организация системы бюджетного финансирования;
3. организация системы отчетности по расходованию бюджетных средств.
Содержание
Введение 2
1. Финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации 3
1.1 Механизм финансирования системы общего образования: сущность и специфика 3
1.2 Концепция развития механизма финансирования общеобразовательных учреждений в условиях рыночных отношений 8
1.3 Нормативное бюджетное финансирование 11
2. Проблемы финансирования 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Анализ международной
практики реализации различных вариантов
финансирования системы общего образования
показывает, что во многих экономически
развитых странах финансирование общеобразовательных
учреждений осуществляется за счет средств
бюджета, платы учащихся за образовательные
услуги, пожертвований частных лиц
и организаций, процентов от накоплений
в специальных фондах и других
источников. Главными участниками схем
финансирования и кредитования общего
образования в странах с
Считаем, что суть современной
финансовой стратегии в сфере
общего образования должна сводиться
к поэтапному переходу от "управления
бюджетными ресурсами (затратами)" к
"бюджетированию, ориентированному
на результаты" (программно-целевое
бюджетирование). Это, в свою очередь,
предполагает создание условий и
предпосылок для максимально
эффективного использования бюджетных
ресурсов в соответствии с приоритетами
социально-экономической
Сегодня во главу угла ставится развитие системы качественного образования. Этим определяется необходимость введения в бюджетный процесс разработки и прогноза социально-экономического развития региона на очередной бюджетный год, а также концептуальных документов, прямо или косвенно влияющих на финансирование и качественное развитие сферы общего образования Оренбургской области.
Это позволит органам управления
более четко выстраивать
1.3 Нормативное бюджетное финансирование
В условиях бюджетной экономии, свойственной сегодня большинству стран, идет реформирование и модернизация систем финансирования образования, направленные на поиск наиболее эффективных моделей и механизмов осуществления этого процесса.
В России это введение нормативного
бюджетного финансирования и предоставление
хозяйственной
Большинство экономистов сходятся во мнении, что важно найти рациональное соотношение государственных и частных источников финансирования системы общего образования. Мы считаем, что общеобразовательные услуги обладают свойствами как общественных, так и частных благ. Последние должны производиться и обеспечиваться на рыночной основе. А государственный стандарт общего образования (общественная компонента образовательных услуг) должен финансироваться за счет средств государственного бюджета.
Поиск оптимального соотношения
между государственным и
Анализ существующих взглядов
на данную проблему позволяет углубиться
в вопросы организационно-
Сегодня государством реализуется
принцип доступности
При этом государственный
механизм финансирования работает в
части государственного стандарта
общего образования, а рыночный механизм
- в части дополнительных платных
общеобразовательных услуг, инициированных
и востребованных потребителем. Реализация
нового механизма на территории Оренбургской
области предполагает к 2010 году придание
90 % общеобразовательных учреждений
статуса самостоятельного хозяйствующего
субъекта. Основной идеей является
создание механизмов, при которых
государственные (муниципальные) услуги
могли бы предоставляться организациями
различных организационно-
Участие таких организаций в предоставлении государственных (муниципальных) услуг предполагает формирование нового набора бюджетных инструментов, основными из которых являются нормативное бюджетное финансирование (НБФ) и государственный (муниципальный) социальный заказ.
НБФ подразумевает возмещение
расходов организации на оказание стандартизируемых
услуг конкретным категориям потребителей
по единым нормативам, рассчитываемым
в административном порядке, в том
числе - в соответствии с утвержденными
отраслевыми нормативами
Под государственным (муниципальным)
социальным заказом понимается установленный
государственным стандартом общего
образования образовательный
Анализ положительного опыта внедрения нормативного бюджетного финансирования по ряду регионов, позволил предложить алгоритм внедрения модели нормативного бюджетного финансирования на территории Оренбургской области.
Формирование системы нормативного бюджетного финансирования базируется на следующих ключевых принципах:
При формировании бюджетов образовательных учреждений с применением подушевых нормативов необходимо применять следующие показатели:
Доведение финансовых ресурсов
с одного уровня бюджетной системы
до другого, вплоть до общеобразовательного
учреждения, должно осуществляться исключительно
по указанным показателям. При этом
руководитель общеобразовательного учреждения
самостоятельно должен определять направления
использования полученных ресурсов
и формировать смету по статьям
бюджетной классификации в
Такой механизм, с одной стороны, позволяет формировать бюджет на подушевой нормативной основе, с другой - расширяет права руководителя образовательного учреждения, соответствует нормам Бюджетного кодекса, а также не входит в противоречие с принципами казначейского исполнения бюджета. При таком подходе достигается наиболее эффективное использование бюджетных средств.
Стоимость общеобразовательной услуги, предлагается Правительством исчислять в расчете на одного обучающегося для каждого городского и районного муниципального образования по формуле:
(1)
где - норматив расходов по заработной плате в i -ом муниципальном образовании на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по видам классов ( v ) и по ступеням обучения ( s );
- норматив расходов на
Мы же предлагаем в норматив включать НСЗ.
где - норматив расходов на содержание зданий общеобразовательных учреждений в i -ом муниципальном образовании.
2. Проблемы финансирования.
Наибольшие сложности создают следующие ситуации, разрешение которых будет способствовать улучшению ситуации в финансировании системы образования:
Поставленные выше вопросы связаны с преодолением просчетов в социально-экономической политике.
Заключение
Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования.
Таким образом, вопросы финансирования
как отдельного образовательного учреждения,
так и в целом системы
Список литературы
финансирование образован
1.Беляков С.А., Дмитриева В.А., Дудников В.В., Мусарский М.М. Экономика и финансы образования. Учебное пособие. - М.: Издательство МГОУ, 2002.
2. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. Книга 1. - М.: Народное образование, 2003..
3. Вифлеемский А.Б. Экономика образования. Учебное пособие в 2 кн. Книга 2. - М.: Народное образование, 2003.
4.Егоршин А.П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. - Н.Новгород: НИМБ, 2001.
Информация о работе Финансирование образовательных учреждений