Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:38, контрольная работа
Актуальность темы. Социальная защищенность населения любой страны входит в состав показателей, определяющих уровень социальной стабильности общества. Социальная защита является частью многогранной социальной политики, которая направлена на реализацию социальных гарантий населения и включает в себя социальное обеспечение и социальное страхование, а также нематериальные формы социальных гарантий, предоставляемых национальным законодательством. Формами социальной защиты выступают пенсии, пособия, выплаты, налоговые вычеты и льготы и прочие компенсации различным категориям граждан, нуждающимся в социальной помощи.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Социальная защищенность населения любой страны входит в состав показателей, определяющих уровень социальной стабильности общества. Социальная защита является частью многогранной социальной политики, которая направлена на реализацию социальных гарантий населения и включает в себя социальное обеспечение и социальное страхование, а также нематериальные формы социальных гарантий, предоставляемых национальным законодательством. Формами социальной защиты выступают пенсии, пособия, выплаты, налоговые вычеты и льготы и прочие компенсации различным категориям граждан, нуждающимся в социальной помощи. В мировой практике современные государства уже с середины XX века активно берут на себя функции социальной защиты и экономического регулирования, так как без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, внедрения новых технологий невозможно динамичное развитие экономики, высокий уровень жизни, наличие социальной стабильности и защищенности населения. В, условиях современного финансового кризиса, регулирующая и социальная роль государства неизмеримо возросла и жизненно необходима. Без полноценного финансового обеспечения системы социальной защиты, невозможно выполнение государством стоящих перед ним социальных и экономических задач. Целью моей контрольной работы и является рассмотрение финансирования социальной сферы и основных его источников.
Глава I. ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Существует два основных
способа финансирования социальной
работы:
- прямое финансирование, когда денежные
средства направляются целевым назначением
на финансирование социальной работы;
- косвенное финансирование в виде уменьшения
изъятия денежных средств посредством
льготного налогообложения, льготного
кредитования, льготного ценообразования
на социально значимые виды товаров и
услуг.
Существует два основных способа финансирования
социальной работы:
- прямое финансирование, когда денежные
средства направляются целевым назначением
на финансирование социальной работы;
- косвенное финансирование в виде уменьшения
изъятия денежных средств посредством
льготного налогообложения, льготного
кредитования, льготного ценообразования
на социально значимые виды товаров и
услуг.
На финансирование социальной работы
используются бюджетные и внебюджетные
средства.
1.1 Государственный
бюджет.
В рамках государственного бюджета финансирование
социальной работы ведется из федерального
бюджета, бюджетов субъектов федерации,
муниципальных бюджетов. В конце 90-х гг.
произошло перераспределение средств
почти по все статьям социальных расходов
от федерального к территориальным бюджетам
и внебюджетным фондам. С помощью государственного
механизма распределения более сильные
регионы помогают слабым. Из 89 субъектов
РФ более 70 получают финансовую поддержку.
Около 10 регионов-доноров содержат все
другие регионы. В 1994 г. в составе федерального
бюджета создан Фонд финансовой поддержки
регионов. Перечисления этого фонда могут
идти по двум каналам: в виде трансфертов (денежной
помощи из федерального бюджета) на оказание
текущей финансовой помощи и в виде субвенций, направленных
на финансирование федеральных программ
для выравнивания уровня социально-экономического
развития регионов. Трансферты не имеют
целевого назначения и расходуются по
усмотрению администрации субъекта федерации.
Субвенции имеют целевое назначение. При
формировании трансфертов используется
принцип выравнивания, предполагающий,
в частности, подтягивание текущих доходов
бюджетов субъектов федерации до 95% среднедушевых
доходов по РФ. При распределении финансовых
потоков сохраняются привилегии и льготы
некоторым регионам.
Из федерального бюджета средства выделяются
по направлениям в рамках федеральных
и региональных программ «Дети-сироты»,
«Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование
семьи» и т.д., на выплаты пенсий военнослужащим,
на другие мероприятия по социальной защите
населения. Основной объем бюджетных средств
на социальную защиту проходит через региональные
и местные бюджеты. Они используются на
строительство и содержание домов-интернатов
для престарелых и инвалидов, на обеспечение
инвалидов средствами передвижения, протезами,
на их обучение и трудоустройство, на оказание
санаторно-курортной помощи, на социальную
помощь малоимущим, многодетным семьям,
одиноким матерям и др.
1.2. Государственные
внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды - это не чисто финансовые
учреждения, а финансово-кредитные, поскольку
использование части средств этих фондов
осуществляется на коммерческой основе.
Пенсионный фонд
РФ формируется за счет страховых взносов
предприятий всех форм собственности,
лиц, работающих по найму, и ассигнований
из республиканского бюджета РФ. Предприятия
и организации всех форм собственности,
а также работающие граждане вносят в
Пенсионный фонд взносы, исчисляемые в
процентах от размера начисленной заработной
платы.
Из Пенсионного фонда выплачиваются государственные
трудовые пенсии, пенсии инвалидам, пособия
для детей, компенсации пенсионерам и
др.
Фонд социального
страхования формируется из страховых
взносов предприятий и организаций всех
форм собственности, ассигнований из республиканского
бюджета РФ, добровольных взносов юридических
и физических лиц и др.
Из Фонда социального страхования финансируются
выплаты пособий по временной нетрудоспособности,
беременности и родам, при рождении ребенка,
по уходу за ребенком до 1,5 лет, на санаторно-курортное
лечение и др.
Фонд обязательного медицинского страхования
существует помимо фонда социального
страхования.
Государственный
фонд занятости населения РФ формируется
за счет страховых взносов предприятий
и организаций, страховых взносов с заработка
работающих, ассигнований из республиканского
бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.
Помимо перечисленных источников указанные
внебюджетные фонды формируются за счет
бюджетных средств, главным образом в
виде взносов бюджетных учреждений за
работающих в них граждан. Кроме того,
в эти фонды направляются бюджетные дотации.
Пенсионный фонд большую
часть своих средств собирает
на единый счет, чтобы иметь возможность
перераспределять средства от регионов-доноров
к дотируемым субъектам. Фонд социального
страхования на федеральном уровне
централизует только 26% общих поступлений.
Фонд обязательного медицинского страхования
- территориальный: на федеральном уровне
сосредоточивается только 0,2% при
общем взносе 3,6%. Фонд занятости
формируется в основном на территориях,
в федеральную службу поступает
только 20% средств.
Фонд социальной
поддержки населения обеспечивает
дополнительное сверхбюджетное финансирование
федеральных и республиканских целевых
программ по социальной поддержке населения,
мероприятий территориальных фондов в
связи с экстремальными ситуациями. Средства
федерального и территориальных фондов
социальной поддержки населения используются
на следующие формы социальной работы:
- предоставление помощи в виде предметов
первой необходимости бесплатно или по
льготным ценам;
- предоставление дотаций на приобретение
лекарств, протезно-ортопедических изделий;
- оплату коммунальных услуг;
- обеспечение ночного проживания бездомных
граждан;
- развитие социально-трудовой реабилитации
и профессиональной ориентации;
- создание дополнительных рабочих мест
для граждан с ограниченной трудоспособностью;
- финансирование программ регионов России
по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным
семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.
1.3. Негосударственные
источники финансирования
Частные и общественные благотворительные
фонды становятся все более важным источником
финансирования. Их средства формируются
за счет следующих источников:
- взносов учредителей благотворительных
организаций;
- членских взносов (в благотворительных
организациях, основанных на членстве);
- благотворительных пожертвований граждан
и юридических лиц в денежной и натуральной
формах;
- поступлений от деятельности по привлечению
ресурсов (развлекательных, культурных,
спортивных мероприятий, кампаний по сбору
благотворительных пожертвований и др.);
- доходов от разрешенной законом предпринимательской
деятельности;
- поступлений от бюджетов всех уровней
и внебюджетных фондов;
- доходов от деятельности хозяйственных
обществ, учрежденных благотворительной
организацией;
- труда добровольцев и др.
Благотворительные организации входят
в «третий сектор» экономики. Большая
часть из них оказывает помощь инвалидам,
многодетным и неполным семьям.
1.4. Предпринимательская
деятельность социальных служб
Предприятия системы социальной защиты
являются некоммерческими организациями.
Их основная деятельность не может быть
направлена на извлечение прибыли. Но
они имеют право заниматься деятельностью,
приносящей доход, если такая деятельность
способствует достижению
уставных целей. Центры платных
услуг могут оказывать
Возможны два типа предпринимательской
деятельности учреждений социальной защиты:
- операции по производству и реализации
товаров и оказанию услуг;
- внереализационные мероприятия (сдача
в аренду недвижимости и имущества, открытие
депозитных счетов, участие в совместной
деятельности и др.).
Платные услуги с оплатой за надомное
обслуживание в размере не более 25% надбавки
к пенсии в государственной системе социальных
служб предоставляются:
- одиноким пенсионерам и инвалидам, получающим
надбавку к пенсии на уход, имеющим трудоспособных
родственников, обязанных их содержать
по закону, но проживающих отдельно от
них;
- пенсионерам и инвалидам, получающим
надбавку к пенсии на уход, проживающим
в семьях, подушевой доход в которых ниже
минимального уровня, установленного
для данного региона.
Плата за социально-бытовые услуги взимается
в полном объеме в следующих случаях:
- с пенсионеров и инвалидов, проживающих
в семьях, трудоспособные члены которых
обязаны содержать их по закону и подушевой
доход в которых выше установленного для
данного региона минимального уровня;
- со всех граждан при оказании им социально-бытовых
услуг.
Плата за надомное обслуживание начисляется
по прейскуранту стоимости социальных
услуг, утвержденному местными органами
самоуправления. Лица, принимаемые на
надомное обслуживание на платных условиях,
заключают с центром договор, в котором
определены характер и объем оказываемых
услуг, а также порядок и размеры оплаты
за них. Денежные средства, поступившие
за оказание платных услуг на дому, зачисляются
на счета центра и направляются на текущее
содержание и развитие отделений социальной
помощи сверх выделяемых государственных
ассигнований.
Примером индивидуального договорного
обслуживания граждан на платной основе
являются коммерческие предприятия, оказывающие
социальную поддержку одиноких пожилых
граждан в обмен на добровольную передачу
ими жилой площади в собственность города.
Основной задачей этих предприятий является
оказание дополнительной социальной поддержки
и оказание социально-бытовой, медицинской
и материальной помощи. Передача жилой
площади в собственность города осуществляется
по договорам купли-продажи с условием
пожизненного содержания или на условиях
обмена и переселения в специальный жилой
дом для одиноких престарелых. Социальные
услуги оказываются после заключения
договора. Стоимость оказываемых услуг
удерживается из суммы денежной месячной
компенсации за предоставленную жилую
площадь. По договору купли-продажи с пожизненным
содержанием продавцу выплачивается материальное
содержание, размер которого определяется
с учетом возраста продавца и характеристики
занимаемой жилой площади.
Имеется также аналогичный опыт без выплаты
клиентам наличных денег под договор купли-продажи.
В этом случае договор купли-продажи приватизированной
квартиры с условием пожизненного содержания
клиента предусматривает бесплатное пользование
клиентом отчужденной квартирой и выполнение
службой следующих услуг: регулярный медицинский
контроль за состоянием здоровья, оказание
ритуальных услуг, закрепление постоянного
социального работника для обеспечения
продуктами питания и товарами, уборка
помещения, стирка белья и т.д., организация
ремонта бытовой техники и поддержание
квартиры в надлежащем состоянии, обеспечение
льготным питанием.
Существует разграничение полномочий
между федеральными и региональными органами
власти в финансировании системы социальной
защиты населения. Федеральные органы
власти выполняют следующие функции:
- устанавливают единую систему гарантий
в области пенсионного обеспечения, пособий,
оплаты труда, медицинского обслуживания,
образования, культуры;
- формируют внебюджетные государственные
фонды;
- финансируют объекты социальной инфрастуктуры,
находящиеся в федеральном ведении;
- определяют условия и порядок компенсации
денежных доходов населения в связи с
инфляцией.
В полномочия региональных и местных органов
власти входят:
- выработка и реализация региональных
социальных программ, изыскание возможностей
для повышения минимальных гарантий, установленных
на федеральном уровне;
- определение и реализация порядка обеспечения
социальной поддержки слабозащищенных
слоев населения, создание условий для
деятельности
благотворительных организаций
и общественных фондов;
- обеспечение функционирования учреждений
социальной инфрастуктуры, находящихся
в ведении местных органов власти.
1.5. Задачи по совершенствованию финансирования социальной работы.
Финансирование социальной
работы нуждается в совершенствовании.
В настоящее время намечено решить следующие
задачи.
1. Усилить координацию в управлении расходованием
средств, направляемых на социальную защиту.
Сейчас действия различных министерств
и комитетов не всегда скоординированы.
2. Изменить структуру затрат на реализацию
социальных программ, более равномерно
распределять бремя расходов между государством,
работодателем и трудящимися.
3. Ограничить командную
роль государства, повысить
4. Развивать программно-целевое финансирование.
Оказывать адресную помощь нуждающимся
группам населения в рамках целевых программ.
При этом государство должно устанавливать
приоритеты первоочередности социальных
программ.
Глава II. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Внебюджетные фонды государства
— совокупность финансовых ресурсов,
имеющих строго целевое назначение и находящихся
в распоряжении федеральных, региональных
или местных органов самоуправления. Посредством
формирования внебюджетных фондов происходит
перераспределение национального дохода
органами власти и управления в пользу
определенных социальных групп населения
и приоритетных сфер экономики.
Внебюджетные фонды являются составной
частью финансовой системы России и создаются
в соответствии с Законом РСФСР "Об
основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР". Цель создания внебюджетных
фондов — обеспечение самостоятельными
источниками доходов наиболее важных
для общества расходов на определенном
этапе его развития.
В России с 1992 г. действуют более 20 внебюджетных
фондов. По целевой направленности эти
фонды можно разбить на две группы: социальную
и экономическую.
К внебюджетным социальным фондам прежде
всего относятся: пенсионный, социального
страхования, занятости населения, обязательного
медицинского страхования и др.
К внебюджетным экономическим фондам
относятся: отраслевые и межотраслевые
фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских
разработок (фонды НИОКР), фонды развития
жилищной сферы и т.д.
Внебюджетные фонды имеют
статус государственных. Источниками
формирования внебюджетных фондов являются:
целевые отчисления и налоги, установленные
для соответствующего фонда;
средства бюджета;
отчисления от прибыли организаций;
займы, полученные фондом у Центрального
банка РФ или коммерческих банков;
прибыль от коммерческой деятельности,
осуществляемой фондом;
добровольные взносы граждан и организаций.
В настоящее время в России появилась
необходимость объединения внебюджетных
фондов с соответствующими бюджетами
в связи с недостаточным контролем за
поступлением и использованием средств
этих фондов. Так, большая часть внебюджетных
экономических фондов уже объединена
с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов
Федерации. Например, в федеральный бюджет
на 1998 г. вложены средства следующих фондов:
Федерального дорожного фонда РФ, Федерального
экологического фонда РФ, Государственного
фонда борьбы с преступностью, Фонда воспроизводства
минерально-сырьевой базы и др.
В России уже несколько лет действуют
четыре крупных государственных внебюджетных
социальных фонда: пенсионный, социального
страхования, занятости населения и обязательного
медицинского страхования. Самостоятельное
их функционирование крайне неудобно
и трудоемко для предприятий, так как в
каждом из них необходимо зарегистрироваться,
регулярно отчитываться, платить взносы,
подвергаться проверкам и т.д. Осложняется
положение и тем, что по каждому из этих
фондов существуют отдельные ставки, база
для исчисления, штрафные санкции, другие
особенности. Поэтому уже с конца 1994 г.
идут споры вокруг идеи создания на базе
внебюджетных фондов одного фонда с единой
базой, взносами, санкциями и т.п.
В проекте налогового кодекса вместо отчислений во внебюджетные фонды предусмотрен единый так называемый социальный налог. Однако пока это только проект налогового кодекса. В настоящее время в России действуют четыре основных социальных внебюджетных фонда. Рассмотрим подробнее эти фонды
Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы России и создаются в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР".(Закон РСФСР от 10.10.1991 N 1734-1 31.07.1995, с изм. от 10.07.1996) В России с 1992 г. действуют более 20 внебюджетных фондов. По целевой направленности эти фонды можно разбить на две группы: социальную и экономическую.
К внебюджетным социальным фондам прежде всего относятся: пенсионный, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования и др.
К внебюджетным экономическим
фондам относятся: отраслевые и межотраслевые
фонды научно-
Внебюджетные фонды имеют статус государственных. Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
целевые отчисления и налоги,
установленные для
средства бюджета;
отчисления от прибыли организаций;
займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков;
прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;
добровольные взносы граждан и организаций.
В настоящее время в России появилась необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами в связи с недостаточным контролем за поступлением и использованием средств этих фондов. Так, большая часть внебюджетных экономических фондов уже объединена с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Например, в федеральный бюджет на 1998 г. вложены средства следующих фондов: Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.