Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:38, контрольная работа
Актуальность темы. Социальная защищенность населения любой страны входит в состав показателей, определяющих уровень социальной стабильности общества. Социальная защита является частью многогранной социальной политики, которая направлена на реализацию социальных гарантий населения и включает в себя социальное обеспечение и социальное страхование, а также нематериальные формы социальных гарантий, предоставляемых национальным законодательством. Формами социальной защиты выступают пенсии, пособия, выплаты, налоговые вычеты и льготы и прочие компенсации различным категориям граждан, нуждающимся в социальной помощи.
В России уже несколько
лет действуют четыре крупных
государственных внебюджетных социальных
фонда: пенсионный, социального страхования,
занятости населения и
В проекте налогового кодекса вместо отчислений во внебюджетные фонды предусмотрен единый так называемый социальный налог. Однако пока это только проект налогового кодекса. В настоящее время в России действуют четыре основных социальных внебюджетных фонда. Рассмотрим подробнее эти фонды.
2.1. Состав внебюджетных фондов
Социальные фонды:
Пенсионный фонд РФ (ПФР) - Источники средств
ПФР: добровольные взносы юридических
лиц, страховые взносы работодателей,
страховые взносы работающих, ассигнования
из Федерального бюджета др. Их плательщиками
являются: работодатели (юридические лица),
крестьянские хозяйства, предприниматели
без образования юридического лица, граждане,
занимающиеся частной практикой (нотариусы,
охранники и др.), работающие граждане
и др.
Не являются плательщиками страховых
взносов: воинские формирования РФ, общественные
организации инвалидов, а также принадлежащие
им на правах собственности предприятия.
Фонд социального страхования РФ (ФСС
РФ) - является автономным и строго целевым.
Задачи фонда:·обеспечение гарантированных
государством пособий;·участие в разработке
и реализации государственных программ
охраны здоровья работников;·подготовка
мер по совершенствованию социального
страхования.
Фонд предназначен для финансирования
выплат различных пособий по временной
нетрудоспособности, беременности и родам,
при рождении ребенка. Источники: страховые
взносы предприятий и других хозяйственных
субъектов независимо от форм собственности,
ассигнования из Федерального бюджета,
доходы от инвестирования временно свободных
средств фонда, добровольные взносы граждан
и юридических лиц.
Государственный фонд занятости населения
РФ (ГФЗН) Образован для финансирования
мероприятий, связанных с реализацией
государственной политики занятости населения.
Необходимость в фонде возникла в связи
с появлением безработицы.
Источники: обязательные страховые взносы
работодателей, обязательные страховые
взносы работающих, ассигнования из федерального
бюджета и бюджетов субъектов Федерации,
добровольные взносы юридических и физических
лиц
Фонд обязательного медицинского страхования
(ФОМС) обеспечивает всем гражданам РФ
равные возможности в получении медицинской
и лекарственной помощи за счет средств
ОМС. С этой целью создаются Федеральный
и территориальный фонды медицинского
страхования, которые являются самостоятельными
некоммерческими финансово-кредитными
учреждениями.
Источники: часть страховых взносов предприятий
и др. хозяйствующих субъектов, взносы
территориальных фондов на реализацию
совместных программ, ассигнования из
федерального бюджета на выполнение республиканских
программ ОМС, добровольные взносы юридических
и физических лиц, доходы от использования
временно свободных финансовых средств
фонда, нормированный страховой запас
средств фонда.
Экономические внебюджетные фонды: Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд производства минерально-сырьевой базы РФ, Фонды финансового регулирования, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР. Субъекты Федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные фонды.
2.2. Источники и структура местного бюджета
Одним из звеньев бюджетной
системы РФ являются местные бюджеты.
Они выступают как финансовая
и экономическая база местного самоуправления.
Данная тема является особо актуальной
в связи с тем, что в бюджетах
муниципальных образований
Законодатель в Конституции
Российской Федерации закрепил, что
органы местного самоуправления самостоятельно
формируют, утверждают и исполняют
местный бюджет [1; ч. 1 ст.
Термин местный бюджет
можно рассматривать как
Рассматривая понятие местный бюджет, как экономическую категорию, следует отметить, что его значение проявляется через выполняемые им функции. Местные бюджеты выполняют основные две функции: регулирующую и контрольную. С помощью регулирующей функции местные органы, распределяя средства бюджета, осуществляют поддержку отдельных отраслей экономики, социально значимых для населения, нуждающихся во вливании средств. Также бюджет муниципального образования позволяет государству направлять средства на образование, здравоохранение, социальную политику. Таким образом, обеспечивается решение всего комплекса задач, стоящих перед исполнительными органами власти. Кроме влияния на отдельные сектора экономики, регулирующий эффект оказывают налоги, стимулируя или сдерживая активность отдельных отраслей или сфер деятельности. Через контрольную функцию реализуется принцип прозрачности бюджетной системы, т.е. производится контроль со стороны федерального казначейства, налоговой инспекции и других органов власти за расходованием бюджетных средств.
Выделенные выше функции выполняются, если бюджет сбалансирован, т.е. имеются достаточные средства для выполнения местными органами власти своих обязательств. При этом, как и любой бюджет, он должен быть гибким, подстраиваясь под современные условия.
Как и другие бюджеты, местный
бюджет предусматривает наличие
доходов и расходов. Доходы бюджета
- денежные средства, которые поступают
в безвозвратном и
В соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Бюджетной классификации Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации» доходная часть бюджета муниципального образования формируется за счет
налоговых доходов
неналоговых доходов
безвозмездных перечислений
Налоговые доходы формируются за счет поступления в бюджет федеральных, региональных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов. К местным налогам в настоящее время относят налог на имущество физических лиц и земельный налог. Основу доходов же бюджетов муниципальных образований составляют отчисления от налога на прибыль предприятий, налога на доходы физических лиц, акцизов, платежей за пользование природными ресурсами и нескольких других. Большинство из них являются федеральными или региональными, и влиять на их ставки и долю отчислений местные власти не могут. Как можно убедиться, ни о какой финансовой самостоятельности местных органов самоуправления не может идти и речи. Они полностью зависят от решений федеральных и региональных органов власти и от отчислений от налогов, дотаций и субвенций, которые они получают сверху.
К неналоговым доходам
местного бюджета относят доходы
от использования, продажи имущества,
являющегося муниципальной
Что касается безвозмездных поступлений в бюджет муниципального образования, то они могут поступать от физических и юридических лиц, бюджетов других уровней, правительств иностранных государств, и т. д
Основу же перечислений из
бюджетов других уровней составляют
дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности муниципальных образований
и иные средства финансовой помощи.
Бюджетная система в России чрезвычайно
запутана. Каждый регион выстраивает
систему отношений с местными
бюджетами по-своему, часто исходя
из политических соображений. Бюджетная
политика субъекта РФ основывается на
выравнивании финансового положения
муниципальных образований
Расходные обязательства
устанавливаются органами местного
самоуправления самостоятельно и исполняются
за счет собственных доходов и
источников покрытия дефицита местного
бюджета расходных
- Содержание органов местного самоуправления
- Благоустройство и озеленение
территорий муниципальных
- Организацию транспортного
обслуживания населения и
- реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления
При этом основная доля расходов местных бюджетов уходит на финансирование образования, здравоохранения, социальное обслуживание населения, культуру, т. е. финансирование учреждения социальной сферы. Таким образом, бюджеты муниципальных образований имеют социальную направленность.
Подводя итог вышесказанному,
можно сделать вывод: местные
бюджеты являются фундаментом финансовой
системы РФ и играют важную роль
в развитии муниципального образования
и уровне жизни населения. Поэтому
восполнить недостающие пробелы
в формировании ресурсного потенциала
муниципальных образований
2.3. Принципы формирования местного бюджета
Каждое муниципальное
образование имеет собственный
бюджет и право на получение в
процессе осуществления бюджетного
регулирования средства из федерального
бюджета и средства из бюджета
субъекта Российской Федерации в
соответствии с настоящим Федеральным
законом и законами субъекта Российской
Федерации.
Формирование и использование местного
бюджета осуществляется органами местного
самоуправления самостоятельно в соответствии
с уставом муниципального образования.
Органы государственной власти гарантируют:
- право представительных органов местного
самоуправления самостоятельно определять
направления использования средств местных
бюджетов;
- право представительных органов местного
самоуправления самостоятельно распоряжаться
свободными остатками средств местных
бюджетов, образовавшихся в конце финансового
года в результате увеличения поступления
доходов или уменьшения расходов;
- компенсацию увеличения расходов или
уменьшения доходов местных бюджетов,
возникающих вследствие принятия федеральных
законов и законов субъекта РФ, а также
иных решений органов государственной
власти.
Формирование местного бюджета осуществляется
путем применения единой методологии,
государственных минимальных социальных
стандартов, социальных норм, устанавливаемых
органами государственной власти.
Органы государственной власти субъекта
РФ в процессе осуществления бюджетного
регулирования и органы местного самоуправления
в процессе формирования местных бюджетов
руководствуются государственными минимальными
стандартами, социальными нормами, нормативами
минимальной бюджетной обеспеченности.
В качестве составной части местных бюджетов
могут быть предусмотрены сметы доходов
и расходов отдельных населенных пунктов,
не являющихся муниципальными образованиями.
Порядок разработки, утверждения и исполнения
этих смет определяется в соответствии
с уставом муниципального образования.
Глава муниципального образования, иные
должностные лица местного самоуправления
несут ответственность за исполнение
местных бюджетов в соответствии с федеральными
законами, законами субъектов РФ, уставами
муниципальных образований.
Органы местного самоуправления представляет
отчетность об исполнении местных бюджетов
в установленном порядке.
Формирование местных бюджетов основывается
на сочетании следующих основных принципах.
Принцип самостоятельности местного
бюджета означает право органов местного
самоуправления самостоятельно осуществлять
бюджетный процесс; наличие собственных
источников доходов бюджетов. Необходимо
законодательно закрепить регулирующие
доходы местного бюджета, полномочия по
формированию местного бюджета, а также
право органов местного самоуправления
самостоятельно определять направления
расходования средств местного бюджетов
и определять источники финансирования
дефицита местного бюджета.
Фактическое увеличение собственных
доходов местного бюджета в текущем финансовом
году, явившееся результатом финансово-хозяйственной
деятельности на территории города (района),
не может служить основанием для снижения
на следующий финансовый год органами
государственной власти Республики Бурятия
нормативов отчислений (в процентах) от
регулирующих доходов в местный бюджет,
выделяемых из фонда финансовой поддержки
муниципальных образований.
Увеличение расходов или умещение доходов
органов местного самоуправления, возникшие
в результате решений, принятых федеральными
органами государственной власти и органами
государственной власти Республика Бурятия,
компенсируются органами, принявшими
решения. Размер компенсации определяется
одновременно с принятием соответствующего
решения. Решения органов государственной
власти, влекущие дополнительные расходы
органов местного самоуправления, реализуются
органами местного самоуправления в пределах
переданных им в качестве компенсации
сред.
Литература