Финансирование в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:07, реферат

Описание работы

Актуальность исследования в рамках курсовой работы обусловлена тем, что одной из неурегулированных проблем в системе российского образования до сих пор остается проблема ее финансирования. Образование – одна из важнейших социальных сфер, на которую расходуются значительные государственные средства. Каждый восьмой рубль расходов консолидированного бюджета РФ приходится на статью «Образование». Однако вопрос о научно обоснованных потребностях сферы образования в финансировании остается открытым.

Файлы: 1 файл

оксане финансирование образования.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность  исследования в рамках курсовой работы обусловлена тем, что одной из неурегулированных проблем в системе российского образования до сих пор остается проблема ее финансирования. Образование – одна из важнейших социальных сфер, на которую расходуются значительные  государственные средства. Каждый восьмой рубль расходов консолидированного бюджета РФ приходится на статью «Образование». Однако вопрос о научно обоснованных потребностях сферы образования в финансировании остается открытым.

Необходимость улучшения модели финансирования системы образования связана, прежде всего, с тем, что действующие сегодня подходы к управлению финансовыми потоками не обеспечивают эффективности расходов этих учреждений. Это происходит из-за отсутствия зависимости между масштабами и качеством оказываемых образовательных услуг и объемами их финансирования.

Однако даже при нынешнем недостаточном финансировании у  российской системы образования  есть резервы, которые можно использовать для повышения ее эффективности. По мнению отечественных аналитиков, они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирования образования, рационализацию бюджетных расходов и оптимизацию внебюджетного финансирования. Действующее сегодня бюджетное законодательство позволяет реализацию указанных направлений реформирования.

Таким образом, проблема эффективности финансирования системы образования заслуживает особого внимания при поиске путей ее модернизации и реформирования.

 

 

 

 Основы финансирования системы образования

 

Общая характеристика системы образования  и источники ее финансирования. Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах от 1. января 1996г. №12-Ф3  «Об образовании» от 22 августа 1996 г. №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании.

Реализация государственных  гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования.

В настоящее время  понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций, и включает в себя:

  • сеть образовательных учреждений;
  • образовательные стандарты;
  • образовательные программы;
  • ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое;
  • сотрудничество с другими социальными отраслями;
  • управление.

Основным элементом системы образования являются образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

  • дошкольные;
  • образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
  • дополнительного образования взрослых;
  • дополнительного образования детей;
  • специальные (коррекционные);
  • для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения обладают следующими основными  характерными чертами:

  1. относятся к некоммерческому типу организаций. Основным признаком некоммерческой организации является отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности такой организации;
  2. финансируются собственником (учредителем) полностью или частично, т.е. обеспечиваются ресурсами для осуществления той деятельности, для которой они созданы;
  3. имеют в оперативном управлении имущество, переданное учредителем для осуществления образовательного процесса;
  4. обладают правом собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или правом самостоятельного распоряжения этими доходами;
  5. имеют право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществлением образовательного процесса и использовать для этого переданное им имущество;
  6. им предоставлены определенные государственные гарантии, связанные с приоритетностью сферы образования, в том числе налоговые льготы.

Основанием  для отнесения учебных заведений к  некоммерческим организациям в форме учреждения является определение, данное в пункте 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании". В ряде других статей закона подчеркивается, что образование может быть получено в образовательных учреждениях соответствующего уровня. И только профессиональная подготовка,  может быть получена, в образовательных подразделениях предприятий, учреждений и организаций, имеющих лицензию на право ведения этой деятельности (пункт 3 статьи 21).

Тем самым законодательно установлен фактически единственный тип и вид государственной или муниципальной организации, которая может осуществлять образовательную деятельность – бюджетное учреждение. С принятием Федерального закона от 03.11.2006 № 174 «Об автономных учреждениях» появляется возможность осуществления  образовательной деятельности в муниципальных и государственных автономных образовательных учреждениях, не относящимся по своему статусу к бюджетным учреждениям.

Законом установлено, что образовательная деятельность может осуществляться также некоммерческими организациями в форме негосударственных образовательных организаций, которые могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Одним из основных принципов государственной политики в области образования объявлена автономность образовательных учреждений. В законодательстве этот принцип выделен в качестве определенного набора положений только для высших учебных заведений. Автономия высших учебных заведений выражается в том, что для осуществления образовательного процесса учебное заведение самостоятельно в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.

Для образовательных  учреждений других уровней принцип  автономии состоит в том, что  учебное заведение является юридическим  лицом и самостоятельно в рамках утвержденного устава и договора с учредителем:

  • формирует внутреннюю структуру управления, создает структурные подразделения (кроме филиалов);
  • самостоятельно реализует различные виды уставной деятельности, в том числе предпринимательской;
  • распоряжается доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности;
  • арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем;
  • учреждает организации различных типов;
  • привлекает для обеспечения своей деятельности различные финансовые источники;
  • оказывает услуги, реализует производимую продукцию, результаты работы;
  • самостоятельно определяет направления использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств;
  • самостоятельно определяет применяемую систему оплаты труда и материального поощрения работников.

Финансово-хозяйственная  деятельность образовательного учреждения и его взаимоотношения с другими  организациями регулируется следующими основными законодательными актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • Бюджетным кодексом Российской Федерации;
  • Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • Законом Российской Федерации «Об образовании».

Бюджетный кодекс определяет и регулирует отношения, связанные  с получением и расходованием  образовательным учреждением бюджетных  средств, т.е. средств учредителя, направляемых на обеспечение деятельности образовательного учреждения.

Налоговый кодекс определяет и регулирует отношения уплаты налогов, устанавливает налоговые льготы, предоставляет налоговые освобождения хозяйствующим субъектам, в том  числе и образовательным учреждениям, осуществляющим самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность.

Закон «Об образовании» дополняет и конкретизирует эти  общие условия функционирования юридического лица применительно к  сфере образования, определяет особенности, присущие сфере образования и образовательным учреждениям при осуществлении ими финансово-хозяйственной деятельности.

Собственником государственных и муниципальных  образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование. Объем бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 60%.

Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В России сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов.

В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению  средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.

Региональный и местный  уровни аналогичны федеральному. В  территориальных бюджетах предусматриваются  средства на проведение мероприятий  и содержание учреждений, находящихся  в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование. Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное» финансирование.

Правовой базой для  привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную  отрасль явилась целая серия  законодательных актов, среди которых  кроме Федерального закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании» можно выделить законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В настоящее время  система частного предпринимательства  в образовании отражает общественную реакцию на новые направления  развития экономики государства. Рынок  образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений, национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе.

 Привлечение дополнительных  источников на цели образования  может осуществляться двумя путями:

  • предпринимательской, условно-предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения;
  • взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

 

 Организация финансирования расходов федеральных бюджетов на образование. Рассмотрение вопросов финансирования образования тесно связано с изучением организационной структуры самой системы образования и отдельных ее элементов. Очевидно, что в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы распределения средств между исполнителями государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В упомянутом выше Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

Информация о работе Финансирование в образовании