Финансирование в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:07, реферат

Описание работы

Актуальность исследования в рамках курсовой работы обусловлена тем, что одной из неурегулированных проблем в системе российского образования до сих пор остается проблема ее финансирования. Образование – одна из важнейших социальных сфер, на которую расходуются значительные государственные средства. Каждый восьмой рубль расходов консолидированного бюджета РФ приходится на статью «Образование». Однако вопрос о научно обоснованных потребностях сферы образования в финансировании остается открытым.

Файлы: 1 файл

оксане финансирование образования.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

В 2010 году объём  средств федерального бюджета в сфере образования составил 386,4 млрд. рублей, что на 18,8 % больше по сравнению с 2009 годом и на 20,5 % больше, чем в 2008 году. Таким образом, за последние три года наблюдается рост общего объема средств, выделяемых из федерального бюджета на образование, в абсолютном выражении он составил 79242,77 млн. рублей

  По сравнению  с 2008 годом на 28,1 % увеличились расходы федерального бюджета на дошкольное образование, на 29% увеличились расходы на общее образование, на 25 % – на высшее профессиональное образование (с учётом дополнительных объемов в размере 30 млрд. рублей на поддержку ведущих российских университетов). Почти вдвое выросли расходы по статье «молодежная политика и оздоровление детей» и в 2010 году составили 610,75, но все равно их удельный вес в общем объеме расходов остался незначительным.

По некоторым  статьям расходов можно наблюдать  обратную тенденцию – так за три  года снижаются расходы на прикладные научные исследования в области  образования (снижение составило 43%). Сокращение бюджетных ассигнований в 2010 году на обеспечение других вопросов в области образования составило 47% по отношению к 2008 году, это объясняется завершением реализации основной части федеральных целевых программ в области образования.

Что касается расходов на среднее профессиональное образование, то они не имеют значительной динамики, так в 2010 году по отношению к 2008 году они выросли на 6,84%, но в тоже время снизились на 1,55% по отношению к 2009 г. Это, несмотря на то, что на российском рынке труда наблюдается нехватка квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием.

В итоге стоит  отметить, что на сегодняшний день в структуре расходов федерального бюджета на образования преобладают  следующие:

  • высшее и послевузовское профессиональное образование – 82%;
  • среднее профессиональное образование – 8,1%;
  • начальное профессиональное образование – 3,31%.

Данная  структура расходов федерального бюджета  обусловлена тем, что в сфере  образования полномочия распределены между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления. За федеральными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования, главным образом, высшего и послевузовского профессионального образования.

Многие аналитики  отмечают, что на самом деле в 2010 г. продолжилось снижение бюджетного финансирования системы образования в реальном выражении, которое началось в 2009 г. Расходы населения на образование, сохранившие свой объем в 2009 г. на уровне 2008 г., в 2010 г. незначительно, но стали падать. За два года  2009–2010 гг. сокращение бюджетных расходов на образование составило в реальном выражении 4,2%.

Несмотря на все разговоры о переизбытке  студентов вузов и «навесе» высшего  образования, в предыдущие годы шло перераспределение бюджетных ресурсов в пользу высшего образования. Вторым бенефициаром в чью пользу шло перераспределение бюджетных средств, было дошкольное образование, реальное бюджетное финансирование которого выросло в 2008-2010гг. на 27,3%. При этом численность детей в дошкольных учреждениях выросла за этот период на 4,8%.

Наиболее же пострадало в условиях экономического кризиса общее (школьное) образование, а также начальное и среднее  профессиональное образование. В реальном выражении бюджетные расходы на общее образование сократились на 5,6% за 2009–2010 гг. При этом наиболее сильным падение было именно в 2010 году – на 4,8%.

В начальном  профессиональном образовании (НПО) динамика бюджетных расходов отражала два  процесса: во-первых, это изменение собственно расходов на НПО, во-вторых, это интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования.

Падение бюджетных  расходов на НПО в номинальном  выражении произошло только в 2010 г. и составило 7,6%, в реальном выражении оно началось в 2009 г. и превысило за два года 22,1%. Но часть указанного снижения расходов на НПО, особенно в 2010 г., должна быть отнесена на ускорение реструктуризации сегмента невузовского профессионального образования, интеграцию, как было отмечено, государственных и муниципальных учреждений НПО и СПО с целью обеспечить в период экономического кризиса повышение эффективности бюджетных расходов.

В системе СПО  бюджетное финансирование в период кризиса также демонстрировало  стабилизацию в номинальном выражении и падение – в реальном, составившее почти 9%.

В целом система  НПО–СПО, если рассматривать ее как  единое целое, серьезно пострадала в  кризис, ее бюджетное финансирование в реальном выражении сократилось  на 10,0%.

Таблица 2. Бюджетные  расходы на образование в расчете на одного обучающегося, тыс. рублей.

Уровни образования / год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Дошкольное образование

19,12

26,89

34,94

34,77

38,52

47,60

Общее образование

23,60

33,20

41,60

40,90

42,80

46,90

Начальное профессиональное  образование

30,80

37,00

46,50

48,30

50,40

52,90

Среднее профессиональное образование

55,44

66,60

83,70

86,94

90,72

95,22

Высшее и  послевузовское профессиональное образование

232,85

279,72

351,54

365,15

381,02

399,92


По данным из  таблицы 2  видно, что за 10 лет произошло увеличение бюджетных расходов на образование в расчете на одного обучающегося более чем в 8,5 раза на общее образование и в 6,6 раза –   на начальное профессиональное образование. В то же время в2007 и 2008 гг. произошел рост

инфляции на 11,9 и 13,3% соответственно. В 2009–2010 гг. инфляция составила уже 8,8% ежегодно. И если учесть темпы инфляции за эти годы, то рост бюджетных расходов окажется менее значительным.

Следует заметить, что, по мнению экономистов, в России затраты государства в год на обучение одного обучающегося в 2,5 раза ниже, чем в странах ЕС.

В то же время  следует обратить внимание на показатели таблицы 3, в которых прослеживается динамика сокращения образовательных  учреждений по России, что связано в первую очередь со снижением численности обучающихся.

Таблица 3. Численность  образовательных учреждений в Российской Федерации 2009-2010гг.

Вид образовательных учреждений / год

2010г.

В % к  
2009г.

Справочно

2009г.

в % к  
2008г.

Государственные и муниципальные  
общеобразовательные учреждения

 

48809

 

95,7

 

50977

 

95,2

Государственные и муниципальные  
образовательные учреждения среднего  
профессионального образования

 

2586

 

100,9

 

2564

 

101,1

Негосударственные образовательные  
учреждения среднего профессионального образования

 

264

 

87,4

 

302

 

121,3

Государственные и муниципальные  
образовательные учреждения высшего  
профессионального образования

 

653

 

98,6

 

662

 

100,3

Негосударственные образовательные  
учреждения высшего профессионального образования

 

462

 

102,2

 

452

 

95,4

 

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, при росте бюджетных расходов на образование общее количество образовательных учреждений в Российской Федерации сокращается, данная тенденция в итоге сказывается на увеличении объема бюджетных средств, которые финансируются на обеспечение деятельности  каждого образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Резюмируя изложенный материал, отметим  ключевые  положения  рассматриваемой  темы.

Повышение качества образования  – актуальная задача современного этапа социально-экономического развития России. Одним из ключевых вопросов ее решения остается уровень бюджетного финансирования всех ступеней образования. В последнее время усиливается внимание государственной власти к сфере образования: ежегодно увеличиваются бюджетные средства, выделяемые на указанные цели.

Финансирование системы образование  в Российской Федераций имеет  многоуровневый характер, за федеральными органами государственной власти в  сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования, главным образом, высшего и послевузовского профессионального образования. В связи, с чем основной объем средств федерального бюджета, расходуемый по статье «Образование» сосредоточен в области высшего образования, его удельный вес составляет 82%.

Анализ расходной  части федерального бюджета на образование  показал, что за последние три  года с 2008 – 2010гг. расходы возросли на 79 243 млн. рублей.  По сравнению с 2008 годом на 28,1 % увеличились расходы федерального бюджета на дошкольное образование, на 29% увеличились расходы на общее образование, на 25 % – на высшее профессиональное образование.

По некоторым  статьям расходов можно наблюдать  обратную тенденцию – так за три  года снижаются расходы на прикладные научные исследования в области образования (снижение составило 43%).

Что касается расходов на среднее профессиональное образование, то они не имеют значительной динамики, так в 2010 году по отношению к 2008 году они выросли на 6,84%, но в тоже время снизились на 1,55% по отношению к 2009 г. Это, несмотря на то, что на российском рынке труда наблюдается нехватка квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием.

Несмотря на то, что расходы федерального бюджета  на образование имеют возрастающую динамику, недофинансированость является одной главных проблем сложившихся в системе российского образования.

В  настоящее  время, в Российской Федерации применяет модель  нормативного  подушевого финансирования признаная одним из основных инструментов нового финансово-экономического механизма в сфере образования. Его главное преимущество заключается не в финансировании образовательного учреждения как объекта, а в предоставлении образовательной услуги. Финансовым органам, органам управления нормативы необходимы для объективного планирования и «прозрачного» распределения финансовых ресурсов в сфере образования,  нормативы  учреждению –  для  самостоятельного  планирования  своего бюджета,  эффективного  использования  выделенных  средств,  стимулирующих повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

Опыт реализации модели нормативного финансирования в  России показывает, что применяемый  на сегодняшний день финансовый инструмент организационно-финансового механизма  системы образования не дает должного эффекта, если не используется в едином блоке с другими инструментами данного механизма – оптимизацией сети образовательных учреждений, формированием финансово-экономической самостоятельности получателей бюджетных средств, повышением менеджерской и финансово-экономической квалификации руководящих кадров системы образования. В отсутствии данного комплексного механизма образовательные учреждения  вряд ли смогут почувствовать, что норматив финансирования есть инструмент оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ. (ред. от 27.06.2011).
  2. Аврамкова И.С. К вопросу о кризисе образования в современной России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, № 139, 2011.
  3. Александров И. М. «Бюджетная система Российской Федерации» учебник М.: «Дашков и К°», 2009.
  4. Баранова Л.Г. Бюджетный  процесс  в    Российской  Федерации. – М.: «ИНФРА-М», 2008.
  5. Булаев Н.И. Об итогах и задачах в области образования // Высшее образование сегодня. 2011. № 1.
  6. Дежина И.Г. Основные направления реформ в российской науке: цели и результаты // Информационное общество. 2009. № 1.
  7. Калинина Н.М. Современные экономические тенденции развития образования в России // Вестник Омского университета, № 3, 2009.
  8. Лопатина А.Н. Современная система образования как экономическая категория // Вестник МГУ, № 1, 2010.
  9. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009.
  10. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: «Дашков и Ко», 2010. 
  11. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы. – М.: «Юнити-Дана», 2009.
  12. Рулинская А.Г. Анализ процесса реформирования системы финансирования образования // Вестник Брянского государственного университета, 2010, №3.
  13. Самсонова О.В. Проблемы финансирование системы образования // Экономические и социальные проблемы России. 2010. № 3.
  14. Сигова С.В., Гуртов В.А. Итоги бюджетного финансирования сферы образования в рамках трехлетнего бюджета на 2008-2010 гг. // Проблемы прогнозирования, № 6, 2011.
  15. Солянникова С.П. Мониторинг как инструмент управления расходами бюджета // Вестник Финансовой академии  при Правительстве РФ, №5, 2009.

Информация о работе Финансирование в образовании