Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 18:09, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать сущность финансовой политики государства.
В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) исследовать сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы;
3) определить механизм и инструменты функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы;
4) проанализировать финансовую политику Казахстана, ее развитие и современные направления;
5) сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА……………………....5
1.1 Сущность финансовой политики РК………………………………..5
1.2 Инструменты и механизмы функционирования финансовой системы государства……………………………………………………..11
2АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РК…………………………..19
2.1 Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики…………………………………………………………………..19
2.2 Политика финансовой стабилизации в РК……………………….....22
3 СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА……………………………………………………………30
3.1 Направления денежно-кредитной политики ……………………….30
3.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...45
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КОКШЕТАУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИНАНСОВ И ТУРИЗМА
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАКРОЭКОНОМИКА» НА ТЕМУ:
«ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, СУЩНОСТЬ, НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ»
Выполнила: студентка гр. ГМУ-22
Найманова Д.В.
Научный руководитель: к.э.н., доцент
Кудайбергенова К.С.
Кокшетау 2012
СОДЕРЖАНИЕ |
||
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | |
1 |
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………….... |
5 |
1.1 Сущность финансовой политики РК……………………………….. |
5 | |
1.2 Инструменты и механизмы
функционирования финансовой |
11 | |
2 |
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РК………………………….. |
19 |
2.1 Финансовый механизм
как инструмент реализации |
19 | |
2.2 Политика финансовой стабилизации в РК………………………..... |
22 | |
3 |
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА…………………………………………………… |
30 |
3.1 Направления денежно-кредитной политики ………………………. |
30 | |
3.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики |
31 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
34 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... |
45 | |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы состоит в том, что финансовая политика является важным звеном в жизни общества.
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере финансовых отношений. Эти функции государство выполняет в рамках финансовой политики и формы методами финансового механизма, функционирующего в данной финансовой системе.
Таким образом, финансовая
политика государства является отображением
форм и методов конкретного
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством функции финансовой политики. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд механизмов финансовой политики.
Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 - 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 - 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятой и стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.
Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика финансовой стабилизации и политика ограничения деловой активности.
Цель курсовой работы: исследовать сущность финансовой политики государства.
В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) исследовать сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы;
3) определить механизм и инструменты функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы;
4) проанализировать финансовую политику Казахстана, ее развитие и современные направления;
5) сделать выводы.
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И
Понятие "финансы" охватывает обширную область экономических отношений, связанных с распределением общественного продукта в денежной форме. Термин "финансы" происходит от латинского "finis" - конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме - между населением и государством). Позже термин трансформировался в "financia", применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов. Авторство термина "финансы" приписывается французскому ученому Ж. Бодену, который в 1577 г. издал работу "Шесть книг о республике".
Для того, чтобы выделить финансы из ряда экономических категорий, необходимо перейти от рассмотрения явления финансов к исследованию их сущности - внутреннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех многообразных форм его бытия.
Процесс воспроизводства осуществляется как взаимосвязанное и взаимозависимое сочетание непрерывно продолжающихся стадий: производства, распределения, обмена и потребления. Данные четыре стадии воспроизводства определяют наличие товарных отношений между участниками процесса общественного производства, так как произведенные продукты выступают в качестве товаров, подлежащих купле-продаже: прежде чем продукт будет потреблен, он проходит стадию обмена и распределения. При этом должны быть удовлетворены потребности и интересы всех участников общественных отношений, а не только участников материального производства. В свою очередь, наличие товарных отношений вызывается необходимостью разделения труда экономических агентов, в силу чего они должны обмениваться результатами специализированного труда, выполняемых услуг, разными производимыми благами в соответствии с их количеством и качеством. Соизмерение созданных благ и ценностей осуществляется с помощью денег как меры стоимости и всеобщего эквивалента. Поэтому произведенная масса материальных и нематериальных благ, услуг - общественный продукт - имеет кроме натурально-вещественного также и денежное выражение. Наличие двух форм воплощения общественного продукта дает возможность довести его до конечного потребления в соответствии с потребностями каждого участника общественного производства. Для этого используются стоимостные категории - деньги, цена, финансы, оплата труда, кредит и др.
Проследить возникновение финансовых отношений можно в зависимости от сферы их функционирования - в первичных звеньях экономики, то есть в сфере материального производства - реальном секторе или в деятельности государства как организации, регулирующей общественную, в том числе и экономическую жизнь, или в сфере государственных финансов.
Для понимания сущности
финансов в первом случае можно принять
за точку отсчета в
При этом выделяются фонды оборотных средств, амортизационные и другие отчисления (например, на социальные нужды), фонд оплаты труда, прибыль. В дальнейшем происходит процесс перераспределения упомянутых элементов стоимости в соответствии с установленными пропорциями, определяемыми нормативами распределения. Часть полученного дохода или прибыли отчисляется в распоряжение государства для формирования его централизованных фондов, другая часть остается у производителя и используется по его усмотрению. [1]
Если часть стоимости, соответствующая элементу "с" после реализации продукта, авансируется на приобретение предметов труда - оборотных фондов (оборотного капитала), для обеспечения непрерывности производственного процесса, то из элемента "т", кроме того, может выделяться часть, направляемая на накопление, то есть на приобретение средств труда - основных фондов (основного капитала) - важнейшего фактора производства, также обеспечивающего эту непрерывность.
В дальнейшем сформированные фонды денежных средств подвергаются перераспределению - дроблению или, наоборот, укрупнению в зависимости от целевого назначения средств, адресному их направлению или использованию в процессе кругооборота производственных и непроизводственных фондов (капитала). Таким образом, часть стоимости, созданная хозяйствующим субъектом, остается в кругообороте данного субъекта, часть расходуется на воспроизводство рабочей силы в форме оплаты труда, социальных расходов, обменивается на материальные и нематериальные блага и услуги, потребляется и выпадает из дальнейшего движения.
Значительная часть стоимости, созданная в материальном производстве, передается на общегосударственные нужды и, получив самостоятельное движение в денежной форме, включается в сферу финансовых отношений государства в качестве государственных доходов. Помимо отчислений от доходов первичных звеньев экономики, государство мобилизует часть средств населения в форме налогов, добровольных платежей - займов, лотерей, сбережений, хранящихся в банках с государственным участием. Часть средств поступает от государственных, частных, общественных предприятий и организаций и населения в фондовой и нефондовой формах в виде разных платежей, отчислений, сборов.
Так возникают формы финансовых отношений на уровне государства через формирование централизованных фондов денежных средств - государственный бюджет, фонды социального страхования, различные внебюджетные фонды. Эта сфера финансовых отношений весьма многообразна и связана как с созданием указанных фондов на разных уровнях государственного управления - общенациональном, местном, так и с перераспределением и использованием на упомянутых уровнях, а также по отраслевому, ведомственному, региональному, социальному принципам. Помимо этого, движение денежных средств и фондов опосредовано выполнением государственных долгосрочных целевых программ - развития производительных сил, социальных, экологической, научных, региональных и других. [1]
В конечном итоге, пройдя
все стадии воспроизводственного процесса,
общественный продукт преобразуется
и воплощается в три
В результате часть стоимости продукта вступает в новый кругооборот, а часть потребляется.
На основании вышеизложенного можно сформулировать краткое определение финансов в следующем виде: финансы представляют собой совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей.
Государственные финансы являются средством перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства. В основе их лежит система бюджетов. Отдельным из элементов в системе государственных финансов включаются внебюджетные фонды для финансирования отдельных целевых мероприятий (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости).
Понятие "финансовая система" охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения. Иногда понятие употребляется в узком смысле, только как совокупность финансовых учреждений государства, что неточно.
Термин "система" означает действие взаимосвязанных элементов - подсистем, которые классифицируются по разным критериям.
В вышеприведенном определении
термина заложена принципиальная модель
классификации финансовой системы
исходя из сущностной характеристики
финансов, их места в общественно-
Информация о работе Финансовая политика Республики Казахстан: сущность, направления, инструменты