Финансовая система и финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

Финансы рассматриваются как составная часть денежных отношений, обслуживающих экономические связи работников, хозяйственных единиц с государством и друг с другом. Эти отношения предполагают накопление денежных ресурсов или фондов и использование их для взаиморасчётов. Такие фонды должны образовываться у каждого субъекта рыночных отношений, в том числе у государства. Отношения, связанные с формированием и использованием денежных фондов, называются финансовыми.

Файлы: 1 файл

Kontrolnaja_rabota1.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КОСТРОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

Кафедра ЭКОНОМИКИ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

МАКРОЭКОНОМИКА

тема: «Финансовая система и финансовая политика государства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

факультета заочного обучения

специальность 080105 «Финансы и кредит»

Белова Наталия Андреевна

 

 

 

Кострома, 2012 (2013)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансы рассматриваются как составная часть денежных отношений, обслуживающих экономические связи работников, хозяйственных единиц с государством и друг с другом. Эти отношения предполагают накопление денежных ресурсов или фондов и использование их для взаиморасчётов. Такие фонды должны образовываться у каждого субъекта рыночных отношений, в том числе у государства. Отношения, связанные с формированием и использованием денежных фондов, называются финансовыми.

Финансы выражают общественные отношения, большое разнообразие которых характерно в условиях рынка.

Объектом исследования данной контрольной работы являются финансовая система и финансовая политика государства. Предметом исследования являются экономические составляющие финансовой системы и финансовой политики государства. Целью данной контрольной работы является изучение особенностей строения финансовой системы и финансовой политики государства.

Цель определяет постановку следующих задач:

- изучение сущности и структуры финансовых отношений и финансовой системы;

- выявить особенности финансовой политики в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социально-экономическая сущность финансов

Финансы зародились с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их развития, роль и сфера действия финансовых отношений определяются общественным экономическим  строем, природой и функциями государства.

Задолго до возникновения финансов человечество имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство, сам термин «финансы» и объясняемые им отношения возникли только в средние века.

Термин «finansia» возник в ХIII - XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством, возникающих в процессе образования государственных фондов денежных средств.

Изначально финансы обеспечивали потребности государства за счет установления повинностей и сборов. Первыми государственными  доходами были поступления от военной добычи и дани с покоренных народов; доходы от имущества, находящегося в собственности государства; регалии (монопольное право монархов на отдельные виды промыслов и торговлю определенными товарами); займы, прочие сборы и повинности.

Характерными чертами ранних финансов были неразделение ресурсов монарха и государства и преобладание неденежных источников государственных доходов. В дальнейшем, со становлением капитализма, доля неденежных доходов и повинностей резко сократилась и возросла роль денежных доходов. В XVI в. с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха возникли понятия государственных финансов (как совокупности законодательно закрепленных доходов и расходов государства), государственного бюджета, государственного кредита и товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий  характер. Средства государства стали системно аккумулироваться в государственном бюджете, а важнейшим источником доходов государственного  бюджета и основным инструментом перераспределения национального дохода стали налоги. На этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном  выражении. Распределительные отношения - это часть экономических отношений в обществе, и финансы выражают эту объективно существующую сферу экономических отношений. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы - историческая категория, так как имеют стадии возникновения, развития, т. е. изменяются во времени.

Неразвитая форма финансов характеризуется непроизводительным использованием бюджета (2/З расходовалось на военные цели и практически не оказывало воздействия на экономику). Характерной чертой второго этапа этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного - и количество финансовых отношений было ограничено.

По мере развития государственности и товарно-денежных отношений возникли новые общегосударственные фонды денежных средств и соответственно новые группы денежных отношений, связанных с формированием и использованием этих фондов.

В настоящее время финансы вступили в новую стадию развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Понятие «финансы» часто отождествляется с понятием «деньги», однако такая трактовка выделяет лишь один из признаков финансовых отношений как отношений, имеющих под собой денежную основу. Однако не любые денежные отношения могут быть финансовыми. У финансов есть еще ряд признаков, по которым можно всегда безошибочно выделить их из совокупности денежных отношений:

субъекты финансовых отношений обладают разными правами в процесс е этих отношений: один из них (государство) имеет особые полномочия;

в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, следовательно, можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер;

регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно- принудительного характера, что достигается посредcтвoм правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Исходя из вышеперечисленных признаков финансов можно сформулировать следующее определение.

Финансы - это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных идецентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства.

  1. Функции финансов в расширенном воспроизводстве

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами. В соответствии с этим выделим две функции финансов: образование денежных фондов и использование денежных фондов. Часто категории «финансы» присваивают не свойственные ей функции (аккумулирующая, стимулирующая, контрольная) из-за той роли, которую финансы выполняют в реальной действительности. В данном случае необходимо понять различие между общественным назначением экономической категории «финансы», что выражается через функции категории, и ролью категории в воспроизводственном  процессе.

Под ролью финансов следует понимать результаты их действия. Она шире и многообразнее, чем функции финансов. Определяя роль финансов в производственном процессе, нельзя ограничиваться только сферой материального производства, подобное определение существенно снизило бы значимость финансов в национальной экономике. Будучи категорией распределения, финансы обслуживают производственный процесс в целом. Распределение, осуществляемое финансовым методом, начинается в сфере материального  производства. Функционируя в этой сфере, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов и участвуют в создании новой стоимости; благодаря им распределяется реализованная  стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления; на их основе образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения разнообразных общественных потребностей. Финансы могут активно влиять на производство. Формируемые денежные фонды целевого назначения способны создавать предпосылки для изменения структуры и динамики производства.

Начавшееся в сфере материального производства финансовое распределение продолжается в сфере обращения, оказывая и на свое влияние. В сфере обращения финансы выступают либо как необходимое условие для начала обменных операций (благодаря финансам у покупателей формируются денежные фонды специального  целевого назначения), либо как их закономерное продолжение.

В качестве инструмента распределения финансы действуют и в сфере потребления, где происходит конечное использование ранее созданной стоимости.

Использование финансов в общественном воспроизводстве сопровождается получением определенных результатов, в которых наглядно проявляется роль этой категории. Роль финансов может быть различна в зависимости от изменения реальных условий их функционирования, направлений воздействия на общественное производство и т. п.

Посредством финансов перераспределяется валовой национальный продукт в целом. В этом заключается роль финансов государства.

Финансы организаций являются определяющим источником и стимулом к расширенному воспроизводству, однако воздействие государственных финансов выражается не только в установлении налогового пространства для производственной сферы, но и в поддержке важных отраслей национальной экономики.

В РФ через систему государственного бюджета и внебюджетных фондов перераспределяется более половины ВНП. В США через государственные финансы распределяется 25 % ВНП. Государство участвует в установлении производственных связей. Перераспределение ВНП осуществляется и между отраслями народного хозяйства. Это играет чрезвычайно важную роль в развитии отраслей и регионов.

Финансы играют важную роль в воспроизводстве рабочей силы, так как за счет финансов содержится сфера просвещения и здравоохранения.

  1. Финансовая система, ее сферы.

Финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов. Финансовая система состоит из трех подсистем:

государственных и муниципальных финансов;

финансов хозяйствующих субъектов;

финансов граждан.

В зависимости от форм и методов формирования доходов денежных фондов эти подсистемы подразделяются на более частные звенья, представленные на рис. 1.

 

 

Рисунок 1. подсистемы и звенья финансовой системы России

 

 

 

Наличие звеньев финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни.

Экономический субьект - это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономически субъекта:

государство;

регион;

хозяйствующий субъект - коммерческое предприятие, некоммерческая организация, финансовый посредник;

гражданин (физическое лицо) - производитель, предприниматель, инвестор, посредник, продавец, покупатель, спекулянт, игрок.

Государственные и муниципальные финансы состоят из бюджетной системы, включающей бюджеты всех уровней (федеральный, территориальные бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты), целевых внебюджетных фондов и государственного кредита.

Современная бюджетная система России максимально приближается к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство, хотя для нее все еще характерны некоторые противоречия, вызывающие необходимость совершенствования механизма бюджетного регулирования.

Специфика бюджета обусловлена его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением. Экономическое содержание бюджета характеризуется следующими основными взаимосвязями (рис. 2).

Рисунок 2. Экономическое содержание бюджета

Через бюджетную систему перераспределяется около 3/4 всех нежных средств, весь государственный долг страны.

Целевые внебюджетные фонды представляют средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства