Финансовая система и финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

Финансы рассматриваются как составная часть денежных отношений, обслуживающих экономические связи работников, хозяйственных единиц с государством и друг с другом. Эти отношения предполагают накопление денежных ресурсов или фондов и использование их для взаиморасчётов. Такие фонды должны образовываться у каждого субъекта рыночных отношений, в том числе у государства. Отношения, связанные с формированием и использованием денежных фондов, называются финансовыми.

Файлы: 1 файл

Kontrolnaja_rabota1.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Государственному кредиту в финансовой системе присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, при этом государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей. Он отличается от банковского и коммерческого кредитов. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности. На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Заимствования средств на более низких уровнях бюджетной структуры имеют, как правило, четко выраженную целевую направленность.

Вторая подсистема - ф и н а н с ы     х о з я й с т в у ю щ и х      с у б ъ е к т о в, в которой выделяются финансы коммерческих предприятий и организаций, некоммерческих организаций и финансовых посредников (кредитных, страховых организаций, частных пенсионных фондов). Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Именно в данном звене финансовой системы формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджeтoв всех уровней, а также внебюджетных фондов. Однако существенная часть бюджетных средств в форме бюджетных ссуд, прямого бюджетного финансирования, гарантий государства направляется на финансирование текущей и инвестиционной деятельности организаций.

Каждое звено финансовой системы выполняет свои задачи и ему соответствует особый аппарат управления движением денег. Вместе они образуют единую финансовую систему государства.

Ф и н а н с ы    г р а ж д а н  тесно взаимосвязаны с государственными и муниципальными финансами через систему налогообложения и социальную политику государства, с финансами хозяйcтвyющиx субъектов - через систему финансово- кредитных отношений.

Одним из ярких проявлений денежных отношений в финансовой системе может служить комплекс финансовых потоков, обслуживающих современное рыночное хозяйство. К числу их специфических черт можно отнести:

наличие развитой банковской системы, через которую эти потоки осуществляются, ставшей мощным финансовым институтом;

межнациональный, международный, а в перспективе всемирный характер переплетения, переливания этих финансовых потоков,  концентрация финансовых ресурсов в распоряжении ведущих стран мировой экономики;

переплетение вертикальных финансовых потоков с горизонтальными, причем последние становятся все более мощными, вовлекающими в оборот все большую долю финансовых ресурсов·

чрезвычайную гибкость и быстроту переливания финансовых потоков с помощью новейших достижений НТР.

Финансовые потоки относятся к числу базисных категорий, выражающих реальные социально-экономические процессы общественной жизни.

Финансовые потоки служат проявлением в стоимостной форме постоянных, устойчивых взаимосвязей хозяйствующих субъектов, государственных органов, домашних хозяйств и общественных организаций по поводу производства, распределения, обмена  и потребления ресурсов, товаров и услуг.

Финансовые потоки все шире обслуживают финансовый рынок, деятельность банковских и страховых структур, в которых функционирование капитала вместо традиционной производственной  схемы (Д- Т ... П ... Т1- Д1 ) происходит по спекулятивной схеме (Д -финансовый рынок-Д1).

В процессе финансового обслуживания потребности народного хозяйства и населения образуются и функционируют устойчивые и вместе с тем динамичные финансовые потоки. С одной стороны, они отражают источники формирования денежных ресурсов государства, хозяйствующих субъектов, граждан, с другой стороны - использование этих ресурсов. Между этими финансовыми потоками существуют неразрывные связи. На практике балансирование доходов и расходов - сложный процесс, на который воздействуют факторы внутреннего и внешнего характера. Существуют неразрывные связи между финансами граждан и хозяйственных структур разного профиля, финансами государственных и негосударственных организаций, федеральными и региональными финансами.

  1. Виды финансовых отношений

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Определим основные субъектно-объектные связи в рамках выполнения финансами своих основных функций и ролей:

1) отношения между государством, населением и организациями различной  формы собственности по поводу  формирования доходной части государственного бюджета и внебюджетных фондов;

2) отношения между государством и населением по поводу распределения национального дохода и создания материальной базы для обеспечения конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальную защиту;

3) отношения в рамках бюджетной  системы между ее отдельными звеньями по поводу формирования и распределения централизованных фондов денежных средств;

4) отношения между государством, хозяйствующими субъектов  и гражданами по поводу образования децентрализованных фондов денежных средств и доходов населения.

Экономические субъекты, участвующие в хозяйственной жизни, вступают друг с другом в финансовые отношения, к которым относят их денежные отношения с органами государственного управления по платежам различного рода (государственная пошлина, визовой сбор и др.); органами налоговой службы (при внесении налогов, сборов, других платежей); органами муниципального управления (при приватизации жилья, выплате арендной платы за земельные участки и т. п.); банковской системой (при полyчении и погашении кредитов, залоге имущества и др.); страховыми компаниями по всем видам страхования; негосударственными пенсионными фондами по вкладам и получению пенсий и выплат; финансовыми и финансово- кредитными хозяйствующими субъектами (при купле-продаже ценных бумаг, осуществлении трастовых операций и т.д.); хозяйствующими субъектами (при выплате заработной платы, долевом участии в совместной деятельности и т.п.); другими гражданами (при выплате арендной платы за квартиры и другое имущество, купле-продаже недвижимости и т.д.).

Финансовые отношения граждан возникают при движении денежных средств в процессе их образования и расходования. Денежные средства гражданина образуются из разных источников.

По форме права собственности различают собственные денежные средства граждан и заемные, взятые в банке, ломбарде, у другого гражданина (рис. 4).

Рисунок 4 Формирование и использование доходов граждан

 

 

  1. Финансовые ресурсы и источники их формирования

Распределение и перераспределение стоимости общественного продукта с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования, государства и граждан за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений и используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос созданной ранее. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Финансовые ресурсы - это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования, государства или граждан и предназначенные для выполнения ими финансовых обязательств, осуществления экономической, социальной и иных функций.

Внутренний источник средств, используемых в государстве, один -  экономика страны и ее результат. В формировании финансовых ресурсов государства можно выделить налоговые и неналоговые поступления в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. В целом понятие «государственные доходы» шире понятия «доходы госбюджета». Часть доходов дают государственные организации, находящиеся на автономном финансировании, но зачисляющие свои доходы непосредственно в государственный бюджет. Существование налоговых доходов государства обусловлено выполнением государством своих властных функций, а существование производственных доходов - выполнением государством своей предпринимательской функции. К непроизводственным доходам  государства можно отнести налоги, государственные займы и эмиссию бумажных денег.

Для организаций различных форм собственности исходным источником формирования финансовых ресурсов является первоначальный капитал, выраженный в уставном, складочном, паевом капитале. В последствии, в ходе выполнения ими хозяйственной деятельности, финансовые ресурсы формируются по трем важнейшим направлениям:

собственные и приравненные к ним средства;

мобилизация ресурсов на финансовых рынках;

поступление финансовых средств через бюджетную и кредитную систему.

Собственные и приравненные к ним средства формируются по двум направлениям: денежные доходы и денежные поступления. В составе денежных доходов определяющая роль принадлежит прибыли от основной (текущей) деятельности организации. Самостоятельное значение приобретает прибыль от других видов деятельности, а именно прибыль от выполнения научно-исследовательских работ, прибыль от строительства, выполняемого хозяйственным способом, прибыль от финансовых операций (спекуляции с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами), другие доходы, к которым, в частности, относится большая группа внереализационных доходов (штрафы, пени, безвозмездно полученные денежные и другие средства).

В группе денежных поступлений основную роль выполняют амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам; выручка от реализации выбывшего имущества (основные средства, нематериальные активы, товарно-материальные ценности); целевые поступления; различные взносы членов трудового коллектива и другие источники.

Кроме аккумулирования собственных источников, организации производят мобилизацию дополнительных ресурсов на финансовом рынке (эмиссия акций, облигаций, привлечение кредитов, включая отсрочки платежа): получают доходы от собственности в виде дивидендов от дочерних, зависимых организаций и иных эмитентов; формируют новые финансовые ресурсы на паевых началах при организации совместной деятельности; получают бюджетное финансирование и финансирование из других источников.

Учреждения и организации некоммерческого сектора экономики для осуществления своей деятельности мобилизуют финансовые средства из различных источников. Формирование финанcoвыx ресурсов не коммерческих организаций зависит от двух факторов:

характер (вид) оказываемых услуг;

принципы организации услуги (платность или бесплатность).

Существует группа услуг, связанных с государственным управлением и обороной, имеющих общегосударственное значение. Услуги такого рода полностью финансируются бюджетными ресурсами без привлечения средств населения, организаций и иных источников.

Часть услуг, связанных с культурой, искусством, юриспруденцией, оказывается населению только на платной основе и к бюджетным ресурсам отношения не имеет. Услуги социально-культурной направленности финансируются на смежной основе - и бюджета (в пределах определенных нормативов), за счет средств населения и организаций (в оставшейся части). Бюджетное финансирование учреждений и организаций некоммерческого характера оказывается строго на нормативной основе.

Кроме бюджетных средств используются два вида финансовых ресурсов:

денежные средства организаций и граждан по договорам на оказание услуг или заказам на проведение мероприятий;

поступления от населения за оказанные платные услуги и поступления от продажи изделий собственного производства.

Дополнительным источником формирования финансовых ресурсов является выручка от сдачи основных средств и оборудования в аренду, добровольные взносы и прочие поступления. В зависимости от источника финансовых ресурсов в некоммерческих организациях существует два основных типа финансирования:

преимущественно бюджетные средства (сметное финансирование). Основной документ - смета, бюджет;

полная самоокупаемость. Основной документ - финансовый план.

Существуют особенности финансирования общественных организаций. Источником финансовых ресурсов в них служат членские взносы и добровольные пожертвования.

Денежные доходы и накопления граждан формируются из источников, представленных на рис. 4.

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства