Финансовая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
- охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
- выявить проблемы финансовой системы РБ и пути их решения;
- провести анализ финансовых систем Республики Беларусь и других стран;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…..4
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ………………….…..5
1.1 Понятие финансовой системы…………………………………………………...5
1.2 Сферы и звенья финансовой системы………………………………………......7
2.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….13
2.1.Структура финансовой системы …………………………………………….....13
2.2 Бюджетная система Республики Беларусь…….………………………………14
2.3Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь
и других стран……………………………………………………………………….17
3.ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ
СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………..20
3.1 Особенности формирования финансовой системы Республики Беларусь…..20
3.2 Проблемы финансовой системы Республики Беларусь и пути их решения...23
Заключение…………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………………….....29

Файлы: 1 файл

передФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РБ.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

В сфере финансов субъектов хозяйствования выделяют следующие звенья:

  1. финансы коммерческих организаций

Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств.

  1. финансы некоммерческих организаций.
  2. финансы домашних хозяйств.

Вторая крупная сфера общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит.

Центральное место  в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения  государственный бюджет взаимодействует  с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам [16, с. 302].

Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц. В расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны

Вторым важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.

Следующим важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств. Государственный и муниципальный кредит это механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах [16, с.305].

Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.

Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения. В целом финансовая система представлена на рисунке 1.1.

Каждое звено  финансовой системы представляет собой  определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом  — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается в том, что они все в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 - Схема финансовой системы Республики Беларусь

Примечание: источник [41, с. 34 рисунок 2.1]

Подводя итоги главы можно сказать, что финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение их - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет. О его сущности, структуре пойдет речь в следующей главе.

 

2.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1.Структура финансовой системы

 

 Финансовая система  нашего государства строится  на принципах независимости, гласности,  самофинансирования, обеспечение социальной  справедливости.

 Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 232):

 «Финансово-кредитная  система Республики Беларусь  включает бюджетную систему, банковскую  систему, а также финансовые  средства внебюджетных фондов, предприятий,  учреждений, организаций и граждан. 

 На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика».

 В финансовой системе  РБ можно выделить следующие  основные звенья:

 I.Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя:

1. Государственный бюджет (через него государство концентрирует, перераспределяет значительную долю своего дохода) в состав которого входят:

1.1. республиканский бюджет;

1.2. местные бюджеты; 

1.3. государственные целевые  бюджетные фонды, в том числе: 

a) республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки,

b) государственный фонд  содействия занятости, 

c) республиканский дорожный  фонд,

d) республиканский фонд  охраны природы, 

e) «Энергосбережение»,

1.4. доходы свободных экономических зон;

2. Государственный кредит;

3. Внебюджетные  специализированные фонды (Фонд  социальной защиты населения  Министерства труда и социальной  защиты Республики Беларусь и  др.);

4. Фонды имущественного  и личного страхования; 

 II.Финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованые финансы)

 В условиях  рыночных отношений третьей сферой  является финансовый рынок, служащий  для мобилизации и эффективного  использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода[14,с.13]. Надо отметить, что в Белорусской экономике идет процесс становления финансового рынка

 

 

2.2.Бюджетная система Республики Беларусь

 

 Бюджет как  особая система общественных  отношений исторически возникает  и действует там, где существует  государство с развитыми товарно-денежными  отношениями. Бюджетная система  основывается на экономических  отношениях и государственном  устройстве страны, на совокупности бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения[15,с.23] .

 Бюджетная  система Республики Беларусь  двухуровневая.

 Полнота  бюджетов достигается включением  в них всех налогов, определенных  законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей  и иных поступлений, а также  определением размера и порядка  расходования денежных средств. 

 Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

 Гласность  бюджетов требует доведение до  граждан через средства массовой  информации хода обсуждения и  принятия закона о бюджете,  решений местных Советов депутатов  о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 Реальность бюджетов означает финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

 Самостоятельность  бюджетов обеспечивается наличием  собственных источников доходов  и правом соответствующих государственных органов самостоятельных составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет

 Согласно  Конституции Республики Беларусь (ст.133):

 «Бюджетная  система Республики Беларусь  включает республиканский и местные  бюджеты. 

Бюджет Республики Беларусь устанавливается на один финансовый год с 1 января по 31 декабря календарного года.

 Функционирование  государственного бюджета происходит  посредством особых экономических  форм – доходов и расходов. Доходы служат финансовой базой  деятельности государства, расходы удовлетворению общегосударственных потребностей.

 Основным  инструментом мобилизации доходов  бюджета являются налоги.

 Налоги представляют  собой обязательные платежи, взимаемые  государством (центральными и местными  органами власти) с юридических и физических лиц в государственные или местные бюджеты в установленные сроки[14,с.85].

Расходная часть  государственного бюджета включает статьи на военные цели, вмешательство  в экономику, содержание государственного аппарата, поддержание других уровней  бюджетной системы, социальные расходы, субсидии и кредиты предприятиям либо другим странам. Для Республики Беларусь характерны следующие основные направления использования расходной части бюджета – социально-культурные мероприятия и народное хозяйство. Растущие расходы на социально-культурные мероприятия (табл. П.2) подтверждают стремление государства выполнять свою социальную функцию и, таким образом, помочь населению пережить трудности процесса реформирования экономики.

Информация о работе Финансовая система РБ