Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
- охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
- выявить проблемы финансовой системы РБ и пути их решения;
- провести анализ финансовых систем Республики Беларусь и других стран;
Введение…………………………………………………………………………..…..4
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ………………….…..5
1.1 Понятие финансовой системы…………………………………………………...5
1.2 Сферы и звенья финансовой системы………………………………………......7
2.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….13
2.1.Структура финансовой системы …………………………………………….....13
2.2 Бюджетная система Республики Беларусь…….………………………………14
2.3Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь
и других стран……………………………………………………………………….17
3.ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ
СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………..20
3.1 Особенности формирования финансовой системы Республики Беларусь…..20
3.2 Проблемы финансовой системы Республики Беларусь и пути их решения...23
Заключение…………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………………….....29
Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.
В сфере финансов субъектов хозяйствования выделяют следующие звенья:
Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств.
Вторая крупная сфера общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.
В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит.
Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам [16, с. 302].
Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц. В расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны
Вторым важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.
Следующим важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств. Государственный и муниципальный кредит это механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах [16, с.305].
Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.
Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.
Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения. В целом финансовая система представлена на рисунке 1.1.
Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается в том, что они все в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий.
Рисунок 1.1 - Схема финансовой системы Республики Беларусь
Примечание: источник [41, с. 34 рисунок 2.1]
Подводя итоги главы можно сказать, что финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение их - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет. О его сущности, структуре пойдет речь в следующей главе.
2.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1.Структура финансовой системы
Финансовая система
нашего государства строится
на принципах независимости,
Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 232):
«Финансово-кредитная
система Республики Беларусь
включает бюджетную систему,
На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика».
В финансовой системе РБ можно выделить следующие основные звенья:
I.Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя:
1. Государственный бюджет (через него государство концентрирует, перераспределяет значительную долю своего дохода) в состав которого входят:
1.1. республиканский бюджет;
1.2. местные бюджеты;
1.3. государственные целевые бюджетные фонды, в том числе:
a) республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки,
b) государственный фонд содействия занятости,
c) республиканский дорожный фонд,
d) республиканский фонд охраны природы,
e) «Энергосбережение»,
1.4. доходы свободных экономических зон;
2. Государственный кредит;
3. Внебюджетные
специализированные фонды (
4. Фонды имущественного и личного страхования;
II.Финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованые финансы)
В условиях
рыночных отношений третьей
2.2.Бюджетная система Республики Беларусь
Бюджет как
особая система общественных
отношений исторически
Бюджетная система Республики Беларусь двухуровневая.
Полнота
бюджетов достигается
Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.
Гласность
бюджетов требует доведение до
граждан через средства
Реальность бюджетов означает финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
Самостоятельность
бюджетов обеспечивается
Согласно
Конституции Республики
«Бюджетная
система Республики Беларусь
включает республиканский и
Бюджет Республики Беларусь устанавливается на один финансовый год с 1 января по 31 декабря календарного года.
Функционирование
государственного бюджета
Основным
инструментом мобилизации
Налоги представляют
собой обязательные платежи,
Расходная часть государственного бюджета включает статьи на военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, поддержание других уровней бюджетной системы, социальные расходы, субсидии и кредиты предприятиям либо другим странам. Для Республики Беларусь характерны следующие основные направления использования расходной части бюджета – социально-культурные мероприятия и народное хозяйство. Растущие расходы на социально-культурные мероприятия (табл. П.2) подтверждают стремление государства выполнять свою социальную функцию и, таким образом, помочь населению пережить трудности процесса реформирования экономики.