Финансовая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
- охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
- выявить проблемы финансовой системы РБ и пути их решения;
- провести анализ финансовых систем Республики Беларусь и других стран;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…..4
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ………………….…..5
1.1 Понятие финансовой системы…………………………………………………...5
1.2 Сферы и звенья финансовой системы………………………………………......7
2.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….13
2.1.Структура финансовой системы …………………………………………….....13
2.2 Бюджетная система Республики Беларусь…….………………………………14
2.3Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь
и других стран……………………………………………………………………….17
3.ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ
СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………..20
3.1 Особенности формирования финансовой системы Республики Беларусь…..20
3.2 Проблемы финансовой системы Республики Беларусь и пути их решения...23
Заключение…………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………………….....29

Файлы: 1 файл

передФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РБ.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Расходы государства, прежде всего, характеризуются финансированием из бюджета многочисленных экономических и социальных программ. Для Беларуси характерен в последнее пятилетие устойчивый рост расходов консолидированного бюджета, которые корреспондируют с динамикой ВВП республики. Анализ основных статей расходов свидетельствует об усилении социальной направленности бюджета. Расходы на эти цели за пять лет (с 1998 г. к 2002 г.) увеличились на 63 процента.

Известно, что  с советских времен бюджет республики является основным источником дотирования жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта. Но постепенно с учетом роста реальных доходов населения происходит сокращение бюджетных субсидий на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта.

При общем росте  расходов на управление, оборону, правоохранительную деятельность их удельный вес к ВВП характеризуется стабильностью.

Наиболее значительная динамика характерна для прямого  финансирования отраслей реального сектора экономики и расходов на капитальные вложения. Так, по сравнению с 1998 г, они снизились соответственно с 3,3 % до 1.5 % и с 3 % до 1.7 % в 2003 г. (по отношению к ВВП).

Неоднозначно  оцениваются расходы на сельское хозяйство. Их размер зависит от уровня реформированности сельскохозяйственного производства. При общем снижении прямого финансирования отраслей реального сектора экономики сельского хозяйства это коснулось в меньшей степени по сравнению с другими отраслями.

Разбалансированность  государственных финансов в Беларуси - результат коренных преобразований в экономике республики в последнем десятилетии. Учитывая пагубные последствия дефицита бюджета для всего народного хозяйства, руководство республики проводит определенную работу по управлению дефицитом с учетом мирового опыта. Правительство последовательно проводит линию на сокращение удельного веса дефицита бюджета в ВВП. Так, если в 1999 г. дефицит составлял 2.9 процента к ВВП,  в 2002 г. - 0.4 процента, то в 2003 году дефицит республиканского бюджета составил 1,5% к ВВП, что свидетельствует о его нестабильности. [10, с. 16]

С учетом рекомендаций международных финансовых организаций  и собственного опыта в Беларуси предприняты достаточно серьезные  шаги в направлении совершенствования  методов управления государственными финансами. Это, прежде всего, постепенный переход на казначейскую систему кассового исполнения бюджета.

С созданием  казначейства принципиально изменился  порядок исполнения бюджета. Постепенно реализуется принцип единства кассы, подразумевающий аккумулирование большинства, а в перспективе всех государственных средств на едином казначейском счете (ЕКС), с которого финансируются бюджетные расходы. Единый казначейский счет позволяет уйти от распыленности бюджетных средств по многочисленным счетам бюджетных учреждений в банковской системе (а их несколько тысяч). Это позволяет снизить заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках, а, следовательно, снижаются бюджетные издержки по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга. Технология проведения платежей с ЕКС заключается в том, что бюджетные средства минуя счета министерств, затем бюджетных учреждений, зачисляются непосредственно на счета предприятий и организаций, оказавших услуги бюджетной сфере.

 Распорядители бюджетных средств при заключении договоров на поставку товаров, выполнение работ для бюджетных организаций руководствуются «Положением о порядке оплаты расходов на закупку товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств», утвержденным Постановлением Министерства финансов 29.06.2000 г № 68.

Таким образом, финансовый кризис, выражающийся в бюджетном  дефиците, государственном долге, инфляции, неплатежеспособности, пока не преодолен. Любые попытки приостановить  эти негативные явления оказываются  безуспешными. Потеряны или, вернее не найдены адекватные механизмы управления государственными финансами в новых условиях. Мы думаем, что здесь можно выделить две группы причин.

Первую группу составляют: деформированная и монополизированная структура производства, основанная на отсталой материально-технической базе; деградация отношений собственности, всеобщее огосударствление, утрата всвязи с этим нормальной хозяйственной мотивации, как на уровне трудового коллектива, так и отдельного работника. В совокупности эти факторы обусловили низкий уровень эффективности общественного производства, неспособность экономики к самопроизводству.

Вторая группа причин кроется в разрыве хозяйственных  связей, регионализации экономики, непродуманности  и поспешности шагов по созданию рыночных механизмов.

 

3.2 Проблемы финансовой  системы Республики Беларусь  и пути их решения

 

Недостатки финансовой системы РБ:

- Неэффективность налогообложения малого бизнеса.

 В условиях экономической  конкуренции наиболее важным  является для государства стимулирование приоритетных секторов экономики, в частности малого бизнеса, и в развитых странах накоплен огромный опыт.

 Среди особенно  негативно влияющих факторов  следует отметить несовершенство  и чрезвычайную усложнённость  законодательной базы предпринимательской деятельности, преимущественно фискальный характер действующей в нашей стране системы налогообложения, отсутствие чёткой регламентации масштабов и сроков проведения проверок, проблемы финансирования на начальном этапе и др.

 Для решения этой проблемы необходимо уменьшить количество видов налогов, снизить ставку, расширить критерии применения упрощённой системы (ряд льгот в налоговой сфере), отменить авансовую оплату суммы налога, т. е. создать такие условия, при которых предпринимателю будет экономически невыгодно совершать налоговые правонарушения, и скрывать свои доходы. Пополнение бюджета будет гораздо интенсивнее не за счёт увеличения налогов, а за счёт увеличения стимулирования бизнеса, создание новых предприятий и, соответственно, роста налоговой базы.

 - Существуют проблемы недостаточности собственных средств у местных бюджетов базового уровня для финансирования своих расходов, их несбалансированности, а также проблемы формирования доходной базы.

 С целью укрепления  доходной базы местных бюджетов предлагается:

 - применять более прогрессивные методы планирования и прогнозирования доходов бюджета;

 - обеспечить оптимальное соотношение республиканских и местных налогов и сборов, прямых и косвенных налогов;

 - усилить роль рыночных источников в формировании доходов местных бюджетов (поступлений средств от приватизации государственной собственности, налогов на собственность и др.);

 - отказаться от такого источника поступлений, как штрафы и санкции на стадии планирования доходов бюджетов;

 - разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчёт и самофинансирование с целю сокращения нагрузки на бюджет.

 - Недостатки налоговой политики и налоговой системы РБ:

 - Несоответствие количества и состава налогов европейским стандартам, а также стандартам РФ;

 - Высокий уровень налогов в ВВП;

 - Отсутствие налогового стимулирования эффективного использования ресурсов в инвестиционной активности;

- Несовершенные пропорции налоговой системы и налоговых ставок, системы и порядка предоставления льгот;

- Недостаточная защищённость налогоплательщика перед контролирующими органами и необоснованно высокие размеры санкций за налоговые правонарушения;

 В связи с этим  государству необходимо проводить  такую политику, которая сделала бы налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщиком, находящимся в различных экономических условиях, улучшила налоговую структуру. При этом должно быть обеспечено снижение издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиком. Необходимо также снизить налоговую нагрузку на экономику.

 В настоящее время  основная налоговая нагрузка  сконцентрирована на двух объектах: выручке от реализации продукции  (работ, услуг) и фонде оплаты  труда. Данная система неэффективна, во-первых, с точки зрения негативного влияния косвенных и смешанных налогов на потребительский спрос и конкурентоспособность белорусских товаров, а во-вторых, она отрицательно сказывается на развитии приоритетных отраслей национальной экономики. Предприятия с преимущественно трудоемким характером производства находятся в дискриминационном налоговом режиме по сравнению с материалоёмкими производствами.

 При прочих равных  условиях предприятия с трудоемкими  производствами несут налоговую нагрузку в 1,5 раза большую, чем с материалоёмкими.

 В рыночной экономике  это может иметь серьезные  последствия, связанные с «переливом  капиталов» и нарушением народно-хозяйственных  пропорций. Дискриминационная налоговая  политика по отношению к трудоемким в конечном итоге непременно скажется на общественном прогрессе.

 Принимая во внимание, что налоговые системы в целом  имеют относительно постоянный  характер, диспропорции могут сохраняться  в течение длительного времени,  усугубляя неэффективность национальной экономики. Не случайно в «Основах мирового налогового кодекса» рекомендуется строгое соблюдение всех выработанных мировой практикой критериев налоговой политики и всестороннее обоснование методов государственного налогового регулирования развития отраслей народного хозяйства.

 - Проблемы белорусского страхового рынка:

 - Огосударствление страховой отрасли;

 - Несовершенство страхового законодательства в области налогообложения страховой деятельности и регулирования операций по перестрахованию;

 - Низкая капитализация белорусских страховщиков.

 Необходимо принять  радикальные меры по предотвращению  монополизации страховой отрасли,  иначе это повлечёт за собой  следующие негативные последствия:  снижения качества обслуживания  страхователей; сокращение рабочих мест и крупные финансовые потери в негосударственных страховых организациях, снижение уровня внешних инвестиций в экономику республики и ухудшение международного имиджа РБ.

 Пути совершенствования  финансовой системы Республики  Беларусь, предусмотренные законодательством на 2011-2015 гг.:

 Бюджетно-налоговая  политика должна быть направлена  на обеспечение устойчивого экономического  роста, снижение налоговой нагрузки  и уровня дефицита бюджета,  расширение экспорта и повышение  конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках, формирование единого налогового законодательства Союзного государства Беларуси и России.

 Снижение налогового  давления на экономику предстоит  достичь главным образом за  счет сокращения количества применяемых  налогов, сборов и отчислений в различного рода фонды. Постепенно сведя его до общепринятого в мировой практике минимума, применения умеренных ставок и расширения налоговой базы каждого из применяемых налогов и сборов, улучшения их структуры и моделей построения.

 Должно быть сокращено субсидирование из бюджета таких отраслей, как транспорт, строительство, жилищно-коммунальное и сельское хозяйство, энергетика и газоснабжение. Это сокращение должно происходить одновременно с ростом реальных доходов населения и повышением цен и тарифов на продукцию, работы, услуги в данных отраслях. Согласованный рост реальных доходов населения и сокращение перекрестного субсидирования этих отраслей позволит уменьшить расходы бюджета, что даст возможность снизить налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования республики.

 Продолжится реформа  всей налоговой системы и законодательных  основ налогообложения на основе  разработки и принятия Налогового  кодекса Республики Беларусь, унифицированного  с Налоговым кодексом Российской  Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования Беларуси и России.

 Налоговая реформа  должна осуществляться поэтапно  с учетом темпов и результатов  экономических реформ. В соответствии  с Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства предусматривается провести унификацию, гармонизацию и сближение налогового законодательства государств-участников. Трудности при этом заключаются в особенностях, вызванных двух-, а не трехуровневой системой налогообложения Республики Беларусь, спецификой Конституции Республики Беларусь и других законодательных актов общего характера.. Одновременно должны прорабатываться с российской стороной вопросы унификации количества и состава применяемых налогов, сборов, пошлин на федеральном, региональном и местном уровнях. Необходим также переход к единой налоговой политике, единым принципам взимания налогов вне зависимости от местонахождения налогоплательщиков на территории Союзного государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного в данной курсовой работе исследования, можно сделать следующие выводы:

1.Финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода, своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов – путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Это помогает выполнить сбалансированность и четкое распределение функций между сферами и звеньями финансовой системы.

Информация о работе Финансовая система РБ