Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
- охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
- выявить проблемы финансовой системы РБ и пути их решения;
- провести анализ финансовых систем Республики Беларусь и других стран;
Введение…………………………………………………………………………..…..4
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ………………….…..5
1.1 Понятие финансовой системы…………………………………………………...5
1.2 Сферы и звенья финансовой системы………………………………………......7
2.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….13
2.1.Структура финансовой системы …………………………………………….....13
2.2 Бюджетная система Республики Беларусь…….………………………………14
2.3Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь
и других стран……………………………………………………………………….17
3.ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ
СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………..20
3.1 Особенности формирования финансовой системы Республики Беларусь…..20
3.2 Проблемы финансовой системы Республики Беларусь и пути их решения...23
Заключение…………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………………….....29
Расходы государства, прежде всего, характеризуются финансированием из бюджета многочисленных экономических и социальных программ. Для Беларуси характерен в последнее пятилетие устойчивый рост расходов консолидированного бюджета, которые корреспондируют с динамикой ВВП республики. Анализ основных статей расходов свидетельствует об усилении социальной направленности бюджета. Расходы на эти цели за пять лет (с 1998 г. к 2002 г.) увеличились на 63 процента.
Известно, что с советских времен бюджет республики является основным источником дотирования жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта. Но постепенно с учетом роста реальных доходов населения происходит сокращение бюджетных субсидий на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта.
При общем росте расходов на управление, оборону, правоохранительную деятельность их удельный вес к ВВП характеризуется стабильностью.
Наиболее значительная динамика характерна для прямого финансирования отраслей реального сектора экономики и расходов на капитальные вложения. Так, по сравнению с 1998 г, они снизились соответственно с 3,3 % до 1.5 % и с 3 % до 1.7 % в 2003 г. (по отношению к ВВП).
Неоднозначно оцениваются расходы на сельское хозяйство. Их размер зависит от уровня реформированности сельскохозяйственного производства. При общем снижении прямого финансирования отраслей реального сектора экономики сельского хозяйства это коснулось в меньшей степени по сравнению с другими отраслями.
Разбалансированность государственных финансов в Беларуси - результат коренных преобразований в экономике республики в последнем десятилетии. Учитывая пагубные последствия дефицита бюджета для всего народного хозяйства, руководство республики проводит определенную работу по управлению дефицитом с учетом мирового опыта. Правительство последовательно проводит линию на сокращение удельного веса дефицита бюджета в ВВП. Так, если в 1999 г. дефицит составлял 2.9 процента к ВВП, в 2002 г. - 0.4 процента, то в 2003 году дефицит республиканского бюджета составил 1,5% к ВВП, что свидетельствует о его нестабильности. [10, с. 16]
С учетом рекомендаций
международных финансовых организаций
и собственного опыта в Беларуси
предприняты достаточно серьезные
шаги в направлении
С созданием казначейства принципиально изменился порядок исполнения бюджета. Постепенно реализуется принцип единства кассы, подразумевающий аккумулирование большинства, а в перспективе всех государственных средств на едином казначейском счете (ЕКС), с которого финансируются бюджетные расходы. Единый казначейский счет позволяет уйти от распыленности бюджетных средств по многочисленным счетам бюджетных учреждений в банковской системе (а их несколько тысяч). Это позволяет снизить заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках, а, следовательно, снижаются бюджетные издержки по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга. Технология проведения платежей с ЕКС заключается в том, что бюджетные средства минуя счета министерств, затем бюджетных учреждений, зачисляются непосредственно на счета предприятий и организаций, оказавших услуги бюджетной сфере.
Распорядители бюджетных средств при заключении договоров на поставку товаров, выполнение работ для бюджетных организаций руководствуются «Положением о порядке оплаты расходов на закупку товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств», утвержденным Постановлением Министерства финансов 29.06.2000 г № 68.
Таким образом, финансовый кризис, выражающийся в бюджетном дефиците, государственном долге, инфляции, неплатежеспособности, пока не преодолен. Любые попытки приостановить эти негативные явления оказываются безуспешными. Потеряны или, вернее не найдены адекватные механизмы управления государственными финансами в новых условиях. Мы думаем, что здесь можно выделить две группы причин.
Первую группу составляют:
деформированная и
Вторая группа причин
кроется в разрыве
3.2 Проблемы финансовой системы Республики Беларусь и пути их решения
Недостатки финансовой системы РБ:
- Неэффективность налогообложения малого бизнеса.
В условиях экономической конкуренции наиболее важным является для государства стимулирование приоритетных секторов экономики, в частности малого бизнеса, и в развитых странах накоплен огромный опыт.
Среди особенно
негативно влияющих факторов
следует отметить
Для решения этой проблемы необходимо уменьшить количество видов налогов, снизить ставку, расширить критерии применения упрощённой системы (ряд льгот в налоговой сфере), отменить авансовую оплату суммы налога, т. е. создать такие условия, при которых предпринимателю будет экономически невыгодно совершать налоговые правонарушения, и скрывать свои доходы. Пополнение бюджета будет гораздо интенсивнее не за счёт увеличения налогов, а за счёт увеличения стимулирования бизнеса, создание новых предприятий и, соответственно, роста налоговой базы.
- Существуют проблемы недостаточности собственных средств у местных бюджетов базового уровня для финансирования своих расходов, их несбалансированности, а также проблемы формирования доходной базы.
С целью укрепления доходной базы местных бюджетов предлагается:
- применять более прогрессивные методы планирования и прогнозирования доходов бюджета;
- обеспечить оптимальное соотношение республиканских и местных налогов и сборов, прямых и косвенных налогов;
- усилить роль рыночных источников в формировании доходов местных бюджетов (поступлений средств от приватизации государственной собственности, налогов на собственность и др.);
- отказаться от такого источника поступлений, как штрафы и санкции на стадии планирования доходов бюджетов;
- разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчёт и самофинансирование с целю сокращения нагрузки на бюджет.
- Недостатки налоговой политики и налоговой системы РБ:
- Несоответствие количества и состава налогов европейским стандартам, а также стандартам РФ;
- Высокий уровень налогов в ВВП;
- Отсутствие налогового стимулирования эффективного использования ресурсов в инвестиционной активности;
- Несовершенные пропорции налоговой системы и налоговых ставок, системы и порядка предоставления льгот;
- Недостаточная защищённость налогоплательщика перед контролирующими органами и необоснованно высокие размеры санкций за налоговые правонарушения;
В связи с этим
государству необходимо
В настоящее время
основная налоговая нагрузка
сконцентрирована на двух
При прочих равных
условиях предприятия с
В рыночной экономике
это может иметь серьезные
последствия, связанные с «
Принимая во внимание,
что налоговые системы в целом
имеют относительно постоянный
характер, диспропорции могут
- Проблемы белорусского страхового рынка:
- Огосударствление страховой отрасли;
- Несовершенство страхового законодательства в области налогообложения страховой деятельности и регулирования операций по перестрахованию;
- Низкая капитализация белорусских страховщиков.
Необходимо принять
радикальные меры по
Пути совершенствования финансовой системы Республики Беларусь, предусмотренные законодательством на 2011-2015 гг.:
Бюджетно-налоговая
политика должна быть
Снижение налогового
давления на экономику
Должно быть сокращено субсидирование из бюджета таких отраслей, как транспорт, строительство, жилищно-коммунальное и сельское хозяйство, энергетика и газоснабжение. Это сокращение должно происходить одновременно с ростом реальных доходов населения и повышением цен и тарифов на продукцию, работы, услуги в данных отраслях. Согласованный рост реальных доходов населения и сокращение перекрестного субсидирования этих отраслей позволит уменьшить расходы бюджета, что даст возможность снизить налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования республики.
Продолжится реформа
всей налоговой системы и
Налоговая реформа
должна осуществляться
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного
в данной курсовой работе исследования,
можно сделать следующие
1.Финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода, своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов – путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Это помогает выполнить сбалансированность и четкое распределение функций между сферами и звеньями финансовой системы.