Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей функционирования финансовой системы Российской Федерации, а также анализ концептуальных основ финансовой политики государства в трансформирующейся экономике России.
Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи курсовой работы:
- изучить понятие и сущность финансовой системы;
- определить основные направления финансовой политики государства;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Понятие и сущность финансовой системы 5
1.2. Основные направления финансовой политики государства 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1. Современное состояние финансовой системы Российской Федерации 15
2.2. Перспективные направления финансовой политики в России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Соглашаясь с предложенной структуризацией финансовой политики, считаем возможным, представить укрупнено основные направления финансовой политики в виде следующей схемы (рис. 2):
Рис. 2. Направления и виды финансовой политики государства
Бюджетно-налоговая политика - это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и доходов; совокупность государственных методов воздействия на налогообложение и государственные расходы.
В рамках бюджетно-налоговой политики государством определяются: источники формирования и приоритетные направления расходов Государственного бюджета, источники финансирования бюджетного дефицита, допустимые пределы разбалансированности бюджета, принципы взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы и др.
Таким образом, целями бюджетно-налоговой политики являются: сглаживание колебаний экономического цикла, стабилизация темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение темпов инфляции, а инструментами - государственные расходы и налоги. В рамках бюджетно-налоговой политики определяются виды налогов, размер их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Одновременно устанавливается мера конфискационной или стимулирующей направленности, причем как налоговой системы в целом, так и отдельного налога.
По мнению Ахунзяновой Д.Н., наиболее полно отражает суть денежно-кредитной политики следующее определение: «денежно-кредитная политика ЦБ РФ представляет собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических задач: укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста»12.
В работе Г.Г. Фетисова, О.И. Лаврушина и И.Д. Мамоновой денежно-кредитная политика рассматривается как совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране13.
Анализ научных работ позволяет сделать вывод, что под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Обобщенно взаимосвязь целей и инструментов денежно-кредитной политики представлена на рис. 3.
Рис. 3. Взаимосвязь целей и инструментов денежно-кредитной политики14
Четкой границы между
различными инструментами денежно-
Подводя итоги изучению
теоретических основ финансовой
системы и финансовой политики государства
можно сделать следующие
1. Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных сфер, звеньев финансовых отношений и финансовых институтов, в процессе взаимодействия которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств.
2. Финансовая политика – основанная на финансовом законодательстве целенаправленная систематическая деятельность государства, региональных властей и муниципалитетов в лице их органов, направленная на образование, распределение и использование публичных финансов (денежных фондов государства и муниципальных образований), необходимых для осуществления задач и функций государства и его органов.
3. Основными направлениями финансовой политики государства являются: бюджетно-налоговая политика и денежно-кредитная политика. Бюджетно-налоговая политика объединяет усилия по реализации мер в области налоговой и инвестиционной политики, а также политики управления государственными расходами и государственным долгом, а денежно-кредитная - денежной эмиссии, цен, валютных операциях, кредита и процентной ставки. Кроме этого, следует выделять определенные направления государственной деятельности в отрасли страхования, социальной сфере, сфере финансового рынка и др.
Глава 2. Анализ и перспективы развития финансовой политики Российской Федерации
2.1. Современное состояние финансовой системы России
Современная финансовая система Российской Федерации включает в себя три основные системообразующие сферы: государственные (муниципальные) финансы (централизованные финансы); финансы хозяйствующих субъектов, в т.ч. финансовых посредников, и финансы домашних хозяйств (децентрализованные финансы). Все эти сферы находятся в тесных взаимосвязях, регулируемых законодательством.
В структуре государственных (муниципальных) финансов, основным системообразующим элементом является бюджетная система, включающая в себя: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
В качестве второго элемента системы выступают финансы государственных (муниципальных) предприятий.
За последние пять
лет в составе бюджетной
Резервный фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
Фонд национального благосостояния первоначально был предназначен для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечения сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Однако в условиях кризиса средства обоих фондов преимущественно были направлены на образовавшийся дефицит федерального бюджета с учетом почти 30% падения доходов.
Совокупный объем Резервного фонда РФ на 1 апреля 2011 года составил 748,53 млрд рублей (26,33 млрд долл.), Фонда национального благосостояния – 2 трлн 609,66 млрд рублей (91,80 млрд долл.).
Динамика совокупного объема средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за 2008-2011 гг. представлена на рис. 4.
Рис. 4. Динамика совокупного объема средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за 2008-2011 гг.15
Как отмечает Алексашенко С., наличие резервов оказалось полезным для преодоления кризиса, однако многие отечественные экономисты выступают с резкой критикой в адрес указанных фондов, отмечая, что средства профицита федерального бюджета следовало бы направить на развитие отечественной экономики16.
Характеризуя бюджетно-
В 2009 году произошло значительное сокращение поступлений налоговых доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, в частности, налога на прибыль организаций. Сокращение доходов в наибольшей степени затронуло те регионы, доходы которых значительно зависят от финансового состояния крупных налогоплательщиков, занятых в металлургической, нефтяной, химической и других сферах промышленности.
В условиях экономического кризиса субъекты РФ столкнулись с проблемами обеспечения сбалансированности бюджетов, снижения занятости населения, сокращения финансовых ресурсов на осуществление капитальных вложений, а также риска возникновения кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам.
В этой связи, а также для укрепления доходов всей бюджетной системы в 2009 году были приняты изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие ежегодную индексацию ставок акцизов в 2010-2012 годах с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Одновременно были существенно повышены ставки акцизов на пиво, табачную продукцию, слабоалкогольную продукцию. Впервые с 2005 года были индексированы ставки акциза в отношении нефтепродуктов.
В целях повышения налоговой автономии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также создания условий для повышения доходов региональных бюджетов, принят Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»17, расширяющий с 1 января 2010 г. диапазон возможных ставок транспортного налога, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, начиная с 2010 года, средние ставки транспортного налога, установленные Кодексом, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Ранее указанные ставки могли быть изменены не более чем в пять раз в сторону увеличения или уменьшения. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
С 2010 года начали действовать новые нормы налогового законодательства, предусматривающие оказание поддержки хозяйствующим субъектам. Одним из важнейших событий в области развития налогового законодательства
Одной из наиболее острых проблем современной налоговой системы России являлся порядок возмещения НДС. Основная причина – длительный срок рассмотрения налоговыми органами налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение, и прилагаемых к ней документов.
С 1 января 2010 года вступила в силу дополнительная статья НК 176.1 «Возмещение налога в заявительном порядке». Суть заявительного порядка заключается в том, что решение о возмещении принимается сразу же после подачи налогоплательщиком налоговой декларации, но в ходе последующей камеральной налоговой проверки налоговый орган должен убедиться в соблюдении налогоплательщиком всех условий возмещения налога. В случае установления фактов нарушения налогоплательщиком норм налогового законодательства налоговый орган должен иметь возможность потребовать вернуть в бюджет те суммы налога, которые налогоплательщик получил в качестве возмещения. Заявительный порядок возмещения НДС, при соблюдении интересов бюджета, создает реальные предпосылки для сохранения налогоплательщиками оборотных средств, столь необходимых последним в условиях кризиса и начала поступательного развития.
Характеризуя политику управления государственным долгом Российской Федерации, отметим, что основные направления долговой политики до экономического кризиса предполагали замещение государственных внешних заимствований внутренними, а также досрочное погашение внешнего долга. В результате предпринятых мероприятий, несмотря на увеличение внутренних заимствований, в целом произошло снижение отношения государственного долга к ВВП с 32% в начале 2004 г. до 6,5% к началу 2009 г. Однако экономический кризис привел к тому, что государственный бюджет стал дефицитным (рис. 5).
Рис. 5. Дефицит/профицит государственного бюджета Российской Федерации в 2005-2010 гг. (в % от ВВП)18
Необходимость его финансирования способствовала пересмотру ряда концептуальных вопросов долговой политики Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации с целью решения экономических и социальных проблем при составлении федерального бюджета на 2010 г. и на последующие 2011 и 2012 гг. предусмотрело заметный рост как внутренних, так и внешних заимствований.
По мнению Красавиной Л. Н., это связано с отсутствием возможности привлечения средств на внутреннем рынке и их относительно высокой стоимостью, хотя необходимость этого привлечения возрастает при высоком бюджетном дефиците19.
Так, Россией в апреле 2010 г. были осуществлены внешние заимствования объемом около 1,3% ВВП (Россия разместила первый за более чем 10 лет выпуск еврооблигаций).
29 апреля 2010 года был произведен выпуск на $3.5 млрд, включающий 35 тыс. облигаций номиналом $100 тыс. Дата погашения - 29 апреля 2020 года.
Также был проведен выпуск 20 тыс. облигаций номиналом $100 тыс. на $2 млрд, дата размещения - 29 апреля 2010 года, погашения - 29 апреля 2015 года. Цена размещения - 99.475% от номинала, ставка полугодовых купонов по первому-десятому купону - 3.625% годовых, размер купонного дохода - $1812.5. Выплата купонов будет производиться 29 октября и 29 апреля. Размещение проходит по закрытой подписке.
В перспективе следует учитывать, что расширение внешнего государственного долга в условиях высокого внешнего долга банков и реального сектора может вести к увеличению рисков для экономики Российской Федерации. Это усиливает необходимость совершенствования качества роста, а также регулирования внешних займов, в первую очередь, с целью снижения зависимости частного сектора от иностранных кредитов, предоставление которых подвержено воздействию негативных кризисных процессов.
В целом, можно сделать вывод, что в перспективе в связи с сохранением бюджетного дефицита возможно дальнейшее увеличение объема государственных заимствований Российской Федерации.