Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей функционирования финансовой системы Российской Федерации, а также анализ концептуальных основ финансовой политики государства в трансформирующейся экономике России.
Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи курсовой работы:
- изучить понятие и сущность финансовой системы;
- определить основные направления финансовой политики государства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Понятие и сущность финансовой системы 5
1.2. Основные направления финансовой политики государства 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1. Современное состояние финансовой системы Российской Федерации 15
2.2. Перспективные направления финансовой политики в России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

Файлы: 1 файл

Финансовая система.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

Изучение современного состояния финансовой системы России  позволяет сделать вывод, что  основным стратегическим направлением финансовой политики в настоящее  время является обеспечение условий к максимальному сокращению сроков перехода от спада к оживлению российской экономики путём задействования всех составляющих: бюджетной, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики.

 

 

2.2. Перспективные направления финансовой политики в России

 

Изучив теоретические  основы финансовой системы, и проанализировав основные направления финансовой политики на современном этапе, можно выделить следующие приоритетные направления финансовой политики России на ближайшую перспективу:

- снижение налоговой нагрузки;

- упорядочение государственных обязательств;

- концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач;

- снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен;

- создание эффективной системы межбюджетных отношений и управление государственными финансами.

Согласно рекомендациям  специалистов в области финансовых отношений, рассматривая перспективы денежно-кредитной политики, необходимо сосредоточиться на двух основных вопросах: как можно предотвратить подобные глубокие финансово-экономические кризисы в дальнейшем, и какой должна быть «политика выхода» в условиях, когда банковской системе предоставлены значительные средства и процентные ставки в развитых странах находятся практически на нулевом уровне.

Ответ на первый вопрос выходит  за пределы проблематики собственно денежно-кредитной политики. Во многом он связан с тем, какую модель развития финансовой системы изберут развитые страны. Если эта модель останется прежней, то существует значительная вероятность возникновения финансовых кризисов. Предложения ведущих международных форумов и организаций (G-20, МВФ и др.) сводятся главным образом к усилению регулирования отдельных сегментов финансового рынка, к координации действий регулирующих органов развитых стран, к повышению прозрачности финансовых операций и другим мерам, которые носят в большей степени паллиативный характер20.

Учитывая высокую степень  взаимозависимости национальных финансовых рынков и высокую волатильность  портфельного иностранного капитала, имеет смысл вернуться к обсуждению мер по ограничению мобильности этого капитала в мировом масштабе. В частности, речь может идти о введении так называемого «налога Тобина», по поводу которого имела место длительная академическая дискуссия, однако на практике его ввели лишь в отдельных странах, как правило, в кризисные и посткризисные периоды. Вместе с тем меры по ограничению трансграничного движения капитала в мировом масштабе не должны затрагивать прямые иностранные инвестиции.

Воздействие текущего экономического кризиса на перспективы денежно-кредитной политики в России можно рассматривать с двух позиций: целей и инструментов этой политики. В том, что касается целей, вновь стало актуальным обсуждение вопроса о переходе к режиму инфляционного таргетирования, поскольку соответствующая цель была поставлена в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов» на конец охватываемого этим документом временного периода.

Таким образом, следует  в первую очередь выработать механизм целевого финансирования банками конкретных предприятий. Можно обеспечить софинансирование крупных инновационных проектов ведущих корпораций, с участием банков, которые смогут распоряжаться денежными средствами и кредитовать:

- предприятия, занимающиеся закупкой российского экспорта;

- совместные производственные  проекты стран ближнего зарубежья;

- инвестиционные проекты  хозяйствующих субъектов внутри  страны.

По мнению Мезенцевой Т.С., можно также привлечь государственные  институты развития, в отношении которых должны быть осуществлены следующие действия:

- установлены такие критерии и порядок рекапитализации и рефинансирования кредитных организаций государственными институтами развития, которые позволят участвовать в этом средним и малым финансово устойчивым банкам;

- использованы избыточные государственные резервы в целях расширения возможностей государственных институтов развития по рефинансированию кредитных организаций по целевым кредитным программам.

В рамках политики рефинансирования можно реализовать ряд мер:

1. Расширить ломбардный список, по которому кредитные организации берут кредиты и включить в него акции наиболее крупных и стабильных предприятий реального сектора экономики и региональных органов власти;

2. Снижать ставки для наиболее благополучных кредитных организаций;

3. Предусмотреть возможность беззалогового, а также бесплатного кредитования части суммы кредита;

4. Предусмотреть систему кредитования внутридневным кредитом без залога с одновременным увеличением ставки по кредиту «овернайт»;

5. Рассмотреть возможность кредитования банков под залог нерыночных активов: основных средств, материальных запасов и других неликвидных активов;

6. Увеличивать срок кредитования кредитных организаций, предоставив им выбор периода кредитования самостоятельно.

Таким образом, система  рефинансирования должна совершенствоваться, чтобы у кредитных организаций  было желание использовать ее инструменты.

В структуре денежной массы необходимо ежегодно повышать долю агрегата М2 не менее чем на 2% до достижения 50%-ного уровня монетизации. Это необходимо для сбалансированного соотношения денежной и товарной массы и противодействия инфляции21.

Эти и другие меры должны стать основой для дальнейшей модернизации денежно-кредитной и  банковской политики страны.

Наряду с прочими мероприятиями финансовой политики они будут способствовать переходу России на инновационный путь развития на основе стимулирования реального производства и финансирования национальных инновационных проектов.

Управление внешним государственным долгом - это процесс разработки и выполнения стратегии управления задолженностью органов государственного управления, которая позволяет привлекать необходимую сумму финансирования, выполнять целевые установки Правительства Российской Федерации в отношении степени риска и затрат, а также решать любые другие задачи, поставленные Правительством Российской Федерации в области управления государственным долгом.

Исходя из более широкого, макроэкономического  контекста проведения государственной политики, Правительство Российской Федерации должно стремиться к обеспечению экономической приемлемости или устойчивости и обоснованности уровня и темпов роста (снижения) государственного долга и возможности его рефинансирования и обслуживания при самых разных обстоятельствах не отступая от целевых установок в отношении стоимости и степени риска, а также удержания задолженности государственного сектора на экономически приемлемом уровне и принятия внушающей доверия стратегии мер по сокращению чрезмерной задолженности.

Примерами показателей, свидетельствующих о приемлемости уровня долга, служат коэффициенты обслуживания долга и отношения государственного долга к ВВП.

Бюджетная и  долговая политика Российской Федерации  строятся исходя из приоритетов, определенных Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации по основным параметрам проектов федерального бюджета на очередной финансовый год, основных направлений политики Российской Федерации в сфере государственного долга и решениями Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам оптимизации бюджетных расходов.

Повышение эффективности  финансового контроля в сфере  управления бюджетной политикой неразрывно связано с необходимостью формирования единой системы государственного финансового контроля. Данный вопрос становится вопросом принципиальным для всей системы государственного управления, так как эффективный и действенный государственный контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором результативности государственного механизма, создает направления законодательной работы и условия ее совершенствования.

Несмотря  на понимание этого вопроса со стороны законодательной и исполнительной власти, к настоящему времени государственный финансовый контроль в России как система не имеет ни официальной концепции построения и развития, ни достаточной правовой базы, необходимой для эффективной работы.

Необходимость более широкого комплексного подхода  к процессам, происходящим в Российской Федерации, расширяет рамки государственного контроля.

В качестве первоочередных задач по расширению аудита эффективности финансовой политики, можно выделить необходимость разработки соответствующей информационно-аналитической базы и в рамках ее определение показателей (параметров), определяющих состояние и динамику бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной и экономической политики Российской Федерации, необходимость формирования системы критериев, позволяющих на базе вышеупомянутого набора параметров проводить качественную и количественную оценку эволюции финансовой политики, моделировать тенденции изменения финансовой политики в зависимости от выбранной тактики и стратегии развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенное изучение особенностей функционирования финансовой системы Российской Федерации и анализ концептуальных основ финансовой политики государства в России позволяет сделать следующие выводы:

1. Важной составляющей институциональной структуры общества являются финансы, назначение которой заключается в денежном обеспечении потребностей общественного производства и функций государства. Практическая реализация общественного назначения финансов осуществляется через финансовую систему, которая рассматривается в двух срезах.

С одной стороны она является совокупностью сфер и звеньев, которые отличаются формами финансовых отношений. В этом контексте финансовая система является объективным явлением.

2. На микроуровне национальная финансовая система включает финансы субъектов предпринимательства, а на макроуровне - государственные финансы, страхования, финансовый рынок.

Функционирование финансовой системы является чрезвычайно сложным, многогранным, динамическим и противоречивым явлением, поскольку в финансах диалектически сочетают согласованность и противоречивость интересов отдельных субъектов. В то же время, если согласованность имеет в определенной степени для каждого из них абстрактный характер, то финансовые противоречия являются повседневными и существенно влияют на действия каждого физического и юридического лица и государственных структур.

3. Анализ изменений, происшедших в последние десятилетия в целях, формах и методах финансовой политики России, позволяет выявить ряд общих тенденций.

На протяжении последних  лет регулирование денежного  предложения носило активный характер, в то время как процентная политика была скорее адаптационной. В то же время практика показала, что эффективность  управления динамикой денежной базы с использованием имевшихся инструментов оставалась относительно низкой. В связи с этим государству следует предпринять дополнительные меры по расширению набора инструментов денежно-кредитного регулирования и повышению роли процентных ставок с тем, чтобы повысить результативность своей работы и, в частности, усилить контроль над состоянием денежной сферы и динамикой инфляционных процессов.

Несмотря на формально  декларируемую приоритетность задачи снижения инфляции, на практике при  проведении финансовой политики Банк России в значительной степени ориентировался на поведение реального обменного курса, явным образом сглаживая его динамику, а на отдельных этапах, возможно, воздействуя и на его равновесный уровень.

Сглаживание резких колебаний  и обеспечение стабильной динамики валютного курса в долгосрочной перспективе, безусловно, остается в числе основных задач финансовой политики, но воздействие на уровень реального обменного курса для повышения конкурентоспособности российской экономики едва ли является оправданным.

4. Для преодоления кризиса и обеспечения инновационного экономического роста требуется модернизация финансовой политики и ее структурных элементов:

- более четкая формулировка принципов денежно-кредитной политики. Сейчас представление о принципах на среднесрочную перспективу подменено перечислением целей, мер и задач, которые Банк России намерен реализовать;

- при осуществлении мер по денежно-кредитному регулированию следует достигнуть определенных значений совокупности макроэкономических факторов (ВВП, доходов населения, занятости), а не только учитывать показатель инфляции;

- необходима разработка методологии оценки выбранных макроэкономических показателей, рассматривающая международную практику;

- снижение темпа инфляции должно быть осуществлено не только на основе воздействия на спрос и предложение денег, но и влияния на ее немонетарные факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

Нормативные акты:

Информация о работе Финансовая система РФ