Финансовая система в России и основные направления её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:53, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопросов о функциях, структуре финансовой системы России, а так же и рассмотрение вопроса о дальнейшем развитии финансовой системы РФ в мировом экономическом кризисе.

Содержание работы

Содержание 1
Введение 3
1 Финансовая система России 5
1.1 Общее понятие о финансовой системе государства 5
1.2 Правовые основы финансовой деятельности РФ 7
2 Пути развития финансовой системы России 12
2.1 Этапы развития финансовой системы России 12
2.2 Проблемы финансовой системы России 13
2.3 На пути к инновационной эволюции финансовой системы России 15
Заключение 18
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

Экономика Цыба.docx

— 52.40 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки

Российской  Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

Национальный исследовательский  ядерный университет «МИФИ»

Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ

 

 

Кафедра  «Социально-гуманитарных дисциплин» 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине «Экономика» 

На тему: «Финансовая система в России и основные направления её развития» 



 

 

 

 

Выполнил студент   Цыба Я.А.

 

Проверил   

 

 

 

 

Дата______________  Подпись_______________

 

 

 

 

 

Волгодонск, 2012г.

 

Содержание

Содержание 1

Введение 3

1 Финансовая  система России 5

1.1 Общее понятие  о финансовой системе государства 5

1.2 Правовые  основы финансовой деятельности  РФ 7

2 Пути развития  финансовой системы России 12

2.1 Этапы развития  финансовой системы России 12

2.2 Проблемы  финансовой системы России 13

2.3 На пути  к инновационной эволюции финансовой  системы России 15

Заключение 18

Список используемой литературы 20

 

Введение

 

В последние  годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной  финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.

Проблема  в финансовой сфере - одна из ключевых проблем. Ее задачи мне видятся как  стимулирующие и защищающие - стимулирующие  экономический рост и защищающие национальную экономику от внешних  шоков. Российская финансовая система, ее проблемы связаны с тем, что  она просто слишком мала по отношению  к масштабам экономики. Экономика  большая, а система маленькая. Из этого следует значимость этой системы  – когда говорят, что если сейчас рухнет вся банковская система России, то ничего страшного не произойдет, это, в общем-то, правильно. Произойдет, конечно, но совсем не то, что это означало бы для более развитых стран. У этой системы есть проблемы роста.

Проблемы, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

  • низкий темп развития экономики;
  • проблемы развития экономической системы;
  • отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
  • низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая  система должна быть соразмерна масштабам  экономики и способна обеспечить России экономический суверенитет  и конкурентоспособность на международной  арене. Тогда она предоставит  социальную стабильность и поддержит  ускорение экономического развития.

C нынешним положение выдвигаются требования к финансовой системе России. Во-первых, удовлетворить потребности экономики в масштабных и длинных инвестициях на расширение производственной базы, обновление и создание инфраструктуры. Во-вторых, эффективность: трансформация сбережений в инвестиции с минимальными трансакционными издержками, и рациональная аллокация ресурсов, распределение рисков. В-третьих, содействие реализации социальных функций государства. В-четвертых, должна стать базой государства для проведения самостоятельной экономической политики. Иностранные финансовые институты, например, заинтересованы в продвижении интересов транснациональных компаний, что препятствует проведению промышленной политики российским правительством.

Главной задачей данной темы является выявление  недостатков финансовой системы  нашей страны, и возможных путей  их решения.

Для решения  поставленных задач применены следующие  методы исследования:

  • изучение научной литературы;
  • анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;
  • изучение влияния экономического кризиса на Россию.

Целью данной работы является рассмотрение вопросов о функциях, структуре финансовой системы России, а так же и рассмотрение вопроса о дальнейшем развитии финансовой системы РФ в мировом экономическом кризисе.

 

1 Финансовая  система России

1.1 Общее понятие  о финансовой системе государства

 

Финансы —  это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

Финансы выполняют  две основные функции: распределительную  и контрольную.

Распределительная функция заключается в первичном  и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Первичное распределение обеспечивает процесс расширенного производства, вторичное – образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для выполнения возложенных на него функций. В результате формируется и используется целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходив населения.

Контрольная функция проявляется в осуществлении  контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов. Она реализуется посредством финансовой информации, выражающихся в различных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выручка, фондоотдача и пр.).

Финансовые  системы некоторых государств могут  отличаться по своей структуре, но они  все имеют общий признак –  это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам  мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние  на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных  звеньев [4,c. 64].

Финансовая  система – совокупность финансовых органов и институтов, которые  управляют денежными потоками. По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств. Все фонды денежных средств в государстве подразделяются на централизованные и децентрализованные, которые взаимно увязаны и взаимно обусловлены [6,c. 34].

Система финансовых отношений включает:

  1. денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;
  2. денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджете, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;
  3. денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов;
  4. денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий;
  5. денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий пр.;
  6. денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.

Финансовая  деятельность государства — это  деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства  на каждом данном этапе общественного развития [3,c. 78].

Осуществляя финансовую деятельность, государство  занимается постоянными поправками и согласованиями, корреляцией при  формировании фондов денежных средств как по доходам, так и по расходам, учитывая, что конечной целью финансового планирования является соответствие доходов расходам и, как идеальный результат, — получение по каждому фонду баланса доходов и расходов денежных средств.

 Направление финансовой политики зависит от экономического состояния страны. Общей тенденцией сегодня является повышение роли правительства и регулировании национальной экономике через финансовую систему. Это связано с ростом расходов на поддержание уровня доходов, на программы по социальному обеспечению и т.д.

 

1.2 Правовые основы финансовой  деятельности РФ

 

Финансовая  деятельность государства - это осуществление  им функций по планомерному образованию, распределению и использованию  денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны [6,c. 99].

Сфера финансовой деятельности относится к ведению, как федеральных органов, так  и субъектов Федерации, а также  органов местного самоуправления.

Конкретные  правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает  в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают  финансово-правовые акты, посредством  которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения  в области аккумуляции, распределения  и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Руководит финансовой деятельностью и направляет ее через свои органы, наделенные специальной  компетенцией, государство. Финансовой деятельностью занимаются практически  все без исключения органы государства.

В ведении  Российской Федерации [1, Cт. 71] находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

В соответствии с Конституцией РФ представительные органы в лице Федерального Собрания РФ и представительных органов субъектов  Федерации рассматривают, обсуждают  и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик, входящих в состав РФ. [1, Cт. 106]

В соответствии с Конституцией РФ Правительство  РФ:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой кредитной и денежной политики [1, Cт.104].

Согласно  принципу разделения властей прерогативой представительных государственных  органов власти является принятие законов по вопросам финансов. При этом в соответствии с Конституцией РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ [1, Cт. 104].

Органы  исполнительной власти (Правительство  РФ, правительства республик в  составе РФ, администрации краев, областей, районов и т.д.) принимают меры к реализации вышеперечисленных законопроектов под контролем представительных органов.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции  РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства, в  соответствии с которой строится и финансовая политика.

В целях  информационно-аналитического обеспечения  Президента РФ в области финансово-бюджетных  проблем в составе Администрации  Президента РФ образовано финансово-бюджетное  управление Президента РФ. Его деятельность распространяется на области общегосударственных  финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных  отношений и денежного обращения.

 

1.3 Структура  финансовой системы РФ

 

В структуру  финансов как целостной категории  с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов).

Финансовый  институт - группа однородных экономических  отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или  распределения денежных средств [3, с. 345].

Информация о работе Финансовая система в России и основные направления её развития