Финансовая система в России и основные направления её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:53, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопросов о функциях, структуре финансовой системы России, а так же и рассмотрение вопроса о дальнейшем развитии финансовой системы РФ в мировом экономическом кризисе.

Содержание работы

Содержание 1
Введение 3
1 Финансовая система России 5
1.1 Общее понятие о финансовой системе государства 5
1.2 Правовые основы финансовой деятельности РФ 7
2 Пути развития финансовой системы России 12
2.1 Этапы развития финансовой системы России 12
2.2 Проблемы финансовой системы России 13
2.3 На пути к инновационной эволюции финансовой системы России 15
Заключение 18
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

Экономика Цыба.docx

— 52.40 Кб (Скачать файл)

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в  сфере бюджетной, финансовой, кредитной  и денежной политики, определенные Федеральным конституционным законом  от 17 декабря 1997г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 31 декабря 1997г. N 3-ФЗ). В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.

Представительные  и исполнительные органы субъектов  РФ, местного самоуправления выполняют  на соответствующей территории функции  в области финансов в пределах своей компетенции.

Финансовую  систему РФ составляют следующие  институты [7, с. 255]:

  • бюджетная система;
  • внебюджетные целевые фонды;
  • финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • имущественное и личное страхование;
  • кредит (государственный и банковский).

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих  государственных и административно-территориальных  образований. В финансовую систему  РФ также включаются финансы юридических  и физических лиц.

Возглавляет систему финансовых органов Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации, которое является органом  исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной  политики и осуществляющим общее  руководство организацией финансов в стране. Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению  как федерального органа по управлению финансами страны.

Функции финансовой деятельности выполняют  также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Вместе  с тем существует система органов  управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система  финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами  и осуществления контроля в этой сфере.

Систему кредитных учреждений возглавляет  Центральный банк РФ. Он как один из специальных органов также  осуществляет финансовую деятельность государства, являясь органом государственного управления и осуществляя государственное  руководство в области банковской деятельности. На него возложена эмиссия  денег, вместе с Правительством РФ Центральный  банк РФ определяет политику государства  в области денег и денежного  обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков.

Ряд органов  в Российской Федерации специально занимаются контролем в области финансовой деятельности государства [5, с. 167]:

  • Счетная палата РФ (организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов);
  • Федеральное казначейство;
  • Министерство РФ по налогам и сборам;
  • Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ);
  • Таможенная служба.

 

 

2 Пути развития финансовой системы  России

 

2.1 Этапы развития финансовой  системы России

 

Определение руководством страны необходимости  перехода к инновационному экономическому росту обозначает новые требования к развитию финансовой системы Российской Федерации и типу реализуемой  финансовой политики.

Речь  идет о новом этапе системной  трансформации. До сих пор, как представляется, Россия прошла два этапа. Первый (1992-1998гг.) можно охарактеризовать как этап скачка в рынок. Он сопровождался  как некоторыми положительными, так  и глубоко негативными, разрушительными  процессами, последствия которых  оказались долговременными.

Основные  параметры эволюции экономической  системы России в 1999-2007гг. характеризовались  следующими тенденциями: ежегодным  ростом ВВП в 6-8%; преодолением платежного кризиса и увеличением коэффициента рублевой монетизации с 12,3% к ВВП  в 1995 г. до 32% к 2008 г.; снижением инфляции на потребительском рынке с 20,2% в 2000 г. до 10-12% в 2006-2007гг.; переходом к политике профицитного федерального бюджета; формированием крупных финансовых резервов в виде стабилизационного фонда (резервирование бюджетных доходов) и валютных резервов Банка России с размещением их в иностранных финансовых системах (инвестирование в ценные бумаги правительств 14 стран: США, Западная Европа, Япония); внедрением в бюджетную систему на всех уровнях «стабилизационных» механизмов в форме бюджетирования по результатам (БОР), ведомственных бюджетных программ, государственных и муниципальных закупок; жестким разграничением расходных полномочий между уровнями бюджетной системы; восстановлением процесса накопления капитала в реальном секторе экономики (ежегодный рост капиталовложений в основной капитал на уровне 10-17%); интенсивной капитализацией фондового рынка вплоть до финансового кризиса в августе-сентябре 2008г.; повышением реальных доходов сектора домашних хозяйств в 2,5 раза к 2008г. по сравнению с 2000г [8].

Экономических и финансовых препятствий к этому  не было. Фактор времени был упущен, Россия решала проблемы «догоняющего развития» к уровню далекого прошлого 1990г., т. е. возврата к параметрам экономического потенциала, доставшегося почти 20 лет  назад от советского времени. Поэтому  вся применяемая в научной  литературе и политической жизни  методология оценки экономического роста и политики удвоения ВВП  как бы повернута «головой назад», к 1990г., или, более того, к «провальному» 1995г., в то время как мировая  экономика все эти 17 лет развивалась  по восходящей траектории к 1990г.

В период 1990-2010 гг. вся мировая экономика по объему ВВП к 2010г. вырасла по сравнению с базой 1990г. примерно в 2 раза, в том числе экономика США - на 81,1%, объем производства в КНР - более чем в 6 раз, Индии - более чем в 3 раза. Страны Восточной Европы будут иметь 173,1% ВВП уровня 1990г., а Россия - 107,8%.

 

2.2 Проблемы финансовой системы  России

 

События последнего времени показывают, что  вопрос обеспечения суверенитета и  национальной безопасности Российской Федерации в реализации стратегии  инновационного развития до сих пор  остается актуальным и приоритетным. Во-первых, из-за развернувшегося в 2007г., и особенно в августе-октябре 2008г. мирового финансового кризиса, затронувшего Россию и поставившего нашу страну перед необходимостью снова  решать, казалось бы, решенную проблему финансовой стабилизации. Во-вторых, инициированные зарубежными силами события на Кавказе, втянувшие Россию в военную ситуацию, явились актом, за которым скрывается стремление, как и в предшествующий период, сорвать процессы стабилизации и особенно стратегические намерения руководства страны к проведению качественно новой, инновационной политики трансформации, научное обоснование которой было ранее дано во многих трудах отечественных экономистов.

Объективным фактором, вновь вернувшим Россию к проблеме финансовой стабилизации, явился финансовый кризис в США, ставший  мировым финансовым кризисом, под  воздействием которого оказались российский фондовый рынок, коммерческие банки  и ряд крупных российских холдингов. По прозвучавшим оценкам, 75% падения  или коррекции фондовых индексов связаны с последствиями международного финансового кризиса и 25% - это  наши внутренние проблемы.

Есть  еще ряд факторов падения российского  фондового рынка, прежде всего засилье  спекулятивного иностранного капитала, повышающего капитализацию для  извлечения и вывоза прибыли из России.

В реальном процессе эволюции российской экономике  вновь необходимо решать проблемы стабилизационного  характера, а именно проблемы: снижения инфляции до 7-8%, которая в 2008г. составила  на потребительском рынке более 14%; восстановления инвестиционного  процесса, существенно нарушенного  падением фондового рынка; возобновления устойчивых взаимосвязей между бюджетной системой, банковской системой, реальным сектором экономики, в том числе процессов долгосрочного и краткосрочного кредитования, активного размещения инструментов долговых обязательств на фондовом рынке, посредством которых до кризиса в августе-сентябре 2008г. формировалось до 30% инвестиционных ресурсов предприятий и значительная часть заемных ресурсов субъектов Федерации для финансирования их бюджетных дефицитов, возникавших в связи с реализацией региональных инвестиционных программ.

Финансовый  кризис ведет к излишней концентрации банковского капитала в двух-трех финансовых центрах, сокращению сети региональных банков, что может иметь негативные последствия для развития финансов территорий и предоставления банковских услуг населению и малому предпринимательству. Из-за кризиса российская банковская сеть может потерять до 30% кредитных организаций, при этом наиболее пострадает розничное банковское кредитование. Уже в сентябре 2008г. ипотечным кредитованием занимались не более 10 банков, причем размер ставок по ипотечным кредитам поднялся в этом месяце до 13,5-16% годовых (без учета различных обременении), а к концу года превысит 20-25%.

Крупнейшие  банки обычно руководствуются критериями своей капитализации и рентабельности и могут ориентироваться на сокращение филиальной сети. Такую политику проводил Сбербанк РФ, сокращая нерентабельные, с его позиций, отделения в отдаленных уголках России.

Проблема  финансовой стабилизации в России в  относительно короткие сроки не может  быть решена без усиления государственного регулирования основных звеньев  финансовой системы, а также развития функций Центрального банка РФ, восстановления его функции прямого кредитования инновационных отраслей экономики. Это означает, что необходимо видеть ограниченность монетаристской политики финансового регулирования, которая  потерпела крах в США и в  России тоже. Поэтому именно монетаристскую и либералистичекую политику, политику дерегулирования и вытеснения государства из экономической и финансовой системы, в том числе с помощью мер административной реформы, следует рассматривать как базисный причинный фактор современного финансового экономического кризиса, создавший условия для критически опасного характера спекулятивности мирового и национального капитала в России.

 

2.3 На пути к инновационной эволюции финансовой системы России

 

Инновационный этап функционирования финансовой системы  и проведения финансовой политики потребует  существенного изменения финансовых пропорций и перераспределения  финансовых потоков. Разработанная  правительством (экономическим и  финансовым блоком) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г. и соответствующий прогноз лишь имитируют смену приоритетов и инновационность сценария развития, поскольку не выражают закономерностей воспроизводственных процессов в России и не нацелены на формирование реальных механизмов инновационного экономического роста. Российская экономика находится в настоящее время в глубокой «инновационной яме».

Реального рывка в инновационном развитии России до 2020 г. не намечается как по прогнозируемым масштабам, так и  из-за отсутствия механизма инновационного развития у государственных ведомств и незаинтересованности в этом отечественного капитала вследствие его искусственного генезиса, слабой ориентированности  и побудительности либерально-монетаристской политикой «модернизации снизу», слабости и неинновационности государственного сектора.

Ни финансового  обеспечения, ни программы развертывания  сети новых инновационных предприятий  и инновационных «кластеров»  Концепция не содержит.

Из концептуальных документов правительства следует, что вплоть до 2023г. предусматривается  продолжение политики ограничительного использования растущего российского  финансового потенциала, не отменяется «стерилизация» его в финансовые резервы, размещенные, несмотря на мировой  финансовый кризис, в зарубежных финансовых системах, в основном в государственных  облигациях, за счет которых западные правительства финансируют свои бюджетные депозиты. Возможности государственного финансирования инновационного развития России в правительственной стратегии ограничены: пределом расходов бюджетной системы на уровне 33% ВВП и ниже, который установлен вплоть до 2025г.; продолжением практики выведения нефтегазовых доходов из российской экономической системы, занижения макроэкономических параметров (ВВП, инфляции), что дает правительству свободу в определении бюджетных расходов, в том числе на инновационное развитие, оборонный заказ, индексацию финансирования социальной сферы; ошибочным прогнозированием как текущих, так и среднесрочных процентов, не говоря о долгосрочных как на внутреннем, так и мировом рынках. Это особенно проявляется в ошибочном прогнозировании мировых цен на энергоносители, инфляционных процессов.

Опасность отодвигания решения проблемы инновационного развития весьма реальна. Так, в разработанных Минэкономразвития РФ Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030гг. «оптимистически» утверждается, что в инновационном варианте сохранится тенденция роста государственных затрат на проведение отраслевых и междисциплинарных НИОКР и что указанные расходы дадут значительный макроэкономический эффект через 8-10 лет.

Не следует  рассматривать как основательные  аргументы финансовых властей против снижения ставки налога на добавленную  стоимость с 18% до 10-12%: уменьшение ставки НДС до 10% не привело бы к снижению доходов и расходов федерального бюджета, а только сократило бы бюджетный  профицит в 2007г. до 1184 млрд. руб. вместо 1796,1 млрд. руб., который был направлен в стабилизационный фонд.

Информация о работе Финансовая система в России и основные направления её развития