Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:53, реферат
Целью данной работы является рассмотрение вопросов о функциях, структуре финансовой системы России, а так же и рассмотрение вопроса о дальнейшем развитии финансовой системы РФ в мировом экономическом кризисе.
Содержание 1
Введение 3
1 Финансовая система России 5
1.1 Общее понятие о финансовой системе государства 5
1.2 Правовые основы финансовой деятельности РФ 7
2 Пути развития финансовой системы России 12
2.1 Этапы развития финансовой системы России 12
2.2 Проблемы финансовой системы России 13
2.3 На пути к инновационной эволюции финансовой системы России 15
Заключение 18
Список используемой литературы 20
Правительство
РФ осуществляет свои полномочия в
сфере бюджетной, финансовой, кредитной
и денежной политики, определенные
Федеральным конституционным
Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.
Финансовую систему РФ составляют следующие институты [7, с. 255]:
Центральное
место в финансовой системе РФ
принадлежит бюджетной системе,
с помощью которой образуются
фонды денежных средств соответствующих
государственных и
Возглавляет систему финансовых органов Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны.
Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.
Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере.
Систему
кредитных учреждений возглавляет
Центральный банк РФ. Он как один
из специальных органов также
осуществляет финансовую деятельность
государства, являясь органом
Ряд органов в Российской Федерации специально занимаются контролем в области финансовой деятельности государства [5, с. 167]:
2 Пути развития финансовой
2.1 Этапы развития финансовой системы России
Определение руководством страны необходимости перехода к инновационному экономическому росту обозначает новые требования к развитию финансовой системы Российской Федерации и типу реализуемой финансовой политики.
Речь идет о новом этапе системной трансформации. До сих пор, как представляется, Россия прошла два этапа. Первый (1992-1998гг.) можно охарактеризовать как этап скачка в рынок. Он сопровождался как некоторыми положительными, так и глубоко негативными, разрушительными процессами, последствия которых оказались долговременными.
Основные
параметры эволюции экономической
системы России в 1999-2007гг. характеризовались
следующими тенденциями: ежегодным
ростом ВВП в 6-8%; преодолением платежного
кризиса и увеличением
Экономических и финансовых препятствий к этому не было. Фактор времени был упущен, Россия решала проблемы «догоняющего развития» к уровню далекого прошлого 1990г., т. е. возврата к параметрам экономического потенциала, доставшегося почти 20 лет назад от советского времени. Поэтому вся применяемая в научной литературе и политической жизни методология оценки экономического роста и политики удвоения ВВП как бы повернута «головой назад», к 1990г., или, более того, к «провальному» 1995г., в то время как мировая экономика все эти 17 лет развивалась по восходящей траектории к 1990г.
В период 1990-2010 гг. вся мировая экономика по объему ВВП к 2010г. вырасла по сравнению с базой 1990г. примерно в 2 раза, в том числе экономика США - на 81,1%, объем производства в КНР - более чем в 6 раз, Индии - более чем в 3 раза. Страны Восточной Европы будут иметь 173,1% ВВП уровня 1990г., а Россия - 107,8%.
2.2 Проблемы финансовой системы России
События последнего времени показывают, что вопрос обеспечения суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации в реализации стратегии инновационного развития до сих пор остается актуальным и приоритетным. Во-первых, из-за развернувшегося в 2007г., и особенно в августе-октябре 2008г. мирового финансового кризиса, затронувшего Россию и поставившего нашу страну перед необходимостью снова решать, казалось бы, решенную проблему финансовой стабилизации. Во-вторых, инициированные зарубежными силами события на Кавказе, втянувшие Россию в военную ситуацию, явились актом, за которым скрывается стремление, как и в предшествующий период, сорвать процессы стабилизации и особенно стратегические намерения руководства страны к проведению качественно новой, инновационной политики трансформации, научное обоснование которой было ранее дано во многих трудах отечественных экономистов.
Объективным
фактором, вновь вернувшим Россию
к проблеме финансовой стабилизации,
явился финансовый кризис в США, ставший
мировым финансовым кризисом, под
воздействием которого оказались российский
фондовый рынок, коммерческие банки
и ряд крупных российских холдингов.
По прозвучавшим оценкам, 75% падения
или коррекции фондовых индексов
связаны с последствиями
Есть еще ряд факторов падения российского фондового рынка, прежде всего засилье спекулятивного иностранного капитала, повышающего капитализацию для извлечения и вывоза прибыли из России.
В реальном процессе эволюции российской экономике вновь необходимо решать проблемы стабилизационного характера, а именно проблемы: снижения инфляции до 7-8%, которая в 2008г. составила на потребительском рынке более 14%; восстановления инвестиционного процесса, существенно нарушенного падением фондового рынка; возобновления устойчивых взаимосвязей между бюджетной системой, банковской системой, реальным сектором экономики, в том числе процессов долгосрочного и краткосрочного кредитования, активного размещения инструментов долговых обязательств на фондовом рынке, посредством которых до кризиса в августе-сентябре 2008г. формировалось до 30% инвестиционных ресурсов предприятий и значительная часть заемных ресурсов субъектов Федерации для финансирования их бюджетных дефицитов, возникавших в связи с реализацией региональных инвестиционных программ.
Финансовый кризис ведет к излишней концентрации банковского капитала в двух-трех финансовых центрах, сокращению сети региональных банков, что может иметь негативные последствия для развития финансов территорий и предоставления банковских услуг населению и малому предпринимательству. Из-за кризиса российская банковская сеть может потерять до 30% кредитных организаций, при этом наиболее пострадает розничное банковское кредитование. Уже в сентябре 2008г. ипотечным кредитованием занимались не более 10 банков, причем размер ставок по ипотечным кредитам поднялся в этом месяце до 13,5-16% годовых (без учета различных обременении), а к концу года превысит 20-25%.
Крупнейшие
банки обычно руководствуются критериями
своей капитализации и
Проблема
финансовой стабилизации в России в
относительно короткие сроки не может
быть решена без усиления государственного
регулирования основных звеньев
финансовой системы, а также развития
функций Центрального банка РФ, восстановления
его функции прямого
2.3 На пути к инновационной эволюции финансовой системы России
Инновационный
этап функционирования финансовой системы
и проведения финансовой политики потребует
существенного изменения
Реального
рывка в инновационном развитии
России до 2020 г. не намечается как по
прогнозируемым масштабам, так и
из-за отсутствия механизма инновационного
развития у государственных ведомств
и незаинтересованности в этом отечественного
капитала вследствие его искусственного
генезиса, слабой ориентированности
и побудительности либерально-
Ни финансового
обеспечения, ни программы развертывания
сети новых инновационных
Из концептуальных
документов правительства следует,
что вплоть до 2023г. предусматривается
продолжение политики ограничительного
использования растущего
Опасность отодвигания решения проблемы инновационного развития весьма реальна. Так, в разработанных Минэкономразвития РФ Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030гг. «оптимистически» утверждается, что в инновационном варианте сохранится тенденция роста государственных затрат на проведение отраслевых и междисциплинарных НИОКР и что указанные расходы дадут значительный макроэкономический эффект через 8-10 лет.
Не следует
рассматривать как
Информация о работе Финансовая система в России и основные направления её развития