Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:55, курсовая работа
Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика финансовой системы……………………0
Сущность финансовой системы …………0
Генезис финансовой системы…………………………………….0
Глава 2. Особенности финансовой системы в рыночной экономике…………0
2.1 Функции финансовой системы в рыночной экономике………..0
2.2 Принципы организации финансовой системы в рыночной экономике……………………………………………………………………….0
Заключение……………………………………………………………….…0
Список использованной литературы ……………………………….0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика финансовой системы……………………0
Глава 2. Особенности финансовой системы в рыночной экономике…………0
2.1 Функции финансовой системы в рыночной экономике………..0
2.2 Принципы организации финансовой системы
в рыночной экономике………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………….0
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Степень разработанности проблемы. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.
Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.
Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Финансы представляют собой
довольно сложное общественное явление.
Они охватывают широкую гамму
обменно-распределительных
Выделение форм финансовых отношений
характеризует относительное отделение
отдельных составляющих финансов. Совокупность
этих составляющих определяется термином
«финансовая система». Как и всякая другая
система, она является не простым набором
отдельных элементов, а совокупностью
взаимосвязанных элементов, которые имеют
однородные признаки.
Финансовая система государства является
отображением форм и методов конкретного
использования финансов в экономике и
соответственно к задействованной модели
экономики в значительной мере обозначается
ею.
Финансовые системы некоторых государств
могут отличаться по своей структуре,
но они все имеют общий признак – это различные
фонды финансовых ресурсов, которые отличаются
по методам мобилизации и их использованию,
однако тесно связаны между собой, имеют
прямое и обратное влияние на экономические
и социальные процессы в государстве,
а также на формирование и использования
фондов финансовых ресурсов в разрезе
отдельных звеньев.
Можно утверждать, что каждое звено финансовой
системы является независимым её элементом,
но эта самостоятельность относительна
в середине единого целого. Финансовая
система – это совокупность разнообразных
видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных
в распоряжении государства, нефинансового
сектора экономики (хозяйствующих субъектов),
отдельных финансовых институтов и населения
(домохозяйств) для исполнения возложенных
на них функций, а также для удовлетворения
экономических и социальных потребностей.
1.2 ГЕНЕЗИС ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Наука о финансах
базируется на экономической теории.
Наука о финансах – это учение
о специфических
Финансы присутствуют во всех общественно-экономических формациях, обусловленных двумя принципами: наличием государства и развитием товарно-денежных отношений. Несмотря на общность содержания в каждой из формаций, финансы имеют свои отличия: по социальной сущности, роли в общественном производстве, формам финансовых отношений и т.д.
Многие экономисты неверно считают, что исторически первые финансовые отношения возникли с появлением государства, а точнее, с формированием материальной базы государства и создавались за счет принудительных натуральных сборов.
В эпоху рабовладения
и феодализма денежные налоги не получили
решающего значения в доходах
государства, что было обусловлено
натуральным характером общественного
воспроизводства. Главными видами доходов
государства являлись личное имущество
государей, дани и грабежи покоренных
народов, натуральные подати, сборы
и различные трудовые повинности.
Соответственно расходы государства
также были натуральными. Стоимостные
отношения в виде денежных налогов
занимали в этих формациях подчиненное
место при формировании доходов
и осуществлении
Поэтому эпоха
преимущественного изъятия
Исторически возникновение
финансов характеризуется, во-первых,
развитием, укреплением и расширением
товарно-денежных отношений; во-вторых,
усилением и расширением
При первобытно-общинном строе не было классов, не было государства. Первое государство возникло при рабовладельческом строе, где произошло первое крупное разделение общества на классы – рабовладельцев и рабов.
В докапиталистических
формациях большая часть
Переход от рабовладельческой
общественно-экономической
На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его монарха. Монарх распоряжался средствами страны как своей собственностью. Лишь с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникают понятия:
- государственные финансы;
- государственный бюджет;
- государственный кредит.
Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI-XVII вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма. Это позволяло первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены и получать высокие прибыли, которые, в основном, направлялись на расширение производства.
В условиях капитализма товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.
Возникновение государства
предполагает, кроме всего прочего,
установление определенных взаимоотношений
по распределению и
Слово «финансы» происходит от латинского «finis», обозначающего – конец, окончание, финиш в денежных отношениях, складывающихся между населением и государством. Это слово обозначало завершение платежа, окончательный расчет. Позднее, в XIII-XV вв. в торговых городах Италии от термина «finis» произошло слово «finansia», обозначающее любой денежный платеж.
Существует предположение, что термин «финансы» пришел из Древней Греции, т.к. одной из первых работ, посвященных государственным финансам, дошедших до нашего времени, является трактат Ксенофонта(430-355 гг. до н.э.) «О доходах Афинской республики», а также работа Аристотеля (384-322 гг.до н.э.) «Афинское государственное устройство».
В Европе исследованиями
финансовых отношений начал заниматься
Фома Аквинский (1225-1274 гг.), однако, в
его работах финансы
Следует отметить, что термин «финансы» в этих трудах использовался только в сочетании с государственными денежными отношениями, и только Лоренц фон Штейн впервые включил в финансы и местные денежные отношения.
В дальнейшем термин
получил международное
Но каковы предпосылки возникновения финансов? Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его. Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство?
Первая предпосылка.
В Центральной Европе в результате
первых буржуазных революций, хотя и
сохранились монархические
Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.
Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались, главным образом, за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Так как, несомненно, финансы являются исторической категорией (и имеют стадии возникновения), то можно выделить два основных этапа развития финансов.
Вначале – неразвитая форма финансов, когда основная масса денежных средств (2/3) расходовалась на военные цели, и финансы практически не оказывали воздействия на экономику. Другой характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
В настоящее время
повсеместно, независимо от политического
и экономического устройства того или
иного государства, финансы вступили
в новую стадию своего развития.
Это обусловлено тремя