Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика финансовой системы……………………0
Сущность финансовой системы …………0
Генезис финансовой системы…………………………………….0
Глава 2. Особенности финансовой системы в рыночной экономике…………0
2.1 Функции финансовой системы в рыночной экономике………..0
2.2 Принципы организации финансовой системы в рыночной экономике……………………………………………………………………….0
Заключение……………………………………………………………….…0
Список использованной литературы ……………………………….0

Файлы: 1 файл

эк.теория.docx

— 41.52 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОЙ  СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Сущность финансов как  особой сферы распределительных  отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

Объектами действия распределительной  функции финансов выступают стоимость  валового общественного продукта (в  ее денежной форме), а также часть  национального богатства (принявшая  денежную форму).

Субъектами при финансовом методе распределения выступают  юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками  воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

С помощью финансов распределительный  процесс протекает во всех сферах общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения  и потребления. Финансовый метод  распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. Финансовому распределению  присуща многоступенчатость, порождающая  разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Финансы, связанные с движением  стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через  финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в  целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее, как в фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы "пронизывают" все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Распределительная и контрольная  функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в  качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает  финансовая информация. Она заключена  в финансовых показателях, имеющихся  в бухгалтерской, статистической и  оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные  стороны работы предприятий и  оценить результаты хозяйственной  деятельности. На их основе принимаются  меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов1.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться  с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц  порядок ведения финансового  хозяйства, соблюдения установленных  норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов и  прежде всего вопрос об экономической  природе и границах финансовых отношений. Одни ученые считают, что финансы  возникают на второй стадии воспроизводственного процесса - при распределении и  перераспределении стоимости общественного  продукта; другие рассматривают финансы  как категорию воспроизводства  в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена.

Однако распределение  и обмен - это разные стадии воспроизводства, имеющие свои, особые экономические  формы выражения. Поэтому более  правомерно считать, что разные виды денежных отношений выражаются в  различных экономических формах. Отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости общественного продукта, составляют содержание категории финансов. Отношения, возникающие в процессе товарного обращения на основе систематически совершаемых актов купли-продажи, принимают форму расчетов, осуществляемых посредством денег как всеобщего эквивалента и цены как денежного выражения стоимости.

Тем не менее, финансовые отношения, будучи распределительными по характеру, одновременно являются неотъемлемой составной частью всей системы производственных отношений, органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса и могут оказывать воздействие на них2.

Большинство экономистов, разделяющих  распределительную трактовку сущности финансов, возражают против ограничения  финансов только перераспределительными отношениями, поскольку именно благодаря финансам осуществляется процесс первичного распределения стоимости на отдельные составные части, каждая из которых получает определенное целевое назначение.

К числу дискуссионных  относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику  финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение  финансов такой их признак как  императивность. Причем термин ”императивность" трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие причину, порождающую функционирование финансов3.

Если под императивностью  понимается практическая деятельность государства, направленная на организацию  финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое  употребление термина не вызывает возражений, но ничего не добавляет к характеристике сущности финансов.

Однако в некоторых  публикациях императивность трактуется как сущностная черта финансовых отношений. Подчеркивается, что при  характеристике категории финансов без данной черты не обойтись, поскольку  именно государство создает новые  распределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновения  и развития финансов является деятельность государства и его органов. Подобные утверждения неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные  потребности общественного развития вызывают существование финансов.

К числу дискуссионных  относится также вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две  функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти  утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т.д. Но при этом происходит подмена вопроса  о функциях финансов вопросом, об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т.д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения  обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной  функции отнюдь не считают, что она  порождена самим фактом функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают  ее со специфическим общественным назначением  финансов, подчеркивая, что, ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь "распределительной", как финансы.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная функция. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем  сущности и функций финансов. Более  глубокое знание экономической природы  финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего  использования данной категории  в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование  системы финансовых взаимосвязей4

2.2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКЕ

Главный принцип рыночной экономики декларирует право  любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и  осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон  же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной  деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и

свободе людей,  общественной стабильности, противоречат нормам морали.

Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

 

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий  исходный  принцип:"Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их  общественной опасности".  Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не  пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются

наиболее важными  атрибутами рынка в экономике.  Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных 

субъектов с разными формами  собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

Естественно, равноправие  или, лучше говорить, адекватность прав предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности. К тому же нерационально иметь одинаковые правила, скажем, налогообложения для предприятий с большим и малым коллективами и частников.

Речь идет о другом: чтобы  не создавать "особых" условий  специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение  одну из них и в невыгодное - другую. В сущности это предпосылка честной конкуренции  разных форм собственности. Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике.

Здесь имеется в виду, прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного  в недалеком прошлом советской экономике.

Плюрализм форм собственности  в рыночной экономике, их экономическое  равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике государственного типа.   Уже было сказано о самостоятельности в выборе форм и видов деятельности, однако к этому следует добавить: рыночной экономике свойственны процессы  саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию. Итак, на основе перечисленных фундаментальных принципов функционирует вся  рыночная экономическая система.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

                     

1 Ключевая А.В. Необходимость финансов в рыночных условиях // Финансовая газета. – 2007. - №6. – С.21

2 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – с.34

3 Осипов В.Р. Расширение функций финансов в товарно-денежных условиях // Финансы. - № 10. – С.22

4 Барин В.Г.Необходимость разработки теоретических проблем функций финансов в рыночных условиях// Финансы. – 2004. - №3.- С.11-12

 


Информация о работе Финансовая система