- оформление
задолженности в виде государственного
кредита с минимальной процентной
ставкой;
- проведение в
рамках выделенной задолженности
процедуры взаимозачета долгов
с другими хозяйствующими субъектами
и с государством.
Государственные
органы должны подходить индивидуально
к каждому из своих должников,
определяя формы эффективного взаимодействия.
Эта работа потребует нескольких месяцев
и должна вестись как на федеральном (примерно
200 наиболее крупных и важных для экономики
страны предприятий-должников), так и на
региональном уровне.
Перечисленные мероприятия
по первичному финансовому оздоровлению
предприятий не могут решить всех вопросов
перехода к экономическому росту. Это
обусловлено целым рядом причин более
общего характера. Первая из них связана
с недостатками проведенной приватизации,
в результате которой на большинстве предприятий
так и не появились эффективные собственники.
Выход из кризиса в данной сфере лежит
в области организационной и институциональной
реструктуризации предприятий.
Второй причиной
является низкая эффективность отечественной
промышленности, неумение многих предприятий
производить и сбывать свои товары при
устраивающем покупателей соотношении
"качество/цена", чрезмерно медленная
внутренняя перестройка деятельности
предприятий.
Совершенствование
механизма обеспечения интересов
собственников и устранение бесконтрольности
менеджеров
Проведение первого
этапа работ по "расчистке"
задолженности предприятий позволит
выявить картину их действительной
дееспособности и перспективности.
Соответствующими критериями можно
считать следующие:
- готовность владельцев
и менеджеров осуществить реальные
шаги по реструктуризации;
- наличие шансов
на восстановление или достижение
конкурентоспособности;
- возможность
участия в "кластерах развития",
то есть в группах предприятий,
работающих совместно в целях
создания конкурентоспособной продукции.
Именно такие кластеры формируются сегодня,
например, в оборонной промышленности,
и данная модель ("группового спасения")
представляется нам чрезвычайно перспективной
для российской промышленности в целом.
Предприятия-должники,
не отвечающие ни одному из указанных
требований, должны подпадать под процедуру
банкротства. В том случае, если для подобного
предприятия не находится эффективного
собственника, способного осуществить
его санацию при сохранении прежнего профиля
или путем полного перепрофилирования,
оно ликвидируется. Если предприятие является
перспективным, то оно совместно с государством
ищет пути выхода из кризисной ситуации.
Одним из возможных
и в некоторых случаях необходимых
шагов для нормализации ситуации
может и должна стать реструктуризация
собственности. Речь идет об организации
дополнительной эмиссии акций или иных
ценных бумаг предприятия и об использовании
вырученных от их продажи средств или
самих ценных бумаг для погашения задолженности
перед бюджетом или внебюджетными фондами.
Реально это означает увеличение доли
федеральной или муниципальной собственности
в капитале предприятий. Реструктуризация
собственности необходима потому, что
сегодня, спустя достаточно длительное
время после завершения ваучерной приватизации,
можно констатировать: она не решила ни
одной из продекларированных задач - ни
создания класса частных собственников
с соответствующим изменением общественной
психологии, ни обеспечения возможностей
привлечения предприятиями финансовых
ресурсов на рынке ценных бумаг для формирования
нового физического капитала (за редкими
исключениями), ни существенного увеличения
притока иностранных инвестиций.
Одним из путей
финансового оздоровления предприятия
могла бы стать дополнительная эмиссия
акций.
По
нашему мнению, такой основой могла бы стать дооценка
капитала предприятий при проведении
переоценки основных средств по их рыночной
стоимости, то есть с учетом возможной
доходности использования капитала в
будущем. Для этих целей не годятся отчетные
бухгалтерские данные предприятий, поскольку
они полностью деформированы системой
бартерных расчетов и многочисленными
механизмами сокрытия прибыли, освоенными
менеджерами и финансистами предприятий
за последние годы.3
Проведение
переоценки в этой ситуации должно
быть поручено независимым оценщикам
(возможно и создание смешанных комиссий
из представителей Госналогслужбы, местных
органов власти и частных аудиторских,
консалтинговых и оценочных фирм).
Естественно, такой дорогостоящий способ
нужно применять к наиболее перспективным
предприятиям, перечень которых следует
определять федеральным или местным органам
власти.
Если
в результате оценки стоимость капитала
окажется больше покрытой проведенными
ранее эмиссиями акций, то на величину
превышения нужно осуществить выпуск
дополнительных обыкновенных (голосующих)
акций. При этом такие акции должны в первоочередном
порядке передаваться федеральным или
местным органам власти в погашение задолженности
перед их бюджетами. В ряде случаев возможен
также выкуп предприятия у частных владельцев.
Кроме
того, возврат предприятий под
контроль федеральных или местных
органов власти может быть обеспечен
в ходе санации временно неплатежеспособных,
но перспективных предприятий,
имеющих большую задолженность перед
бюджетом. В соответствии с общепринятой
практикой при банкротстве хозяйствующих
субъектов права кредиторов пропорциональны
величине долга перед ними предприятия
банкрота.
В тех
случаях, когда местные или федеральные
органы власти являются основными кредиторами,
они имеют возможность оказывать наибольшее
влияние на их судьбу. При переходе предприятия
в результате банкротства под контроль
федеральных (субъектов Федерации) органов
власти не возникает каких-либо обязательств
перед бывшими собственниками, а лишь
перед его кредиторами, причем не в полном
размере. Погашение части обязательств
может быть осуществлено путем зачета
долгов самих кредиторов перед местным
бюджетом.
1.3 Роль
государства в финансовом оздоровлении
Постановлением
Правительства утверждена система
критериев для определения неудовлетворительной
структуры баланса неплатежеспособных
предприятий, базирующаяся на показателях
текущей ликвидности и обеспеченности собственными
оборотными средствами, а также способности
восстановить (утратить) платежеспособность.
На
основании приведенной в постановлении
системы критериев принимаются
решения о:4
- признании
структуры баланса неудовлетворительной,
а предприятия -неплатежеспособным;
- наличии
реальной возможности предприятия-должника
восстановить платежеспособность;
- наличии
реальной возможности утраты
платежеспособности предприятия,
если оно в ближайшее время
не сможет выполнить обязательства
перед кредиторами.
Указанные решения принимаются
по результатам анализа и вне зависимости
от наличия установленных законодательством
внешних признаков несостоятельности
предприятия. Данные решения принимаются
Федеральным управлением по делам о несостоятельности
(банкротстве) при Госкомитете РФ по управлению
государственным имуществом в отношении
федеральных государственных предприятии,
а также предприятий, в капитале которых
доля (вклад) Российской Федерации составляет
более 25%.
Принятые решения являются основанием
для подготовки предложений
по оказанию финансовой поддержки неплатежеспособным
предприятиям, проведения реорганизационных
процедур для восстановления платежеспособности,
приватизации этих предприятий, ликвидационных
мероприятий, а также применения иных
установленных действующим законодательством
полномочий Федерального управления.
Антикризисное регулирование содержит
меры организационно-экономического и
нормативно-правового воздействия со
стороны государства, направленные на
защиту предприятий от кризисных ситуаций,
предотвращение банкротства или ликвидацию
в случае неэффективности его дальнейшего
функционирования.
Основными направлениями государственного
антикризисного регулирования являются:
совершенствование законодательной
базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий; осуществление
мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий,
включая оказание государственной поддержки
неплатежеспособным предприятиям и привлечение
инвесторов, участвующих в оздоровлении
этих предприятий; принятие правительством
РФ мер, направленных на преодоление кризиса
неплатежей; приватизация и добровольная
ликвидация предприятий-должников; создание
института арбитражных и конкурсных управляющих.
В сферах,
имеющих особое значение для экономической
и социальной жизни, государство
применяет специальные
меры предупреждения кризисных ситуаций.
Такие
меры можно разделить на две группы:
1. финансовая
поддержка,
2. особое
администрирование
Подобные меры позволяют
минимизировать риски банкротства общественно-значимых
предприятий а также сгладить негативные
последствия такого банкротства. К общественно-значимым
относятся градообразующие и стратегические
предприятия, банки, страховые и финансовые
компании, сельскохозяйственные предприятия,
а также естественные монополии.
Основные
формы финансовой поддержки:5
целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;
субсидирование процентной ставки по кредиту;
предоставление гарантий по кредиту;
2. Определение
платежеспособности, финансовой устойчивости
и вероятности банкротства ЗАО «Строительно
монтажное предприятие 95»
2.1 Двумерная и трехмерная интерпретация
зон хозяйствования. Методика Градова
А.П.
Определение зоны
хозяйствования позволит наглядно оценить
результаты деятельности предприятия
ЗАО «Строительно монтажное предприятие 95» для
построения двумерной интерпретации зоны
хозяйствования используют показатели:
Рис. 1 Двумерная интерпретация зон хозяйствования
ЗАО «СМП 95»
Более обширное
представление о зонах хозяйствования
дает n – мерная параметрическая
интерпретация.
Для построения
n – мерной зоны хозяйствования используются
следующие показатели:
-
- Рентабельность активов
- Коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами
- Коэффициент чувствительности
- Окупаемость активов
Рис. 2 Трехмерная интерпретация зон хозяйствования
ЗАО «СМП 95»
Все коэффициенты
находятся в критической зоне
хозяйствования. Активы не окупаются,
доля собственных средств в общей
структуре невелика, текущая ликвидность ниже нормативного
значения.
Из этого
следует, что предприятие ЗАО
«Строительно монтажное предприятие
95» является убыточным, нерентабельным
производством, финансово-неустойчивым
предприятием.
2.2 Методики
оценки риска вероятности банкротства ЗАО «Строительно
монтажное предприятие 95»
Прогнозирование
банкротства можно определить, как
комплекс исследований, невправленных
на выявление признаков, характеризующих
степень потери финансовой устойчивости
и платежеспособности.
Наибольшую
известность с области прогнозирования
угрозы банкротства получили работы известных
западных экономистов Э. Альтмана, Р. Тофлера,
разработанные на базе многомерного дискриминантного
анализа.
А. Альтман исследовал
22 финансовых коэффициента и которых
выбрал 5 наиболее значимых для диагностики
z – модели.
х1 – оценивает сумму чистых
ликвидных активов компании по отношению
к его совокупным активам.
х2 – отражает уровень
финансового рычага компании.
х3 – отражает эффективность
операционной деятельности компании.
х4 – отражает долю заемных
средств в общей структуре собственного
капитала.
х5 – характеризует рентабельность
активов предприятия.
Проводя анализ
вероятности банкротства по методики
Э. Альтмана и рассчитав Z – показатель, который находится
в интервале 1,81 < 2,715 < 2,77, можно сделать
вывод о том, что ЗАО «Строительно монтажное
предприятие 95» имеет среднюю вероятность
краха компании, приблизительно 35% – 50%.
Отечественная
методика основана на использовании
ограниченного круга показателей
согласно Федеральному управлению
по делам о несостоятельности предприятия
(ФУДН).
На основе данной
методики рассчитываются 3 коэффициента:
- Коэффициент текущей ликвидности.
- Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.
Данные показатели
не соответствуют нормативным
значениям, исходя из этого, можно сделать
вывод о том, что структура баланса ЗАО
«Строительно монтажное предприятие 95»
признается неудовлетворительной, а предприятие
неплатежеспособным. Для дальнейшего
более детального определения платежеспособности
и финансовой устойчивости компании рассчитаем
коэффициент восстановления платежеспособности
за предстоящий период (6 месяцев)