Финансовые рынки и их регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:11, реферат

Описание работы

Развитие финансовых рынков играет особую роль в развивающейся рыночной экономике. Финансовый рынок включает в себя сложную систему взаимоотношений между его участниками, органами регулирования и саморегулирования, обеспечивающую торговлю финансовыми инструментами и основанную на нормативно-правовых актах и обычаях делового оборота. В текущей обстановке важно оперативное регулирование всех уровней финансового рынка.

Файлы: 1 файл

финансовые рынки и их регулирование в российской экономике (Автосохраненный).docx

— 168.86 Кб (Скачать файл)

§3. Основные направления  регулирования финансового рынка

Развитие финансовых рынков играет особую роль в развивающейся  рыночной экономике. Регулирование является важнейшей составляющей финансовых рынков. Регулирование финансовых рынков в различных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей2.

Первая предполагает регулирование  государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональным участников рынка – саморегулирующим (СРО) организациям (например, во Франции)

Вторая подразумевает  передачу максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям. При этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (Великобритания). В преобладающем большинстве стран централизации и жестокость регулирования колеблются между этими концепциями.

При этом структура государственных  органов, регулирующих рынков, зависит  от модели рынка, принятой в той или  иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране (в странах с федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в США – штатам, в Германии – землям). Общей тенденций в мировой практике регулирования финансового рынка является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Регулирование финансового рынка проводится по нескольким основным направлениям.

1) Управление  ликвидностью

На развитых финансовых рынках ликвидность  рассматривается как  возможность быстрой и легкой купли-продажи тех или иных финансовых инструментов. При этом  финансовый инструмент считается ликвидным, если его можно обратить в наличность при разумном уровне издержек. Высокий  уровень  ликвидности небанковской части финансового рынка или  рынка капитала в целом подразумевает  наличие на нем широкого перечня  финансовых инструментов с разнообразными характеристиками, обладающих достаточным  уровнем ликвидности, и сопоставимым по масштабам с другими финансовыми  рынками. Ликвидность рынка проявляется  в его емкости и способности  амортизировать внезапные изменения  в спросе и предложении без  соответствующего значительного колебания  цен. Каждая отдельная сделка, заключаемая  на высоколиквидном рынке, сама по себе не способна оказать существенного влияния на рыночную цену товара.

  2) Защита инвесторов

Включает в себя такие  показатели степени защищенности интересов  инвестора, как: прозрачность сделок, склонность к использованию положения в  корыстных целях, возможность для  акционеров преследовать чиновников и  директоров судебным порядком за должностные  проступки и индекс степени защищенности интересов инвестора.

  3) Транспарентность или прозрачность финансового рынка является одной из ключевых характеристик, влияющих на выбор инвестором обращающихся на нем финансовых инструментов в качестве объекта инвестиций. Механизмом обеспечения транспарентности финансового рынка является система раскрытия информации, формируемая в соответствии с нормативными требованиями регулятора финансового рынка.

4) Мониторинг финансового  рынка

Надзор за деятельностью профессиональных участников  рынка и институциональных инвесторов, а также контроль деятельности их саморегулируемых организаций. Предполагает постоянное наблюдение за основными показателями финансово-кредитной системы с целью оценки ее состояния, контроля и прогноза.

5) Развитие инфраструктуры финансового рынка

Эффективность финансового  рынка в значительной степени  предопределяется уровнем развития его инфраструктуры и качеством  организации взаимодействия операторов финансового рынка и институциональных  инвесторов с ее элементами. Развитие финансового рынка, в конечном счете, осуществляется на базе и по мере развития его инфраструктуры. В связи с  этим под инфраструктурой финансового рынка предлагается понимать совокупность финансовых институтов, осуществляющих по отношению к институциональным и иным инвесторам, а также к операторам рынка, функции по обслуживанию сделок с финансовыми инструментами, совершаемых с участием или в  интересах последних (рис. 2). В рамках инфраструктуры можно выделить  ее основные составляющие:

  • торговая система как совокупность элементов инфраструктуры,   включающая биржи и иных организаторов торговли, обеспечивающих куплю/продажу финансовых инструментов;
  • расчетная система как совокупность элементов инфраструктуры, включающая банки и небанковские кредитные и клиринговые организации, обеспечивающая клиринг сделок с финансовыми инструментами, ведение денежных счетов участников торговли финансовыми инструментами и их клиентов и осуществление расчетов по ее результатам;
  • учетная система как совокупность элементов инфраструктуры, включающая регистраторов и депозитариев, обеспечивающая фиксацию и учет перехода прав собственности на финансовые инструменты в результате их обращения.

Рис. 2. Обобщенная схема организации  инфраструктуры финансового рынка

В рамках инфраструктуры можно  выделить  ее основные составляющие:

  • торговая система как совокупность элементов инфраструктуры,   включающая биржи и иных организаторов торговли, обеспечивающих куплю/продажу финансовых инструментов;
  • расчетная система как совокупность элементов инфраструктуры, включающая банки и небанковские кредитные и клиринговые организации, обеспечивающая клиринг сделок с финансовыми инструментами, ведение денежных счетов участников торговли финансовыми инструментами и их клиентов и осуществление расчетов по ее результатам;
  • учетная система как совокупность элементов инфраструктуры, включающая регистраторов и депозитариев, обеспечивающая фиксацию и учет перехода прав собственности на финансовые инструменты в результате их обращения.

6)Оптимизация механизма регулирования

Анализ моделей организационно-экономического механизма регулирования рынка финансово развитых стран и стран с развивающимися рынками позволил выделить две основных модели построения указанного механизма:

  • по секторальному/институциональному принципу, когда регулирование осуществляется различными органами управления дифференцированно по группам финансовых институтов,
  • по функциональному/целевому принципу, при котором функции установления норм, направлений развития рынка, контроля, надзора и защиты прав инвесторов осуществляются различными  органами управления.

С учетом отечественного и  мирового опыта развития финансового  рынка при оценке организационно-экономического механизма регулирования финансового  рынка  предлагается исходить из необходимости  выделения трех уровней регулирования:

  • уровня законодательных органов;
  • уровня государственных регулирующих органов;
  • уровня саморегулируемых организаций.

  Реализация функций регулирования финансового рынка должна относиться к компетенции не только законодательных органов и специальных органов государственного управления, но и саморегулируемых организаций участников рынка (СРО), уполномочиваемых в силу закона применять правила разработанных ими стандартов к своим членам. 3Учитывая самофинансирование отраслевого регулирования со стороны СРО, государство может сфокусироваться на своих собственных приоритетах и направить ресурсы на решение вопросов, в которых наиболее необходимо его участие. Поэтому на финансовых рынках развитых стран СРО являются неотъемлемой их составляющей, образуя самостоятельный уровень механизма регулирования.

На современном этапе  развитие механизма регулирования  финансового рынка должно осуществляться  посредством создания единого государственного органа регулирования, компетенция  которого, помимо рынка ценных бумаг, распространялась бы на страховой и, отчасти, банковский сегменты финансового  рынка. Этот орган, действующий во взаимосвязи  с СРО финансовых институтов, может  быть в перспективе определен  в качестве мегарегулятора финансового рынка, который повысит его эффективность, освободит внутренние возможности развития финансового рынка и его институтов.

Характерные особенности  мегарегулятора:

  • внутриструктурное обособление органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции, от органов, определяющих стратегию развития финансового рынка,  в т.ч. принимающих нормативные акты;
  • коллегиальный способ принятия общих нормативных актов, а зачастую и актов индивидуального характера;
  • применение, в случае необходимости, кроме бюджетного способа финансирования его деятельности, внебюджетных источников, включая сборы и платежи участников финансового рынка.

 

1  Теплякова Н.А. Финансы и финансовый рынок, 2010

2 Гейвандов Я.А. Государственное регулирование денежной и кредитной сферы в России. –М.: Логос, 2008.

3 О. В. Саввина.  Регулирование финансовых рынков – М: Дашков и Ко, 2008


Информация о работе Финансовые рынки и их регулирование