Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:11, реферат
Развитие финансовых рынков играет особую роль в развивающейся рыночной экономике. Финансовый рынок включает в себя сложную систему взаимоотношений между его участниками, органами регулирования и саморегулирования, обеспечивающую торговлю финансовыми инструментами и основанную на нормативно-правовых актах и обычаях делового оборота. В текущей обстановке важно оперативное регулирование всех уровней финансового рынка.
§3. Основные направления
регулирования финансового
Развитие финансовых рынков играет особую роль в развивающейся рыночной экономике. Регулирование является важнейшей составляющей финансовых рынков. Регулирование финансовых рынков в различных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей2.
Первая предполагает регулирование государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональным участников рынка – саморегулирующим (СРО) организациям (например, во Франции)
Вторая подразумевает передачу максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям. При этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (Великобритания). В преобладающем большинстве стран централизации и жестокость регулирования колеблются между этими концепциями.
При этом структура государственных органов, регулирующих рынков, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране (в странах с федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в США – штатам, в Германии – землям). Общей тенденций в мировой практике регулирования финансового рынка является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Регулирование финансового рынка проводится по нескольким основным направлениям.
На развитых финансовых рынках
ликвидность рассматривается как
возможность быстрой и легкой
купли-продажи тех или иных финансовых
инструментов. При этом финансовый
инструмент считается ликвидным, если
его можно обратить в наличность
при разумном уровне издержек. Высокий
уровень ликвидности небанковской
части финансового рынка или
рынка капитала в целом подразумевает
наличие на нем широкого перечня
финансовых инструментов с разнообразными
характеристиками, обладающих достаточным
уровнем ликвидности, и сопоставимым
по масштабам с другими
2) Защита инвесторов
Включает в себя такие показатели степени защищенности интересов инвестора, как: прозрачность сделок, склонность к использованию положения в корыстных целях, возможность для акционеров преследовать чиновников и директоров судебным порядком за должностные проступки и индекс степени защищенности интересов инвестора.
3) Транспарентность или прозрачность финансового рынка является одной из ключевых характеристик, влияющих на выбор инвестором обращающихся на нем финансовых инструментов в качестве объекта инвестиций. Механизмом обеспечения транспарентности финансового рынка является система раскрытия информации, формируемая в соответствии с нормативными требованиями регулятора финансового рынка.
4) Мониторинг финансового рынка
Надзор за деятельностью профессиональных участников рынка и институциональных инвесторов, а также контроль деятельности их саморегулируемых организаций. Предполагает постоянное наблюдение за основными показателями финансово-кредитной системы с целью оценки ее состояния, контроля и прогноза.
5) Развитие инфраструктуры финансового рынка
Эффективность финансового
рынка в значительной степени
предопределяется уровнем развития
его инфраструктуры и качеством
организации взаимодействия операторов
финансового рынка и
Рис. 2. Обобщенная схема организации инфраструктуры финансового рынка
В рамках инфраструктуры можно выделить ее основные составляющие:
Анализ моделей организационно-
С учетом отечественного и
мирового опыта развития финансового
рынка при оценке организационно-экономического
механизма регулирования
Реализация функций регулирования финансового рынка должна относиться к компетенции не только законодательных органов и специальных органов государственного управления, но и саморегулируемых организаций участников рынка (СРО), уполномочиваемых в силу закона применять правила разработанных ими стандартов к своим членам. 3Учитывая самофинансирование отраслевого регулирования со стороны СРО, государство может сфокусироваться на своих собственных приоритетах и направить ресурсы на решение вопросов, в которых наиболее необходимо его участие. Поэтому на финансовых рынках развитых стран СРО являются неотъемлемой их составляющей, образуя самостоятельный уровень механизма регулирования.
На современном этапе развитие механизма регулирования финансового рынка должно осуществляться посредством создания единого государственного органа регулирования, компетенция которого, помимо рынка ценных бумаг, распространялась бы на страховой и, отчасти, банковский сегменты финансового рынка. Этот орган, действующий во взаимосвязи с СРО финансовых институтов, может быть в перспективе определен в качестве мегарегулятора финансового рынка, который повысит его эффективность, освободит внутренние возможности развития финансового рынка и его институтов.
Характерные особенности мегарегулятора:
1 Теплякова Н.А. Финансы и финансовый рынок, 2010
2 Гейвандов Я.А. Государственное регулирование денежной и кредитной сферы в России. –М.: Логос, 2008.
3 О. В. Саввина. Регулирование финансовых рынков – М: Дашков и Ко, 2008