Финансовый рынок в России и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Важная роль в экономике развитых стран, которую играет рынок ценных бумаг, является необходимость технологической и инфраструктурной перестройки экономики регионов и России в целом. В настоящее время актуальной проблемой является стимулирования развития рынка ценных бумаг в ряд государственных задач, требующих полномерного содействия на всех уровнях власти. Без такой поддержки широкого выхода на рынок предприятий ожидать не приходится. В силу своей относительной замкнутости на крупных участниках российский рынок ценных бумаг в настоящее время не может выполнять своих функций в необходимом объеме, особенно в части комплексного развития экономики регионов. Именно поэтому основная инициатива формирования местных механизмов привлечения инвестиций ложится на региональные власти, исходя из стратегических интересов развития территорий.
Цель: Изучение теоретических основ финансового рынка и особенностей его регулирования.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы финансового рынка 4
1.1 Понятие финансовый рынок его сущность и виды 5
1.2 Функции финансового рынка 9
Глава 2. Особенности финансового рынка и его регулирования в России 17
2.1 Особенности финансового рынка в России 17
2.2 Рынок ценных бумаг в России и его перспективы развития 20
2.3 Перспективы российского финансового рынка 23
Заключение 27
Библиографический список 29

Файлы: 1 файл

Курсовая5.docx

— 62.47 Кб (Скачать файл)
  1. Опцион — двусторонний договор о передаче права на покупку (продажу) ценных бумаг по заранее фиксированной цене в определенное время. Если цена этой ценной бумаги повышается, покупатель использует заключенный опционный контракт и покупает ценную бумагу по цене ниже рыночной. Если цена упадет, покупатель может опцион не исполнять. Таким образом, покупая опцион, инвестор получает право купить у продавца опциона или продать ему оговоренное количество ценных бумаг по согласованной цене или отказаться от своего права. За предоставляемую инвестору возможность выбора он платит продавцу опциона премию — цену опциона, выплачиваемую покупателем продавцу против выписки опционного контракта. По срокам исполнения различают опционы двух типов: американский — может быть исполнен в любой день до истечения срока контракта; европейский — может быть исполнен только в день истечения срока контракта.

Существует  два вида опционов: на продажу и  на покупку.

Опцион  на продажу дает его владельцу  право продать ценные бумаги или  отказаться от их продажи. Опцион на покупку  дает право его владельцу купить ценные бумаги или отказаться от их покупки. Инвестор приобретает опцион на покупку, если ожидает повышения  курса ценных бумаг, и опцион на продажу, если рассчитывает на его понижение.

Важное  место на рынке занимают государственные  ценные бумаги (ГЦБ) — долговые ценные бумаги, которые эмитирует государство. По своей экономической сути все  виды ГЦБ относятся к долговым. На практике каждая самостоятельная бумага получает собственное название, позволяющее отличать ее от других видов: облигации, казначейский вексель, сертификат и др

Глава 2. Особенности финансового рынка и его регулирования в России

2.1 Особенности  финансового рынка в России

Формирование  финансовых рынков в Российской Федерации  непосредственно связано со становлением финансовых институтов. Этот процесс  осуществлялся и осуществляется до сих пор, по существу, при отсутствии завершенной законодательной базы. Деятельность многих финансовых институтов до сих пор регламентируется указами  Президента, постановлениями Правительства, инструкциями либо разъяснениями отдельных  министерств и ведомств. Безусловно, такая ситуация негативным образом  влияет на формирование и развитие отдельных сегментов финансового  рынка.

С организационной  точки зрения финансовый рынок можно  рассматривать как совокупность финансовых институтов, экономических  субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю  и продажу финансовых инструментов. Каждый финансовый институт наделен  определенными полномочиями по ведению  тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов.

Главное назначение финансовых рынков состоит  в обеспечении эффективного распределения  накоплений между конечными потребителями  финансовых ресурсов. Решение этой задачи сложно как в силу объективных, так и субъективных причин, поскольку  должны учитываться разные, порой  диаметрально противоположные интересы участников финансового рынка, большие  риски выполнения финансовых обязательств и т. п.

Основными институтами денежного рынка  являются Центральный банк РФ (ЦБ РФ) и кредитные организации (коммерческие банки, включая филиалы и представительства иностранных банков, специализированные кредитные организации).

ЦБ РФ, как и центральные банки, во всех странах, занимает приоритетное место  в финансовой системе. Правовое регулирование  его деятельности на денежном рынке, прежде всего, регламентируется Федеральным  законом "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)"

Взаимоотношения государства и финансового рынка  многоплановы. Государство может  выступать кредитором, а заемщику устанавливать общие правила  функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия.

Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка (так, фондовые биржи в ряде стран являются государственными учреждениями). Ведь от состояния фондового  рынка в значительной мере зависит  устойчивое функционирование национальной экономики. В первую очередь такая  политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной  завершенности, стандартизации операций и жёсткого контроля. Этими вопросами  в странах с рыночной экономии занимаются такие специальные учреждения, как Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам в США или  Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в России.

К особенностям российского финансового рынка  относится значимость его социальной составляющей. Граждане России требуют  разнообразия способов инвестирования своих сбережений и обеспечения  личной финансовой безопасности, поэтому  при формировании политики в отношении  рынка ценных бумаг государство  не только исходит из потребностей экономики и доступности инвестиций, но и ориентируется на учет потребностей населения в целом. Острота социальных вопросов в сфере развития рынка капиталов обусловливается также тем, что российские граждане потеряли значительную часть своих сбережений в результате инфляции, а также деятельности финансовых пирамид, обманувших вкладчиков. Для решения этих вопросов был разработан Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

В ходе финансового кризиса в России выявилась необходимость формирования такой структуры финансовых инструментов, которая обеспечивает переориентацию финансовых потоков на обслуживание потребностей конечных заемщиков, повышение  эффективности притока свободных  ресурсов и их вложение в проданные  экономические проекты. В условиях, когда снижение конкурентоспособности  государственных ценных бумаг создает  реальные возможности для развития других финансовых инструментов, формируются  предпосылки для выхода на российский Финансовый рынок корпоративных  эмитентов.

Именно  развитие реального сектора экономики, переход производителей к преимущественному  использованию денежных форм расчетов должны стать прелюдией к эффективному расширению операций финансово-кредитных  институтов с реальным сектором и  последующему оживлению работы финансового  рынка. Для сохранения конкурентоспособности  российской учетно-расчетной инфраструктуры, обеспечивающей проведение сделок на рынке ценных бумаг, в ближайшее  время требуется осуществить  ряд преобразований. Конечным результатом  этих преобразований должно стать создание учетно-расчетной системы, в которой  сделки осуществляются на биржевых площадках  путем частичного предварительного депонирования с гарантией их исполнения, расчеты по ценным бумагам  выполняются центральным депозитарием, а денежные расчеты - на основе развитой системы клиринга. Для реализации такой модели потребуются консолидация существующей системы депозитарного учета и создание центрального депозитария.

В результате создания центрального депозитария  будут снижены нерыночные риски  на российском рынке ценных бумаг (риски  утраты права собственности на ценные бумаги, риски неисполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами), ускорены расчеты по операциям с  ценными бумагами, облегчено раскрытие  информации о владельцах ценных бумаг  и проведены корпоративные действия.

Кроме того, Федеральной службе по финансовым рынкам, осуществляющей в настоящее время  регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке, должен быть придан статус коллегиального органа, что  потребует внесения изменения в  указы Президента Российской Федерации  и постановления Правительства  Российской Федерации. Принятие нормативных  правовых актов указанного органа должно осуществляться на основании решения  коллегиального органа, осуществляющего  регулирование финансового рынка. Предполагается, что члены коллегиального органа будут иметь статус государственных  служащих и назначаться Правительством Российской Федерации на определенный срок и работать на постоянной основе. При этом должна быть предусмотрена  возможность привлечения к работе указанного коллегиального органа представителей профессиональных организаций финансового  рынка.

Одновременно  следует рассмотреть вопрос о  создании органом, осуществляющим регулирование  финансового рынка, национального  совета по финансовому рынку (коллегии) и возложить на него определение  основных вопросов, имеющих большое  значение для развития финансового  рынка. В состав национального совета по финансовому рынку могут входить  представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации.

2.2 Рынок  ценных бумаг в России и  его перспективы развития

Формирование  фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных  с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. Можно выделить следующие  ключевые проблемы развития российского  фондового рынка, которые требуют  первоочередного решения:

  1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.

Целевая переориентация рынка ценных бумаг  с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и  перераспределения крупных пакетов  акций на выполнение своей главной  функции - направление свободных  денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

  1. Улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства.

Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

а) создание государственной долгосрочной концепции  и политики действий в области  восстановления рынка ценных бумаг  и его текущего регулирования (окончательный  выбор модели фондового рынка (в  настоящее время преобладает  ориентация на фондовый рынок США), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета  за счет выпуска ценных бумаг);

б) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам  и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства  и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;

Проблема  защиты инвесторов, которая может  быть решена созданием государственной  или полугосударственной системы  защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.

Опережающее создание депозитарной и клиринговой  сети, агентской сети для регистрации  движения ценных бумаг в интересах  эмитентов.

  1. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.

Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе  являются:

  1. концентрация и централизация капиталов;
  2. интернационализация и глобализация рынка;
  3. повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;
  4. компьютеризация рынка ценных бумаг;
  5. нововведения на рынке;
  6. секьюритизация;
  7. взаимодействие с другими рынками капиталов.

Тенденции к концентрации и централизации  капиталов имеет два аспекта  по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что  национальных капитал переходит  границы стран, формируется мировой  рынок ценных бумаг, по отношению  к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг  принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется  непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

Надежность  рынка ценных бумаг и степень  доверия к нему со стороны массового  инвестора напрямую связаны с  повышением уровня организованности рынка  и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством. 

Информация о работе Финансовый рынок в России и перспективы его развития